ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников
Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе готовность готовность взаимодействовать решать учебные и с окружающим миром житейские задачи



функциональная грамотность способность владение
строить отношения рефлексивными
умениями
Если образовательный процесс протекает в рамках учебной деятельности, то личность учащегося характеризуется:
- развитыми учебно-познавательными мотивами (1): - «хочу учиться»;
- способностью принимать и «удерживать» учебную задачу (2): «понимаю, что нужно достичь»;
- умением строить алгоритм действий (3): «умею строить процесс решения»;
- способность к контролю и оценке (4) «умею проверить и оценить свои действия».
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ компоненты:

социальная естественнонаучная
Языковая грамотность младшего школьника – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих: 1) стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры; 2) целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных; 3) готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:
• умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
• соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
• соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
• умении с помощью языковых средств решать конфликты;
• способах работы с лингвистической информацией, оценивании ее полноты, достоверности;
• осознании ценностей современного мира, представленных в языке;
• желании повышать уровень языковой культуры.
Результатами работы над первым компонентом: стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры, являются осознание богатства, красоты и выразительности русского языка; развитие мотивации повышать уровень собственной языковой культуры; развитие чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка. При важности заданий на все составляющие особое место занимает развитие правильной мотивации.
Задание: Составь словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях. Используй слова характер, свет, диван. К какому значению нет примера? Подбери нужное слово самостоятельно.
Мягкий _______________________ в значении «нежесткий».
Мягкий ________________________ в значении «приятный на ощупь».
Мягкий ________________________ в значении «нерезкий, не вызывающий раздражения».
Мягкий ________________________ в значении «кроткий, лишённый грубости».
Задание: Подумай, почему было куплено неправильное количество билетов в театр. Мама поручила своему сыну Коле под ее диктовку написать записку папе. Он это сделал и папа, прочитав записку, купил на один билет больше.
Вот записка Коли:
Купи билеты в театр для меня, тети, Нины и Ольги Викторовны.
Результатами работы над вторым компонентом: целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных, являются осознание младшим школьником возможностей использования разных языковых средств; сформированность умения обнаруживать нарушения языковых норм и неадекватность языковых средств той речевой ситуации, в которой они использованы; накопление опыта выбора языковых средств в соответствии с особенностями речевой ситуации; создание устных и письменных высказываний, отвечающих критериям содержательности, связности, соответствия нормам русского литературного языка.
Задание: В тексте допущено две речевые ошибки. Найди их.
Ранним утром я иду в соседнюю берёзовую рощу. В соседней берёзовой роще хорошо и радостно в эту весеннюю пору! Сквозь листочки берёз падают на траву золотые лучики солнца. Звонко распевают птицы. Птиц песни разливаются по всей окрестности. В глубоком овраге журчит холодный ключ. Я сажусь на пенёк, достаю кружку. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!
Результатами работы над третьим компонентом: готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка, является понимание младшим школьником основных характеристик изучаемых языковых единиц, особенностей их функционирования в языке; овладение методами изучения языка.
Задание: Найди в предложении и подчеркни имя прилагательное в форме женского рода, единственного числа, дательного падежа.
Яркий луч попал в тёмный лес и открыл, что паук с верхних листиков маленькой рябины протянул к молодой берёзке блестящий путь.

![]() |

![]() |
![]() |
Читательская грамотность:
• потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
• готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
19

