ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников
Оценка 4.6

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

Оценка 4.6
pdf
13.08.2022
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников
ФГ-как-планируемый-результат-обучения-младших-школьников.pdf

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

         Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе готовность     готовность взаимодействовать  решать учебные и с окружающим миром   житейские задачи

                функциональная грамотность            способность                   владение строить отношения       рефлексивными

                                                      умениями

           

 

     Если образовательный     процесс протекает в рамках учебной деятельности, то личность учащегося характеризуется:

-            развитыми учебно-познавательными мотивами (1):    -  «хочу учиться»;

-            способностью принимать и «удерживать» учебную задачу (2): «понимаю, что нужно достичь»;

-            умением строить алгоритм действий (3): «умею строить процесс решения»;

-            способность к контролю и оценке (4) «умею проверить и оценить свои действия».

      

 

        ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ       

 

ИНТЕГРАТИВНЫЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ               компоненты:       

                          

читательская                    языковая информационная                      литературная коммуникативная                  математическая

социальная                                   естественнонаучная

     

          

 


Языковая грамотность младшего школьника – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих: 1) стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры; 2) целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных; 3) готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:

         умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения; 

         соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических); 

         соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; 

         умении с помощью языковых средств решать конфликты; 

         способах работы с лингвистической информацией, оценивании ее полноты, достоверности; 

         осознании ценностей современного мира, представленных в языке; 

         желании повышать уровень языковой культуры.

Результатами работы над первым компонентом: стремление       к    развитию    чувства   языка, совершенствованию   собственной    языковой культуры, являются осознание богатства, красоты и выразительности    русского      языка;    развитие мотивации      повышать    уровень собственной языковой    культуры;    развитие      чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка. При важности заданий на все составляющие особое    место    занимает     развитие      правильной мотивации.

Задание: Составь словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях.  Используй слова характер, свет, диван. К какому значению нет примера? Подбери нужное слово самостоятельно.

Мягкий _______________________  в значении «нежесткий». 

Мягкий ________________________  в значении  «приятный на ощупь».  

Мягкий ________________________  в значении «нерезкий, не вызывающий раздражения».

Мягкий ________________________  в значении «кроткий, лишённый грубости».

 

Задание: Подумай, почему было куплено неправильное количество билетов в театр.  Мама поручила своему сыну Коле под ее диктовку написать записку папе. Он это сделал и папа, прочитав записку, купил на один билет больше. 

Вот записка Коли: 

Купи билеты в театр для меня, тети, Нины и Ольги Викторовны.

 

Результатами работы над вторым компонентом: целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных, являются осознание младшим школьником возможностей использования разных языковых средств; сформированность умения обнаруживать нарушения языковых норм и неадекватность языковых средств той речевой ситуации, в которой они использованы; накопление опыта выбора языковых средств в соответствии с особенностями речевой ситуации; создание устных и письменных высказываний, отвечающих критериям содержательности, связности, соответствия нормам русского литературного языка. 

Задание: В тексте допущено две речевые ошибки. Найди их.  

 Ранним утром я иду в соседнюю берёзовую рощу. В соседней берёзовой роще хорошо и радостно в эту весеннюю пору! Сквозь листочки берёз падают на траву золотые лучики солнца. Звонко распевают птицы. Птиц песни разливаются по всей окрестности. В глубоком овраге журчит холодный ключ. Я сажусь на пенёк, достаю кружку. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

Результатами работы над третьим компонентом: готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка, является понимание младшим школьником основных характеристик изучаемых языковых единиц, особенностей их функционирования в языке; овладение методами изучения языка

 

Задание: Найди в предложении и подчеркни имя прилагательное в форме женского рода, единственного числа, дательного падежа.

Яркий луч попал в тёмный лес и открыл, что паук с верхних листиков маленькой рябины протянул к молодой берёзке блестящий путь.

 








 

 

 Читательская грамотность:

        потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

        готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

        способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

 

19




 

 1. Цель чтения. 

                Выделяются две основные цели:

        чтение с целью  получения  опыта  эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы; 

        чтение с    целью     получения и    использования информации. 

