Функции и значение разделов языка в формировании культуры речи
Оценка 4.8

Функции и значение разделов языка в формировании культуры речи

Оценка 4.8
Документация
doc
русский язык
1 кл—4 кл
30.11.2020
Функции и значение разделов языка в формировании культуры речи
Для преподавания русского языка в начальной школе
Лекция 1.Функции и значение разделов языка в формировании культуры речи .doc

Лекция 1. Функции и значение разделов языка в формировании культуры речи

Содержание:

1.     Фонетика в русском языке.

2.     Словообразование- как наука о языке.

 

 

Тема 1.  Фонетика в русском языке.

Фонетика- от греч. phonetikos- звуковой. Это раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, акустические и артикуляционные его свойства, законы их образования и правила функционирования. Первоначально, фонетика изучала физиологические характеристики звуков речи, позже фонетика занялась исследованием особенностей звучания (акустика речи) и особенности восприятия фонетических единиц человеческим органом слуха.  История изучения фонетики насчитывает более, чем двухвековую историю, начинаясь со времен Ломоносова. За это время развитие фонетики совершенствовалось и развивалось, широко стало применяться экспериментально-фонетические исследования различных элементов звукового строя языка, как его литературной формы и диалектов.

Речь человека складывается из звуков, представляя собой непрерывную смену артикуляцию. Речевые органы приводятся в движение и возникает звук. Звук речи- минимальная единица речевой цепи, возникающий как результат артикуляции и имеющий определенные свойства акустики. Самостоятельно звук не имеет значения, но является основой единицей языка как слово и предложение.  Звуки выполняют важную функцию: создают внешнюю, звуковую оболочку слов, что помогает отличать их друг от друга. Слова отличаются содержанием количества звуков, набором звуков, последовательностью их расположения.  Всякий звук языка возникает в речевом аппарате при выдыхании воздуха.  Схему речевого аппарата можно рассмотреть в приложении к данной теме.  Функции речевого аппарата:

1. Дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея)-создает давление воздушной струи, необходимое для появления звуковых колебаний;

2. Гортань- место образования тона звука за счет колебания голосовых связок;

3. Полость рта и носа-резонаторы для усиления дополнительных тонов звука, появляющихся в гортани. Происходит колебание воздуха за счет колебания голосовых связок;

4. Органы произношения (активные органы): язык, губы, мягкое небо; органы, моделирующие звук (пассивные органы): твердое небо, зубы, десна.

5. Головной мозг и нервная система-управление всей работой речевого аппарата.

 Все звуки артикуляционно поделены на гласные и согласные. Основное различие состоит в способах образования этих звуков, а также их роли в формировании слова. Гласные образуют вершину слога и являются слогообразующими. Это характеризует количество гласных звуков, практически, во всех языках мира, которое уступает согласным.

Гласные звуки-это звуки, состоящие исключительно из голоса.  При их произношении участвуют голосовые связки и отсутствуют преграды в полости рта. Основная фонетическая функция гласных - это организация звуковой целостности слова и слога.

Гласные различаются:

По подъему: верхнего (закрытые или узкие), средние и нижние (открытые или широкие;

По продвинутости: гласные переднего ряда и гласные заднего ряда;

По работе губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные);

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Это характеризуется степенью выраженности артикуляционно-акустических свойств. К примеру: безударный-менее передний, менее закрытый в отличии от ударного. В русском языке 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]. В ударном положении возможны все шесть гласных, тогда, как в безударном, как правило, О и Е не употребляются. И-употребляется, как правило, после мягких согласных; Ы-после твердых согласных. А, О, У –употребляются после твердых и мягких согласных.

Согласные звуки- это звуки, состоящие из шума или голоса и шума. В отличии от произношения гласного звука, при произношении согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути в полости рта преграды и имеет смыкательную артикуляцию.  Это важно, в отличии от необязательного участия голосовых связок при образовании согласных. Согласные звуки не являются слогообразующими. Согласные заметно превосходят по количеству гласные звуки.

В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных, они делятся на:

Глухие и звонкие. Эти, в свою очередь, делятся на парные и непарные. Звонкие согласные подразумевают напряжение голосовых связок, которые находятся в состоянии колебания. Это не происходит при произношении глухих согласных. 