1. Цель чтения.
Выделяются две основные цели:
• чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы;
• чтение с целью получения и использования информации.
В связи с этими целями используются художественные и информационные тексты, формат текстов довольно разнообразен, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы и т.д.;
У развитого читателя должны быть сформированы:
• умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее
основании простейшие суждения;
•
умения,
основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать,
интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний
читателя.
Проблемы читательской грамотности российских школьников:
Противоречие между успехами на международном уровне и имеющимися проблемами в нашей стране:
- низкая потребность в самостоятельном чтении;
- зависимость от уровня культуры семьи;
- ограниченность круга чтения;
- замена чтения компьютером, общением в Интернете.
1. Приоритет декодирования
текста нарушение логики чтения,
![]()
непонимание смысла
2. Неправильно сформированный
способ
чтения
непонимание
смысла текста
3. Преобладание при обучении
чтению
художественных текстов
задержка понимания других
типов текстов
4. Отсутствие индивидуального подхода
к хорошо читающим
детям
нарушение
динамики развития
Недостаточно владеют смысловым чтением Приоритет чтения художественного текста.
Текст на других уроках не является предметом обсуждения, исследования, анализа.
Например: а) в научно-познавательных текстах не могут выделить научную информацию, описания, элементы фантастики;
б) Не понимают, что в тексте-инструкции является главным для решения учебной задачи, не могут выделить обязательные «шаги» действия.
в) в учебном тексте самостоятельно затрудняются выделить учебную задачу;
г) в математическом тексте «не видят», можно ли при выделенных условиях решить математическую задачу.
Вывод: нет переноса навыка работы с художественным текстом на осмысление других текстов.
Задача: развивать способность выделять особенности текста и определять его тип.
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВЫСТАВКУ «Мы едем, едем, едем»: История российских автомобилей в детских машинках и коллекционных моделях.
Приглашаем посетителей музея – заповедника в Коломенском окунуться в мир автомобилей. Благодаря выставке «Мы едем, едем, едем», которая работает во Дворце царя Алексея Михайловича, вы познакомитесь с историей создания российских автомобилей. Выставку интересно посетить всей семьей. На выставке представлены коллекционные модели, которые в мельчайших деталях повторяют реальные автомобили XX века, открытки с их изображением, детские игрушечные машинки, настольные игры, книги…..
Дополнительная информация о выставке представлена на сайте: http://www.vm.ru/news/2014/12/24/svoj-sled-ostavil-avtomobil-274611.html Выставка проходит с 24 декабря 2014 по 9 марта2015 г.
Телефон музея-заповедника в Коломенском 8 (495) 780–79–67
Ближайшие к музею-заповеднику в Коломенском станции метро: Коломенская, Каширская
|
Цена билета на выставку: Взрослый – 100 р. Школьный – 50 р. Ребенок до 7 лет проходит бесплатно
|
|
Период года |
Дни недели |
Часы работы |
|
Летний: с 1 апреля по 29 сентября |
вторник – пятница, воскресенье |
с 10-00 до 20-00 |
|
суббота |
с 11-00 до 19-00 |
|
|
Зимний: с 30 сентября по 30 марта |
вторник – воскресенье |
с 10-00 до 18-00 |
Данная ниже информация нужна тебе для ответов на вопросы 14-18 Режим работы выставок музея –заповедника в Коломенском
Выходной день - понедельник.
11. Ребята допустили в своем объявлении одну фактическую ошибку. Найди её. Запиши, в чём ошибка. Ошибка___________________
12. Если перед тем, как идти на выставку, ты захочешь узнать о ней больше, как ты поступишь?
14. Какой период года нужно смотреть при выяснении часов работы данной выставки?
Объясни почему.
Ответ:__________
Объяснение:__________
17. Дедушка пришел на выставку с
Коммуникативная
грамотность:
– способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; – готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, информационных высказываний и пр.;
– потребность в рефлексивной оценке своей коммуникативной деятельности.
Основа диалога: проблема, проблемный, дискуссионный вопрос, гипотеза,
«провокация».
Логика развертывания учебного диалога
•
Наличие разных точек зрения (на один и тот же вопрос)
• Возникновение конфликта и его следствие
– дискуссия (обсуждение)
• Осуществление попытки сближения мнений
• Выводы, которые убедительны для всех
Формы совместной деятельности

парная групповая
работа
_______________________________
дидактические основания - обсуждение проблемных вопросов
- сопоставление разных мнений
- аргументирование своего мнения
-выработка общих обобщений и выводов
- совместное моделирование алгоритма действий
üобсуждаю
ü аргументирую / доказываю
ü учитываю разные мнения ü пытаюсь договариваться,
ü выполняю правила совместной деятельности
Информационная
грамотность:
• осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
• способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
• совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
Пример. TIMSS. Применение
Применение знаний в знакомой учебной ситуации.
• Задание. У Маши 50 зедов. Книги стоят по 12 зедов каждая. Какое самое большое число этих книг может купить Маша?
Ответ: _______
Правильный ответ «Маша может купить 4 книги» Выполнили верно - 71,6% (2015 г.), 64,8% (2011 г.), средний результат по всем странам-участницам в 2015 г. – 55%)
Типичные ошибочные ответы: «4 (ост.2)», «5 кн.», «5 книг, если добавить 10 зедов», «останется 2 зеда»
TIMSS. Знание. Применение. Рассуждение
• Применение знаний в знакомой учебной ситуации.
Задание. На уроке учитель попросил каждого ученика назвать его любимый цвет. Все ответы были записаны на доске:
Сара
– зеленый Варя – желтый Толя – синий
Саша – желтый Катя – зеленый Рома – коричневый
Жора – красный Лида – синий Тоня – красный
Маша – зеленый Паша – красный Боря – коричневый
Дима – синий Петя – синий Женя – желтый
Затем учитель попросил учеников составить таблицу результатов.
Вставь в таблицу пропущенные числа.
.
|
Цвет |
Число учеников, которым нравится этот цвет |
|
Синий |
4 |
|
Коричневый |
|
|
Зеленый |
3 |
|
Красный |
3 |
|
Желтый |
|
Применение знаний в новой ситуации
Применение знаний в новой ситуации.
Задание. Петр заплатил за телефон за первые шесть месяцев 2008 года следующие суммы денег.
|
Счет Петра за телефМесяц |
он в 2008Январь |
г.Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
|
Стоимость (в зедах) |
65 |
20 |
60 |
40 |
60 |
45 |
Петр заплатил за телефон за первые шесть месяцев 2009 года следующие

За
какие месяцы Петр заплатил за телефон в 2009 году меньше, чем в 2008
году? Ответ: _________
Результат РФ:
2015 г. – 58%
2011 г. – 47,5 %
Обобщение информации
Задание. Придумай вопрос, чтобы получилась задача, в которой нет лишних данных.
Условие. В 100 г мякоти фрукта свити (мякоть составляет половину фрукта) содержится 45 мг витамина С. Суточная потребность пятиклассника в этом витамине составляет 100 мг. Коля купил свити весом 400 г и съел его.
Вопрос ______________?
Региональное исследование, 2017 г. Успешность выполнения – 56 %
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.