Функциональная грамотность

  • Семинары
  • docx
  • 10.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Иконка файла материала Функциональная грамотность.docx

Функциональная грамотность

Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. 

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление. Разберем каждое подробнее. 

Читательская грамотность

Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».  

Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?».

Математическая грамотность

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

Естественнонаучная грамотность

Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства. 

Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с картами (например, сейсмической активности) и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).

Глобальные компетенции

Это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.

Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей — один из самых важных мягких навыков в современном мире. 

Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее. Сложность предполагаемого анализа зависит от возраста ребенка: с пятиклассниками можно поговорить о том, почему нельзя выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе уже затронуть тему социального неравенства. 

Креативное мышление

Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны. 

Обычно под креативностью люди понимают некий порыв, результатом которого становится великое открытие или произведение искусства. Он связан не только с обладанием талантом, но и с мастерством и глубоким знанием предметной области. Такие порывы психологи называют «большой креативностью», но творческий потенциал может проявляться и иначе, в обычной жизни. Для ребенка это может быть, например, удачное оформление стены над кроватью, вкусно приготовленный из остатков продуктов завтрак или удачное планирование дня, позволяющее успеть много дел. 

Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему. Последнее особенно применимо в младших классах. 

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность для школьников подразумевает, что ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия. Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.

Компьютерная грамотность

PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе. Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с учениками цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами, ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля. 

Основные компоненты компьютерной грамотности для детей:

1. Знание возможностей компьютера: поиск информации, рисование, вычисление и т.д.

2. Знание основных понятий: данные, информация, алгоритм и т.д.

3. Навыки работы с мышью и клавиатурой

4. Умение пользоваться поисковыми системами

5. Знание о том, как обеспечить безопасность в интернете: пароли, антивирусы, размещение личных данных

Функциональная грамотность в России

По уровню функциональной грамотности российские дети находятся на среднем уровне среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Тестирование PISA по функциональной грамотности проводится каждые три года, и в последний раз, в 2018 году, результаты школьников из РФ снизились – особенно это коснулось читательской грамотности. Эксперты связывают это с тем, что страна достигла «зоны комфорта» по этому показателю. При этом среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года – вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности особенно важно.

 

 

 

В современном мире умение работать с информацией — одно из ключевых. Сегодня человек получает новые данные каждую минуту: с экрана компьютера и смартфона, общаясь онлайн и оффлайн. Иногда фактов так много, что найти среди них нужный — и правдивый — крайне сложно. Особенно ребёнку. Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно. 

На примере образовательной платформы яндекс. учебник я покажу как построена работа с информацией. Педагог может наладить планомерную работу по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы уже с 1-го класса.

Курс состоит из нескольких блоков. Блок А направлен на работу с умением ориентироваться в источнике информации. Блок Б — на умение извлекать нужную информацию. Блок В посвящён умению определять характер недостающей информации и способам её восполнения. В совокупности эти блоки помогут детям не бояться текстов, графиков, схем и других источников информации, понимать их и видеть подтекст, уметь вникать в суть данных и успешно искать ответы на поставленные вопросы. Опираясь на предметные области, предложенные задания фокусируются именно на приёмах работы с информацией, представленной в разном виде.

 В этой статье речь пойдёт о блоке В.

Ниже приведена карта этого блока для каждого года обучения: видно постепенное нарастание сложности и взаимодействие с разнообразными источниками информации.

Блок состоит из 4-х групп умений, на карте они соответствуют строкам. Рассмотрим последовательно умения этого блока на примере заданий.

Пример задания для 1-го класса 

Занятия направлены на различение знаний, основанных на своём опыте, и информации, получаемой извне (из источника информации). В зависимости от года обучения и класса мы предлагаем формировать это умение на информации разного характера с постепенным усложнением: о предметах, процессах, месте-времени и взаимосвязях. Задания для 1-го класса не должны быть очень сложными, чтобы ученики не потеряли интерес к работе такого типа. 

