ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ГЕОМЕТРИЯ – КРАСОТА И ГАРМОНИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитель Пушечников Андрей Михайлович,
Элективный курс «Геометрия – красота и гармония» разработан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Научиться решать задачи по геометрии значительно сложнее, чем по алгебре. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и с многообразием приемов и методов их решения.
Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:
планиметрический материал либо был плохо усвоен в основной школе, либо плохо сохранился в памяти;
- для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии, либо не отрабатываются;
- в «нетипичных» задачах, в которых представлены не самые знакомые конфигурации, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи.
По данным статистической обработки результатов ЕГЭ, а также вступительных экзаменов в различные вузы планиметрические задачи вызывают трудности не только у слабых, но и у более подготовленных учащихся. Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число геометрических фактов из школьного курса в измененной ситуации, а вычисления не содержат длинных выкладок. Решая такую задачу, ученик должен в первую очередь проанализировать предложенную в задаче конфигурацию и увидеть те свойства, которые необходимы при решении.
Выходом из создавшегося положения может служить рассмотрение в рамках соответствующего элективного курса некоторых вопросов, которые достаточно часто встречаются в заданиях на экзаменах и которые вызывают затруднения. Предлагаемый курс является практико-ориентированным и предназначен для учащихся 10-11 классов. Количество учебных часов - 17.
Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по геометрии, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Цели курса:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии;
- познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения планиметрических задач;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
-развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.
Структура курса представляет собой пять логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением либо итоговой контрольной работы, либо теста.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
- применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
- применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
Возможные критерии оценок.
Критерии при выставлении оценок могут быть следующими.
Оценка «отлично». Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо». Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекция |
практика |
семинар |
||||
1 |
Треугольники |
4 |
1 |
2 |
1 |
Ср. |
2 |
Четырехугольники |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Окружности |
2 |
1 |
1 |
|
Ср. |
4 |
Окружности и треугольники |
3 |
1 |
1
|
1 |
|
5 |
Окружности и четырехугольники |
3 |
1 |
1 |
1 |
Ср. |
|
Решение задач по всему курсу |
1 |
|
1 |
|
|
|
Итоговый контроль |
1 |
|
1 |
|
К. р. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Тема 1. Треугольники (4 часа). Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях треугольника.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Тема 2. Четырехугольники (3 часа). Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площадях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Тема 3. Окружности (2 часа). Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Тема 4. Окружности и треугольники (3 часа). Окружности, вписанные и описанные около треугольников. Окружности, вписанные и описанные около прямоугольных треугольников.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Тема 5. Окружности и четырехугольники (3 часа). Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности. Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей. Теорема Птолемея.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Решение задач по всему курсу (1 час).
Итоговый контроль (1 час).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя
1.Алтынов, П. И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа. 1998. - 112 с.
2.Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов. -М., 1991.
3. Варшавский, И. К, Ганашвши, М. Я., Глазков Ю. А. Планиметрия на едином государственном экзамене // Математика для школьников. - 2006. - № 4. - С. 3-14.
4. Варшавский, И. К., Ганашвили, М. Я., Глазков, Ю. А. Планиметрия на едином государственном экзамене // Математика для школьников. - 2006. - № 9. - С. 2-14.
5. Галицкий, М. Л., Голъдман, А. М., Звавич, Л. И. Курс геометрии 8 класса в задачах. - М., 1996.
6. Гордин, Р. К. Планиметрия. 7-9 кл. - 2 изд., испр. - М.: МЦНМО,2004.-416с.
7. Звавич, Л. И., Аверьянов, Д. И. О работе в 10 классе с углубленным изучением математики // Математика в школе. — № 5. -С. 22-34.
8. Звавич, Л. И. Геометрия. 8-11 кл.: пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. - М.: Дрофа, 2000. - 288 с.
9. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 8-9 кл. - М.: Просвещение, 2001.
10.Кагалов, Э. Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6-11 классов. - М.: ЮНВЕС, 1998.-288 с.
11.Киселев, А. П. Элементарная
геометрия: книга для учите
ля. - М.: Просвещение, 1980.
12.Кущенко, В. С. Сборник конкурсных задач по математике с решениями. -Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1965. - 592 с.
13.Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Д. А. Аверьянов, П. И. Алтынов, И. И. Баврин и др. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 864 с.
14.Мордкович, А. Г. Беседы с учителями математики: учебно-метод. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 000 «Издательство «Мир и образование», 2005.-336с.
15.Никулин, А. В., Кукуш, А. Г., Татаренко, Ю. С. Геометрия на плоскости (планиметрия): уч. пос. / под общ. ред. Ю. С. Татаренко. — Минск: ООО «Попурри», 1996. - 592 с.
16.Планирование учебного материала для 7-9 кл. с углубленным изучением математики: методические рекомендации /М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. — М., 1988.
17.Потоскуев, Е. В. Геометрия. 9-11 кл.: задачник. - М.: Дрофа. 2003.
18.Полонский, В., Рабинович, Е., Якир, М. Геометрия. 7-11 кл.: задачник к школьному курсу. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
19.Прасолов, В. В. Задачи по планиметрии. Ч. 1. — М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. литературы, 1986. - 272 с.
20.Прасолов, В. В. Задачи по планиметрии. Ч. 1,2. - М.: Просвещение, 1986.
21.Черняк, А. А., Черняк, Ж. А.,Долшнова, Ю. А. Подготовка к тестированию: геометрия. - СПб: БХВ-Петербург, 2005. - 240 с.
22.Шабунин, М. Математика для поступающих в вузы. - М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. - 640 с.
23.Шарыгин, И. Ф. Избранные задачи по геометрии конкурсных экзаменов в вузы (1987-1990). -Львов: журнал «Квантор», 1991.-96 с.
24.Шарыгин, И. Ф., Шарыгин, Д. И. 2200 задач по геометриидля школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2001.
25.Шарыгин, И. Ф., Шарыгин, Д. И. Геометрия. 9-11 кл.: задачник. - М.: Дрофа, 2001.
Литература для учащихся
1. Александров, А. Д., Вернер, А. Л., Рыжик, В. И. Геометрия. 8-9 кл.: -М.: Просвещение, 1991. - 415 с.
2.Атанасян, Л. С. и др. Геометрия. 7-9 кл.: - М.: Просвещение, 1996.
3. Бардушкин, В. В., Кожухов, И. Б. Геометрия-8: рабочая тетрадь. - М: Открытый мир, 1998. - 128 с.
4. Математика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.
5. Погорелое, А. В. Геометрия: учебник для 7-11 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 1991. - 384 с.
6. Потоскуев, Е. В. Геометрия. 9-11 кл.: учебник. Задачник. - М.: Дрофа, 2003.
7. Шарыгин, И. Ф. Геометрия. 9-11 кл.: учебное пособие. - М.: Дрофа, 1997.-400 с.
8. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.