МБОУ Ершовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
Тема урока «Дружба»
Фрагмент урока работы с притчей
1. Работа с заголовком притчи до чтения. ( Слайд с заголовком «Друзья»)
Учитель: Прочитайте, как называется притча.
Ответы детей: притча называется «Друзья».
Учитель: Как вы думаете, о чём будет текст?
Ответы детей: Мы думаем, что текст пойдет о друзьях.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а зачем нужны друзья, дружба?
Ответы детей:
- Без дружбы мы не смогли бы жить, эта одна из потребностей нашей души.
- Дружба - единственная страсть, которая не слабеет с годами. В дружбе взаимоотношения основаны на доверии, общих интересах, взаимной симпатии, искренности.
- Бывают моменты, когда хочется порадовать друга, сделать ему сюрприз, сказать о своих теплых чувствах. Случается и так, что дружба стоит на пороге разрушения, и совершенно непонятно, что делать в этом случае, как поступить, что сказать. Одному принять решение всегда сложно.
- Мы так привыкли к друзьям, что не задаемся вопросом «зачем они нам?». Когда друг рядом, нам комфортно и безопасно.
- У друзей много общего – чувство юмора, восприятие окружающего мира, общее дело или время для отдыха. Но, они не близнецы. Это помогает им дополнять друг друга.
- Какая же польза от друга? Представьте, что вы в беде, кто вам поможет в первую очередь? Кто будет первым знать о вашей проблеме? Только друг! Вот он и спасет вас, бросив «спасательный круг».
- Друг всегда рядом, он очень тактичен, уважителен, он считается с вашим мнением и чувствами. Ему вы интересны не только в радостные минуты, но и во время печали.
- А знаете, чем обладает только друг, что делает его таким уникальным и нужным? Он умеет не только давать советы, но и выслушивать.
Учитель: А есть ли смысл иметь много друзей?
Ответы детей:
- Много друзей – это здорово!
- Жизнь с ними намного интереснее. Она приобретает новый, яркий оттенок.
- Друзья всегда меняют нашу жизнь, ее смысл, ее содержание.
Вывод: Но, чтобы друзей у вас становилось еще больше, нужно самому стать другом. Это нетрудно. Просто помогайте незнакомым людям, знакомьтесь с ними. С таких небольших встреч и рождаются крепкие дружеские отношения.
2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)
Друзья
В Сиракузах жили два друга - Дамон и Финтий. Дамона арестовали за долги и приговорили к смерти. «Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы устроить свои домашние дела, - попросил Дамон правителя города Дионисия,- а вместо меня останется Финтий». Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошёл вечер, Финтия уже вели на казнь. Но тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон: «Я здесь, прости, что замешкался». Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»
Учитель: Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?
Ответы детей: Да, оправдывают.
Учитель: Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?
Ответы детей:
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познаётся в беде.
Дружба - великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
Друг - твоё зеркало.
Единственный способ иметь друга - это быть другом.
3.Беседа по содержанию. Выборочное чтение. (Слайд с содержанием текста притчи.)
Учитель: В каком городе происходило действие? Прочитайте название города.
Ответы детей: город Сиракузы.
Учитель: Кто герои притчи? Назовите имена.
Ответы детей: Дамон и Финтий-друзья, Дионисий-правитель города Сиракузы.
Учитель: Что случилось с Дамоном?
Ответы детей: Дамона арестовали за долги и приговорили к смертной казни.
Учитель: О чём он попросил правителя Дионисия?
Ответы детей: Он попросил Дионисия отлучиться по семейным делам.
Учитель: Поверил ли Дионисий, что Дамон вернётся на казнь?
Ответы детей: Нет, Дионисий не поверил, что Дамон вернется на казнь.
Учитель: Почему же всё-таки правитель отпустил Дамона «устроить свои домашние дела»?
Ответы детей: Хотел проверить его дружбу, его слово.
Учитель: Кто остался вместо Дамона в тюрьме?
Ответы детей: вместо Дамона в тюрьме остался его друг Финтий.
Учитель: Что грозило Финтию, если бы не вернулся Дамон?
Ответы детей: Финтию грозила смертная казнь.
Учитель: Что спасло Финтия от казни?
Ответы детей: Мы думаем, что Финтия от казни спасла крепкая дружба.
Учитель: Какое выражение в тексте показывает, как спешил Дамон, чтобы не подвести друга?
Ответы детей: «продирался сквозь толпу»
Учитель: Чем всё закончилось? Прочитайте это из притчи.
Ответы детей: Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»
Учитель: Почему так милостив был правитель Дионисий к Дамону? Мог ли он разлучить настоящих друзей?
Ответы детей. Правитель Дионисий был милостив к Дамону, потому, что он оказался настоящим верным другом.
Учитель: Какова была просьба Дионисия к друзьям? Прочитайте.
Ответы детей: Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»
4.Вывод: Чему учит нас эта притча?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Настоящая дружба бесценна. В дружбе взаимоотношения основаны на доверии, общих интересах, взаимной симпатии, искренности. Дружба - великая сила.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.