«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
«ГЕНИИ
ПАДАЮТ
С НЕБА…»
(организация работы с одарёнными детьми)
Г. Воронеж. 2014
Сайт - http://na-pushkinskoj.vrn.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Основные понятия
• Одаренный ребенок – это ребенок,
яркими,
который
очевидными достижениями в том
или ином виде деятельности.
выделяется
с
–
имеет
для
признаками
• Ребенок
одаренности
ребенок,
внутренние
который
предпосылки
высших
достижений в одной или нескольких
видах деятельности, однако не
достигший высших результатов.
это
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Направления мониторинга в студии
№ Мониторинг
дошкольников
Методы диагностики
Методы
диагностики
родителей
Беседы
1. Беседы
2. Анкетирование
3. Опросники
4. Проективные
методики
воспитанников
1. Логопедический 1. Наблюдение
за речевой
2.
Психологи
ческий
деятельностью ребенка
2. Беседы
3. Тестирование
1. Наблюдение
за
деятельностью, общением
и поведением ребенка
2. Беседы
3. Тестирование
4. Проективные рисуночные
3. Педагогический 1. Наблюдение
методики
за
деятельностью ребенка
2. Проведение ЭПК
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Основные средства диагностики одаренности в Центре
Педагогический
мониторинг
Включает в себя
диагностику:
познавательных
способ-ностей
творческих
способностей
личностных качеств,
харак-терных для
одаренных детей
специальных
способностей
Внимание!
Мониторинг сферы
здоровья не
учитывается в
E-mail: centr-55@mail.ru
Психологическая
диагностика
(для
себя
Включает
в
диагностику:
творческих
способностей
воспитанников
всех отделов)
интеллекта
воспитан-ников
(для
всех отделов, кроме
спортивного)
коммуникативных
способностей
(при
запросе педагога)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Требования к проведению
педагогического мониторинга
Комплексный характер оценок
Длительность исследования
Анализ
воспитанников
реальных
достижений
Анализ продуктов деятельности
Наблюдение за учебной деятельностью
Оценка способности к обучению
Анализ деятельности в ситуациях, когда
ребенок действует самостоятельно (конкурсы,
соревнования, проекты и т.п.).
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Шкала оценки педагогического
мониторинга
1 балл
2 балла
0 баллов
очень низкий
уровень развития:
ни один из
перечисленных
критериев ни разу не
проявился в
процессе
наблюдения за
Вашим
воспитанником,
воспитанник часто
проявляет
противоположные
признаки поведения.
низкий уровень
развития:
некоторые из
перечисленных
критериев
проявлялись, но
были развиты слабо,
воспитанник чаще
проявлял
противоположные
выделенным
критериям признаки
поведения.
уровень развития
ниже среднего:
некоторые из
перечисленных
критериев
проявлялись, но
были недостаточно
сформированы,
иногда воспитанник
проявляет
противоположные
описанным признаки
поведения.
E-mail: centr-55@mail.ru
3 балла –
средний,
нормальный
уровень развития:
многие из
перечисленных
критериев
проявлялись, но
были развиты
недостаточно
хорошо,
воспитанник
практически не
проявляет
противоположные
описанному
признаки поведения.
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Шкала оценки педагогического мониторинга
4 балла – уровень
развития выше
среднего:
высокий уровень
5 баллов –
развития:
перечисленных
многие из
критериев
проявлялись и были
сформированы на
хорошем уровне,
однако возможно их
формирование и
дальнейшее
развитие.
большинство из
перечисленных
критериев
проявились в
поведении
воспитанника и
сформированы на
высоком уровне.
E-mail: centr-55@mail.ru
5! баллов – очень
высокий уровень
развития (может быть
признаком
одаренности)
практически все из
перечисленных
критериев проявились
воспитанника, данные
в поведении
качества
сформированы на
высоком уровне,
преимущество
другими детьми.
