"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"
Оценка 5

"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
11 кл
17.12.2023
"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"
Футуризм..ppt

"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"

"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"

Футуризм (лат.futurum – будущее)

Футуризм (лат.futurum – будущее)

Футуризм (лат.futurum – будущее)

М.Горький:
«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».

В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»

Бунин И.А.:
«Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.
Главой футуризма был итальянский поэт Филиппо Маринетти. 20 февраля 1909 г. в «Манифесте о футуризме» он впервые ввел термин футуризм применительно к итальянской литературе.

«Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу»
Ф.Т.Маринетти

Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского

Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского

Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В.Хлебников предложил даже отказаться от термина "футуризм", заменив его на "будетлянство", подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Безусловно, "будетляне" многим обязаны русскому символизму (что, впрочем, они также отказывались признать). Они подхватили лозунг младших символистов о том, что поэзия должна стать объединяющим всех людей новым учением.

Время рождения футуризма – 1910 год, когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей» , его авторами были

Время рождения футуризма – 1910 год, когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей» , его авторами были

Время рождения футуризма – 1910 год, когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей», его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский.

Истоки русского футуризма Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями

Истоки русского футуризма Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями

Истоки русского футуризма

Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, провозглашавшими интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений.

Анри Бергсон
(французский философ)

Артур Шопенгауэр
(немецкий философ)

Фридрих Ницше
(немецкий философ)

Футуризм есть образ жизни (скандал) 1910 год -

Футуризм есть образ жизни (скандал) 1910 год -

Футуризм есть образ жизни (скандал)

1910 год - Сборник «Садок судей»
1912 год – манифест «Пощёчина общественному вкусу»
1913 год – манифест «Слово как таковое»

ЭСТЕТИКА ФУТУРИЗМА - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм…

ЭСТЕТИКА ФУТУРИЗМА - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм…

ЭСТЕТИКА ФУТУРИЗМА

- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов; — пафос эпатажа. 

Публичные выступления футуристов были вызывающими

Публичные выступления футуристов были вызывающими

Публичные выступления футуристов были вызывающими

К.Малевич – читал стихи под удары гонга; В.Маяковский – в женской желтой блузке; А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку; В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев; Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.

Футуризм Кубофутуризм Эгофутуризм

Футуризм Кубофутуризм Эгофутуризм

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

В.Маяковский
А.Крученых
В.Каменский
В. Хлебников
Д. Бурлюк

И.Северянин
И.Игнатьев

объединение "Центрифуга"

Б.Пастернак
Н.Асеев

Что же являлось общей основой движения? 1

Что же являлось общей основой движения? 1

Что же являлось общей основой движения?

  1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”. 2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества. 3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, “язык — часть природы”. 4. “Словотворчество и словоновшество”. 5. Смешение стилей и жанров.

Эпатаж «Футуризм для нас, молодых поэтов, - красивый плащ тореадора» (В

Эпатаж «Футуризм для нас, молодых поэтов, - красивый плащ тореадора» (В

Эпатаж

«Футуризм для нас, молодых поэтов, - красивый плащ тореадора» (В. Маяковский)

Садок судей» 1910 ...Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке: -

Садок судей» 1910 ...Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке: -

«Садок судей» 1910


...Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
- Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
- Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
- Нами уничтожены знаки препинания…
- Нами сокрушены ритмы…
- Богатство словаря поэта - его оправдание.
- Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот.
-Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.
-Мы презираем славу: нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ Читающим наше

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ Читающим наше

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.  Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.  Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.  Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.  Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?  Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.  Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!  Мы приказываем чтить права поэтов:  1). На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).  2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.  3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.  4). Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.  И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва, 1912. Декабрь

Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»)

Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»)

Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»).

депоэтизация языка,
использование вульгаризмов, неологизмов, различных терминов.
Слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново),
создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей).
реализация метафоры

Теория «заумного языка» Велимира

Теория «заумного языка» Велимира

Теория «заумного языка» Велимира Хлебникова

«Мысль и речь не успевают за чувствами, за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться языком, не имеющем определённого значения, заумным. Заумная речь рождает заумный праобраз. Заумь даёт свободу творческой фантазии, не оскорбляя её ничем конкретным».
«Языкознание даёт право населить
новой жизнью, вымершими или не существующими словами оскудевшие волны языка»
(двор – дворяне, твор – творяне (творцы жизни))

"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"

"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"

Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет язык “заумный”

Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет язык “заумный”

Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет язык “заумный” . Слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: “Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах”. В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: (корни: чур... и чар...)
Мы чаруемся и чураемся. Там чаруясь, здесь чураясь, То чурахарь, то чарахарь, Здесь чуриль, там чариль. Из чурыни взор чарыни. Есть чуравель, есть чаравель. Чарари! Чурари! Чурель! Чарель! Чареса и чуреса. И чурайся и чаруйся.

