Функции цвета в пейзажных зарисовках И.С.Тургенева (на примере очерков «Свидание» и «Бежин луг»)
Оценка 4.7

Функции цвета в пейзажных зарисовках И.С.Тургенева (на примере очерков «Свидание» и «Бежин луг»)

Оценка 4.7
docx
22.12.2023
Функции цвета в пейзажных зарисовках И.С.Тургенева (на примере очерков «Свидание» и «Бежин луг»)
Vorobyeva_V.docx

Функции цвета в пейзажных зарисовках И.С.Тургенева

(на примере очерков «Свидание» и «Бежин луг»)

 

Воробьева В.Э.,

студент факультета

социальных коммуникаций и филологии

ФГБОУ ВО «ГИПУ имени В.Г.Короленко» (г.Глазов)

 

Аннотация: В статье рассматриваются функции пейзажных зарисовок в очерках И.С. Тургенева «Свидание» и «Бежин луг» из «Записок охотника». Особое внимание уделяется цветовой гамме тургеневских пейзажей. Выявляется роль природных образов в создании психологического портрета героя.

Ключевые слова: пейзаж, цветовая гамма, палитра цветов, психологический портрет

 

Functions of color in landscape sketches by I.S. Turgenev

(using the example of the essays “Date” and “Bezhin Meadow”)

 

Vorobyova V.E.

 

 

Abstract: The article examines the functions of landscape sketches in the essays of I.S. Turgenev “Date” and “Bezhin Meadow” from “Notes of a Hunter”. Particular attention is paid to the color scheme of Turgenev's landscapes. The role of natural images in creating a psychological portrait of the hero is revealed.

Keywords: landscape, color scheme, color palette, psychological portrait.

 

 

В литературе цвета отражают не только состояние окружающей среды, но и самих персонажей, дают читателям понять какой герой перед ними, что он собой представляет, с какой целью автор ввел этого персонажа в произведение, каково отношение самого автора к нему.

Конечно, в каждом произведении литературы мы встречаем элементы цвета, но для раскрытия данной темы мы остановимся на цикле рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника».

В произведении можно найти значительное количество описаний природы, которая служит не только пейзажным фоном, но и находится наравне с героями, у нее есть свои черты характера, часто приглушенные, неяркие краски русской природы. Как писал П.Г. Пустовойт: «Тургенева, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, привлекают не яркие и броские ее краски, а оттенки, едва уловимые полутона». [1,19].

Можно заметить, что природа тесно связана с героями, они соотносятся друг с другом. При создании пейзажных зарисовок во всех своих очерках автор использует большую палитру цветов: «Палитра писателя <…>это в полном смысле подобие палитры живописца – цвета, краски, переливы света и тени, доступные писателю и с помощью определенного круга словесно-речевых средств воспроизводимые им в своем творчестве».[2,230].

Обратимся к очерку «Свидание», рассмотрим цветовую гамму и ее роль в рассказе.

Начиная читать, мы сразу же погружаемся в осенний пейзаж. Рассказчик описывает местность, в которой он находится – это березовая роща. Особое место он уделил описанию березы: «Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег…». [3,193].

В таких же тонах рассказчик описывает и крестьянскую девушку, которую он случайно увидел: «Чистая белая рубаха, застегнутая у горла и кистей, «<…>Густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причесанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб, белый, как слоновая кость…». [3,194].

Белый цвет обычно является одним из главных в произведениях литературы, он символизирует чистоту и невинность. Что означает береза для русского человека? Нет дерева белее, чем береза. Белый цвет, символизирующий чистоту, очень хорошо сочетается с искренним и хлебосольным характером нашего народа.Так и крестьянка Акулина подобна божеству. Неспроста автор вводит в описание героини светлые тона, она такая же чистая и невинная, как та самая березка. Девушка испытывает светлые чувства ккамердинеру, до конца не понимая, что она ему вовсе не нужна.

Рассказчик, описывая березку, выражает любовь к ней, чего мы не можем сказать об осине. Читатель сразу понимает, что это дерево повествователю не по душе: «Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево — осину — с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, <…>не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам».[3,193].

Даже если бы рассказчик не сказал, что он не любит это дерево, читатель мог бы понять это сам, только опираясь на цвета, которые он наблюдает в описании осины. Если сравнивать цвета стволов двух деревьев, березы и осины, то мы уже можем сделать выводы, что осина не такая уж и «чистая», а в ее серо-зеленых листьях нет жизни. Автор сравнивает их с металлом, он называет их неопрятными. И если у рассказчика не возникают светлые чувства к этому дереву, значит, его что-то тревожит. Читая рассказ далее, мы знакомимся с молодым камердинером. Его описание точно также не вызывает у нас симпатий, мы тоже с подозрением к нему относимся: «На нем было коротенькое пальто бронзового цвета, <…>розовый галстучек с лиловыми кончиками и бархатный черный картуз с золотым галуном…». [3,195].