дающим значительное
воспитаннику перед
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Основная часть
мониторинга включает в себя оценку:
познавательных способностей
творческих способностей
личностных качеств, характерных для одаренных
детей
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
•Память: быстро запоминает без специального
заучивания.
•Речь: умеет ясно и точно излагать свои мысли.
•Внимание: сохраняет высокую концентрацию
внимания, длительно занимаясь одним и тем же.
•Мышление: на занятиях все быстро и легко
схватывает, не требуя дополнительные объяснений.
•Осведомленность: имеет широкий кругозор,
обладает знаниями из разных областей.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Оригинальность: предлагает необычные идеи,
самобытен, оригинален в том, что делает.
Гибкость: гибок в поведении и общении, легко
подстраивается под ситуацию.
Продуктивность: генерирует большое
количество идей.
Способность к детальной разработке: способен
тщательно разработать идею, придумать, как и что
нужно сделать.
Сопротивление замыканию: стремиться
выполнить действие тщательно, а не формально.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Увлеченность: полностью погружается в деятельность на
занятии.
Мотивация:
амбициозен в ситуации конкуренции.
стремиться
к
высоким
достижениям,
Самооценка: чрезмерно самокритичен к результатам своей
деятельности, но уверен в себе и своих силах.
Самостоятельность: независим от окружающих в своих
оценках и суждениях, готов отстаивать свою точку зрения.
Любознательность: несмотря на увлеченность какойлибо
деятельностью, стремиться узнать новое из других областей.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Критерии мониторинга
Оцениваются
хореографические, музыкальные
отдел.
Художественный
артистические,
способности.
Декоративно-прикладной
отдел. Оцениваются
способности к изобразительной и декоративно-
прикладной деятельности, технические способности.
Спортивный отдел. Оцениваются спортивные
способности.
Социально-педагогический отдел. Оцениваются
способности,
коммуникативные,
способности к изучению иностранного языка.
литературные
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Критерии мониторинга
Музыкальные способности
• Музыкальный слух.
• Чувство ритма.
• Ладовое чувство.
• Музыкальное внимание.
• Музыкальная память.
• Музыкально-слуховые
• Понимание музыкального
• Вокальные данные.
• Выразительность
• Техника исполнения.
представления.
произведения.
исполнения.
К изобразительной и
декоративно-прикладной
деятельности
• Эстетическое восприятие.
• Сенсомоторика.
• Зрительное восприятие.
• Зрительная память.
• Композиционная
• Понимание символики
деятельность.
изобразительного
искусства.
• Способность к
целеполаганию.
• Гибкость.
• Эмоциональность.
• Техника исполнения.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Критерии мониторинга
Артистические
способности
• Способность к
подражанию и
перевоплощению.
• Эмоциональность.
• Сценическое обаяние.
• Сценический
темперамент.
• Эмоциональная память.
• Импровизационность.
• Цельность образа.
• Эмоциональность
• Умение действовать в
• Понимание
восприятия.
условиях вымысла.
драматического
произведения.
Хореографические
способности
• Гибкость.
• Пластика движений.
• Чувство ритма.
• Координация движений.
• Двигательная память.
• Музыкально-
пространственная
ориентация.
• Умение взаимодействовать
с партнером.
• Эмоциональное
восприятие.
• Танцевальная
выразительность.
• Техника исполнения.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Критерии мониторинга
Технические способности
• Рациональный подход к
практической задаче.
• Способность планировать.
• Пространственное
воображение.
• Техническая
наблюдательность.
• Изобретательность в
решении технических задач.
• Математические
способности.
• Логическое мышление.
• Логическая память.
• Техническая
осведомленность.
• Технический анализ.
E-mail: centr-55@mail.ru
Коммуникативные
способности
Эмпатические способности
•Способность к
сопереживанию.
•Эмоциональная
саморегуляция.
•Умение выразить свои
чувства.
•Контактность.
Организаторские
способности
•Конструктивное поведение в
конфликте.
•Позиция при принятии
группового решения.