Хлебников – «король Времени» ЗАКЛЯТИЕ

Хлебников – «король Времени» ЗАКЛЯТИЕ

Хлебников – «король Времени»

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

<1908 - 1909>

Заклятие смехом» Смехачи (сущ.) смех + суффикс -ач- со значением лица по преобладающему признаку, по аналогии с циркачами

Заклятие смехом» Смехачи (сущ.) смех + суффикс -ач- со значением лица по преобладающему признаку, по аналогии с циркачами

«Заклятие смехом»

Смехачи (сущ.) смех + суффикс -ач- со значением лица по преобладающему признаку, по аналогии с циркачами
Смеянствуют (гл). Смех + суффикс -ян- (со значением названия лиц, характеризующихся принадлежностью к какому-либо идейному направлению, как вольтерьянец) + суффикс -ств- (со значением непереходных глаголов «находиться в каком-либо состоянии или предаваться какой- либо деятельности», как «актерствовать»)
Смеяльно (нар) – при помощи суффикса -ль- со значением предназначенности для выполнения действия
Усмеяльно (нар) – при помощи приставки -у- со значением распространение действия
Рассмешищ (сущ) – при помощи суффикса –ищ- со значением действие как процесс, место, характеризующееся действием (игрищ)
Иссмейся (гл), при помощи приставки -ис- со значением исчерпанности действия – смейся до конца
Усмей (гл) – при помощи приставки –у- со значением совершение действия несмотря на трудности = узри в смехе
Смешики, смеюнчики – при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-

Смейво = смейся + его, то есть рассмеши его

Смехами (сущ, мн.ч, Тв.п.) – искажённое «смех»

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры,

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры,

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Велимир Хлебников «Кузнечик»

Велимир Хлебников «Кузнечик»

Велимир Хлебников «Кузнечик»

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
- Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари

Кузнечик» Крылышкуя (Крыл-ышк-у-я)

Кузнечик» Крылышкуя (Крыл-ышк-у-я)

«Кузнечик»

Крылышкуя (Крыл-ышк-у-я). -Крыл- – корень от «крылья/крыло», -ышк- – уменьшительно-ласкательный суффикс, -у- – суффикс глагола, -я- – суффикс деепричастия, по совмещенному значению «крылышкуя» – парить в воздухе, взмахивая крыльями

Золтописьмом (золот-о-письм-ом) – золотая надпись, какая – то искусная работа сделанная из золота (золотого цвета), красивый узор
Лебедиво = лебедь + диво, т.е. – дивные лебеди
Озари = озарение + заря, озари – начинающаяся заря. Таким образом «О, лебедиво! О, озари!» – создание пейзажа

Алексей Крученых ... Я живу по бесконечной инерции как каждый в рассеянности свалившийся с носа луны остановить не могу своего парадного шествия

Алексей Крученых ... Я живу по бесконечной инерции как каждый в рассеянности свалившийся с носа луны остановить не могу своего парадного шествия

Алексей Крученых

...Я живу по бесконечной инерции как каждый в рассеянности свалившийся с носа луны остановить не могу своего парадного шествия... А. Крученых

...Все читать заумь станут Изучая мою ПОЭТСКУЮ СУСТЕНЬ... Радуйтесь же пока я с вами И не смотрите грустными... А. Крученых

А.Крученых писал такие стихи:
Та са мае ха ра бау Саем сию дуб радуб мола аль.

"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"

"Футуризм. Урок литературы в 11 классе"

Склонны были видеть заранее данный смысл даже в звуках «Высоты» («Вселенский язык»)

Склонны были видеть заранее данный смысл даже в звуках «Высоты» («Вселенский язык»)

Склонны были видеть заранее данный смысл даже в звуках

«Высоты» («Вселенский язык») Кручёных
Е у ю
И а о
О а е е и е я
О а
Е у и е и
И е е
И ы и е и ы

Кручёных: «Художник увидел мир по-новому и, как Адам, даёт всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово «лилия», захватанное и «изнасилованное». Поэтому я называю лилию ЕУЫ – и первоначальная чистота восстановлена!»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023