Роль родителей в организации проектно-исследовательской деятельности.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 08.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная деятельность дошкольников и младших школьников.
Иконка файла материала Статья Е_П_Кебикова.docx

Е. П. Кебикова

 

Роль родителей в организации проектно-исследовательской деятельности

 

 

Работа дошкольного образования сегодня обновляется в соответствии с требованиями общества. Важнейшим условием этого обновления является введение Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и освоение педагогами проектного - исследовательской деятельности, как средства обеспечения нового качества образовательной работы с детьми. [4] В этом аспекте огромную роль играет участие родителей в образовательном процессе. [1] Еще в свое время Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.[3] Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и воспитательный процесс может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.

           Проектно-исследовательская деятельность способствует повышению интереса к изучаемому предмету и развивает познавательную активность ребенка.  Однако в дошкольном возрасте в исследовательской деятельности ребенку еще трудно ориентироваться и справиться с определением темы, выдвижением гипотезы, формулированием цели и задач. Без помощи взрослых, их поддержки в исследовательской деятельности воспитаннику не обойтись. Поэтому реализация проектно-исследовательской деятельности в детском саду невозможна без вовлечения в нее родителей, что наилучшим образом влияет на результаты работы.

В МАДОУ МО «Центр – детский сад № 63» г Краснодара на протяжении многих лет осуществляется работа по формированию проектно-исследовательских навыков у детей и педагогов. Была разработана программа по влечению в этот процесс родителей воспитанников.

В зависимости от темы проекта и поставленных задач, деятельность родителей может быть разной: помощь в нахождении информации, подборка и чтение художественной литературы ребенку, изготовление тематических и иллюстрационных альбомов совместно с ребенком, участие в выставках рисунков и поделок, а также пополнении предметно-развивающей среды в группе.

Родителей можно вовлечь в более широкую работу над проектом: участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, мастер-классах, экспериментированиях, совместных родительских собраниях, индивидуальных проектах. Важным моментом будет приглашение родителей на презентацию итогов проекта, где можно показать какая работа по проекту была сделана детьми при поддержке педагогов и родителей, продемонстрировать интересные моменты и успехи воспитанников, поощрить всех участников воспитательно-образовательного процесса и наградить самых активных и старательных. Необходимо показать родителям актуальность проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми, а также результаты совместного сотрудничества семьи и детского сада.[5]

Тема проекта выбирается исходя из увлечения ребенка и интересов семьи. Если в семье увлекаются живой природой, биологией, то и темы исследовательских работ будут связаны с животными и растениями.  Многие семьи держат хомяков, попугаев, кошек или собак, что открывает широкое поле для исследовательской деятельности ребенка. В результате беседы выяснилось, что у некоторых воспитанников дома живут необычные квартирные жители   - черепахи, пауки, муравьи, змеи и многое другое. Так родились исследовательские работы в области живой природы: «Муравьиная ферма», «Змеи», «Желудь Юпитера». Воспитанники рассказывали про своих необычных питомцев, какие условия они создают для них и к каким выводам они приходят, наблюдая длительное время за их повадками. 

 Заинтересованность семьи в исследовательской деятельности ребенка успешно сказывается на достижениях в выборе его интересов.  Ради таких увлечений, родителям не жалко ни сил, ни средств на исследовательскую деятельность. Так, воспитанник детского сада Ланге Демид, в возрасте шести лет, вычитал в интернете про возможность содержания муравьев дома. Его эта идея очень заинтересовала. Далее он нашел сайт, где продаются формикарии, пробирки с живыми муравьями, рекомендациями по их содержанию дома. Родители поддержали интерес ребенка и приобрели формикарии с муравьями.  Совместно с ребенком создали все необходимые условия для содержания муравьев. Благодаря длительному наблюдению за муравьями были собраны материалы для исследовательской работы «Муравьиная ферма».  С этой работой Демид занял первое место в финальном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в 2019 году, в секции «Живая природа».