Возьмём в качестве примера карточку, в которой нужно определить цвет животика зелёной пересмешки. 

Картинка на слайде

Если не читать текст, а ориентироваться только на название птицы, возникает представление, что цвет перьев будет везде зелёным. Тем более, что и фотографии к заданию подобраны так специально. Чтобы верно выполнить это задание, ученику нужно внимательно прочитать или прослушать описание птички и извлечь из текста необходимую информацию: «оперение пересмешки хорошо прячет её в листве деревьев — сверху оно зелёное, а снизу желтоватое». 

Далее школьник должен соотнести свои знания о том, где у птицы находится животик: сверху или снизу, с этим описанием. После этого можно сделать вывод о том, что находится внизу животик, а, значит, он жёлтого цвета. Все задания для 1-го класса озвучены, чтобы ученики, для которых чтение пока — достаточно трудоёмкий процесс, тоже работали над формированием функциональной грамотности в школе. Они имеют возможность одновременно слушать задание и следить по тексту. 

 Умение находить смысловую лакуну (незнакомое слово) и понимать его значение

Пример заданий для 3-го класса

Как правило, когда ребёнок встречает в тексте незнакомое слово, он либо не обращает на него внимание и может упустить смысл, либо останавливается в затруднении и не дочитывает предложение или абзац до конца. Чтобы ученик был внимательным, но не чувствовал себя беспомощным, нужно обучить его разным стратегиям работы с незнакомыми словами. Задания направлены на то, чтобы школьник потренировался находить значение нового для него слова с помощью картинки, по внутренней форме слова, из контекста и по разным источникам информации (например, с помощью словаря). 

Обратимся к примеру, в котором ученик работает с текстом стихотворения из школьной программы — он читает текст и подбирает картинку, которая подходит к выделенным строчкам. 

Если школьник подойдёт к выполнению задания на развитие функциональной грамотности формально, он, скорее всего, выберет первый вариант с изображением мельницы или второй, где нарисована крыша, так как зацепится за слово «крыша» или за словосочетание «от бегущих быстрых вод» в поэтическом тексте. Правильный же ответ — третий. Подсказка содержится в контексте и выделена жирным шрифтом. Ключевым для понимания здесь является слово «водоотвод».

Картинка

Во второй карточке дано стихотворение Валерия Шульжика «Листоход». Автор придумал новое слово — как понять его значение? Это можно сделать, опираясь на внутреннюю форму неизвестного слова. 

Отвечая на вопрос, с высокой вероятностью ребёнок выберет третий вариант — «листья плывут по реке». Эта карточка может послужить хорошим началом для коммуникативной практики в классе. Вы можете спросить, какие похожие на слово «листоход» слова известны ученику, на какие слова в языке мог опираться автор. Например, слово «ледоход». Предложите ребятам вспомнить определение этого слова: «​Ледоход — движение льдин на реках и озёрах под действием течения или ветра». 

Порассуждайте вместе с детьми об аналогии «​листоход — ледоход» на уровне образов, которая используется в поэтическом тексте. Обсудите, как развивается художественный образ в стихотворении Валерия Шульжика. Ведь оказывается, что это не просто новое слово, это целый поэтический образ. Чтение и понимание художественного текста также является частью функциональной грамотности. 

 

 Умение находить расхождения в разных источниках информации. Умение находить неправдоподобную информацию

Пример задания для 4-го класса

Задания этой группы помогут в формировании функциональной грамотности — умений находить ошибку на рисунке, в тексте, схеме, таблице, на карте, а также выискивать противоречия в текстах. Возрастающую трудность обеспечивают сочетания разных источников информации, разный уровень знакомства с обсуждаемыми вопросами, объём. 

Например, в задании для 4-го класса нужно сравнить несколько источников, оценив степень их достоверности. Рассмотрим его подробнее. 

Вера хочет узнать: «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?». Девочка ищет ответ на популярном сайте и находит противоречивую информацию. Ученику нужно выбрать те варианты, которые противоречат друг другу.