Артикуляционные признаки согласных учитывают участие шума. В связи с этим согласные делятся на шумные и сонорные. Если происходит замена звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным на парный ему глухой, то это-оглушение. К примеру: друг – [к], ложка -[ш]. Если глухой согласный заменяется парным ему звонким, то эта замена-озвончение. К примеру: просьба –[з].

Слог- один гласный звук или несколько звуков в слове, которые при говорении воспроизводятся одним толчком воздуха. Слог-наименьшая единица слова. Любой слог заканчивается на гласный (открытый слог), к примеру: го-ра′, ли′-ни-я, ви′ш-ня, зи-ма′ и т.п., или на согласный (закрытый слог), к примеру: ди′к-тор, се′-вер, до′м, но′-жик и т.п.

Ударение- выделение слога в слове с большей силой при его произношении с применением фонетических средств: сила голоса, высота тона, долгота звучания. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге.  Ударение может быть свободное и связанное. Свободное ударение-нефиксированное, может падать на любой слог, в т. ч. и на последний, к примеру: хорошо′; на первый-до′рого; на предпоследний- подру′га. Связанное ударение –фиксированное, привязанное к конкретному слогу в слове. Этот вид наиболее характерен для таких языков, как: французский, латинский, польский, чешский, английский. По морфологической структуре ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное-может перемещаться в разных словоформах одного слова, к примеру: заря′-зо′ри; неподвижное ударение-постоянное, привязанное к одной морфеме, к примеру: кни′га, кни′гу, кни′гой.

Любое высказывание от паузы до паузы вне зависимости от его длительности, оформляется фонетически как целое, что называется интонацией высказывания или предложения. Она имеет два аспекта: коммуникативный и эмоциональный. Коммуникативный аспект сообщает о законченности или незаконченности произносимого, содержит ли оно вопрос или ответ. Эмоциональный аспект отражает эмоциональное состояние говорящего, или его намерение воздействовать на аудиторию. Коммуникативный аспект интонации важен для речи, он имеет значения:

Разделяет речь на предложения;

Участвует в разделении коммуникативных типов предложения, к примеру: Мы едем сегодня на дачу. Мы едем сегодня на дачу?

Актуально разделяет предложение, т.е. в зависимости от выделения ударением того или иного слова, будет значение сообщения в предложении.

Огромное множество звуков содержится в каждом языке. Но это многообразие сводится к небольшому числу единиц языка (фонем). Фонема- единица звукового строя, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка. Русский язык содержит 5 гласных фонем и от 32 до 37 согласных фонем. Каждая из фонем обладает своими признаками. Для определения фонемы, необходима позиция в слове, при которой различается наиболее фонем.  Позиция – это условие реализации фонемы в речи, положение фонемы в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова.  Позиции бывают сильными и слабыми. Сильные позиции различают наибольшее количество единиц. В русском языке эта позиция под ударением. Слабые позиции различают меньшее количество единиц, т.к. фонемы имеют ограниченные возможности. Эта позиция без ударения.

Транскрипция- особая система письма, применяющаяся для точной передачи звукового состава устной или письменной речи, строится на обязательном соблюдении соответствия знака и звука, который передает знак.  Каждому конкретному звуку соответствует конкретный знак. Чаще используется фонетическая транскрипция. Она передает слово в полном соответствии с его звучанием и фиксирует состав слова. Транскрипция не использует знаки препинания и прописные буквы.

Графика- совокупность особых знаков, которые позволяют передать устную речь на письме. Для этого применяются средства алфавита, т.е. совокупность букв в установленном порядке, знаки препинания и иные графические средства: пробел, черточка, дефис и т.п. Звуки устной речи не смешивают с названием этих букв.  По начертанию бывают такие виды знаков букв:

1. Большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные);

2. Печатные и рукописные.

Все буквы алфавита поделены на три группы:

1. 10 гласных букв: а, о, у, ы, э, е, ё, я, ю, и;

2. 21 согласная буква: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;

3. 2 буквы, не обозначающие звуков: ъ и ь.

Всего в алфавите 33 буквы.