•Ответственность.
•Убедительность.
Лидерские способности
•Харизматичность.
•Лидерская позиция.
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
ВИДЫ АКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дискуссионные формы организации обучения: сократическая
групповое
(сократовская)
интервью, групповая дискуссия, круглый стол, мозговой штурм
интеллектуальная
разминка,
беседа,
Игровые формы
ролевая игра,
имитационная игра, деловая игра, организационно деятельностная
игра, психодрама, социодрама.
организации
обучения:
Смешанные формы организации обучения: индивидуальный
практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»),
психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод
«Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта
действий», метод
(casestudy,
гарвардский метод).
конкретных
ситуаций
анализа
Комплексные формы организации обучения: социально
психологический тренинг.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Инновационные технологии
• Индивидуальный маршрут
• Проектная деятельность
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
т
у
р
ш
р
а
м
й
ы
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Цель: создание условий для наиболее полного раскрытия индивидуальных
способностей воспитанника с опорой на его решения и личные предпочтения.
Задачи:
•Обучающие:
Формировать силу мышц рук, ног, брюшного пресса, мышц спины.
Формировать навык обращения с внешними предметами (спортивное оружие ушу,
палка, шест, и т.д.)
•Развивающие:
Развитие спортивных способностей.
Развитие гибкости и выносливости тела.
Поддержка и развитие индивидуального стиля в технике исполнения.
•Воспитательные:
Воспитывать чувство уверенности в себе, формировать психологическую готовность к
выступлению на соревнованиях.
Воспитывать желание побеждать, формировать мотивацию к достижениям.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
РАБОТА ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКОМ
ЭТАП 1.
Постановка цели (ожидаемые результаты).
Цель этапа (ставится и формулируется совместно с воспитанником):
принять участие
войти в 5ку сильнейших
занять призовое место _____________________________________________
в/на ___районных соревнованиях в г. Воронеже, 25января 2014г.______
________________________________________________________________
(наименование конкурса (соревнования и т.п.), место и дата проведения)
Для достижения цели необходимо (формулируется совместно с воспитанником):
Упорно тренироваться, усердно работать на каждой тренировке.
Обучиться и усовершенствовать приемы аньдао и туйдао
Овладеть азами аутогенной тренировки (АТ) с целью психологической подготовки к
Провести ряд дружеских встреч, научиться анализировать сильные и слабые стороны
соревнованиям.
противника.
Продолжить развивать скорость реакции.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Содержание образовательной деятельности.
Дата
Содержание занятия(ий)
20.09
1.10
17.09 Совместное обсуждение и постановка цели,
планирование образовательной деятельности
Обучение и усовершенствование приемов аньдао и
туйдао
Знакомство с азами АТ
Проведение дружеской встречи с ее последующим
анализом
Обучение и усовершенствование приемов… аньдао
и туйдао.
Обучение приемам АТ
11.10
15.10
18.10 Проведение дружеской встречи с ее последующим
8.10
29.10
анализом
Проведение дружеской встречи с ее последующим
анализом
Подготовка к соревнованиям, формирование
психологической готовности к участию в
соревнованиях
1.11
15.11
19.11 Участие в соревнованиях
22.11
Анализ проведенных соревнований, совместный
анализ достигнутых результатов
E-mail: centr-55@mail.ru
Отметки о прогрессе в решении
воспитательных или развивающих
задач
Самостоятельно смог
проанализировать особенности
противника
Повысил уровень владения приемами
аньдао и туйдао …
По сравнению с прошлым годом
возросла самокритичность и чувство
ответственности.
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
• Участие в районных соревнованиях в г. Воронеже, 25 января 2014 г
(наименование мероприятия, место и дата проведения)
• Место: третье
• Цель этапа __ достигнута не достигнута
СОВМЕСТНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
№ Критерии анализа (оцените, насколько Вам подходит
каждое утверждение:
+ скорее подходит\полностью подходит; 0 –
затрудняюсь ответить
Оценка
педагога
Само
оценка
воспита
нника
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
скорее не подходит\полностью не подходит)
Поставленная цель была реально достижима мною.
