География Вологодской области 8-9 класс
Оценка 5

География Вологодской области 8-9 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
05.01.2017
География Вологодской области 8-9 класс
Программа 2008 года опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» «Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов» Авторы - составители программы «География Вологодской области» Золотова О.А., Скупинова Е.А., Максутова Н.К., Спирин В.В. 8-9 класс -34 часа по 0,5 часа
вологод обл 8-9 кл..docx

Программа 2008 года опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»

«Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов»

Авторы - составители программы «География Вологодской области»

 Золотова О.А., Скупинова Е.А., Максутова Н.К., Спирин В.В.

8-9 класс  -34 часа по 0,5 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по курсу

«География Вологодской области»

          Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География Вологодской области» федеральных стандартов и программы  по географии, которые раскрывает и конкретизирует.

Учебник -  «География Вологодской области»под редакцией О.А.Золотова, Е.А. Скупинова.  Вологда, 2008 г.

«Атлас Вологодской области», Вологда, 2009 год

         Курс «География Вологодской области» изучается в 8 и 9 классах (по 17 часов) образовательной школы в объеме 34 часа и является региональным продолжением и логическим завершением курса «География России». В учебный предмет«География Вологодской области» входят два самостоятельных раздела «Природа Вологодской области» и  «Население и хозяйство Вологодской области».

Региональный стандарт является механизмом реализации региональной политики в области образования. Он направлен на формирование системных знаний учащихся о культурных, природных и хозяйственных особенностях региона, что наряду с повышением уровня общего образования служит расширению информационной базы при решении воспитательных и профориентационных задач обучения.

Основные цели и задачи курса:

1.     Обобщение и конкретизация учебного материала базового курса на уровне конкретного региона;

2.     Расширение знаний учащихся о своей области, поднятие престижа области в глазах учащихся, повышение интереса к ней;

3.     Выполнение задач профессиональной ориентации учащихся через знакомство с основными отраслями хозяйства области;

4.     Развитие основ самообразования учащихся и подготовка их к будущему профессиональному образованию через формирование общеобразовательных умений и навыков.

Содержание раздела «Природа Вологодской области»

Раздел «Природа Вологодской области», изучаемый в 8 классе, не имеет аналогов в федеральных стандартах и базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных курсов: «Окружающий мир», «Биология», «География» и др.

Структура и содержание стандарта «Природа Вологодской области» подчинены идее формирования представления о качественном своеобразии региона, которое проявляется в его природной и историко-культурной целостности. Дидактическая цель достигается параллельным изучением многообразия объектов природы, а также характера и результатов взаимодействия общества и природы в регионе.

Ведущая воспитательная идея – формирование географической культуры как основной части общечеловеческой культуры. Ее усвоение позволит сформировать новое поколение природопользователей, ориентированное на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

Территория. Вологодская область в системе административно- политического устройства РФ. Географическое положение, размеры, конфигурация, различия местного времени на территории области. Изученность природных ресурсов.

Природно-ресурсный анализ территории.

Основные геологические структуры и закономерности размещения полезных ископаемых.

Структуры 2 порядка Русской плиты: склон Балтийского щита, Московская впадина. Специфика строения земной коры, основные этапы развития территории. Полезные ископаемые в связи с геологическим строением.

Рельеф и его хозяйственная оценка.

Четвертичный этап формирования территории Вологодской области. Неотектоника. Различия рельефа областей московского и валдайского оледенений. Карст. Крупные возвышенные и низменные равнины. Хозяйственная оценка.

Климат и климатические ресурсы.

Климатообразующие факторы и процессы на территории области. Анализ пространственной дифференциации и годовой изменчивости элементов климата. Местные климаты. Агроклиматические ресурсы и агроклиматические районы области.

Внутренние воды и водные ресурсы.

Влияние истории развития природы на характер размещения внутренних вод. Положение области в трех бассейнах стока: Северного Ледовитого, Атлантического океанов и внутреннего стока (Арало-Каспийского). Главный водораздел. Реки и озера области. Искусственные водные пути, подземные и минеральные воды.

Почвы и почвенные ресурсы.

Основные почвообразовательные ресурсы. Зональные и азональные типы почв. Почвенные ресурсы и мелиорация.

Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы. Характеристика таежного типа растительности, различия средне- и южнотаежныхгеосистем. Лесные ресурсы. Луговой и болотный типы растительности. Пойменные луга, их ресурсная оценка. Животный мир области, охотничье-промысловые ресурсы. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Лекарственные растения. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Природные комплексы Вологодской области.

Природное районирование области. Ландшафтные типы расселения. Изменения природных комплексов под воздействием хозяйственной деятельности.

Природопользование.

Природные ресурсы: оценка обеспеченности, территориальные сочетания, природно-ресурсный потенциал территории.использование природных ресурсов в хозяйственном комплексе области. Рациональное природопользование.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ.

Требования к уровню подготовки:

Наблюдать:

- сезонные изменения в поведении организмов, сезонную ритмику природных комплексов;

- за изменениями метеорологических параметров в течение дня, сезона, года;

- разнообразие процессов и явлений в природе края;

- разнообразие процессов взаимодействия общества и природы;

- за изменениями среды обитания животных и растений под влиянием хозяйственной деятельности людей.

Описывать:

- географическое положение области;

- компоненты природы родного края, природные комплексы окрестностей школы;

- взаимосвязь  компонентов и комплексов в  природе;

- типы погод Вологодской области;

- основные типы местных агроценозов, антропогенные изменения компонентов и комплексов   природы.

Знать:

- основные горные породы и месторождения полезных ископаемых своей местности;

- типы рельефа края, почвы, типичные, редкие и исчезающие виды растений и животных области;

- природное районирование области;

- необычные и уникальные природные процессы и явления в крае;

- основные виды природных ресурсов края, их рациональное использование, районы экологического неблагополучия.

Объяснять:

- различия природных особенностей северной и южной, западной и восточной частей области;

- разнообразие природных систем края;

- влияние географического положения и истории развития природы на разнообразие природных комплексов области;

- влияние местных источников загрязнения на растительный и животный мир и на здоровье человека;

Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении разнообразия природы области;

- причины появления зон экологического неблагополучия.

Прогнозировать:

- направления изменения экологической обстановки в регионе, изменение природных объектов под влиянием хозяйственной деятельности людей.

Дополнительная литература

1.     Атлас Вологодской области. – СПб.: Аэрогеодезия; Череповец: Порт-Апрель, 2007.

2.     Галкина Л.Б., Золотова О.А. Геологичесие определители: Учебное пособие/ под ред. Е.А. Скупиновой.- Вологда: Учебная литература, 2006.

3.     География Вологодской области: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы / под ред. Е.А. Скупиновой.- Вологда: Учебная литература, 2005.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 8 класс

Тема урока

Цели и задачи

урока

Практические работы

Формируемые

знания и умения

Номенклатура

Д/з

Введение 1 час.

1.

Вологодская область

 в системе административно-

политического устройства РФ

Сформировать представление

 о родном крае. Работать с источниками, картами

Знакомство с картами области.

Знать заселение и освоение

России.

Водные пути: Волго-

Балтийский, Северо-

Двинской.

§

Территория  1 час

2.

Физико-географическое положение Вологодской

 области

Сформировать представление о родном крае. Дать характеристику и оценку физико-географического положения по картам. Изучить местное время и его различия на территории области.

Пр. раб №1

 « Вычисление разницы местного времени между населенными пунктами»

Знать состав территории, по типовому плану дать  характеристику физико-географического положения области, местное, поясное, декретное, летнее время и часовые пояса.

 Местное, поясное, декретное, летнее время и часовые пояса.

§

Природно-ресурсный анализ территории

Основные геологические структуры и закономерности размещения полезных ископаемых. 3 часа

3.

Геологическая история и геологическое строение Вологодской области.

Познакомиться с основными этапами геологического развития территории, особенностями строения осадочного чехла и фундамента платформы в пределах области, оледенением.

Анализ геологического профиля, проходящего через область.

Знать строение платформы геологические эры, периоды. Уметь читать геологическую карту и геохронологическую таблицу.

§

4.

Минералы и горные породы Вологодской области. Полезные ископаемые.

Сформировать представление о разнообразии минералов и горных пород  области. Познакомиться с основными полезными ископаемыми области и перспективами их использования.

Определение минералов. Анализ карты полезных ископаемых.

Знать минералы и горные породы Вологодской области, полезные ископаемые.

