География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Оценка 4.8

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
8 кл
07.04.2019
География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Этот урок направлен на формирование у учащихся представлений о неблагоприятных погодных явлениях в Донецком крае и их влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность человека, о степени опасности данных погодных явлений, об изучении правил безопасной жизнедеятельности в конкретных ситуациях, связанных с погодными явлениями.
География 8.docx
Тема:  Неблагоприятные  погодные   явления.   Влияние   климата   на   жизнь   и хозяйственную деятельность человека. Цель: сформировать   у   учащихся   представление   о   неблагоприятных   погодных явлениях; закрепить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;   систематизировать   основные   понятия   климатологии;   развивать   умение работать   с   дневником   погоды,   дополнительной   литературой;   выявить   опасные атмосферные явления, которые могут наблюдаться в нашей местности; рассмотреть степень   опасности   данных   погодных   явлений;   изучить   правила   безопасной жизнедеятельности. Метапредметные результаты: 1. Работа с текстом и видеофрагментами: формулирование вывода, составление правил безопасного поведения во время грозы, гололеда, тумана и др. явлений. 2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере. Ход урока 1. 2. Организационный момент. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. ­   Ребята,   мы   продолжаем   изучать   раздел   «Климат   Донецкой   области».     Повторим основные понятия. ­ Что такое климат? ­ Что такое погода? ­ Какие климатообразующие факторы вы знаете? ­ Ребята, перед вами лежит дневник погоды за январь.  ­ Вам необходимо назвать максимальную температуру месяца. (+8) ­ Вам необходимо назвать минимальную температуру месяца. (­16) ­ Подсчитайте амплитуду колебания температур за январь. (А = 24) ­ Какое давление считается нормальным? (760 мм). ­ Какое мах давление зафиксировано в январе? (767 мм) ­ Какое мин давление зафиксировано в январе? (745 мм) ­ Что вы можете сказать об облачности? (преобладали пасмурные дни). ­ Какие ветры преобладали? (Восточные) ­ Какова скорость ветра? (1 – 5 м\с)  ­ Были ли дни без ветра ­ штиль? (8 января) ­ Какие другие явления погоды наблюдались? (Снег, дождь) ­   Считаются   ли   они   неблагоприятными?   (нет,   но   зависит   от   количества   выпавших осадков). 3. Сообщение темы и цели урока. ­ А тема нашего сегодняшнего урока «Неблагоприятные  погодные явления. Влияние климата   на   жизнь   и   хозяйственную   деятельность   человека».  Откройте   тетради, запишите число и тему урока. 4. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся ­ Жизнь человека в наше время в большой степени зависит от погоды, климат влияет на жизнь и  хозяйственную деятельность человека. 5. Изучение нового материала. ­   Почему   так   важно   знать   прогноз   погоды?   (Чтоб   правильно   организовать   свою деятельность, сделать планы и т.д.) ­  Вы   дома   поработали   самостоятельно   в   парах,   над   неблагоприятными   погодными условиями, подготовили небольшое сообщение о явлении и его опасности для человека. 1. Работа в парах. Неблагоприятные погодные  явления   в   Донецкой   области:     ливни,   град, ледяной   дождь,   гололёд   и   гололедица,   метель,   снежный   занос,   заморозки, туман, засухи, суховей, пылевые бури.         ­ На столах у вас лежат таблички с планом работы. Вам необходимо указать характер   и   причины   возникновения   данных   атмосферных   явлений,   а   также опасность, которую они представляют для человека. Погодно е явление Ливень  (гроза) Характеристика явления Кратковременный интенсивный дождь с кру пными каплями, сопровождается ветрами,  грозой (молния, гром, град).  Град Вид ливневых осадков в виде частиц льда  округлой формы (градин).  