Все эти цвета соотносятся с барственностью, показывают, какой перед читателями щёголь, в его описании нет спокойных тонов, какие присутствуют в описании Акулины. Виктор равнодушен и холоден, он не испытывает чистого чувства к девушке. Можно сразу предположить, как сложится их дальнейший разговор, и что концовка будет совсем не радужной.

Как мы видим, через описание природы, через ее палитру, автор выходит на описание своих персонажей. Благодаря этим же приемам, можно понять и внутреннее состояние героев. Рассмотрим очерк «Бежин луг».

Начинается рассказ прекрасным июльским утром, герой-рассказчик отправился на охоту. Читатель сразу погружается в мир природы, ее краски, звуки и запахи: «Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, <…>но светлое и приветно лучезарное…».[3,69].

В описании облаков, с их «нежными белыми краями» мы опять же встречаем белый цвет, который несет в себе чистоту, а прилагательное «нежный» сразу придает ощущение легкости и спокойствия.  «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков;<…>К вечеру эти облака исчезают;<…>как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца…». [3,69].

В зарисовке нет ярких красок, нежные, приглушенные, пастельные тона дают представить читателю красоту летнего утра. Гармония природы наполняет рассказчика и передается нам через его восприятие.

Чудесное утро сменяется вечером: «начинали густеть и разливаться холодные тени».  [3,70].  А вместе с ним случается неприятное событие – охотник заблудился и все никак не мог найти дорогу домой. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча;<…>с вышины лилась темнота.<…>громадными клубами вздымался угрюмый мрак»[3,70].

Здесь нет как такового цвета, но мы сами можем представить себе его, какое тяжелое и затянутое бывает небо перед грозой? Именно такие чувства в тот момент испытывал рассказчик: напряжение и в какой-то степени безысходность. Но как только рассказчик узнал, где он оказался, картина опять становится спокойной, как и душевное состояние самого героя. Охотник очутился на лугу, где крестьянские мальчишки пасли лошадей, всю ночь герой наслаждался природой, слушал завораживающие рассказы мальчиков.  Наступило утро: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света...». [3,84].

Эти краски более яркие и насыщенные, чем в описании первого утра. Алые, красные цвета – самые яркие, они вызывают у нас чувство радости, наполненности. Именно такие чувства испытывает герой после ночной встречи с мальчишками, он наполнен энергией и жизненной силой.

Таким образом, разнообразную палитру цветов И.С.Тургенев использует не только для описания окружающей среды, но и для того, чтобы через эти описания, через эти краски, читатель почувствовал внутреннее состояние героев, а также они помогают читателю понять само отношение автора к героям. В произведениях И.С. Тургенева пейзажные зарисовки являются одним из основных приемов психологического анализа. Портреты героев и пейзажные детали создают единый образ русского мира.

 

Список литературы:

1.                 Пустовойт, П.Г.   И.С. Тургенев: художник слова / П.Г.Пустовойт. Москва: Изд-во Московского университета, 1987 — 301 с.

2.                 Тургенев, И. С.  Записки охотника / И. С. Тургенев. —Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 292 с. 

3.                 Шаталов, С.Е.  Проблемы поэтики И.С.Тургенева / С.Е. Шаталов. — Москва: Издательство Просвещение, 1969. —328 с.


 

4.                

Функции цвета в пейзажных зарисовках

Функции цвета в пейзажных зарисовках

В литературе цвета отражают не только состояние окружающей среды, но и самих персонажей, дают читателям понять какой герой перед ними, что он собой представляет, с…

В литературе цвета отражают не только состояние окружающей среды, но и самих персонажей, дают читателям понять какой герой перед ними, что он собой представляет, с…

Белый цвет обычно является одним из главных в произведениях литературы, он символизирует чистоту и невинность

Белый цвет обычно является одним из главных в произведениях литературы, он символизирует чистоту и невинность

Все эти цвета соотносятся с барственностью, показывают, какой перед читателями щёголь, в его описании нет спокойных тонов, какие присутствуют в описании

Все эти цвета соотносятся с барственностью, показывают, какой перед читателями щёголь, в его описании нет спокойных тонов, какие присутствуют в описании

Но как только рассказчик узнал, где он оказался, картина опять становится спокойной, как и душевное состояние самого героя

Но как только рассказчик узнал, где он оказался, картина опять становится спокойной, как и душевное состояние самого героя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2023