Организация отдыха для школьников, как один из способов повышения продуктивности на уроках музыки.
Ни для кого не секрет, что учебная деятельность вызывает утомление.
Утомление - это физиологическое состояние организма, возникающее в результате нагрузки и проявляющееся временным снижением работоспособности. Переутомление - это стадия длительного утомления.
Наиболее распространённые причины утомления у современных школьников: необходимость изучения большого объёма учебной информации; совмещение учебной деятельности с факультативными и кружковыми занятиями; несбалансированное, нерациональное питание; неполноценный сон; замена активного отдыха на свежем воздухе пассивным с использованием гаджетов.
Признаки утомления: снижение продуктивности; ослабление внутреннего торможения; ухудшение регуляции физиологических функций; появление чувства усталости.
Чтобы этого избежать необходимо прежде всего наладить режим дня школьника, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.
Режим – французское слово и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
Режим (Распорядок) дня – это чередование умственного труда с отдыхом, физической активностью и выполнением повседневных задач, это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков. Правильно составленный распорядок дня - это профилактика переутомления, залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения.
Исследования подтверждают, что соблюдение режима дня имеет большое значение и в последующей взрослой жизни. Например, специалисты из университета Олбани в США опросили 292 студента, придерживались ли они распорядка дня в детстве. Оказывается, те, у кого был стабильный режим, уже будучи взрослыми лучше справляются с планированием времени, обладают более высокой концентрацией внимания и проще переносят жизненные трудности.
Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.
Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима следует учитывать состояние здоровья ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. Например, у детей 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.
Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Примерная продолжительность утренней гимнастики: для учащихся 1-4 классов – 8-10 минут, 5-8 классов – 10-15 минут, 9-11 классов – 15 -20 минут. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий. После утренней зарядки необходимо принять водные процедуры.
Очень важен регулярный приём пищи. Кушать школьникам необходимо 4-5 раз в течение дня с интервалом не более 3,5-4 часов и желательно в одно и тоже время. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. Также этот перерыв можно заполнить кружками, тренировками и другими увлечениями. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. После выполнения уроков - 1.5-2 часа свободного времени для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). После ужина желательна прогулка перед сном. Прогулки необходимы для растущего организма. Физиологи советуют проводить каждый день не менее часа на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом.
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Согласно рекомендациям Роспотребнодзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10-10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано ещё 2 часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5-7 классов. В 8-9 классе норма сна - 9-9,5 часов. Старшеклассник, выпускники и взрослые могут спать по 8-9 часов.
Во второй главе мы привели пример распорядка дня для школьников.
Отдельно хочется сказать об использовании мобильных телефонов в школе, в частности на переменах. Перемена в школе - это время между уроками, предназначенное для отдыха, посещения столовой, туалета, а также для подготовки к следующему уроку. Однако, многие школьники используют это время для игр в мобильных устройствах. Исследователями доказано, что использование мобильных телефонов в игровых целях на переменах снижает работоспособность и повышает утомляемость учеников. При этом замечено повышение артериального давления и учащение пульса. А также у большинства участников эксперимента после игр ухудшились результаты выполнения задания. Роспотребнадзор рекомендует школьникам начальных классов проводить перед компьютером не более двух часов в день, старших классов - не более четырех часов.
Психиатр, психотерапевт, а также основатель и руководитель психологического центра «Школа Эмоций» в Санкт-Петербурге Оксана Палехова считает, что детям допустимо пользоваться мобильными телефонами только до трех часов в день. По её мнению дошкольники должны использовать гаджет только в крайних случаях. При этом желательно укладываться в 30-60 минут в день. Школьники до 10-12 лет могут использовать гаджет и для уроков, и для познавательного контента до 1-2 часов в день. Подросткам - до 2-3 часов в день.
Чтобы понять, правильно ли организован режим дня у школьников, нами было проведено анонимное анкетирование среди учащихся старшего школьного возраста (15-17 лет). Результаты анкетирования мы привели во второй главе. Также нами был разработан буклет с рекомендациями по составлению правильного режима дня для школьников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.