Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Горобец Татьяна Петровна,
воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,
с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область.
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.
Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
На современном этапе развития нашего общества актуальность проблемы гендерного воспитания прослеживается особенно остро. Общепринятые в обществе признаки социальных ролей мужчин и женщин становятся менее чёткими, происходит «омужествление» женщин и феминизация мужчин, разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Постепенно стирается грань между «мужскими» и «женскими» профессиями, лидерское положение женщины в семье доминирует над мужским.
Говоря «настоящий мужчина», «настоящая женщина», мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические качества. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика - сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается практически с рождения.
В нашем детском саду было проведено исследование и разработан проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации». Цель проекта – создание условий для воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном обществе. Задачи проекта:
1. Закладывать основы и объяснять особенности
исполнения будущих социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное
отношение к разным социальным гендерным ролям.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.
3. Повысить роль семьи в гендерном воспитании детей.
В процессе реализации проекта была определена модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Работа проводилась поэтапно с детьми младшего, среднего, и старшего дошкольного возраста.
1 Этап. Констатирующий эксперимент, 1 серия
Перед началом работы с детьми была проведена педагогическая диагностика с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить на вопросы: -Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки (мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.), тестовых заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю», «Нарисуй человека» и др.), наблюдений за поведением ребёнка в повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности. Использовались вопросы и задания, основанные на педагогической диагностике А.М. Щетининой, О.И. Ивановой.
Цель проведения педагогической диагностики - выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола.
2 этап. Формирующий эксперимент
По завершении обработки результатов был определён план работы как с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада.
В плане работы с детьми были отражены такие виды деятельности, как беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки (мальчики)», «Кто я?» «Какой я?»), чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка-добрая душа», «Любочка»), продуктивная деятельность («Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)»), дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся» и др.), рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.).
Для работы с родительской общественностью были запланированы тематические родительские собрания («Что такое гендерное воспитание?», «Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др.), оформление стендов («Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности психического развития мальчиков и девочек» и др.), проведение совместных мероприятий с детьми («Самый –самый…», «В розовом царстве» и др.), выпуск видеожурналов («Мы играем и поём, вместе весело живём!»).
Для реализации проекта были созданы психолого-педагогические условия, где основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих педагогов:
- подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному воспитанию;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, гендерно-сбалансированного пространства;
- разработка и внедрение в образовательный процесс методик гендерного воспитания;
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
Реализация проекта была осуществлена по следующим направлениям:
- целенаправленная педагогическая деятельность по осуществлению гендерного воспитания;
- создание условий для развития гендерной идентификации мальчиков и девочек;
- индивидуальная работа с детьми в плане саморегуляции гендерного поведения.
Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду.
3 этап. Констатирующий эксперимент, 2 серия
Вторая серия констатирующего эксперимента была проведена с использование тех же методов, что и первая серия. Мы имели возможность сравнить результаты первой и второй серий констатирующего эксперимента. Результаты нас порадовали. Если в первой серии констатирующего эксперимента результаты показали, что большинство детей затруднялись в определении своих настоящих и будущих половых ролей, в осознании собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого пола, то во второй серии констатирующего эксперимента дети уверенно и твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни также показывают положительную динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек.
4 этап. Подведение итогов, педагогические выводы.
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать вывод, что в нашем детском саду созданы условия, которые способствуют гендерной социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей по реализуемой теме проекта. Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей. Кругозор детей расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Мне думается, что опыт, наработанный нашим педагогическим коллективом, в дальнейшем будет углубляться и совершенствоваться.
Используемая литература:
1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009
2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003
4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011
5. Н.Е. Татаринцева «Мир мальчика и девочки», Ростов-на-Дону, РГПУ, 2002г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.