Картинка

Таким образом у Веры появился перечень версий — к её предположениям добавились варианты из интернета. Школьнику предлагается сравнить данные из двух источников информации — версии Веры и ответов на сайте — и выбрать, какие из предположений девочки подтверждают пользователи в интернете.

Картинка

Далее ребёнок продолжает работу с этим заданием в следующей карточке. Поскольку на форуме высказываются мнения, Вера поняла, что все версии нужно проверять на достоверность. Вера обращается к помощи энциклопедии и сайта о Японии. Так ученик понимает: чтобы найти ответ на вопрос, лучше воспользоваться более авторитетными источниками — специализированными сайтами, справочниками, энциклопедиями. 

Ученик прочитает две заметки о Японии и выдержку из Географической энциклопедии. После чего ответит на вопрос о том, какие версии Веры нашли подтверждение в энциклопедии. Работая с этой карточкой, ученик потренируется находить расхождения в разных источниках информации на уроках в начальной школе, что является важным умением в рамках развития функциональной грамотности.

К4артинка

         Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.

Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Совет №1. Начните с простых текстов

Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу.

Поэтому самые первые тексты — это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.

 

Совет №2. Предлагайте картинки вместо длинных текстов

Самым маленьким для начала можно предлагать даже не тексты, а, допустим, комиксы или графические романы. А для «легкого чтения» первоклашек и в школе, и дома вполне подойдет сборник школьных анекдотов: они короткие, их легко читать и, кроме того, они имеют полностью законченный сюжет.

Совет №3. Используйте комментированное чтение

Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.

Совет №4. Учите читать «между строк» 

Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Например, в повести «Тимур и его команда» целые главы состоят из диалогов, и многие мысли остаются неназванными, вроде бы, понятными априори. Однако не лишним тут будет обсудить прочитанное и убедиться, что и ребенку все ясно. Например, спросить, что испытывает герой, какие слова друзей вызвали у него беспокойство и почему? Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.

Совет №5. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев

Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование — это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет  проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций — этому способствует большая часть заданий по читательской грамотности.

Совет №6. Задавайте нестандартные вопросы

Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.

Совет №7. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами

Для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем уроке речь учителя, можно дать им текст по теме уроке с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами. Такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ученика и одновременно проверяют текущее положение дел. Они научат ребят концентрировать внимание на самом важном. 

О других интересных методиках формирования читательской грамотности и заданиях по читательской грамотности можно прочитать в статье, написанной по мотивам конференции «Яндекс.Учебника» и опубликованной на «Меле».

Исследования PISA о читательской грамотности: результаты России

Проблема понимания текстов детьми остро стоит во всех странах мира. Российские школьники находятся на среднем уровне. Согласно исследованиям PISA, РФ заняла 31 место из 77 (479 баллов из 1000 в 2018 году) по читательской грамотности. Средний балл российских школьников выше, чем средний по всем странам исследования, на 26 пунктов. Однако от стран-лидеров — Китая, Эстонии, Канады и других, — Россия отстает на 47 баллов. 78% российских 15-летних подростков имеют уровень читательской грамотности не ниже базового и успешно понимают информацию в тексте, однако полностью готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов только 22% ребят. 

Наш сегодняшний встречу хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». 
В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. 

Каждый из нас многодетный родитель.

Для многих детей он как личный водитель.

Детские души мы учим летать.

Кто-то из цифр, вдруг сказку разложит,

Кто-то червей по хвостам отличать,

Кто-то по-русски красиво кричать,

Атомы двигать и школу взорвать,

Высоко прыгать и быстро бежать,

В картинке увидеть язык программиста,

И по-английски поздравить министра,

Детские мысли отправить в полет,

В школьном подвале собрать звездолет.

Каждый из нас великий мыслитель,

Для детской души он как ангел- хранитель,

Труд наш бесценен, хочу вам сказать,

И пусть в нашей жизни все будет на пять!


 

Скачано с www.znanio.ru