Я успел(а) сделать все, что было запланировано для
подготовки к конкурсу (соревнованию и т.п.)
Я действительно хотел(а) победить.
Я был(а) действительно уверено, что могу победить.
Я сделал(а) все от себя зависящее, чтобы достигнуть цели.
Мой педагог сделал(а) все от себя зависящее, чтобы
достигнуть цели.
E-mail: centr-55@mail.ru
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАННИКА.
Ты только что проанализировал со своим педагогом результаты своей
деятельности. Теперь попробуй написать несколько слов, о том, почему тебе
удалось или, наоборот, не удалось достигнуть успеха, а также чего тебе
хочется достичь в будущем.
Если тебе это трудно сделать самостоятельно, ты можешь обратиться за
Постарайся быть как можно более откровенен(на) и честен(на) с самим
помощью к своему психологу.
собой.
__Я думаю, что мне не удалось победить в соревнованиях,
потому что я не смог справиться с волнением на соревнованиях. Я
думаю, что я могу выступить гораздо лучше, если научусь
справляться со своими страхами. Мне бы хотелось на занятиях
больше
психологической
подготовкой.___________________________________________________
заниматься
Выполняется воспитанником самостоятельно БЕЗ помощи педагога!.
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ВОСПИТАННИКА
Психолог:_____________________________________________________
а) работа психолога с воспитанником
Дата(ы)
Декабрь
2013
Диагностика творческих способностей воспитанника
Содержание деятельности
Диагностика личностных особенностей воспитанника
При запросе педагога: психологическая подготовка воспитанника к
выступлению на соревнованиях (конкурсе и т.п.)
б) работа психолога с педагогом
Дата(ы)
Содержание деятельности
При запросе родителей: консультационная беседа о творческих
способностях и личностных качествах воспитанника.
При запросе педагога: консультационная беседа с родителями о
необходимости эмоциональной поддержки воспитанника во время
подготовки и самого конкурса (соревнования и т.п.)
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Работа педагога с семьёй
РАБОТА С СЕМЬЕЙ
Дата(ы)
Сентябрь
2014
Ноябрь
2014
Содержание деятельности
Консультационная беседа о целях, задачах и содержании
индивидуального маршрута на данных учебный год
Сообщение о достижениях воспитанника, беседа о причинах
успехов/неуспехов воспитанника
Работа психолога с семьёй
Дата(ы)
Содержание деятельности
При запросе родителей: консультационная беседа о творческих
способностях и личностных качествах воспитанника.
При запросе педагога: консультационная беседа с родителями о
необходимости эмоциональной поддержки воспитанника во время
подготовки и самого конкурса (соревнования и т.п.)
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Уровень
20112012
Кол – во
20122013
Кол – во
20132014
Кол – во призовых
призовых мест
1
3
2
призовых мест
1
3
2
Международный
Всероссийский
Региональный
Областной
Городской
Районный
Итого
6
32
4
12
1
21
76
1
21
1
7
14
13
57
1
15
1
6
11
13
47
4
14
9
17
31
6
81
2
13
5
19
18
5
62
1
16
5
9
15
46
1
9
28
35
24
71
8
175
мест
2
6
35
17
15
53
3
129
3
5
29
17
17
49
1
118
E-mail: centr-55@mail.ru
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Требования к личности педагога,
работающему с одарёнными обучающимися
нравственность
мотивационная
готовность к
работе с
одарёнными
обучающимися
знание
психологии
одарённых
обучающихся
эрудированность
знание всех
областей
человеческой
жизни
E-mail: centr-55@mail.ru
желание
работать
нестандартно
увлечённость
своим делом
поисковая
активность
любознательность
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
В душе каждого ребенка есть
невидимые струны. Если тронуть их
умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский
E-mail: centr-55@mail.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.