В совместной работе с родителями, у педагога появляется возможность помочь ребенку лучше узнать о исторических событиях, подвигах прадедов. Знакомство с коллекциями, которые могу находиться в семье, позволяют ребенку выбрать направление для исследовательской деятельности. Например: коллекция марок – сведения о городах, странах, великих людях, важных исторических событиях. Так, у воспитанницы нашего учреждения, Кононовой Тамары, предметом исследовательской работы стала коллекция морских звезд, которую собрала ее семья, возвращаясь с различных путешествий. Девочка сделала исследование своей коллекции.  Совместно со своим старшим братом они взвешивали, измеряли, изучали строение тела морской звезды, классифицировали.  Она принесла свою коллекцию в детский сад для знакомства с морскими обитателями. Свое первую исследовательскую работу «Морская звезда» Тамара представила на конкурс «Я – исследователь» в четырехлетнем возрасте. Сейчас Тамара заинтересовалась богомолами, которые поселились в их квартире, и собирает материал для следующей исследовательской работы.

В беседе с родителями очень часто выясняется, что в семье бережно хранятся старые документы, дорогие для семьи вещи, записи о войне. Так в семье, Ториной Екатерины хранился дневник прадедушки Бухаловцева Василия Ивановича, где были сделаны записи о войне. Благодаря этому дневнику изучался его боевой путь. Работа «Боевой путь Бухаловцева В. И.» была сделана в рамках социального проекта «Сохранение памяти Великой Отечественной войны в истории села Новоукраинка», имеющий практико-ориентированное направление.

Часто педагоги обращают внимание и на свои семьи. В семье автора бережно хранятся награды, медали, документы о ранениях и фотографии Кебикова Иосифа Яковлевича со времен Великой отечественной войны. В результате возникла серьезная исследовательская работа, основанная на материалах семейного архива «Боевые награды моего прадедушки». При написании проекта, была проведена настоящая поисковая работа, где найдено много исторических сведений: от полученных ранений, количества подбитых танков, до взятия Берлина. Свою исследовательскую работу правнучка Кебикова Иосифа Яковлевича, Кебикова Кира, предоставила на научной - практической конференции «Эриус», где была отмечена высокими наградами.

Проектная деятельности очень увлекательна и интересна. Однако не все педагоги в своей работе используют этот вид деятельности. Многие бояться быть руководителями исследовательских проектов, только по тому, что нет достаточных знаний в этой сфере. Для преодоления этого барьера в детском саду была создано программно-методическое направление «Организация проектно- исследовательской деятельности», руководителем которого я являюсь. В рамках этой программы педагоги и родители могли получить рекомендаций и консультации для проведения и оформления исследовательской работы.

Своим опытом по руководству проектной деятельности среди педагогов я поделилась в рамках августовской педагогической конференции на обучающем семинаре «Организация исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников». Тема моего выступления «Формы организации работы с детьми в группе по развитию исследовательской деятельности» раскрывает механизм преодоления страха и барьера у педагогов при использовании проектно-исследовательских методов и приемов в работе. А также была показана благоприятная роль сотрудничества родителей и педагогов в этом направлении. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005, с. 144 - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2.      Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.

3.      Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006, с 480.

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Издательство: Центр педагогического образования, 2014 г., с. 44

5.      https://www.maam.ru/detskijsad/vserosiiskii-konkurs-isledovatelskih-rabot-i-tvorcheskih-proektov-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov-ja-isledovatel-2019.html

6.      https://multiurok.ru/files/rol-roditieliei-v-orghanizatsii-issliedovatiel-sko.html

 

 

Информация об авторе

Кебикова Елена Петровна – воспитатель, МАДОУ МО г. Краснодара «Центр развития ребенка – детский сад № 63», г. Краснодар, ул. Гагарина 69 А,   e-mail: lkebikova@mail.ru                                                   

 


 

Скачано с www.znanio.ru