Ледяной дождь Атмосферные осадки, выпадающие из  облаков при отрицательной температуре  воздуха.  Опасность для человека Паводки на реках,  повреждаются ЛЭП,  разрушают дороги,  мосты, дома. Поражение  молнией вызывает ожоги и смерть. Ущерб человеку и его  имуществу:  повреждается кровля,  кузов машин,  выбиваются стёкла,  гибнут животные  и урожай.  В  ледяной чехол  одеваются деревья,  кустарники – ветви  ломаются, ЛЭП –  обрываются. Ледяная корка на земле, деревьях,  строениях, которая образуется зимой во  время оттепелей после сильных морозов,  после моросящих дождей.  Только лед на дорогах. Обледенение дорог,  аэродромов и ЛЭП,  ДТП, травмы пешеходов. Гололёд  Гололед и ца Метель  Перенос ветром падающего и или  выпавшего ранее снега.  Снежны й занос Замороз ки Туман Засуха Гидрометеорологическое бедствие,  связанное с обильным выпадением снега,  при скорости ветра свыше 15 м/с и  продолжительности снегопада более 12  часов. Температура воздуха резко понижается  (ниже нуля), что приводит к промерзанию  верхних слоев почвы.   Скопление воды в воздухе, когда  образуются мельчайшие продукты  конденсации водяного пара при  соприкосновении насыщенного водяным  паром воздуха с охлажденной земной  поверхностью. Продолжительный период  устойчивой погоды с высокими для данной  местности температурами воздуха и малым  количеством осадков.  Заносы дорог,  населенных пунктов,  зданий, снижение  видимости на дорогах,   частичное разрушение  зданий, крыш, обрыв  воздушных ЛЭП и связи. Занос дорожного  полотна, населенных  пунктов и отдельных  зданий, снижение  видимости на дорогах до 20­50 м. Большой вред посевам,  садовым культурам.  Ухудшается видимость,  работа транспорта,  увеличивается  загрязнение атмосферы. Опасна для ранних  зерновых культур. Суховей Сухой и знойный ветер, характеризуемый  высокой температурой воздуха и низкой  относительной влажностью воздуха, в  сочетании с ветром.  Пылевая буря Перенос больших количеств пыли  (частиц почвы, песчинок) ветром с  земной поверхности в слое высотой  несколько метров со значительным  ухудшением горизонтальной  видимости.  Нарушает водный баланс растений.   Снижается  плодородие  почвы, уносятся с  полей  значительные слои пахотных земель,  выдуваются  почвы.  Ливень  ­ 1. кратковременный интенсивный дождь с крупными каплями. Преимущественно   тёплого периода года, сопровождаются сильными порывистыми ветрами, грозой, градом. Грозаа — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Молнии   нагревают   окружающий   воздух,   он   мгновенно   расширяется,   и   происходит взрыв — гром.        Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений:  они приводят к большим людским потерям. Самое грозовое место на земном шаре находится в Тихом океане вблизи Японских островов. Последствия: паводки на реках, повреждаются линии электропередач, могут разрушать дороги, мосты и даже дома.  ­ Какое правило безопасности нарушила пострадавшая женщина? «Гроза в городе»         «Во   время   грозы   грозовой   разряд   попал   в   женщину,   стоявшую   на   автобусной остановке. По словам очевидцев, это произошло, когда пострадавшая открывала зонт. Она и ее подруга, стоявшая рядом, госпитализированы с ожогами.»  (Женщине нельзя было   использовать   зонт,   т.к.   металлические   предметы   могут   стать   проводниками электрического тока). 2. Град ­ вид ливневых осадков в виде частиц льда преимущественно округлой формы (градин). Выпадает чаще в тёплое время года из мощных кучево­дождевых облаков, обычно   при ливнях и грозах.   Слой   выпавшего   града   иногда   составляет несколько сантиметров.   Продолжительность   выпадения:   от   нескольких   минут   до получаса, чаще всего 5­10 мин. Град выпадает большей частью днём. Град ночью — явление   весьма   редкое.   