Урок географии в 5 классе
Тема: «География как наука.
Предметные умения
УУД В познавательной сфере: - давать определение география - уметь составлять схему наук о природе В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль географии и естественных наук в жизни человека Личностные: - смыслообразование. -Признание ценности географии как науки о природе для людей - Чувство гордости за российскую географическую науку. - Умение управлять своей познавательной деятельностью.
|
Регулятивные: -Ставить цель и анализировать условия достижения цели. - Прогнозировать ситуацию будущих событий. Познавательные: - Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. - Устанавливать причинно следственные связи. - Давать определения понятиям. Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |
Цель урока: создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Структура и ход урока:
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
– О чем идет речь в этой загадке? (О Земле).
Слайд 2. Фото Земли из космоса. – Вот
вид Земли из космоса. Какая она?
– Кто впервые увидел Землю из космоса?
Учащиеся отвечают.
Этап 2. Формирование темы цель урока.
Учитель: Может быть, для изучения географии достаточно, например, учить и писать? Как вы думаете, достаточно ли знания и умения, которые Вы, ребята, накопили и усвоили в школе, для изучения географии? Для того, чтобы не только читали, что уже написано о Земле, а научились самостоятельно действовать, познать мир, мы должны вооружиться общими правилами, по которым можно открывать неизвестное.
Групповая работа.
– Вспомните, ребята, как вы действовали, когда Вам в руки попадал новый для вас предмет, например игрушка – робот?
Задание 1. Попытайтесь самостоятельно сформулировать это правило познания.
Слайд 4. «Изучи предмет в целом, дай его общее описание»
Учитель: Что Вам очень хотелось сделать, после того, как Вы осмотрели игрушку и поиграли?
Задание 2. Сформулируйте второе правило познания.
Слайд 5. «Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».
Учитель: Действительно, если игрушка разделена на части, и они изучены, то, конечно следует эти части собрать.
Задание 3. Сформулируйте третье правило.
Слайд 6. «Соедини изученные части, рассмотри, как они «взаимодействуют».
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся дальнейшее го усвоения материала
Учитель: Ребята,
мы с Вами начинаем изучать географию. Что является главным объектом
изучения географии?
– Что означает «география» в переводе древнегреческого?
– Какие задачи стоять перед географией?
– Чем занимается современная география?
. Ветви географии.
Учащиеся, используя текст учебника, отвечают на вопросы.
Физминутка
Учитель: Что называют географической оболочкой?
Учащиеся дают определение географической оболочки.
Работа в парах.
Задание. Учащиеся составляют схему «Строение географической оболочки»
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Задание. Попробуй отыскать слова, составными частями которых являются либо «гео», либо «графия». Например: география, биография.
Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный
– я работал отлично, мне всё понятно
желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не
получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не
получилось
Этап 6. Домашнее задание
1.
Подумай, как могут пригодиться знания географии в обыденной жизни. Свой ответ
аргументируй. – Базовый уровень
2. Найди интересные статьи в географических энциклопедиях,
подготовь небольшое выступление, продумав его таким образом, чтобы оно
заинтересовало твоих одноклассников. – Повышенный уровень
Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.
Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.
Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля? По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.
География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.
Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, о Земле. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.
— Ребята, так зачем же нам география?
Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.
Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?
Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.
· Как «живет» наша природа?
· Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?
· Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам?
· Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас?
· Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?
Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.
· По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
· Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
· В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
· Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?
В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.
ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.
Какие задачи и методы у науки географии?
География — это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.
ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? Какие задачи и методы у науки географии?
Описание: где что находится, как живет, как развивается
Объяснение: почему это так происходит?
Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?
Управление: как сделать так, чтобы…
В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь познания). Есть такие методы, которые используются в самых разных науках: логический, исторический, математический метод, методы наблюдения, моделирования и др.
Они так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.
Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы географической науки.
Самый древний из них — сравнительно-описательный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспедиционный метод — исследования непосредственно на местности.
Важнейший метод в географии — картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удивительный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований воспользуемся и мы, изучая географию Земли.
ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.