  В   связи       с    этими      целями   используются художественные и информационные тексты, формат текстов    довольно    разнообразен,   используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы и т.д.; 

У развитого     читателя      должны быть сформированы:

        умения,     целиком      основанные     на тексте: извлекать    из текста информацию      и   строить на ее

основании простейшие суждения;

        умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

 

       

     Проблемы читательской грамотности      российских школьников:        

    Противоречие между успехами  на  международном уровне и имеющимися проблемами в нашей стране:     

-     низкая потребность в самостоятельном чтении; 

-     зависимость от уровня культуры семьи;   

-     ограниченность круга чтения;   

-     замена чтения компьютером, общением в Интернете.

      

1.    Приоритет декодирования 

текста                                                    нарушение                    логики чтения,

                                                                   непонимание смысла 

2.    Неправильно сформированный 

способ чтения                                                   непонимание смысла текста

 

3.    Преобладание при обучении             

 чтению художественных текстов       задержка       понимания                                             других типов текстов

 

4.    Отсутствие индивидуального подхода

к хорошо читающим детям                             нарушение динамики                                     развития         

 

 Недостаточно владеют смысловым чтением       Приоритет чтения художественного текста.

    Текст на других уроках не является предметом обсуждения, исследования, анализа. 

     Например: а) в научно-познавательных текстах не могут выделить научную информацию, описания, элементы фантастики;

б) Не понимают, что в тексте-инструкции является главным для решения учебной задачи, не могут выделить обязательные «шаги» действия.    

 

      

   в) в учебном тексте самостоятельно затрудняются выделить учебную задачу;   

   г) в математическом тексте «не видят», можно ли при выделенных условиях решить    математическую задачу.    

  Вывод: нет переноса навыка работы с художественным текстом на осмысление других текстов. 

   Задача: развивать способность выделять особенности текста и определять его тип.  

 


ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВЫСТАВКУ «Мы едем, едем, едем»: История российских автомобилей в детских машинках и коллекционных моделях.

            Приглашаем          посетителей          музея            –          заповедника          в Коломенском окунуться           в          мир автомобилей. Благодаря выставке «Мы едем, едем, едем», которая работает во Дворце царя Алексея Михайловича, вы познакомитесь с историей создания российских автомобилей. Выставку интересно посетить всей семьей. На выставке представлены коллекционные модели, которые в мельчайших деталях повторяют реальные автомобили XX века, открытки с их изображением, детские игрушечные машинки, настольные игры, книги…..

            Дополнительная информация          о          выставке      представлена        на сайте: http://www.vm.ru/news/2014/12/24/svoj-sled-ostavil-avtomobil-274611.html Выставка проходит с 24 декабря 2014 по 9 марта2015 г.

Телефон музея-заповедника в Коломенском  8 (495) 780–79–67

Ближайшие к музею-заповеднику в Коломенском станции метро: Коломенская, Каширская

Цена билета на выставку:

Взрослый – 100 р.

Школьный  – 50 р.

Ребенок до 7 лет проходит бесплатно

 

Период года

Дни недели

Часы работы

Летний:  с 1 апреля по 29

сентября

вторник – пятница, воскресенье

с 10-00 до 20-00

суббота

с 11-00 до 19-00

Зимний: с 30 сентября по

30 марта

вторник – воскресенье

с 10-00 до 18-00 

 Данная ниже информация нужна тебе для ответов на вопросы 14-18  Режим работы выставок  музея –заповедника в Коломенском

Выходной день -  понедельник.

11.     Ребята допустили в своем объявлении одну фактическую ошибку. Найди её. Запиши, в чём ошибка. Ошибка___________________

12.     Если перед тем, как идти на выставку, ты захочешь узнать о ней больше,  как ты поступишь? 


            Ответ: ______________ 

14. Какой период года нужно смотреть при выяснении часов работы данной выставки?

Объясни почему. 

          Ответ:__________ 

Объяснение:__________

17. Дедушка пришел на выставку с

                                   Коммуникативная грамотность:

 

   способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; – готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, информационных высказываний и пр.;

   потребность в рефлексивной оценке своей коммуникативной деятельности.    

              


  Основа диалога: проблема, проблемный,  дискуссионный вопрос, гипотеза,

«провокация». 