Ещё   в   древние   времена   люди   заметили,   что громкий звук предотвращает появление града или вызывает появление градин меньших размеров. Поэтому для спасения посевов звонили в колокола и/или стреляли из пушек. Град может нанести серьёзный ущерб человеку и его имуществу: при крупном граде сильно   повреждается кровля,   также   кузов  машин,  выбиваются   стёкла,   гибнут животные и урожай. 3. 4. Ледяной     температурой.  Ледяной   дождь  ­   атмосферные   осадки,   выпадающие   из   облаков   при отрицательной   температуре   воздуха.   Ледяной   дождь   наблюдается,   когда   у земли находится холодный воздух, а над ним слой более тёплого воздуха с положительной дождь —   мелкие прозрачные ледяные шарики,   выпадающие   из   облаков,   размером   1­3 мм   в диаметре. Чаще всего явление наблюдается при температуре 0…до −15°C. Ледяные шарики образуются при замерзании капель дождя, когда последние падают   сквозь   нижний   слой воздуха с температурой ниже   нуля градусов Цельсия. Внутри шариков находится незамёрзшая вода — падая на предметы, шарики   разбиваются   на   скорлупки,   вода   вытекает   и   образуется гололёд. Ледяной дождь ­ падающие из относительно тёплого воздуха и замерзающие при соприкосновении с холодной, ниже 0°С, поверхностью, что формирует гололёд.  Последствия: в ледяной чехол одеваются деревья, кустарники – ветви ломаются, линии электропередач – обрываются. Гололёд — ледяная корка на земле, деревьях, строениях и других предметах, которая   образуется   зимой   во   время   оттепелей   после   сильных   морозов. Гололед в основном образуется в морозные дни, после моросящих дождей. Из­ за   гололеда   происходит   обледенение   дорог,   аэродромов   и   линий электропередач,   случаются   автомобильные   катастрофы   и   многочисленные травмы пешеходов.  Гололедица ­   это   только   лед   на   дорогах,   который   образуется   после   оттепели   или дождя при внезапном похолодании.  Гололедица может продолжается от нескольких минут до 10 дней. Гололёд и гололедица  – присущи для всей территории Донецкой области в зимний период.                  Проблемный вопрос: ­ Завтра вам предстоит идти в школу. По телевизору в вечерней программе объявили о возможном   гололёде   и   гололедице.  Какие   правила   безопасного   поведения   должен соблюдать человек во время гололёда? 5. Мет льее Метели чаще всего приходятся на январь – февраль и продолжаются до 20 дней.   Опасность: наносят ущерб с\х, нарушают работу транспорта, линий электропередач, связи.  (буран, вьюга) — перенос ветром падающего и или выпавшего ранее снега. В обыденной речи и художественной литературе можно встретить такие многообразные названия   метели: снежная   буря, вьюга,  метелица, метуха, заметель, буран (сильная общая метель в степи при низкой температуре). 6. Снежный   занос  ­   это   гидрометеорологическое   бедствие,   связанное   с обильным   выпадением   снега,   при   скорости   ветра   свыше   15   м/с   и продолжительности снегопада более 12 часов. Защита: ставят снеговые заборы или   высаживают   снегозащитные   насаждения   и   нарезают   в   снегу   траншеи; снегозадержание   в  поле  проводят  с  помощью  посева   растений   с  высокими стеблями, снегосборных   лесных   полос,   снегопахания,   снегоуплотнения   и расстановки различных препятствий. Опасность:  Занос   дорожного   полотна,   населенных   пунктов   и   отдельных   зданий, снижение видимости на дорогах до 20­50 м. 7. К   неблагоприятным   атмосферным   явлениям   относятся  заморозки.   Они обычно наблюдаются в конце весны, в начале осени, в результате вторжения арктических воздушных масс. Зимой температура воздуха резко понижается (ниже нуля), что приводит к промерзанию верхних слоев почвы.   Опасность:  Заморозки причиняют большой   вред   посевам,   садовым   культурам. В результате возникает   необходимость   в   повторных   посевах   и посадках плодовых деревьев, что влечет за собой дополнительные затраты денежных средств и трудовых ресурсов.  