Функции взрослого человека в социализации современного дошкольника.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как общение влияет на всех этапах развития ребенка? Активность ребенка, его самостоятельность. Развитие ребенка в ситуативно- делом общении, появление новых слов, развитие речи. Общение ребенка со взрослым, развитие познавательного общения. Взросление ребенка и появление внесуативно-личностной формы общения. Какие функции играет взрослый для развития личности ребенка? Какая ответственность взрослого перед детьми, за то что они наблюдают, перенимают?Как общение взрослого влияет на развитие ребенка?
Иконка файла материала Функции взрослого человека в социализации дошкольника.docx
Рубцова Наталья Валерьевна Функции   взрослого   человека   в   социализации современного дошкольника.   Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах  детства. Но особенно важным  оно является  в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.      Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две ­ три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий   взгляд.   Именно   благодаря   любви   близких   взрослых,   которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним. Потребность во внимании взрослого ­ первая и основная потребность в общении   ­   остается   у   ребенка   на   всю   жизнь.   Младенец   еще   не   выделяет отдельных качеств взрослого. Ему совершенно безразличны уровень знаний и умений старшего человека, его социальное или имущественное положение, ему  даже   все равно,  как  он  выглядит   и  во  что  одет. Малыша  привлекает только личность взрослого и его отношение к нему. Поэтому, несмотря на примитивность   такого   общения,   оно   побуждается   личностными   мотивами, когда   взрослый   выступает   не   как   средство   для   чего­то   (игры,   познания, самоутверждения),   а   как   целостная   и   самоценная   личность.   Ситуативно­ личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев.   В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой­либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка.Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. В этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым ­ ситуативно­деловая и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что­то с ними делать. "Деловые" качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.   Значение такого общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.     Во­первых, в таком общении ребенок овладевает   предметными   действиями,   учится   пользоваться   бытовыми предметами:   ложкой,  расческой,  горшком,  играть   с  игрушками,  одеваться, умываться   и.т.д.       Во­вторых,   здесь   начинает   проявляться   активность   и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя   независимым   от   взрослого   и   свободным   в   своих   действиях.   Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.     В­третьих, в ситуативно­деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово. Причем эту задачу ­   сказать   то   или   иное   слово   ­   опять   же   ставит   перед   ребенком   только взрослый.  Сам   ребенок,  без   побуждения   и   поддержки   взрослого,   говорить никогда   не   начнет.   В   ситуативно­деловом   общении   взрослый   постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово.   Очевидно,   что   появление   внеситуативного   общения   существенно   Внеситуативное раздвигает   горизонты   жизненого   мира   дошкольника.     общение   становится   возможным   только   благодаря   тому,   что   ребеноковладевает   активной   речью.   Ведь   речь   ­   это   единственное   универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о   предметах,   отсутствующих   в   данный   момент   перед   глазами   ребенка,   и действовать   с   этими   образами   и   представлениями,   которых   нет   в   данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за   называется   внеситуативным. пределы   воспринимаемой   ситуации, Существует   две   формы   внеситуативного   общения   ­   познавательная   и личностная.       При   нормальном   ходе   развития   познавательное   общение   складывается примерно к четырем­пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в   основном   направлены   на   выяснение   закономерностей   живой   и   неживой природы.     Детей   этого   возраста   интересует   все:   почему   белки   от   людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу   и   т.   д.   Ответы   на   все   эти   вопросы   может   дать   только   взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о   происходящих   событиях,     предметах   и   явлениях, вокруг.     Интересно,   что   детей   в   этом   возрасте   удовлетворяют   любые   ответы взрослого.   Им   вовсе   не   обязательно   давать   научные   обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.     В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положениевещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не   остались   незамеченными.   Дело   в   том,   что   в   дошкольном   возрасте складывается   новая   потребность   ­   потребность   в   уважении   со   стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему  нужно серьезное, уважительное отношение  к его  вопросам, интересам   и   действиям.   Потребность   в   уважении,   в   признании   взрослым становится   основной   потребностью,   побуждающей   ребенка   к   общению.          В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда  взрослый отрицательно  оценивает  их  действия,  ругает, часто  делает замечания.  Если   дети   до   трех­четырех   лет,  как   правило,   не   реагируют   на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно,   чтобы   взрослый   не   просто   заметил,   но   обязательно   похвалил   их действия,   ответил   на   их   вопросы.   