Футуризм (лат.futurum – будущее)
М.Горький:
«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».
В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
Бунин И.А.:
«Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.
Главой футуризма был итальянский поэт Филиппо Маринетти. 20 февраля 1909 г. в «Манифесте о футуризме» он впервые ввел термин футуризм применительно к итальянской литературе.
«Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу»
Ф.Т.Маринетти
Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В.Хлебников предложил даже отказаться от термина "футуризм", заменив его на "будетлянство", подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Безусловно, "будетляне" многим обязаны русскому символизму (что, впрочем, они также отказывались признать). Они подхватили лозунг младших символистов о том, что поэзия должна стать объединяющим всех людей новым учением.
Истоки русского футуризма
Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, провозглашавшими интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений.
Анри Бергсон
(французский философ)
Артур Шопенгауэр
(немецкий философ)
Фридрих Ницше
(немецкий философ)
ЭСТЕТИКА ФУТУРИЗМА
- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;— пафос эпатажа.
Публичные выступления футуристов были вызывающими
К.Малевич – читал стихи под удары гонга;В.Маяковский – в женской желтой блузке;А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.
Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, “язык — часть природы”.4. “Словотворчество и словоновшество”.5. Смешение стилей и жанров.
«Садок судей» 1910
...Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
- Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
- Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
- Нами уничтожены знаки препинания…
- Нами сокрушены ритмы…
- Богатство словаря поэта - его оправдание.
- Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот.
-Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.
-Мы презираем славу: нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество! Мы приказываем чтить права поэтов: 1). На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4). Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва, 1912. Декабрь
Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»).
депоэтизация языка,
использование вульгаризмов, неологизмов, различных терминов.
Слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново),
создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей).
реализация метафоры
Теория «заумного языка» Велимира Хлебникова
«Мысль и речь не успевают за чувствами, за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться языком, не имеющем определённого значения, заумным. Заумная речь рождает заумный праобраз. Заумь даёт свободу творческой фантазии, не оскорбляя её ничем конкретным».
«Языкознание даёт право населить
новой жизнью, вымершими или не существующими словами оскудевшие волны языка»
(двор – дворяне, твор – творяне (творцы жизни))
Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет язык “заумный” . Слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: “Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах”. В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: (корни: чур... и чар...)
Мы чаруемся и чураемся. Там чаруясь, здесь чураясь, То чурахарь, то чарахарь, Здесь чуриль, там чариль. Из чурыни взор чарыни. Есть чуравель, есть чаравель. Чарари! Чурари! Чурель! Чарель! Чареса и чуреса. И чурайся и чаруйся.
Хлебников – «король Времени»
ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
<1908 - 1909>
«Заклятие смехом» | Смехачи (сущ.) смех + суффикс -ач- со значением лица по преобладающему признаку, по аналогии с циркачами |
Смейво = смейся + его, то есть рассмеши его | |
Смехами (сущ, мн.ч, Тв.п.) – искажённое «смех» |
«Кузнечик» | Крылышкуя (Крыл-ышк-у-я). -Крыл- – корень от «крылья/крыло», -ышк- – уменьшительно-ласкательный суффикс, -у- – суффикс глагола, -я- – суффикс деепричастия, по совмещенному значению «крылышкуя» – парить в воздухе, взмахивая крыльями |
Золтописьмом (золот-о-письм-ом) – золотая надпись, какая – то искусная работа сделанная из золота (золотого цвета), красивый узор |
Алексей Крученых
...Я живу по бесконечной инерциикак каждый в рассеянности свалившийся с носа луныостановить не могу своего парадного шествия...А. Крученых
...Все читать заумь станутИзучая мою ПОЭТСКУЮ СУСТЕНЬ...Радуйтесь же пока я с вамиИ не смотрите грустными...А. Крученых
А.Крученых писал такие стихи:
Та са мае ха ра бау Саем сию дуб радуб мола аль.
Склонны были видеть заранее данный смысл даже в звуках
«Высоты» («Вселенский язык») Кручёных
Е у ю
И а о
О а е е и е я
О а
Е у и е и
И е е
И ы и е и ы
Кручёных: «Художник увидел мир по-новому и, как Адам, даёт всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово «лилия», захватанное и «изнасилованное». Поэтому я называю лилию ЕУЫ – и первоначальная чистота восстановлена!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.