8. Туман ­   это атмосферное явление,   когда образуются   мельчайшие   продукты   конденсации   водяного   пара.   В   ясную летнюю   ночь   при   соприкосновении насыщенного водяным   паром   воздуха сохлажденной земной   поверхностью   из   него   выделяются капельки воды. Чаще возникает зимой, и в марте.   скопление воды в   воздухе,  Опасность тумана: ухудшает видимость, ухудшает работу транспорта, увеличивают загрязнение атмосферы. 9. Засуха  ­   продолжительный   (от   нескольких   недель   до   двух­трёх   месяцев) период устойчивой погоды с высокими для данной местности температурами воздуха и малым количеством осадков (дождя), в результате чего снижаются влагозапасы почвы и   возникает   угнетение   и   гибель   культурных   растений. Засухи наблюдаются 1 раз за 10 – 12 лет. Однако засухи, распространяющиеся на 10 % площади, случаются через каждые два года. Засуха может длиться несколько месяцев. Опасность засух:   весенние засухи особенно опасны для ранних зерновых культур; летние причиняют сильный вред как ранним, так и поздним зерновым и другим однолетним культурам, а также плодовым растениям; осенние опасны для всходов озимых.  Наиболее губительны весенне­летние и летние ­ осенние засухи.  10.  Суховей  –   сухой   и     характеризуемый высокой температурой воздуха и низкой относительной влажностью воздуха, часто в сочетании   с  ветром.   Наиболее   часто   наблюдается   в полупустынях и   пустынях,   и в степной  зоне (особенно в период засухи).продолжается около 25 – 30 дней.     Чаще возникает   в   августе.   Причина   ветра   –   перемещение   восточного   ветра   с   центра евразийского континента. знойный   ветер, Опасность: нарушает водный баланс растений. 11. Пылевые бури — атмосферное явление в виде переноса больших количеств пыли (частиц почвы, песчинок) ветром с земной поверхности в слое высотой несколько метров   со   значительным   ухудшением   горизонтальной   видимости.   При   этом наблюдается   подъём   пыли   в   воздух   и   одновременно   оседание   пыли   на   большой территории. В зависимости от цвета почвы в данном регионе, отдалённые предметы приобретают сероватый, желтоватый или чёрный цвет. Возникает обычно при сухой поверхности   почвы   и   скорости   ветра   10   м/с   и   более.   Пылевые   бури   возникают   в степных  регионах  ранней  весной, после  малоснежной  зимы  и  засушливой  осени, но иногда бывают даже зимой, в сочетании с метелями. В длительные периоды засушливой погоды пылевые бури могут развиваться в степной зоне Донецкой области. Длятся до 10 дней. Последствия:  снижается   плодородие   почвы,   уносятся   с   полей значительные слои пахотных земель, выдувание почвы. Вывод: В целом климатические условия и климатические ресурсы Донецкой области благоприятны для жизни человека и его трудовой деятельности. VI. Итог урока ­ Какие вы можете привести примеры негативного влияния климата на жизнь человека? ­   Поскольку   погода   —   важный   фактор   в   жизни   человека,   точное   прогнозирование погодных   явлений   —   важная задача.   Её   решением   в   занимается   метеорологическая служба. Эти атмосферные явления и другие создают угрозу для сельского хозяйства, для линий электропередач и связи, для транспорта, для промышленных и гражданских сооружений,   а   самое   главное   для   жизни   человека.   Зная,   какую   угрозу   они представляют,   а   также   правила   безопасного   поведения,   человек   может   избежать опасности. VII. Домашнее задание:  1. Выучить §15. 2. Придумайте дорожный знак для пешеходов и водителей «Осторожно! Гололёд!» 3. Составьте памятку «Как действовать во время гололёда?»

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

География, 8 класс. Неблагоприятные погодные явления. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Скачать файл