Организация отдыха для школьников, как один из способов повышения продуктивности на уроках музыки.
Оценка 4.9

Организация отдыха для школьников, как один из способов повышения продуктивности на уроках музыки.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитание +1
23.06.2024
Организация отдыха для школьников, как один из способов повышения продуктивности на уроках музыки.
Ни для кого не секрет, что учебная деятельность вызывает утомление. И для того, чтобы работа учащихся на уроках музыки была более эффективной, важно понимать необходимость правильно организованного отдыха.
Способы повышения продуктивности на уроке.docx

 Организация отдыха для школьников, как один из способов повышения продуктивности на уроках музыки.

 

Ни для кого не секрет, что учебная деятельность вызывает утомление.

Утомление - это физиологическое состояние организма, возникающее в результате нагрузки и проявляющееся временным снижением работоспособности. Переутомление - это стадия длительного утомления.

Наиболее распространённые причины утомления у современных школьников: необходимость изучения большого объёма учебной информации; совмещение учебной деятельности с факультативными и кружковыми занятиями; несбалансированное, нерациональное питание; неполноценный сон; замена активного отдыха на свежем воздухе пассивным с использованием гаджетов.

Признаки утомления: снижение продуктивности; ослабление внутреннего торможения; ухудшение регуляции физиологических функций; появление чувства усталости.

Чтобы этого избежать необходимо прежде всего наладить режим дня школьника, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

 Режим – французское слово и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

 Режим (Распорядок) дня – это чередование умственного труда с отдыхом, физической активностью и выполнением повседневных задач, это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.   Правильно составленный распорядок дня - это профилактика переутомления, залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения.

Исследования подтверждают, что соблюдение режима дня имеет большое значение и в последующей взрослой жизни. Например, специалисты из университета Олбани в США опросили 292 студента, придерживались ли они распорядка дня в детстве. Оказывается, те, у кого был стабильный режим, уже будучи взрослыми лучше справляются с планированием времени, обладают более высокой концентрацией внимания и проще переносят жизненные трудности. 

Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима следует учитывать состояние здоровья ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. Например, у детей 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

            Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Примерная продолжительность утренней гимнастики: для учащихся 1-4 классов – 8-10 минут, 5-8 классов – 10-15 минут, 9-11 классов – 15 -20 минут. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий. После утренней зарядки необходимо принять водные процедуры.

Очень важен регулярный приём пищи. Кушать школьникам необходимо 4-5 раз в течение дня с интервалом не более 3,5-4 часов  и желательно в одно и тоже время. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. Также этот перерыв можно заполнить кружками, тренировками и другими увлечениями. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. После выполнения уроков  - 1.5-2 часа свободного времени  для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).  После ужина желательна прогулка перед сном. Прогулки необходимы для растущего организма. Физиологи советуют проводить каждый день не менее часа на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Согласно рекомендациям Роспотребнодзора, ученики начальной школы должны спать  не меньше 10-10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано ещё 2 часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5-7 классов. В 8-9 классе норма сна - 9-9,5 часов. Старшеклассник, выпускники и взрослые могут спать по 8-9 часов. 

Во второй главе мы привели пример распорядка дня для школьников.

Отдельно хочется сказать об использовании мобильных телефонов в школе, в частности на переменах. Перемена в школе - это время между уроками, предназначенное для отдыха, посещения столовой, туалета, а также для подготовки к следующему уроку. Однако, многие школьники используют это время для игр в мобильных устройствах. Исследователями доказано, что использование мобильных телефонов в игровых целях на переменах снижает работоспособность и повышает утомляемость учеников. При этом замечено повышение артериального давления и учащение пульса. А также у большинства участников эксперимента после игр ухудшились результаты выполнения задания. Роспотребнадзор рекомендует школьникам начальных классов проводить перед компьютером не более двух часов в день, старших классов - не более четырех часов.

Психиатр, психотерапевт, а также основатель и руководитель психологического центра «Школа Эмоций» в Санкт-Петербурге Оксана Палехова считает, что детям допустимо пользоваться мобильными телефонами только до трех часов в день. По её мнению дошкольники должны использовать гаджет только в крайних случаях. При этом желательно укладываться в 30-60 минут в день. Школьники до 10-12 лет могут использовать гаджет и для уроков, и для познавательного контента до 1-2 часов в день. Подросткам -  до 2-3 часов в день.

Чтобы понять, правильно ли организован режим дня у школьников,  нами было проведено анонимное анкетирование среди учащихся старшего школьного возраста (15-17 лет). Результаты анкетирования мы привели во второй главе. Также нами был разработан буклет с рекомендациями по составлению правильного режима дня для школьников.


 

Скачано с www.znanio.ru

Организация отдыха для школьников, как один из способов повышения продуктивности на уроках музыки

Организация отдыха для школьников, как один из способов повышения продуктивности на уроках музыки

Исследования подтверждают, что соблюдение режима дня имеет большое значение и в последующей взрослой жизни

Исследования подтверждают, что соблюдение режима дня имеет большое значение и в последующей взрослой жизни

Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия

Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия

Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным

Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным

При этом замечено повышени е артериального давления и учащени е пульса

При этом замечено повышени е артериального давления и учащени е пульса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024