Генезис профессиональных стандартов. Проблемные аспекты правореализации профессиональных стандартов
Оценка 5
Лекции +1
docx
английский язык
Взрослым
17.02.2017
Профессиональный стандарт "Педагог" предполагает смену морально устаревших документов, до сих пор регламентировавших педагогическую деятельность (громоздкие квалификационные характеристики, должностные инструкции, обременяющие учителя формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми), кроме того стандарт призван раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.Профессиональный стандарт "педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)" предполагает смену морально устаревших документов, до сих пор регламентировавших педагогическую деятельность (громоздкие квалификационные характеристики, должностные инструкции, обременяющие учителя формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми
Генезис профессиональных стандартов.docx
Генезис профессиональных стандартов. Проблемные аспекты
правореализации профессиональных стандартов
Важной тенденцией современного общества является ускорение темпов
стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и
гармонизация всех стандартов в единую систему информационного общества. Впервые в
российском образовании разработана концепция и содержание профессионального
стандарта педагога.
Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" предполагает смену морально устаревших документов, до сих пор
регламентировавших педагогическую деятельность (громоздкие квалификационные
характеристики, должностные инструкции, обременяющие учителя формальными
требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от
непосредственной работы с детьми и т.п.), кроме того стандарт призван раскрепостить
педагога, дать новый импульс его развитию. В тоже время, расширяя границы свободы
педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за
результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии
ее оценки.
Стандартизация профессиональной деятельности способствовала внесению ряда
существенных правовых изменений. Так, например, 15.12.2012 года вступил в силу
Федеральный закон от 03.12.2012 № 236ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании».
Этим законом, в частности, в Трудовой кодекс РФ введены понятия «профессиональный
стандарт» и «квалификация работника». Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н
утверждены Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных
стандартов. Установлено девять уровней квалификации, которые применяются при
разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к
образованию и обучению работников.
Согласно части 2, статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный
стандарт это характеристика квалификации, которая необходима работнику для
выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
Профстандарты призваны заменить Квалификационные справочники (Тарифно
квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕКАТС) и Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
(ЕКС). Если тарифноквалификационные справочники освещают вопрос «что должен уметь
делать работник?», то профстандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?»,
чтобы достичь максимальной эффективности труда.
Структура описания квалификационной характеристики в профессиональном
стандарте предусматривает использование более современной конструкции в отличие от не
утративших силу нормативных документов ЕКС и ЕТКС(для справки – система
справочников ЕТКС, ЕКС насчитывает свыше 7,5 тыс. работ и профессий рабочих,
должностей служащих и специалистов). Квалификационная характеристика в стандарте
представлена в виде сочетаний требований к трудовым действиям, необходимым умениям
и знаниям.
Согласно пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты можно использовать:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и
установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства,
труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при
разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных
образовательных стандартов профессионального образования.
Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н и
имеет официальное название «Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)"».
Профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию педагогических
работников к труду и качеству образования, и предназначен для установления единых
требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.
Основная цель педагогической деятельности (согласно профстандарту «Педагог») в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании,
осуществляемой учителем, воспитателем, — оказание образовательных услуг по основным
общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями,
осуществляющими обучение). Тем самым педагогическая деятельность увязывается с
деятельностью образовательной организации.
Цели применения профессионального стандарта педагога.
•
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на
результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему
требованиях.
•
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества
образования.
Необходимо помнить, что профессиональные стандарты, как и ЕКС, имеют
рекомендательный характер для участников трудовых отношений. Они должны
использоваться работодателем в качестве основы для определения конкретной трудовой
функции работника.
Исключение, скорее всего, составит наименование должности (профессии,
специальности) в трудовом договоре, которое должно соответствовать наименованию в
ЕКС или профессиональном стандарте. Так как работа в должностях учителя,
воспитателя даёт право на компенсации и льготы или связана с ограничениями (абзац З
части 2 статьи 57 ТК РФ), то работодатель в трудовом договоре должен определить
предпочтительную терминологию по согласованию с работником. В остальных случаях
наименование должности (профессии,
указывается согласно
утверждённому штатному расписанию организации.
