ФундировФормирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основеание как механизм и метод формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе
Оценка 4.6

ФундировФормирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основеание как механизм и метод формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе

Оценка 4.6
docx
08.07.2021
ФундировФормирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основеание как механизм и метод формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе
Формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе.docx

Фундирование как механизм и метод формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе

 

В настоящее время каждый человек стремится внутри своей профессии стать не просто конкурентноспособным, эрудированным, но и занять достойное место в обществе. Учитель же, как никто другой должен быть компетентным в образовательной сфере деятельности, так как на нем лежит ответственность за детей, которых он обучает и воспитывает.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю, который сегодня выступает не как транслятор знаний, а как человек, способный проектировать совместную деятельность с учащимися.

Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем.

Изменились требования к современному уроку. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы.

Учитывая, что математика занимает особое место в общем среднем образовании, в профессиональных стандартах выделяют такие компетенции, как:

- предметная;

- профессиональная;

- общепедагогическая.

Если профессиональная компетенция подразумевает под собой формирование математической культуры, общепедагогическая – определение трудностей усвоения учебного материала, то предметная включает в себя разработку уроков, использование различных методов и форм обучения на уроках математики и т.д. [8].

Все компетенции требуют от учителя умения ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, заниматься поиском недостающих ресурсов, осваивать новые технологии. То есть, можно сказать, компетенции предполагают освоение учителем принципа преподавания математики, формирование умения конструировать уроки с учетом современных требований, владение передовым педагогическим опытом, формирование умения систематизировать и обобщать собственный опыт.

Для достижения целей учитель должен уметь так организовать обучение, чтобы обеспечивался переход, трансформация от одного типа деятельности к другой с соответствующей сменой мотивов, потребностей, целей, средств и действий.

В процессе педагогической деятельности одной из задач познавательной деятельности учителя выступает перенос готовых знаний на решение более сложных задач.

Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся. Данная точка зрения базируется на достижениях теории обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).

Согласно С.Л. Рубинштейну, «…генерализация отношений предметного содержания выступает и осознается как генерализация операций, производимых над обобщенным предметным содержанием» [7].

Для восполнения дефицита при отборе предметного содержания и реализации инновационной деятельности учителя Е.И. Смирнов  предлагает взять за основу фундирование опыта личности, в основе которой лежат идеи В.Д. Шадрикова.

Термин «фундирование» применяется в разных науках для описания онтологического обоснования отношений, т.е. можно сказать, что – это процесс создания неких условий.

Согласно Э. Гуссерль, «фундирование может быть как односторонним (А фундировано в B), так и двусторонним (фундированность А и В друг в друге).

Понятие «фундирование» введено Е.И. Смирновым, В.Д. Шадриковым в начале XXI века и под ним рассматривается «процесс формирования целой системы педагогической деятельности учителя, а также как процесс создания условий для углубления и расширения имеющихся школьных знаний» [23].

Фундирование осуществляется на базе психолого-педагогических, организационно-методических условий и механизмов, в ходе которого осуществляется актуализация и интеграция базовых знаний общего образования и вузовских путем обобщения и расширения практического опыта будущего учителя.

Фундирование как механизм и метод формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе характеризуется следующими направлениями [3]:

1)освоение современных областей науки на основе выявления генезиса, преемственности об обобщенности школьных базовых учебных элементов, универсальных учебных действий и способов деятельности от истоков до настоящего состояния на основе личностных предпочтений:

-                   освоение научных знаний и приемов деятельности в учебном процессе; вскрытие значимости базовых учебных элементов в их связи с дидактическими элементами;

-                   использование исследовательского подхода с применением современных возможностей и методов;

-                   формирование приемов научного мышления в решении как учебных, так и профессиональных задач;

2)создание условий (психологических, педагогических, организационно-методических, материально-технических) для целостности, иерархичности и уровневости, спиралевидности и направленности развертывания содержания обучения предмету в опоре на выделение, обобщение и освоение базовых учебных элементов и приемов деятельности в единстве структурообразующих компонентов интеграции науки и образования:

-                   на основе учета потенциала личностного опыта развертывание единой системы дидактических компонентов предметного содержания;

-                   освоение научного знания в целостности таких компонентов, как теоретический, практический, прикладной, эвристический, деятельностный, школьный;

3)преемственность содержательных линий школьного образования и современных тенденций в развитии научного знания, вариативность и доступность способов решения педагогических и учебных задач на уровне междисциплинарных взаимодействий, прикладных и эвристических экскурсов:

-                   выделение содержания и этапов расширения базовых школьных знаний в контексте научных знаний;

-                   актуализация педагогического опыта с применением современных ИКТ; интеграция приемов и методов научного и школьного содержания;

4)создание условий (психологических, педагогических, организационно-методических, материально-технических) для развития креативности, поисковой и творческой активности педагога в решении учебных и профессионально-ориентированных задач, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий:

-                   освоение новых учебно-практических комплексов, спецкурсов, методических материалов;

-                   творческий подход к практико-предметной деятельности.