Орфоэпия- совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной речи значительно облегчает языковое общение. Произношение, выбор слов, употребление грамматических форм в русском языке зависят от определенных правил. Правильное произношение позволяет людям быстрее понимать друг друга, поэтому важно следить за этим: верно произносить звуки, сочетать их, выделять ударные слоги, т.е. подчиняться правилам литературного языка.  Наиболее распространенные из этих правил:

1. Сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием (античный), но иногда произносится как ШН (конечно, скучно), или двояко ЧН и ШН (скворечник, булочная);

2. Сочетание ЧТ произносится в соответствии с написанием (мечта, прочти), иногда ШТ (союз ЧТО, ЧТОБЫ);

3. Некоторые сочетания согласных (СТН, ЗДН и т.п.) при произношении «выпадает» согласный (непроизносимые), к примеру: устный, солнце и т.п.

Все вышеперечисленные примеры раздела фонетика можно подробнее рассмотреть в приложении № 1 (Модуль 3 Дисциплина 7 Тема 1), а также в дополнительной литературе к теме и данной дисциплине.

 

Тема 2.  Словообразование как наука о языке.

Словообразование от лат. derivation- отведение. Это особый раздел науки о языке, который изучает родственные связи и структурные типы слов, образуя новые слова на основе однокоренного по словообразовательным моделям.  В лингвистики термин «словообразование» применяется в двух значениях: во-первых-это процесс образования новых слов, во-вторых-это раздел языкознания, изучающий словообразовательную систему языка. Словообразование занимается словом, его составом, способами его образования. Эта наука о языке неразрывно связана с лексикой и грамматикой. С лексикой связь словообразования состоит в пополнении словарного запаса языка новыми словами. С грамматикой в оформлении новых слов в соответствии с законами грамматического строя русского языка, т.е. все слова являются определенной частью речи со всеми признаками этой части речи.

Слово-это единица словообразовательной системы, состоит из основы и окончания. Основу слова составляют приставка, корень, суффикс. Это части слова, называющиеся морфемами. Т.е. слово состоит из морфем. Морфема-это минимальная значимая часть слова. Она не может делиться на еще более мелкие единицы. Морфемы существуют именно в составе слова, в то время, как само слово самостоятельно.  В отличии от морфем, слово владеет лексико-грамматическую соотнесенность, т.е. принадлежит к лексико-грамматическому разряду (части речи). Морфема таких характеристик не имеет. Слова воспроизводятся и могут быть образованы в процессе устного (письменного) общения, морфемы же только воспроизводимы.  Морфема имеет грамматическую форму и грамматическое значение, передает разное значение:

Лексическое-корневая морфема;

Грамматическое- служебные морфемы;

Словообразовательное- вносится аффиксами.

Иногда можно встретить нулевые морфемы. Они не выражены материально, но имеют грамматическое значение. К примеру: слово дом, зонт, луг-окончание в словах материально не выражено.

Корень слова - это главная морфема. Он предопределяет лексическое значение слова и соотносится с его понятием. Это обязательная морфема, присутствующая в любом слове. Корень-главная значимая часть слова. Оно содержит значение всех однокоренных слов. К примеру: берег, прибрежный, береговой, бережок (-берег(ж)-); водный, подводный, водяной, водичка (-вод-) и т.п. Эти слова означают предмет или его признаки и содержат единый корень.  Слова, имеющие один и тот же корень, называются однокоренными. Бывают слова с двумя корнями. К примеру: землекоп, водомер, киномеханик, языкознание, чистописание и т.п.

Аффикс- служебная морфема, видоизменяющая значение корня. Выражает отношение между словами в предложении или словосочетании. Учитывается местоположение служебных морфем по отношению к корневой морфеме, их функция, способность сочетания с другими морфемами этого уровня.

Корень, приставка, суффикс-значимые морфемы слова.

Приставка-образует новые слова или их формы. Стоит в слове перед корнем. К примеру: мирный-примирение, берег-прибрежный и т.п. Бывает, что в слове две приставки. К примеру: ход-выход-безвыходный. В основном, приставки в русском языке исконно русские: без-, от-, под-, над-, в-. Но бывают и иноязычные (суб-, анти-, контр-, экс-) К примеру: экс-президент и т.п. Приставки могут иметь не только одно значение. К примеру: при-, означает приближение (прибежать) и близость (прибрежный), или неполное действие (присел).

Суффикс-стоит в слове после корня. Служит для образования новых слов. К примеру: река-речной, учеба-ученик-учебный, школа-школьник; образует, также, новые формы слова: петь-пел, бежать-бежал и т.п.

