Геометрия - красота и гармония
Оценка 4.6

Геометрия - красота и гармония

Оценка 4.6
Разработки курсов +1
doc
математика
10.04.2024
Геометрия - красота и гармония
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.геометрия.doc

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ГЕОМЕТРИЯ – КРАСОТА И ГАРМОНИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитель Пушечников Андрей Михайлович,

 

Элективный курс «Геометрия – красота и гармония» раз­работан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Госу­дарственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элек­тивный курс как компонент образования должен быть направ­лен на удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые неха­рактерны для традиционных учебных курсов.

На протяжении веков геометрия служила источником раз­вития не только математики, но и других наук. Законы мате­матического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению но­вых научных направлений, и наоборот, решение многих на­учных проблем было получено с использованием геометриче­ских методов. Современная наука и ее приложения немысли­мы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, диффе­ренциальной геометрии, теории графов, компьютерной геомет­рии и др. Огромна роль геометрии в математическом образова­нии учащихся. Известен вклад, который она вносит в разви­тие логического мышления и пространственного воображения учеников. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важ­ным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспиты­вает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование являет­ся важнейшим элементом общей культуры.

Научиться решать задачи по геометрии значительно слож­нее, чем по алгебре. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и с многообразием приемов и методов их решения.

Основная трудность при решении этих задач обычно воз­никает по следующим причинам:

планиметрический материал либо был плохо усвоен в ос­новной школе, либо плохо сохранился в памяти;

-   для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии, либо не отрабатываются;

-   в «нетипичных» задачах, в которых представлены не са­мые знакомые конфигурации, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи.

По данным статистической обработки результатов ЕГЭ, а также вступительных экзаменов в различные вузы плани­метрические задачи вызывают трудности не только у слабых, но и у более подготовленных учащихся. Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число гео­метрических фактов из школьного курса в измененной ситуа­ции, а вычисления не содержат длинных выкладок. Решая такую задачу, ученик должен в первую очередь проанализировать предложенную в задаче конфигурацию и увидеть те свойства, которые необходимы при решении.

Выходом из создавшегося положения может служить рас­смотрение в рамках соответствующего элективного курса неко­торых вопросов, которые достаточно часто встречаются в за­даниях на экзаменах и которые вызывают затруднения. Пред­лагаемый курс является практико-ориентированным и предназначен для учащихся 10-11 классов. Количество учебных часов - 17.

Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям диф­ференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Дан­ный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестан­дартными способами решения планиметрических задач, способ­ствует формированию и развитию таких качеств, как интел­лектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по геометрии, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.

Цели курса:

-    обобщить и систематизировать знания учащихся по основ­ным разделам планиметрии;

-    познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения планиметрических задач;

сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.

Задачи курса:

-   дополнить знания учащихся теоремами прикладного ха­рактера, областью применения которых являются задачи;

-   расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;

-   помочь овладеть рядом технических и интеллектуаль­ных умений на уровне свободного их использования;

-развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.

Структура курса представляет собой пять логически закон­ченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение кото­рых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический ма­териал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направ­лены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успеш­ного усвоения материала планируются различные формы ра­боты с учащимися: лекционно-семинарские занятия, группо­вые, индивидуальные формы работы. Для текущего контро­ля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия зада­ний, часть которых выполняется в классе, а часть - дома са­мостоятельно. Изучение данного курса заканчивается прове­дением либо итоговой контрольной работы, либо теста.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

-   точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения за­даний;

-   уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;

- применять аппарат алгебры и тригонометрии к реше­нию геометрических задач;

- применять свойства геометрических преобразований к ре­шению задач.

Возможные критерии оценок.

Критерии при выставлении оценок могут быть следующими.

Оценка «отлично». Учащийся освоил теоретический мате­риал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать са­мостоятельно.

Оценка «хорошо». Учащийся освоил идеи и методы дан­ного курса в такой степени, что может справиться со стан­дартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свиде­тельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании об­щих умений учащегося.

Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наибо­лее простые идеи и методы решений, что позволяет ему дос­таточно успешно решать простые задачи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

 

 

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекция

практика

семинар

1

Треугольники

4

1

2

1

Ср.

2

Четырехугольники

3

1

1

1

 

3

Окружности

2

1

1

 

Ср.

4

Окружности и треугольники

3

1

1

 

1

 

5

Окружности и четырехугольники

3

1

1

1

Ср.

 

Решение задач по всему курсу

1

 

1

 

 

 

Итоговый контроль

1

 

1

 

К. р.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Тема 1. Треугольники (4 часа). Метрические соотноше­ния в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций кате­тов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях тре­угольника.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение трени­ровочных упражнений.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного ре­шения; самостоятельная работа.

Тема 2. Четырехугольники (3 часа). Метрические соот­ношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четы­рехугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площа­дях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограм­ма и трапеции. Свойства трапеции.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение трени­ровочных упражнений.

Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 3. Окружности (2 часа). Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойст­ва дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хорда­ми, касательными и секущими.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение трени­ровочных упражнений.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного ре­шения; самостоятельная работа.

Тема 4. Окружности и треугольники (3 часа). Окружно­сти, вписанные и описанные около треугольников. Окружности, вписанные и описанные около прямоугольных треугольников.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение трени­ровочных упражнений.

Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 5. Окружности и четырехугольники (3 часа). Четы­рехугольники, вписанные и описанные около окружности. Пло­щади четырехугольников, вписанных и описанных около окруж­ностей. Теорема Птолемея.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение трени­ровочных упражнений.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.

Решение задач по всему курсу (1 час).

Итоговый контроль (1 час).

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Литература для учителя

1.Алтынов, П. И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа. 1998. - 112 с.

2.Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 клас­сов. -М., 1991.

3. Варшавский, И. К, Ганашвши, М. Я., Глазков Ю. А. Планиметрия на едином государственном экзамене // Математика для школьников. - 2006. - № 4. - С. 3-14.

4. Варшавский, И. К., Ганашвили, М. Я., Глазков, Ю. А. Планиметрия на едином государственном экзамене // Математика для школьников. - 2006. - № 9. - С. 2-14.

5. Галицкий, М. Л., Голъдман, А. М., Звавич, Л. И. Курс геометрии 8 класса в задачах. - М., 1996.

6. Гордин, Р. К. Планиметрия. 7-9 кл. - 2 изд., испр. - М.: МЦНМО,2004.-416с.

7. Звавич, Л. И., Аверьянов, Д. И. О работе в 10 классе с углубленным изучением математики // Математика в школе. — № 5. -С. 22-34.

8. Звавич, Л. И. Геометрия. 8-11 кл.: пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. - М.: Дрофа, 2000. - 288 с.

9. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 8-9 кл. - М.: Просвещение, 2001.

10.Кагалов, Э. Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6-11 классов. - М.: ЮНВЕС, 1998.-288 с.

11.Киселев, А. П. Элементарная геометрия: книга для учите­
ля. - М.: Просвещение, 1980.

12.Кущенко, В. С. Сборник конкурсных задач по математике с решениями. -Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1965. - 592 с.

13.Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Д. А. Аверьянов, П. И. Алтынов, И. И. Баврин и др. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 864 с.

14.Мордкович, А. Г. Беседы с учителями математики: учебно-метод. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М: ООО «Издатель­ский дом «ОНИКС 21 век», 000 «Издательство «Мир и образова­ние», 2005.-336с.

15.Никулин, А. В., Кукуш, А. Г., Татаренко, Ю. С. Геометрия на плоскости (планиметрия): уч. пос. / под общ. ред. Ю. С. Татаренко. — Минск: ООО «Попурри», 1996. - 592 с.

16.Планирование учебного материала для 7-9 кл. с углуб­ленным изучением математики: методические рекомендации /М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. — М., 1988.

17.Потоскуев, Е. В. Геометрия. 9-11 кл.: задачник. - М.: Дрофа. 2003.

18.Полонский, В., Рабинович, Е., Якир, М. Геометрия. 7-11 кл.: задачник к школьному курсу. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

19.Прасолов, В. В. Задачи по планиметрии. Ч. 1. — М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. литературы, 1986. - 272 с.

20.Прасолов, В. В. Задачи по планиметрии. Ч. 1,2. - М.: Про­свещение, 1986.

21.Черняк, А. А., Черняк, Ж. А.,Долшнова, Ю. А. Подготовка к тестированию: геометрия. - СПб: БХВ-Петербург, 2005. - 240 с.

22.Шабунин, М. Математика для поступающих в вузы. - М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. - 640 с.

23.Шарыгин, И. Ф. Избранные задачи по геометрии конкурсных экзаменов в вузы (1987-1990). -Львов: журнал «Кван­тор», 1991.-96 с.

24.Шарыгин, И. Ф., Шарыгин, Д. И. 2200 задач по геометриидля школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2001.

25.Шарыгин, И. Ф., Шарыгин, Д. И. Геометрия. 9-11 кл.: задачник. - М.: Дрофа, 2001.

 

Литература для учащихся

1. Александров, А. Д., Вернер, А. Л., Рыжик, В. И. Геометрия. 8-9 кл.: -М.: Просвещение, 1991. - 415 с.

2.Атанасян, Л. С. и др. Геометрия. 7-9 кл.: - М.: Просвеще­ние, 1996.

3. Бардушкин, В. В., Кожухов, И. Б. Геометрия-8: рабочая тетрадь. - М: Открытый мир, 1998. - 128 с.

4. Математика. Большой справочник для школьников и посту­пающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.

5. Погорелое, А. В. Геометрия: учебник для 7-11 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 1991. - 384 с.

6. Потоскуев, Е. В. Геометрия. 9-11 кл.: учебник. Задачник. - М.: Дрофа, 2003.

7. Шарыгин, И. Ф. Геометрия. 9-11 кл.: учебное пособие. - М.: Дрофа, 1997.-400 с.

8. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Пе­дагогика, 1989.

 

 

 

 


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ –

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ –

Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число гео­ метрических фактов из школьного курса в измененной ситуа­ ции, а вычисления не содержат…

Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число гео­ метрических фактов из школьного курса в измененной ситуа­ ции, а вычисления не содержат…

В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - точно и грамотно формулировать теоретические положе ния и излагать собственные рассуждения в ходе решения за­ даний; -…

В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - точно и грамотно формулировать теоретические положе ния и излагать собственные рассуждения в ходе решения за­ даний; -…

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение трени­ ровочных упражнений

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение трени­ ровочных упражнений

Варшавский, И. К., Ганашвили,

Варшавский, И. К., Ганашвили,

Дрофа, 2001. Литература для учащихся 1

Дрофа, 2001. Литература для учащихся 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2024