Геометрическая головоломка танграм

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с геометрической головоломкой танграм/ Цели: -вызвать познавательный интерес к математике, -учить умению находить правильный и оригинальный ответ в трудной ситуации, -формировать умения работать в группе, сплотить коллектив, привить чувство товарищества, взаимовыручки. Задачи : формирование умения рассуждать, как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственноговоображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях; формирование положительного отношения к полученным знаниям; формирование цели занятия; формирование умения классифицировать объект; сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение спорных ситуаций.
Иконка файла материала конспект.docx
Внеклассное мероприятие по математике  по теме: «Геометрическая головоломка танграм». в 5,6 классах Сценарий урока в 5,6 классах. Учитель: Генина Елена Александровна Тема: «Геометрическая головоломка танграм».  Формируемые УУД:     личностные:   умение   понимать   смысл   поставленной   задачи,   ясно   и   четко излагать   свои   мысли   в   устной   речи;   самооценка   результатов   деятельности;умение   работать   командой,   формирование   начальных   элементов  конструкторского   мышления;   усилить   развитие   логического   мышления   и пространственных представлений детей;  метапредметные:   умение   выделять   главное,   анализировать,   синтезировать, обобщать, сравнивать;  предметные: представление об игре «Танграм». Оснащение урока:          ­ проектор и доска;          ­ раздаточный материал;          ­ ножницы.         Ход урока: 1) Организационный момент 2) Устные упражнения на развитие воображения Упражнение «Пять предметов». Представьте пять предметов меньше вашего  мизинца (колпачок ручки, горошина и т.д.). Представьте пять предметов больше  автобуса (кит, поезд и т.п.). Представьте пять предметов, имеющих форму шара,  прямой, прямоугольного параллелепипеда. 3) Постановка проблемы  2слайд Начнем мы наш урок с отгадывания следующего ребуса.  Кто догадался, какое слово зашифровано здесь? Предположительный ответ: танграм.  А кто­нибудь знает, что это такое? Предположительный ответ: да.  А как вы думаете, ребята, может нам наше знание пригодиться где­то в жизни? 2Предположительный ответ: Конечно.  А вы знаете, в какой области жизни вам это может пригодиться? Предположительный   ответ:  нет.   Поэтому   поставим   перед   собой   еще   одну задачу: узнать, где Танграм нам может пригодиться в жизни. 4) Изучение нового материала Так что же такое Танграм? Откуда вообще появилось это слово. 1. О названии «Танграм» Местом, где была изобретена игра, является Китай. 3слайд  Слово  танграм впервые  встречается  в  словаре Вебстера  издания 1864 г.  Само слово   танграм   было   придумано   в   середине   прошлого   столетия   неким американцем,   образовавшим   неологизм   из   слова   «Тань»,   что   означает   на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква».  4слайд  В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи­Чао­Тю (что означает «семь дощечек мастерства»). 5слайд  В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм  трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка ­  головоломка.  6слайд  Танграм— головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических  фигур), полученных  делением  квадрата  на  семь  частей  – 2 больших, 2 маленьких  и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым   образом   для   получения   другой,   более   сложной,   фигуры (изображающей   человека,   животное,   предмет   домашнего   обихода,   букву   или цифру и т. д.).  32. Существует множество мифов о создании игры «Танграм». Сообщения учащихся 7слайд     Легенда первая: о разбитой плитке Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась  на  семь  частей. Расстроенный, он  в спешке  старался  ее сложить,  но каждый   раз   получал   все   новые   интересные   изображения.   Это   занятие   оказалось настолько   увлекательным,   что   впоследствии   квадрат,   составленный   из   семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.(первый ученик) 8слайд    Легенда вторая:   три мудреца придумали «Ши­Чао­Тю» Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной   тысячи   лет   тому   назад   у   немолодого   императора   Китая   родился долгожданный   сын   и   наследник.   Шли   годы.   Мальчик   рос   здоровым   и сообразительным   не   по   летам.   