§

5.

Рельеф Вологодской области

Сформировать представление о характере поверхности, крупных формах рельефа. Выявить взаимосвязь рельефа с геологическим строением территории. Изучить ледниковые формы рельефа.

Работа с к/к. Сопоставление геологической, физической, тектонической карт для установления взаимсвязей

Знать рельеф области. Уметь давать характеристику крупным формам рельефа по плану, показывать их на карте и отмечать на к/к.

Возвышенности: Андогская, Андомская, Белозерская, Кирилловская гряды, Вепсовская, Верхневажская, Вологодская, Галичская; Северные Увалы.

Низменности: Белозерская, Вожже-Лачская, Молого-Шекснинская, Прионежская, Присухонская.

§

Климат и климатические ресурсы.  2 часа

6.

Общая характеристика климата области.

Дать оценку климатообразующим факторам и процессам на территории области. Проанализировать пространственную дифференциацию и годовую изменчивость элементов климата.

Пр. раб №2

« Построение и анализ климатической диаграммы для своего населенного пункта».

Знать понятия: погода, климат, ветер. Уметь анализировать климатообразующие факторы, воздушные массы, определять коэффициент континентальности климата области,  работать с климатической картой, показывать на карте и отмечать на к/к элементы климата.

§

7.

Климат и агроклиматические ресурсы. Агроклиматическое районирование Вологодской области.

Познакомиться с различиями в климате отдельных территорий. Дать оценку агроклиматическим ресурсам области и обеспеченности культур агроклиматическими ресурсами.

Знать климат и агроклиматические ресурсы, агроклиматическое районирование Вологодской области. Уметь сравнивать климат отдельных территорий по типовому плану, оценивать агроклиматические ресурсы области.

§

Внутренние воды и водные ресурсы Вологодской области. 2 часа

8.

Общая характеристика внутренних вод. Крупные реки.

Познакомиться с бассейнами стока и основными водоразделами; с водными объектами и их положением на карте; характером течения, питания и режимом  рек. Дать характеристику крупнейшим рекам области.

Характеристика рек по картам.

Знать бассейны стока и  водоразделы рек, сеть рек области, характер течения, питания и их режим.

Уметь  давать характеристику крупнейшим рекам области по картам.

Реки: Андога, Вага, Вожега, Вологда, Вытегра, Кичменьга, Ковжа, Кокшеньга, Кубена, Кулой, Лежа, Луза, Малая Северная Двина, Молога, Суда, Сухона, Чагода, Шексна, Юг.

§

9.

Озера. Болота. Водные ресурсы области.

Изучить озера, происхождение их котловин, основные типы; болота верховые, переходные и низинные; водохранилища.

Нанесение на к/к гидрографических объектов территории.

Составление характеристики одного из озер.

Знать озера, типы котловин, болота и их роль, водохранилища. Уметь давать характеристику крупнейшим озерам области, наносить на к/к гидрографические объекты территории.

Озера: Андозеро, Белое, Вожже, Кубенское, Куштозеро, Сиверское, Шимозеро.

Водохранилища: Рыбинское, Шекснинское.

§

Почвы и почвенные ресурсы. 1 час

10.

Почвы  Вологодской области.

Сформировать представление о  почвообразовательных факторах в области. Изучить  зональные и азональные типы почв, их формирование и распространение. Почвенные ресурсы и мелиорация.

Составление таблицы «Типы почв», анализ почвенной карты.

Знать  и понимать главные типы почв, закономерности их распространения. Почвенные ресурсы и мелиорация. Уметь работать с почвенной картой области.

§

Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы. 3 часа

11.

Леса – основные сообщества Вологодской области.

Сформировать представление о  зональных и провинциальных особенностях тайги в пределах области. Изучить сообщества хвойных, мелколиственных и широколиственных лесов.

Лесистость территории и ее анализ.

Знать растительные сообщества области и давать им характеристику. Уметь работать с картами атласа, анализировать лесистость территории.

§

12.

Сообщества открытых пространств.

Изучить сообщества болот, лугов, водоемов. Познакомиться с растительными ресурсами области, промысловыми животными и охотничьими ресурсами.

Анализ охотничьих ресурсов области.