Если   ребенку   слишком   часто   делают замечания,   постоянно   подчеркивают   его   неумение   или   неспособность   к какому­нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремиться избежать его.       Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерно:  1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о   ситуации; вещах, 2)   познавательные   мотивы   общения,   любознательность   детей,   стремление находящихся конкретной не в           мир,   что   проявляется   в   детских   вопросах; объяснить 3)   потребность   в   уважении   взрослого,   которая   выражается   в   обидах   на оценки. замечания        Внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие отрицательные и       среди   окружающих   людей.   Человеческие   отношения,   нормы   поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо ­ эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать тольковзрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть­семь лет, правила поведения,   человеческие   отношения,   качества,   поступки   интересуют   уже самих  детей. Им  важно  понять  требования  взрослых, утвердиться   в  своей правоте.   Поэтому   в   старшем   дошкольном   возрасте   дети   предпочитают разговаривать   с   взрослым   не   на   познавательные   темы,   а   на   личностные, касающиеся   жизни   людей.   Так   возникает   самая   сложная   и   высшая   в дошкольном   возрасте   внеситуативно­личностная   форма   общения.        Взрослый по­прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по­прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других   детей)   и   важно,   чтобы   его   отношение   к   тем   или   иным   событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка   показателем   их   правильности.   Ребенку   в   старшем   дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.        Внеситуативно­личностное общение имеет важное значение для развития личности   ребенка.   Это   значение   заключается   в   следующем.   Во­первых, ребенок   сознательно   усваивает   нормы   и   правила   поведения   и   начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во­вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым   условием   сознательного   управления   своим   поведением.   В­ третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. ­ и в соответствии с этим по­разному   свои     ними. строить      Из всего выше следующего можно сделать вывод, что взрослый человек отношения общении   в   с   предстает перед ребенком в двух функциях: как носитель социального опыта,норм   и   правил   общежития,   знаний   о   мире   и   как   организатор   процесса воспитания и обучения ребенка. И первая и вторая функция реализуется в двух формах: стихийно и целенаправленно.      Каждый взрослый к моменту его встречи с ребенком уже имеет довольно большой опыт жизни в обществе. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно   и   принято   сегодняшними   взрослыми.   Общаясь   со   взрослым, ребенок   наблюдает   за   его   деятельностью,   слышит   его   оценки,   видит   его поступки.   И   хотя   все   это   может   быть   и   не   направлено   на   ребенка,   он впитывает в себя этот опыт. Особенно если ребенок привязан к взрослому, если он его любит, как например родителя. Но даже если ребенок наблюдает за незнакомым взрослым, привлекшим его внимания своими действиями, он также что­то берет для себя — стихийно, неосознанно.       Существуют   три   функции   взрослого.   И   первая   из   них   —   взрослый   — носитель   ценностей   —   может   реализовываться   целенаправленно.   Это происходит   в   тех   случаях,   когда   родители,   воспитатели   преднамеренно демонстрируют   ребенку   свои   оценки,   отношение,   поступки,   делая   себя образцом   для   подражания,   своеобразным   «учебным   пособием».   Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.     С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основу механизма воздействия  на ребенка   лежат   такие   особенности   детства   как   подражание   и   потребность приобщения   к   миру   взрослых   людей.   Ведущими   служат   методы,   которые способствуют реализации данной функции в целенаправленной форме. Для ребенка   —   это   наблюдение,   а   для   взрослого   —   организация   совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.      При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого­ иллюстрация своеговнутреннего социально­нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что ребенок постоянно наблюдает за ним и всегда готов к подражанию. Поэтому так   велика   ответственность   взрослого   перед   детьми   за   то,   что   они   могут переносить, перенимать и наблюдать.       Вторая   функция   взрослого   в   социализации   ребенка   —   функция   организатора процесса передачи социального опыта. И эта функция так же реализуется как целенаправленно, так и стихийно.         Целенаправленно   реализует   эту   функцию   педагог,   осуществляя   свою профессиональную   деятельность.   Родители   тоже   могут   целенаправленно организовывать   процесс   воспитания   и   обучения   своих   детей,   обогащая   и совершенствуя тем самым их социальный опыт. Это возможно тогда, когда родители   задумываются   над   тем,   что   и   как   они   хотят   воспитать   в   своем ребенке,   осознанно   изучают   литературу,   ходят   по   необходимости   к специалистам.         Чаще всего так родители начинают себя вести тогда, когда у ребенка обнаруживают какие­либо отклонения. Если же процесс развития протекает ровно, спокойно, родители больше склонны к стихийной помощи детям в их социализации.        Возможна стихийная форма передачи социального опыта и со стороны воспитателя.   Однако   положительные   результаты   бывают   лишь   в   случае потребности в педагогической импровизации. Но стихийной эту форму можно назвать только условно.     