Для связи слов в словосочетании или предложении служит морфема-окончание. Стоит в конце слова. По-иному она называется «флексия» (от лат. -сгибание). Окончание выражает разные грамматические значения: падеж и число-у существительных, числительных, личных местоимений; падеж, число, род-у прилагательных, причастий, некоторых местоимений; лицо и число-у глаголов. Может быть нулевое окончание, не выраженное звуком (дом, сон, снег, лифт и т.п.)

Есть разные способы словообразования. Словообразование-это то, как образованы и образуются слова. Среди способов образования слова выделяют:

  Морфологический способ. Это наиболее продуктивный способ образования слов. Новые слова образуются путем сочетания морфем по правилам языка. В него включены: приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение;

Приставочный способ: присоединение приставки к исходному слову (префиксальный способ). К примеру: свет-рассвет, вчера-позавчера, всегда-навсегда и т.п. При этом слово остается той же частью речи.

Суффиксальный способ: присоединение суффикса к основе исходного слова. К примеру: лес-лесник, дом-домашний, ткач-ткацкий и т.п. При этом получаемое слово часто может быть и другой частью речи. Суффикс присоединяется к основе слова.

Приставочно-суффиксальный способ: присоединение одновременно приставки и суффикса к исходному слову. Чаще этот способ применим для образования существительных или наречий. К примеру: дорога-подорожник, осина-подосиновик, Москва-Подмосковье, по-зимнему, по –русски и т.п.

Безаффиксный способ: предполагает отсоединение от слова окончания или одновременно окончание и суффикс. К примеру: отдыхать-отдых, хвалить-хвала.

Способ сложения: образование нового слова с помощью объединения в одно двух слов или двух основ.  При образовании полученные таким способом слова называются сложными. Сложные слова возникают в результате:

1. Сложения целых слов. К примеру: телефон-автомат, летчик-испытатель, вагон-ресторан;

2.Сложения основ. К примеру: физкультура, главврач, завуч;

3. Сложением начальных букв и звуков: ЭВМ, МГУ, вуз, АТС; МХАТ;

4. Сложением с помощью соединительных гласных О и Е. К примеру: вертолет, земледелие, свежемороженный.

В словообразовании важна стилистика. Стилистические ресурсы составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, эмоционально-экспрессивные. Оттенок уменьшительности-экспрессия ласкательности, шутливости, ироничности. Оттенок увеличенности- экспрессия грубости, иронии, реже-пренебрежения. Эти параметры наиболее свойственны для устной разговорной речи.

В художественной речи часто применяются прилагательные сложные, со значением оттенков цветов или качества с дополнительными оттенками. К примеру: пепельно-серый, приятно-мягкий и т.п.

Понимая способы образования речи, человеку проще подбирать слова, фразы, строить предложения для своей речи. Особенно хорошо это для текстов. Знания основ словообразования поможет пополнить словарный запас, варьировать частями речи, образуя новые слова и значения. В приложении № 2 к данной теме можно подробнее рассмотреть принципы словообразования.


Лекция 1. Функции и значение разделов языка в формировании культуры речи

Лекция 1. Функции и значение разделов языка в формировании культуры речи

Функции речевого аппарата: 1

Функции речевого аппарата: 1

К примеру: безударный-менее передний, менее закрытый в отличии от ударного

К примеру: безударный-менее передний, менее закрытый в отличии от ударного

Любой слог заканчивается на гласный (открытый слог), к примеру: го-ра′, ли′-ни-я, ви′ш-ня, зи-ма′ и т

Любой слог заканчивается на гласный (открытый слог), к примеру: го-ра′, ли′-ни-я, ви′ш-ня, зи-ма′ и т

Огромное множество звуков содержится в каждом языке

Огромное множество звуков содержится в каждом языке

Всего в алфавите 33 буквы. Орфоэпия- совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления

Всего в алфавите 33 буквы. Орфоэпия- совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления

Словообразование занимается словом, его составом, способами его образования

Словообразование занимается словом, его составом, способами его образования

К примеру: берег, прибрежный, береговой, бережок (-берег(ж)-); водный, подводный, водяной, водичка (-вод-) и т

К примеру: берег, прибрежный, береговой, бережок (-берег(ж)-); водный, подводный, водяной, водичка (-вод-) и т

Может быть нулевое окончание, не выраженное звуком (дом, сон, снег, лифт и т

Может быть нулевое окончание, не выраженное звуком (дом, сон, снег, лифт и т

Сложением начальных букв и звуков:

Сложением начальных букв и звуков:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020