Знать сообщества болот, лугов, водоемов, цепи питания, представителей животного мира сообществ открытых пространств. Анализировать охотничьи ресурсы области.

§

13.

Сезонная ритмика природы. Охрана растений и животных.

Изучить сезонные изменения в природе. Познакомиться с фенологией – наукой о сезонных изменениях в природе. Дать характеристику сезонов по картам, диаграммам, литературным источникам. Красная книга растений и животных.

Знать сезонные изменения в природе на территории области, редкие и исчезающие виды растений и животных. Лекарственные растения. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Уметь анализировать карты диаграммы.

§

Природные комплексы Вологодской области.

Природопользование .  4 часа

14.

 Природные комплексы  Вологодской области.

Изучить положение области в системе природного районирования России, зональные и азональные природные комплексы  Вологодской области. Характеристика природных (физико-географических ) областей.

Анализ карт.

Знать природные комплексы  Вологодской области, природное районирование, природные, культурные и антропогенные ландшафты. Уметь давать характеристику природного комплекса по типовому плану.

§

15.

Природные комплексы  и природные ресурсы Вологодской области

Характеристика природных (физико-географических ) областей (продолжение). Познакомиться с ресурсами физико-географических областей и возможностями их хозяйственного использования.

Пр.раб №3

«Природные комплексы Вологодской области»

Знать природные комплексы Вологодской области, природные ресурсы: оценку обеспеченности, территориальные сочетания, природно-ресурсный потенциал территории, использование природных ресурсов в хозяйственном комплексе области. Рациональное природопользование

§

16.

 Система особо охраняемых природных территорий Вологодской области. (ООПТ)

Изучить воздействие человека на природную среду. Познакомить с системой ООПТ области.

Нанесение на к/к  ООПТ своего района.

Знать заповедники и национальные парки области. Уметь объяснять влияние местных источников загрязнения на растительный и животный мир и на здоровье человека; роль особо охраняемых природных территорий в сохранении разнообразия природы области.

Дарвинский гос. природный заповедник; национальный парк «Русский Север»;

Заказники: «Атлека», «БобришныйУгор», « Ключи», «Орловская роща», др.;

Памятники природы:

«Андомская гора», «Дружинские ямы», «Лось», «Утюг», «Опоки» и др.

§

17.

Природа своего района. Обобщающее повторение.

Сформировать представление о  ФГП района, характерных чертах природы своего края. Дать характеристику природы района по плану. Проверить знания о природе Вологодской области.

Проверка знаний.

Уметь характеризовать природу района по картам учебника и атласа и дополнительным источникам информации.

ООПТ своего района.

§

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

Тематическое планирование по предмету

«География Вологодской области»

Население и хозяйство края (17 часов, в том числе резерв - 2 часа)

Экономико-географическое положение (1 час)

1.Оценка экономико-географическо­го положения Вологодской области

Соседское положение: соседние области, соседские связи, возмож­ности интеграции. Транспортное положение. Роль об­ласти в территориальной структу­ре хозяйства Северного экономи­ческого района

Изменение экономико-географи­ческого положения Вологодской области во времени (ХУ-ХХ ве­ках). Вологодская область и ее города как перспективные эконо­мические центры Северного реги­она

Практическая работа № 4. «Оценка экономико-географического по­ложения Вологодской области»

 

Население и трудовые ресурсы (2 часа)

2 Структура населения: количест­венные параметры, качественные

группы

Естественное    и    механическое движение населения

Численность, плотность, половоз­растная структура. Старение на­селения области. Динамика чис­ленности. Городское и сельское население. Национальный состав населения

Рождаемость, смертность, есте­ственный прирост. Миграции: показатели, направления миграци­онных потоков

Этапы заселения и освоения тер­ритории области. Различия коли­чественных показателей населе­ния муниципальных районов. Веп­сы

Внутриобластные различия дви­жения населения. Миграционные процессы XX века

3.Расселение населения. Городское и сельское расселение

Трудовые  ресурсы.   Структура. Обеспеченность трудовыми ресур­сами

Категории людности населенных пунктов. Сельские населенные пункты: деревни, села, хутора. Го­рода: областного и районного под­чинения; древние и молодые. По­селки городского типа

Трудоспособное и нетрудоспособ­ное население: динамика числен­ности, квалификация.