Взрослый человек выступает посредником между ребенком и окружающей его  социальной   действительностью.    С  самого  рождения  и  в  течении   всей своей жизни человеку приходится встречаться с разными людьми. В область общения   ребенка   попадают   и   те   взрослые,   которые   о   нем   заботятся, воспитывают, обучают постоянно и те, с которыми он встречается от случая к случаю. В следствие этого у ребенка складываются различные отношения с каждой   категорией   взрослых.   Но   все   они   оказывают   свое   влияние   насоциализирующегося дошкольника.        Всех взрослых, с которыми общается ребенок, можно   распределить по уровням   приближенности.   Каждый   уровень   характеризуется   тремя показателями:   частотой   контакта   взрослого   и   ребенка,   эмоциональной отзывчивости   контактов,   информативность.  На   первом   уровне   находятся родители, на втором — воспитатели дошкольного учреждения, на третьем — люди,   которых   дети   наблюдают   на   улице,   в   транспорте   и   с   которыми общаются   редко.   Наконец,   на   четвертом   —   взрослые,   о   существовании которых дети знают, но никогда с ними непосредственно не встречались и встретиться не могут (например, герои литературных произведений).       Особо   глубоко   первый   уровень   приближенности   был   изучен   В.В.   Кондратовой   ,   О.В.   Лобзой   ,   Т.И.   Табариной   ,   А.   Ш.   Шахмановой     и некоторыми другими, авторами которые разрабатывали содержание знаний о родителях, воспитателе и формировали на их основе представления детей. В основном   это   были   представления   о   трудовой,   профессиональной деятельности взрослых.       Более   всего   изучен   третий   уровень   приближенности   такими   исследователями как   В. И. Глотовой ,  C.М. Котляровой , Н.М. Крыловой , C.Н. Султановой , их исследования были посвящены проблемам ознакомления   с   людьми   разных детей   с   деятельностью   (трудовой)   взрослых, национальностей.   Экспериментально   проверялась   программа   знаний   для детей, в основном старшего дошкольного возраста, а в качестве результата исследования   анализировались   не   только   представления   детей,   но   и сформированное отношение к взрослым людям, к их труду.      Взрослые четвертого уровня приближенности. Представления о них стали объектом   исследования   в   работах   Н.   Ф.   Виноградовой   (знаменитые   люди творческих профессий) , Л. А. Таллер .         Ребенок   должен   воспринимать   взрослого   человека   как   личность, обладающую определенными качествами, умениями, знаниями и т.д., и какпредставителя той или иной профессии. Так, мама воспринимается малышами с личностной стороны, а шофер автобуса — с производственной.         Для   первого   и   второго   уровней   приближенности   взрослого   к   ребенку характерна эмоциональная близость ребенка и взрослого, ведущими методами являются   организация   совместной   деятельности,   индивидуальное   общение взрослых с детьми. Это могут быть совместный труд, игры, художественная деятельность, праздники, разговоры «по секрету», сочинение сказок, чтение, этические беседы, обучение детей способам проявления внимания к близким взрослым и др. Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений.        Третий уровень приближенности включает в себя беседы, наблюдения, рассказы   взрослых   о  себе,  рассматривание   картин,  фотографий,  четвертый уровень — чтение, рассказы, просмотр видеофильмов, картин, фотографий, составление собственных рассказов.     Говоря с детьми о взрослых людях, следует обращать внимание не только на положительные качества, но и на поступки, черты характера, отношение к делу,   требующие   осуждения,   при   этом   необходимо   проявлять   такт   и умеренность.     Изучение исследований и практики дало возможность определить наиболее эффективные   условия   воспитания   у   детой   эмоционально   положительного отношения к взрослым.  Эти условия: Совместная   деятельность   детей   и   взрослых   (игра,   труд   и   др.); слушание коммуникативное эпистолярное   общение;   общение;     художественных произведений; сюжетно­ролевые игры в которых отражаются быт   и   труд   взрослых;   деятельность,   дающая   моральное   удовлетворение (например,   изготовление   детьми   подарков   для   взрослых).   Выбор   условийвоспитания   у   детей   эмоционально   положительного   отношения   к   взрослым, находящимся   на   разной   степени   приближенности,   зависит   от   возраста дошкольников. Так,   формировать   у   младших   дошкольников   образ   взрослых   людей, находящихся на первой—третьей степенях приближенности, целесообразно с помощью организации совместной деятельности детей и взрослых; у старших дошкольников   —     не   только   с   помощью   совместной   деятельности,   но   и коммуникативного   общения,   деятельности,   дающей   детям   моральное удовлетворение,   сюжетно­ролевых   игр.   В   организации   деятельности   и общении   всех   возрастных   групп   дошкольников   необходимо   учитывать события общественной жизни. Итак,   психолого­педагогический   анализ   позволил   сделать следующие выводы: 1. Развитие у детей познавательного интереса дает широкую базу для дальнейшего   обучения   детей,   формирует   любознательность, стремление   к   познанию   нового,   совершенствованию   и   углублению имеющихся знаний. 2. Экспериментирование   наиболее   полно   способствует   развитию познавательных интересов, если деятельность проходит в свободной форме, основываясь на интересах и потребностях детей. 3. Социализация   современного   ребенка   дошкольника   в   общении   с взрослым человеком должна основываться на целостном восприятии взрослого,   включая   в   себя   деловые   и   личностные   качества, профессиональную деятельность человека.