Футбол для учащихся младшего школьного возраста.
Футбол - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
С первых уроков надо уделять максимум времени обучению техническим действиям – основе любой игры. Методы обучения: повторный и игровой. Повторный метод обучения при индивидуальном и групповом способе позволит обучить учащихся выполнению технических действий. Выполняя упражнение на месте и в движении с небольшой скоростью передвижения, мы должны добиваться от ребёнка максимально правильного выполнения действий – чем выше скорость движения, тем труднее технически правильно выполнить действия. Обучать техническим действиям в этом возрасте надо с максимально частой сменой упражнений – монотонное и многократное выполнение одного-двух упражнений быстро убьет у ребенка интерес к занятиям. Упражнения надо менять каждые 3-4 минуты и проводить их эмоционально, с исправлением ошибок у каждого ребёнка индивидуально и обращая внимание на общие неточности, которые возникают при обучении техническим действиям. По мере освоения детьми технических действий надо усложнять условия выполнения и скорость выполнения технических действий. На этом этапе можно вводить подвижные игры с элементами изучаемой спортивной игры.
Обучение младших школьников элементам игры футбол следует начинать с простых заданий и упражнений. Приведем в пример некоторые из них.
1. «Научись владеть мячом». Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой ноги, учащийся катает мяч вперед, назад, в стороны. Проделывает то же, но поворачиваясь влево, вправо, кругом. Жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги. Подбивает мяч бедром (нога согнута, сначала мяч подкидывается руками).
2. «Сбей кеглю». В середину круга ставится кегля. Учащиеся прокатывают мяч левой и правой ногой, стараясь попасть в кеглю удобным способом на расстоянии 2-3 м.
3. «Прокати мяч в ворота». Учащиеся прокатывают мяч друг другу по прямой между двумя флажками.
4. "Пробеги змейкой". Учащийся проводит мяч бегом, огибая расставленные по одной линии предметы - кубы, кегли, шесты.
5. "Пас". Стоя напротив, двое учащихся передают мяч друг другу, прокатывая его по земле ударом ноги.
Играя с несколькими школьниками, нужно применять разные виды построения - в две шеренги, четырехугольником, по кругу и т.п. Проделывать упражнения на месте, на медленном ходу, во время быстрого бега.
Играть в футбол, применяя простейшие правила, можно на любой ровной площадке. Размеры ее не должны превышать в длину 30-40 м, ширину 15-30 м. Поперек площадки через ее центр проводится средняя линия. Края площадки ограничиваются 6 флажками, 4 из которых угловые, 2 - средние. На торцевых сторонах площадки стойками обозначаются ворота по 3-4 м. Каждая из команд состоит из 5-7 игроков, включая вратаря. Один из игроков команды избирается ее капитаном.
По мере освоения детьми технических действий можно вводить учебную игру.
Перед началом игры в футбол капитаны команд бросают жребий. Одна команда получает право начать игру, другая выбирает ворота. Игра начинается с центра поля (лучше обозначить его кругом). В момент розыгрыша первого мяча игроки начинающей команды находятся на своей половине поля, а игроки противоположной команды находятся на расстоянии 3 - 5 м от мяча. Капитан ударом посылает мяч к чужим воротам.
Игроки, получившие мяч, стараются подвести его серией передач поближе к воротам и забить гол. Задача игроков противоположной команды - не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Ворота защищает вратарь - единственный игрок команды, которому разрешается брать мяч руками. Все остальные должны передавать, останавливать, забивать и совершать другие действия с мячом только при помощи ног. Касание мяча головой или туловищем ошибкой не считается. Если мяч забивают в ворота, вратарь посылает его в поле свободным ударом.
Игра в футбол состоит из двух таймов по 15 минут. Между таймами дается перерыв на 5 минут. Перед началом второго тайма команды меняются воротами. Выигрывает та команда, которая больше забьет голов в ворота противника.
Судья руководит игрой - следит за порядком на поле и ведет счет. Если игрок нарушает правила, судья останавливает игру и делает ему замечание, поясняет, в чем состоит нарушение. Мяч при этом передается противоположной команде. Строго запрещается подставлять подножки, ударять игроков по ногам или толкать их рукой, слишком азартно отталкивать друг друга корпусом во время борьбы за мяч, нападать на вратаря, стараясь отобрать у него мяч. Учитель во время игры футбол должен следить, чтобы дети проявляли дружелюбие, товарищеские отношения.
В развитии физических качеств большое количество времени надо уделять развитию ловкости и координации. Средствами для их развития могут являться подвижные игры, эстафеты, акробатические упражнения, упражнения в лазании на гимнастической стенке. На начальном этапе надо помнить, что главной задачей является не столько обучение и совершенствование технических действий, сколько привитие ребенку интереса к занятиям футболом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.