Логика развертывания учебного диалога

       Наличие разных точек зрения (на один и тот же вопрос)

       Возникновение конфликта и его следствие

– дискуссия (обсуждение)

       Осуществление попытки сближения мнений

       Выводы, которые убедительны для всех

 

                  Формы совместной деятельности

 

 

     парная                              групповая                         работа     

                 _______________________________

                           дидактические основания    - обсуждение проблемных вопросов 

-    сопоставление разных мнений

-    аргументирование своего мнения 

                     -выработка общих обобщений и выводов

-    совместное моделирование алгоритма действий

 

üобсуждаю

ü   аргументирую / доказываю

ü   учитываю разные мнения ü   пытаюсь договариваться, 

ü   выполняю правила совместной        деятельности    

 

    Информационная грамотность:

 

 

        осознание необходимости в расширении своего информационного поля;

        способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;

        совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

 

Пример. TIMSS. Применение

Применение знаний в знакомой учебной ситуации.

        Задание. У Маши 50 зедов. Книги стоят по 12 зедов каждая. Какое самое большое число этих книг может купить Маша?

Ответ: _______

 

Правильный ответ «Маша может купить 4 книги» Выполнили верно -  71,6% (2015 г.),  64,8% (2011 г.),  средний результат по всем странам-участницам в 2015 г. – 55%)

Типичные ошибочные ответы: «4 (ост.2)», «5 кн.», «5 книг, если добавить 10 зедов», «останется 2 зеда»

TIMSS. Знание. Применение. Рассуждение 

        Применение знаний в знакомой учебной ситуации.

Задание. На уроке учитель попросил каждого ученика назвать его любимый цвет. Все ответы были записаны на доске:

Сара – зеленый Варя – желтый  Толя – синий            

Саша – желтый          Катя – зеленый          Рома – коричневый

Жора – красный  Лида – синий       Тоня – красный                 

Маша – зеленый             Паша – красный   Боря – коричневый

Дима – синий       Петя – синий        Женя – желтый

Затем учитель попросил учеников составить таблицу результатов.

Вставь в таблицу пропущенные числа.

.

Цвет 

Число учеников, которым нравится этот цвет

Синий 

4

Коричневый 

 

Зеленый 

3

Красный 

3

Желтый 

 


Применение знаний в новой ситуации

Применение знаний в новой ситуации. 

Задание. Петр заплатил за телефон за первые шесть месяцев 2008 года следующие суммы денег.

Счет Петра за телефМесяц 

он в 2008Январь 

 г.Февраль                  

Март 

Апрель 

Май 

Июнь 

Стоимость (в зедах)

65

20

60

40

60

45

 

Петр заплатил за телефон за первые шесть месяцев 2009 года следующие

За какие месяцы Петр заплатил за телефон в 2009 году меньше, чем в 2008 

году? Ответ: _________

 

Результат РФ:

2015 г. – 58%

2011 г. – 47,5 %

Обобщение информации

 Задание. Придумай вопрос, чтобы  получилась задача, в которой нет лишних данных.

Условие. В 100 г мякоти фрукта свити (мякоть составляет половину фрукта) содержится 45 мг витамина С. Суточная потребность пятиклассника в этом витамине составляет 100 мг. Коля купил свити весом 400 г и съел его. 

Вопрос ______________? 

Региональное исследование, 2017 г. Успешность выполнения – 56 %

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

Если образовательный процесс протекает в рамках учебной деятельности, то личность учащегося характеризуется: - развитыми учебно-познавательными мотивами (1): - « хочу учиться»;

Если образовательный процесс протекает в рамках учебной деятельности, то личность учащегося характеризуется: - развитыми учебно-познавательными мотивами (1): - « хочу учиться»;

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

читательская языковая информационная литературная коммуникативная математическая социальная естественнонаучная

читательская языковая информационная литературная коммуникативная математическая социальная естественнонаучная

Языковая грамотность младшего школьника – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих: 1) стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры; 2) целесообразный отбор…

Языковая грамотность младшего школьника – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих: 1) стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры; 2) целесообразный отбор…

Результатами работы над первым компонентом: стремление к развитию чувства языка,

Результатами работы над первым компонентом: стремление к развитию чувства языка,

При важности заданий на все составляющие особое место занимает развитие правильной мотивации

При важности заданий на все составляющие особое место занимает развитие правильной мотивации

К какому значению нет примера?