Расселенческие процессы. Исто­рия формирования сети поселе­ний. Функциональные типы посе­лений. Запустение деревень. Проблемы и перс­пективы малых городов

Трудовые ресурсы города и села.

Хозяйство Вологодской области (1 час)

4. История формирования хозяйства

Структура хозяйства Вологодской области

Формирование отраслей промыш­ленности в XIX - начале XX ве­ка. Предпосылки развития отрас­лей специализации

Изменение структуры хозяйства Вологодской области в XX веке.

Структурно-экономические и ресурсные проблемы развития хо­зяйства

История развития хозяйства края с XV по XX век. Ремесленно-про­мысловое освоение. Петровский этап развития хозяйства края. Территориальная специализация хозяйства: ремесла, промыслы, промышленность, сельское хозяй­ство, транспорт

Промышленность (4 часа)

5.Факторы формирования отраслей промышленности

Межотраслевые комплексы, фак­торы их размещения

Факторы развития промышленно­сти: фактор природных условий и природных ресурсов, социально-экономические факторы. Ресурс­ные базы

Топливно-энергетический комплекс. Торф и гидроэнергоресурсы - соб­ственная база ТЭК. Поставки топ­ливных ресурсов. Газификация об­ласти. Электроэнергетика Воло­годской области

 

Формы организации производ­ства. Нарушение производствен­ных связей предприятий в усло­виях перехода к рыночной экономике

История энергетики Вологодской области. Территориальные разли­чия в потреблении энергоресур­сов и энергии. Энергетическая проблема.

6.Металлургический комплекс. Со­став, ресурсные связи и продук­ция.

Комплекс производств химической промышленности.

АО «Северсталь»: факторы фор­мирования и размещения, ресурс­ная база, роль в металлургии Рос­сии. Сталепрокатный завод: тех­нологии, продукция, поставки. Экологические проблемы

Коксохимическое производство АО «Северсталь». «Череповецкий Азот». «Аммофос». Виды сырья, направления поставки, виды про­дукции и география связей. Эко­логические проблемы

История создания ЧМК - АО «Северсталь». Технико-экономи­ческие особенности и техноло­гический процесс. Направления реконструкции технологических линий. Комбинат в территориаль­ной структуре города. Производ­ство товаров народного потребле­ния

Схемы производства основных ви­дов продукции.

7.Машиностроительный комплекс. Структура, факторы размещения, предприятия

Лесопромышленный комплекс. Сырьевая база, структура, факто­ры размещения, центры

Отраслевая структура машино­строения. Факторы размещения предприятий. Продукция маши­ностроения, связь с другими отрас­лями. Вологда - главный центр машиностроения области. Круп­нейшие предприятия

Сырьевая база лесопромышлен­ного комплекса в Вологодской области. Структура и перспекти­вы развития лесопромышленного комплекса. Крупнейшие леспром­хозы области. Центры деревооб­работки. Факторы размещения отраслевых центров. Лесохимия. Экологические проблемы отрасли

История развития машинострое­ния края. Расширение ассорти­мента продукции. Совместные предприятия. Факторы размеще­ния машиностроительных пред­приятий в Вологде

История лесопользования и раз­вития лесопромышленного комп­лекса края. Технологические про­цессы производства фанеры, бу­маги, древесноволокнистых и древесностружечных плит.

8.Комплекс по производству строи­тельных материалов

Отраслевая структура комплекса, сырье, ресурсная база, факторы размещения. География стеколь­ной промышленности,

История развития отрасли. Оцен­ка ресурсной базы. Технологии производства строительных мате­риалов

Агропромышленный         комплекс

9. Агропромышленный комплекс

Роль агропромышленного комплекса в структуре производства Вологодской области. Доля агропромышленного комплекса Вологодской области в общероссийском разделении труда. Вологодская область как агропроизводственная комплекса Вологодской области, схема связей.

История развития агропромышленного комплекса Вологодской области. Занятость населения в агропромышленном комплексе и его сферах. Рентабельность агропромышленного комплекса. Техникотехнологические проблемы агропромышленного комплекса. Экономические пути решения проблем АПК

10. Общая характеристика и специализация сельского хозяйства

Животноводство: кормовая база, структура, размещение

Структура сельскохозяйственных угодий и их размещение. Обеспеченность области сельскохозяйственными угодьями. Специализация сельского хозяйства. Ведущая роль животноводства, подчиненная-растениеводства

География отраслей животноводства, факторы размещения. Молочное животноводство. Крупнейшие молочные комплексы. Свиноводство. Птицеводство. Рыборазведение. Пчеловодство. Овцеводство. Проблема расширения кормовой базы животноводства.