Одно   беспокоило   старого   императора:   его   сын, будущий   властелин   огромной   страны,   не   хотел   учиться.   Мальчику   доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на 4окружающий   мир   пристальными   глазами   художника,   стал   бы   терпеливым,   как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых квадрат, вещей. "Ши­Чао­Тю"­ придумали   мудреца   Три       разрезанный на семь частей. (второй ученик) 9слайд  Легенда 3: семь книг Тана «В   записках   покойного   профессора   Челленора,   попавших   в   руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание   первого   из   семи   томов   (сохранившихся   полностью)   и   несколько разрозненных   фрагмента   второго   тома».   Согласно   легенде   Лойда,   Тан   был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству.   Фигуры   в   своих   семи   книгах   он   расположил   в   соответствии   с   семью стадиями в эволюции Земли. (третий ученик) 3. «Танграм» в литературных произведениях 10слайд  Льюис Кэрролл Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании   на   Острове   Святой   Елены   проводил   долгие   часы   за   этой   забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.  11слайд  Эдгар По 5Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший  ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью­Йоркской публичной библиотеке.  12слайд  Роберт Ван Гулик Известный   писатель   и   дипломат   Роберт   Ван   Гулик   в   романе   “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма.  13слайд В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:     В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.     При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.     Элементы фигур должны примыкать один к другому.     Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника. 5) Геометрическая физминутка. 20 слайд 6А   теперь   наша   задача   вырезать   детали   для   игры   «Танграм».   Сейчас   я   раздам каждому   на   стол  картонку,   на   которой   изображен   квадрат,  разделенный   на   семь частей. 6) Закрепление изученного материала 21 слайд   Используя   все   семь   частей,   сложить   фигурку   (по   образцу),   приведенную   на слайде. 22­23 слайды А второе  задание предлагаю попробовать выполнить в парах (вместе с соседом по парте).   Ваша   задача   состоит   в   том,   чтобы   используя   все   семь   частей,   сложить фигурку, приведенную на слайде. 24   слайд      Решите   парадокс   (Откуда   взялась   нога   у   человечка:   парадокс, обнаруженный Г. Дьюдени. Как видно из схемы, первая фигура чуть толще второй; площадь   "ноги"   в   точности   равна   площади   избыточной   полоски   на   животе, обозначенной   отрезком АВ).   25­ 26 слайды  Определите площади треугольников, составляющих часть танграма Первая группа: S1 = ¼ S    Вторая группа:  S2 = ¼ S 27­ 30 слайды Применение танграма в архитектуре, ландшафтном  дизайне, дизайне  мебели, одежды, искусстве, быту (защита работ учащихся). 77) Домашнее задание Используя все семь частей, сложите любые три фигурки, приведенные на рисунке, и наклейте их на альбомном листе.  8) Рефлексия 1. В какую игру мы сегодня с вами играли? Предположительный ответ: «Танграм». Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока? Предположительный ответ: да. 2. А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке? внимательность, Предположительный   ответ:  воображение, быстроту мысли, самостоятельность.   логику,   пространственное 3. А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке? Предположительный   ответ:  при   ремонте   (разрезание   обоев   или   плитки), конструирование каких­то деталей.    31­32 слайд  4.  Продолжите фразу, высказываясь одним предложением… ­ сегодня я узнал …  8­  было интересно …   ­ было трудно …   ­ я выполнял задания …   ­ я понял, что …   ­ теперь я могу …   ­ я почувствовал, что …   ­ я приобрел …   ­ я научился …   ­ у меня получилось …   ­ я смог …   ­ я попробую …   ­меня удивило …   ­ урок дал мне для жизни …   ­ мне захотелось …  5. Оцените свою работу На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным 9За урок я не устал / устал Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / не интересным     33слайд      Домашнее задание:       Составить фигуру из семи частей квадрата, наклеить её на альбомный лист и      «обыграть» рисунок: подобрать стихотворение, нарисовать картинку,… 34слайд     И хотелось бы закончить наш урок словами:  Учитесь думать, объяснять Учитесь мыслить, рассуждать Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя! 10