К какому значению нет примера?

Мама поручила своему сыну Коле под ее диктовку написать записку папе

Мама поручила своему сыну Коле под ее диктовку написать записку папе

Задание: В тексте допущено две речевые ошибки

Задание: В тексте допущено две речевые ошибки

Ранним утром я иду в соседнюю берёзовую рощу

Ранним утром я иду в соседнюю берёзовую рощу

Результатами работы над третьим компонентом: готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка , является понимание младшим школьником основных характеристик изучаемых языковых единиц, особенностей…

Результатами работы над третьим компонентом: готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка , является понимание младшим школьником основных характеристик изучаемых языковых единиц, особенностей…

Яркий луч попал в тёмный лес и открыл, что паук с верхних листиков маленькой рябины протянул к молодой берёзке блестящий путь

Яркий луч попал в тёмный лес и открыл, что паук с верхних листиков маленькой рябины протянул к молодой берёзке блестящий путь

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

Читательская грамотность: • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; • готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке,…

Читательская грамотность: • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; • готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке,…

• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. 19

• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. 19

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников

Цель чтения.

Цель чтения.

У развитого читателя должны быть сформированы: • умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; • умения,…

У развитого читателя должны быть сформированы: • умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; • умения,…

Проблемы читательской грамотности российских школьников :

Проблемы читательской грамотности российских школьников :

Интернете. 1.

Интернете. 1.

Недостаточно владеют смысловым чтением

Недостаточно владеют смысловым чтением

Не понимают, что в тексте-инструкции является главным для решения учебной задачи, не могут выделить обязательные «шаги» действия

Не понимают, что в тексте-инструкции является главным для решения учебной задачи, не могут выделить обязательные «шаги» действия

Вывод: нет переноса навыка работы с художественным текстом на осмысление других текстов

Вывод: нет переноса навыка работы с художественным текстом на осмысление других текстов

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВЫСТАВКУ «Мы едем, едем, едем»:

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВЫСТАВКУ «Мы едем, едем, едем»:

Зимний: с 30 сентября по 30 марта вторник – воскресенье с 10-00 до 18-00

Зимний: с 30 сентября по 30 марта вторник – воскресенье с 10-00 до 18-00

Какой период года нужно смотреть при выяснении часов работы данной выставки?

Какой период года нужно смотреть при выяснении часов работы данной выставки?

– при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, информационных высказываний и пр.; – потребность…

– при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, информационных высказываний и пр.; – потребность…

Основа диалога: проблема, проблемный, дискуссионный вопрос, гипотеза, «провокация»

Основа диалога: проблема, проблемный, дискуссионный вопрос, гипотеза, «провокация»

Формы совместной деятельности парная групповая работа _______________________________ дидактические основания - обсуждение проблемных вопросов - сопоставление разных мнений - аргументирование своего мнения - выработка общих обобщений…

Формы совместной деятельности парная групповая работа _______________________________ дидактические основания - обсуждение проблемных вопросов - сопоставление разных мнений - аргументирование своего мнения - выработка общих обобщений…

Информационная грамотность:

Информационная грамотность:

Пример. TIMSS. Применение Применение знаний в знакомой учебной ситуации

Пример. TIMSS. Применение Применение знаний в знакомой учебной ситуации

Задание. У Маши 50 зедов. Книги стоят по 12 зедов каждая

Задание. У Маши 50 зедов. Книги стоят по 12 зедов каждая

Сара – зеленый Варя – желтый

Сара – зеленый Варя – желтый

Применение знаний в новой ситуации

Применение знаний в новой ситуации

За какие месяцы Петр заплатил за телефон в 2009 году меньше, чем в 2008 году?

За какие месяцы Петр заплатил за телефон в 2009 году меньше, чем в 2008 году?

Условие. В 100 г мякоти фрукта свити (мякоть составляет половину фрукта) содержится 45 мг витамина

Условие. В 100 г мякоти фрукта свити (мякоть составляет половину фрукта) содержится 45 мг витамина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2022