Сам принцип фундирования задает базу для спиралевидной схемы моделирования базовых знаний по математике, то есть школьные знания являются системообразующим фактором, что в дальнейшем позволяет углубить теоретические обобщения и включить полученные знания в структуру профессиональной деятельности учителя.

Как отмечает Е.И. Смирнов, для развития системы образования необходимо разрешить и такие внешние и внутренние факторы, как:

-                   повышение престижности педагогического образования и в целом статуса педагога;

-                   разработка и реализация нормативно-правовой базы концепции профессионального педагогического образования;

-                   разработка и внедрение механизмов повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей;

-                   требования к личности будущего педагога и его профессиональной деятельности  должны соответствовать и содержанию педагогического образования;

-                   согласованность методологических походов в процессе преемственности образовательных стандартов на всех этапах педагогического образования;

-                   наличие обоснованных на теоретическом уровне и апробированных на практике научно-методических подходов подготовки будущих учителей;

-                   скоординированность тематики научных исследований, поддержка прикладных и фундаментальных исследований [см,].

В настоящее время, по мнению В.Н. Белкиной, Е.И. Смирнова, А.С. Тихомирова и других исследователей, при подготовке будущих учителей математики, на начальном этапе обучения студентов осваивают фундаментальные и психолого-педагогические теории и методики, что не совсем качественно влияет на дальнейшее формирование профессионально-педагогической деятельности. На предметную подготовку в результате выделяется недостаточный объем часов, а концепция фундирования, по мнению авторов, позволит разрушить противоречия в процессе подготовки будущих учителей.

В современных условиях перехода к уровневому образованию рассмотрение идеи и концепции фундирования приобретает новые качественные характеристики в свете усвоения опыта до развития функциональных механизмов психики и типологических свойств личности (восприятие, мышление, способности, рефлексия и т.п.) [20].

Принципиальным отличием структурообразующего принципа фундирования является определение основы для спиралевидной схемы моделирования базовых знаний, умений, навыков предметной (в том числе математической) подготовки студентов педвузов. Начиная со школьного предмета, через послойное фундирование его в разных теоретических дисциплинах, объем, содержание и структура предметной подготовки должны претерпеть значительные изменения в направлении практической реализации теоретического обобщения школьного знания по принципу «бумеранга» [смирн, бел, С.137].

Значит, в современный период модернизации общего и высшего профессионального образования инновационная деятельность станет насущной нуждой успешности педагогической деятельности каждого педагога, и ее реализация обязана быть продуктом плодотворного общения ученых и учителей, вызывает научного обоснования и обобщения передового педагогического опыта. Для повышения эффективности современного образования и подготовки будущих учителей могут выступить механизмы и методы формирования профессиональных компетенций будущего учителя на основе концепции фундирования.

В своем исследовании под фундированием, мы будем понимать «процесс формирования целой системы педагогической деятельности


 

Скачано с www.znanio.ru

Фундирование как механизм и метод формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе

Фундирование как механизм и метод формирования нового качества профессиональных компетентностей учителя на инновационной основе

Все компетенции требуют от учителя умения ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, заниматься поиском недостающих ресурсов, осваивать новые технологии

Все компетенции требуют от учителя умения ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, заниматься поиском недостающих ресурсов, осваивать новые технологии

Согласно Э. Гуссерль, «фундирование может быть как односторонним (А фундировано в

Согласно Э. Гуссерль, «фундирование может быть как односторонним (А фундировано в

ИКТ; интеграция приемов и методов научного и школьного содержания; 4)создание условий (психологических, педагогических, организационно-методических, материально-технических) для развития креативности, поисковой и творческой активности педагога в решении…

ИКТ; интеграция приемов и методов научного и школьного содержания; 4)создание условий (психологических, педагогических, организационно-методических, материально-технических) для развития креативности, поисковой и творческой активности педагога в решении…

Как отмечает Е.И. Смирнов, для развития системы образования необходимо разрешить и такие внешние и внутренние факторы, как: - повышение престижности педагогического образования и в целом…

Как отмечает Е.И. Смирнов, для развития системы образования необходимо разрешить и такие внешние и внутренние факторы, как: - повышение престижности педагогического образования и в целом…

В современных условиях перехода к уровневому образованию рассмотрение идеи и концепции фундирования приобретает новые качественные характеристики в свете усвоения опыта до развития функциональных механизмов психики…

В современных условиях перехода к уровневому образованию рассмотрение идеи и концепции фундирования приобретает новые качественные характеристики в свете усвоения опыта до развития функциональных механизмов психики…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2021