Динамика сельхозугодий в ХХ веке. Формы организации производства в сельском хозяйстве. Многоукладность аграрного сектора, новые формы хозяйствования, перспективы и проблемы развития

Региональные различия в структуре животноводства.. Породы крупного рогатого скота. Экономические показатели работы крупнейших животноводческих комплексов

11.Земледелие: структура, размещение основных отраслей.

Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство.

География отраслей земледелия. Зерновое хозяйство. Льноводство. Производство кормовых культур, картофеля и овощей. Плодоводство и садоводство. Районированные сорта

Ремонт сельскохозяйственной техники. Производство комбикормов, удобрений и минеральных добавок. Мелиорация, ее виды и последствия

История развития земледелия. Связь земледельческого освоения и процессов расселения. Оценка агроклиматических показателей произрастания основных культур. Повышение плодородия почв. Технология выращивания льна и подготовки сырья для легкой промышленности.

 

12. Отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства

Легкая и текстильная промышленность.

Пищевая промышленность :структура отрасли, география и факторы размещения. Крупнейшие молочные, мясные, мукомольные, рыбоперерабатывающие предприятия, хлебокомбинаты, кондитерские производства

Пищевая промышленность административных районов. Оценка динамики производства продукции пищевой промышленности. Перспективы обеспечения продовольственных нужд Вологодской области. История вологодского маслоделия

Практическая работа №5. «Характеристика АПК своего района по картам и статистике»

 

13. Сфера услуг. Транспорт. Структура и география основных видов транспорта. Связь. Социальная инфраструктура

 

 

14.Вологодская область в общероссийском разделении труда.Экспортно- импортные связи Вологодской области

 

 

15. Областной центр город Вологда: функции. Застройка, планировка, инфраструктура, окрестности. Город Череповец – главный промышленный центр области

 

 

Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика городов Вологды и Череповца»

 

16. Город Великий Устюг: история архитектура, народные промыслы. Город Сокол – молодой промышленный центр. Кириллов

 

 

17. Повторительно-обобщающий урок за курс география Вологодской области

 

 

 


 

Программа 2008 года опубликована в сборнике

Программа 2008 года опубликована в сборнике

Рабочая программа по курсу «География

Рабочая программа по курсу «География

Развитие основ самообразования учащихся и подготовка их к будущему профессиональному образованию через формирование общеобразовательных умений и навыков

Развитие основ самообразования учащихся и подготовка их к будущему профессиональному образованию через формирование общеобразовательных умений и навыков

Четвертичный этап формирования территории

Четвертичный этап формирования территории

Природные ресурсы: оценка обеспеченности, территориальные сочетания, природно-ресурсный потенциал территории

Природные ресурсы: оценка обеспеченности, территориальные сочетания, природно-ресурсный потенциал территории

Объяснять: - различия природных особенностей северной и южной, западной и восточной частей области; - разнообразие природных систем края; - влияние географического положения и истории развития…

Объяснять: - различия природных особенностей северной и южной, западной и восточной частей области; - разнообразие природных систем края; - влияние географического положения и истории развития…

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Определение минералов. Анализ карты полезных ископаемых

Определение минералов. Анализ карты полезных ископаемых

Вологодской области.Познакомиться с различиями в климате отдельных территорий

Вологодской области.Познакомиться с различиями в климате отдельных территорий

Почвенные ресурсы и мелиорация

Почвенные ресурсы и мелиорация

Природные комплексы Вологодской области

Природные комплексы Вологодской области

Система особо охраняемых природных территорий

Система особо охраняемых природных территорий

Тематическое планирование по предмету «География

Тематическое планирование по предмету «География

Промышленность (4 часа) 5

Промышленность (4 часа) 5

Вологодской области в общероссийском разделении труда

Вологодской области в общероссийском разделении труда

Сфера услуг. Транспорт. Структура и география основных видов транспорта

Сфера услуг. Транспорт. Структура и география основных видов транспорта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017