Франция 1918 – 1938гг.
Цели урока:
1. Обучающая:
a. Проанализировать политическую, экономическую, социальную ситуацию во Франции 1918 – 1939гг.
b. Определить проблемы, пути решения, результаты
c. Проанализировать программы политических лидеров различных направлений (коммунисты, социалисты, фашисты) в ситуации выбора
d. Рассмотреть идеологические постулаты современных деструктивных идеологий (неофашизм) в ситуации выбора
e. Определить причины раскола в едином национальном движении во Франции в 1939 г.
2. Развивающая:
a. Целеполагание
b. Умение анализировать различные источники информации: видео, инфографика, исторические документы
c. Умение использовать карту как источник информации
d. Развитие монологической речи
e. Развитие критического мышления
f. Умение делать выводы, историческое прогнозирование
g. Оценивание
3. Воспитательная:
a. Толерантность
b. Коллективизм
c. Интернационализм
d. Этические нормы поведения
Тип урока: проблемный, изучение нового материала
Оборудование и материалы: компьютер, видеопроектор, доска, стикеры, маркеры, бумага А3
Источники информации:
1. Учебник «Всемирная история» 10 класс ОГН § 26-27
2. Атлас по всемирной истории 9 класс
3. Видеоролик о выступлениях «жёлтых жилетов» в Париже в начале декабря 2018г.
4. Графики и таблицы индекса промышленного производства во Франции в первой половине XX века.
5. Программа «Народного фронта» 1935г.
6. Историческая справка
Ход урока:
1. Организационный момент, деление на группы - 2 минуты
a. Согласно цветовым стикерам класс делиться на 4 рабочие группы
2. Побуждение – 3 минуты
a. Просмотр видеоролика о выступлениях «жёлтых жилетов» в Париже в начале декабря 2018г.
b. Учитель: Сегодня мы с вами видим массовые беспорядки во Франции, которые могут перерасти в столкновения более масштабного характера, возможно революционную ситуацию. Она на первый взгляд схожа с ситуацией в первой половине XX века в ряде европейских стран, в том числе и во Франции. На самом ли деле это так? Сегодня на уроке мы с вами это рассмотрим.
c. Тема урока: Франция 1918 – 1939гг.
3. Целеполагание - 2 минуты
a. Учащиеся по группам называют цели урока, на доске маркером отражаем данные цели
4. Реализация
a. По группам рассмотреть ситуацию во Франции после первой мировой войны – 5 минут, заполнение таблицы по 1 колонке в тетради:
i. В экономике
ii. Во внутренней политике – политические партии 1918 – 1923гг.
iii. Во внешней политике – итоги Версальско – Вашингтонской системы
iv. Во внешней политике – территориальные изменения
b. Выступления от групп – 3 минуты, записи в таблицу в тетради
c. Выводы – как можно было изменить ситуацию в этот исторический период? – по 1 предположению от группы – 2 минуты
d. Учитель: Действительно, объединённым политическим силам удалось во Франции избежать проблемы революции, реформами создать условия для развития страны в период 1923 – 1929 г. Но в 1929 г. произошло событие, которое изменило историю человечества – мировой экономический кризис, который называют «Великой депрессией» (1929 – 1933гг.)
e. Как кризис отразился на Франции? – проанализируем данные графиков и таблиц – 3 минуты:
i.
Индекс промышленного производства
Учитель: Экономический кризис очень сильно отразился на всех слоях населения Франции – рабочих, крестьянах, мелкой и средней буржуазии, интиллегенции.
f. Выбор группами позиции социальных слоёв – стикеры с названиями социального слоя вытягивают представители групп
Учитель: В данной экономической ситуации в начале 30х годов XX века во Франции начались протесты, волнения, активизировались различные политические партии, которые стремились к власти.
g. Выступления учащихся, представляющих лидеров политических партий на выборах – 3 минуты:
i. Коммунисты – Морис Торез
ii. Социалисты – Леон Блюм
iii. Фашисты – полковник Франсуа де ля Рок
h. Выслушав выступления, каждая группа определит, за кого она проголосует на выборах - 2 минуты (выбор определяется стикером), записи в тетради по итогам выступления – Что я получу от будущего правительства?
i. Объяснение и обсуждение выборов, выводы – 5 минут
j. Что же произошло на самом деле? Кто победил? Правильно ли мы сделали свой выбор? - чтение по группам исторической справки – 2 минуты
Историческая справка:
События февраля 1934 г. были восприняты французскими
коммунистами как сигнал к началу активных действий по формированию левой
коалиции — единого фронта антифашистских сил. Наиболее вероятным союзником в
создании антифашистского фронта представлялась СФИО, левое крыло которой под
руководством Жана Жиромского также активно ратовало за сотрудничество с
коммунистами. После предварительных переговоров в июле 1934 г. руководство
обеих партий подписало пакт о единстве действий. Предполагалось объединение
усилий социалистов и коммунистов в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите
демократических свобод и конституционного строя.
Переломным для формирования левой коалиции, способной прийти к власти, стал
1935 год. В ходе подготовки и проведения массовой политической манифестации 14
июля коммунистам и социалистам удалось прийти к соглашению о совместных
действиях с партией радикалов и радикал-социалистов.
К январю 1936 г. была подготовлена и программа Народного фронта. Ее ключевыми
идеями стали защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом,
демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и
борьба за разоружение. В разделе экономических целей предусматривалось
сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому
оздоровлению. Программа ставила задачи национализации важнейших предприятий и
банков, планового развития экономики, государственного контроля над всеми
финансовыми операциями, активной инвестиционной политики государства и усилении
регулирования трудовых отношений.
На выборах в мае 1936 года партии Народного фронта получили
389 из 618 мест в Палате депутатов. Социалисты получили 19,86 % голосов,
коммунисты — 15,26 %, а радикал-социалисты — 14,45 %.
Другие левые получили 7,6 % голосов. По сравнению с выборами 1932 года
коммунисты значительно увеличили своё влияние, социалисты сохранили, а
радикал-социалисты потеряли. Только 174 депутата были избраны в первом туре, а
424 во втором. Согласно договорённости между партиями Народного фронта, они вместе
поддерживали одного из своих кандидатов, вышедшего во второй тур. Наибольшее
количество мест получили социалисты, поэтому их лидер, Леон Блюм, возглавил
правительство. В правительство вошли также радикалы. Коммунисты не стали
участвовать в формировании правительства, хотя и поддержали его в парламенте.
5. Оценивание урока: - 1 минута
a. Взаимооценивание по кругу: жестово – символьное - «пятёрочка» - поднять ладонь, показать оценку работы на уроке по группам количеством пальцев
6. Рефлексия: - 5 минут
Учитель: Мы с вами определили выбор населения Франции и его судьбу в период 1918 – 1939 гг., фашизм не победил во Франции, но как говорят философы, «История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики» И. Ганди
Сейчас в Европе и некоторых странах СНГ существует движение неофашистов. Возможно ли сегодня, исходя из последних событий, которые вы видели на видеозаписи, изменение ситуации, приход неофашистов к власти?
a. Выступления учащихся – Чего хотят неофашисты?
b. Выберет ли население Франции представителей неофашизма при политическом кризисе и отставке президента Франсуа Макрона?
7. Домашнее задание: - 1 минута
a. Каковы перспективы будущих выборов во Франции? – тема для домашнего эссе.
b.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.