Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников.
Задачи:
Образовательная
познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
Развивающая
развивать умение работать со словарями, развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор;
Воспитательная
воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.
Оборудование:
Раздаточный материал: карточки (Приложение 1) и тесты (Приложение 2)
Ход урока:
Прочитайте стихотворение про одного ученика:
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
В этом стихотворении много фразеологизмов. А что это такое, вы узнаете сегодня на уроке.
§ Громко лает, а в дом не пускает.
§ Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Этот зверь – лесной …
§ Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
§ Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
§ Стоит копна
Посреди двора.
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
§ Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(По ходу отгадывания на доску вывешиваются картинки с изображением этих животных.)
- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.
- Что объединяет эти слова?
- На какие 2 группы их можно разбить? (птицы и звери, дикие и домашние животные, слова из 2 и 3 слогов, и т.д.)
Звери Ванюшу так ласково любят,
Звери балуют его и голубят.
- Какими словами можно ещё заменить слова «балуют» и «голубят»?
- Кто вспомнил, из какой книги взяты эти строчки?
Это был отрывок из произведения Корнея Чуковского «Крокодил».
- Какие ещё произведения Чуковского вы знаете?
Послушайте историю из книги Чуковского «От двух до пяти»:
…Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться:
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…
Что имела в виду Светина мама? Почему девочка не поняла её?
В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.
Сравните:
Повесить нос |
Повесить пальто |
Взять себя в руки |
Взять ребёнка на руки |
- В каком столбике выражения имеют переносное, шуточное значение?
- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (огорчиться; успокоиться)
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.
А теперь давайте ещё раз прочтём стихотворение про Глеба:
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Найдите фразеологизмы в этом стихотворении.
Работа со словарём.
А что значит – «бить баклуши»? Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю:
Теперь вы разъясните, что значит:
§ свалился, как снег на голову
§ вешать лапшу на уши
§ как кот наплакал
§ задали стрекача
Выборочное списывание.
На доске записаны выражения: в час по чайной ложке, сложа руки, навязнуть на зубах, прожужжал все уши, и след простыл, курам на смех, и был таков.
Найдите среди данных фразеологизм со значением: бездельничать; очень медленно; надоел; очень глупо, нелепо; быстро исчез.
Работа с карточками.
А сейчас положите перед собой карточки.
- Кто узнал, какие фразеологизмы здесь спрятались?
- Какие ещё фразеологизмы, связанные с частями тела, вы знаете?
Теперь от шуточной анатомии перейдём к зоологии. Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)
Работа с тестами.
Как видите, фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. А о каком человеке можно сказать так:
Он выйдет сухим из воды:
o ловкий
o робкий
Он звёзд с неба не хватает:
o умный
o глупый
У него денег куры не клюют:
o богатый
o бедный
У него семь пятниц на неделе:
o надёжный
o рассеянный
У него зимой снега не выпросишь:
o щедрый
o жадный
У него душа нараспашку:
o наивный
o скрытный
Он водит всех за нос:
o показывает людям дорогу
o обманывает людей
9. Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
10. Итог урока.
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего служат фразеологизмы в речи?
- Какие новые для себя фразеологизмы вы сегодня узнали?
КАРТОЧКА-ТЕСТ
О каком человеке так говорят:
1. Он выйдет сухим из воды:
o ловкий
o робкий
2. Он звёзд с неба не хватает:
o умный
o глупый
3. У него денег куры не клюют:
o богатый
o бедный
4. У него семь пятниц на неделе:
o надёжный
o рассеянный
5. У него зимой снега не выпросишь:
o щедрый
o жадный
6. У него душа нараспашку:
o наивный
o скрытный
7. Он водит всех за нос:
o показывает людям дорогу
o обманывает людей
КАРТОЧКА-ТЕСТ
О каком человеке так говорят:
1. Он выйдет сухим из воды:
o - ловкий
o - робкий
2. Он звёзд с неба не хватает:
o умный
o глупый
3. У него денег куры не клюют:
o богатый
o бедный
4. У него семь пятниц на неделе:
o надёжный
o рассеянный
5. У него зимой снега не выпросишь:
o щедрый
o жадный
6. У него душа нараспашку:
o наивный
o скрытный
7. Он водит всех за нос:
o показывает людям дорогу
o обманывает людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.