специальности)
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» право заниматься педагогической деятельностью имеют лица,
имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или)
профессиональном стандарте. Таким образом, в случае отличия профстандарта от ЕКС
работодатель имеет право выбрать минимальные требования из содержащихся в
указанных документах.
результатов его труда.
•
• Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013—2020 годы,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792р,
предусматривает,
(рамки профессиональных
компетенций) для педагогов и руководителей образовательных организаций будет
ориентирован на новые образовательные результаты. Таким образом, профессиональный
стандарт в очередной программе развития рассматривается в качестве неких рамок
профессиональных компетенций.
что профессиональный стандарт
В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено:
ст. 73 «Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами
различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с
конкретным оборудованием,
аппаратнопрограммными и иными
профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных
разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без
изменения уровня образования»;
технологиями,
ст. 69
«Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки
высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной
деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение
потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии,
углублении и расширении образования, научнопедагогической квалификации»;
ст. 76 – «Дополнительное профессиональное образование направлено на
удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное
развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям
профессиональной деятельности и социальной среды».
Данные статьи позволяют констатировать, что профессиональные компетенции
можно получить в ходе профессионального обучения. Введение нового профессионального
стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его
подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Потребуется ряд нормативноправовых документов, регламентирующих эту деятельность,
т.к. без решения проблемных вопросов правореализации профессиональных стандартов
дальнейшее их воплощение в практической деятельности будет вызывать затруднения.
Рассмотрим более подробно те пункты управления школой, которые проистекают из
приказа Профессионального стандарта. Руководители должны иметь ясный план
поэтапного освоения Профессионального стандарта.
I этап. Анализ готовности педагогического коллектива к работе по
профстандарту и определение стратегии действий
На этом этапе необходимо выяснение уровня знания педагогами текста стандарта,
их отношения к нему, готовность к освоению, желание пройти обучение по отдельным
темам или организоваться в проблемные группы по изучению наиболее сложных вопросов,
а также довести основные положения стандарта до каждого педагога.
Технологии, рекомендуемые на первом этапе:
Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, т.к. это
нормативный документ, обязательный к исполнению.
Рассмотрение содержания профстандарта на предметных методических
объединениях и обсуждение путей их реализации учителем в условия конкретной
деятельности.
Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах
и других площадках.
Информирование органов самоуправления, родительской общественности о
переходе педагогов на профстандарты. Стратегии и дальнейшие планы будут успешными, если в их разработке и
обсуждении примут участие максимально большое число заинтересованных лиц и
общественных организаций, пользующихся авторитетом. Профсоюзные организации
должны быть рядом с руководством на каждом этапе, что позволит избежать ненужных
конфликтов и дополнительных переговоров.
II этап. Нормативноправовое обеспечение деятельности образовательного
заведения в условиях перехода на новый профстандарт
На этом этапе осуществляется изменение определенной нормативной правовой базы
образовательной организации (устава, должностных инструкций учителей и воспитателей,
Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового
распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах,
портфолио учителя, воспитателя и др.).
III этап. Методическое сопровождение деятельности педагога с целью
соответствия его квалификации требованиями профстандарта
Главная задача руководителей школ на данном этапе заключаться в оказании
помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта.
При этом важно помочь им поверить в свой профессиональный успех и вызвать желание
работать над собой. В связи с этим предлагаем направления и формы методической
работы.
Направления методической деятельности:
1.Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким
требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их
решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и
т.д.
2. Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение
возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастерклассы,
стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.
3. Анализ подготовки педагога курирующим администратором. На основе анализа
посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие
педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки
зрения администрации.
4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и
разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление
т.н. индивидуальной образовательнометодической траектории педагога: что, когда, где, за
чей счет.
5. Периодический анализ состояния готовности коллектива к освоению
профессионального стандарта и своевременная коррекция плана.
Формы методической работы: самообразование,
курсы
переподготовки, стажировочные площадки, работа в мастерклассах, дистанционное
обучение и т.д.
целевые курсы,
Генезис профессиональных стандартов. Проблемные аспекты правореализации профессиональных стандартов
Генезис профессиональных стандартов. Проблемные аспекты правореализации профессиональных стандартов
Генезис профессиональных стандартов. Проблемные аспекты правореализации профессиональных стандартов
Генезис профессиональных стандартов. Проблемные аспекты правореализации профессиональных стандартов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.