Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"
Оценка 4.8

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Оценка 4.8
docx
13.12.2019
Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"
Тема Герои и проблематика прозы А. Платонова. Сокровенный человекurok_po_literature.docx

                                                           Урок №92

Тема: Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Цели: познакомиться с содержанием повести А. Платонова «Сокровенный человек», определить специфику жанра, особенности проблематики, тематики и языка произведения, выяснить, в чем сомнения и откровения главного героя в данное историческое время и почему он «сокровенный человек»,развивать умение анализировать факты, приобретая навыки вычленения главного в них;связную речь учащихся; воспитывать гражданских и патриотические чувства, гордость за простого русского человека из народа, принимающего к сердцу все хорошее и плохое в нем.

Оборудование:тексты повести А. Платонова «Сокровенный человек»;

Презентация, раздаточный материал.

                                                           Ход урока.

                                                                 В каждом человеке есть

                                                                 Обольщение собственной

                                                                 Жизнью, и поэтому каждый

                                           День для него сотворение  мира.

А. Платонов.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

 1.Проверка домашнего задания.

Тест по биографии и творчеству А.Платонова

III. Мотивация учебной деятельности.Тема и цели урока.

Слово учителя. В повести "Сокровенный человек" (1927 г.) А. Платонов обращается к тем мучительным вопросам, которые ставила русская проза о революции и гражданской войне. Уже само название повести "Сокровенный человек" выражает новую точку отсчета в художественном мире А. Платонова: тема осталась прежней: "революция", но герой не преобразователь, не "герой эпохи", не в "авангарде революции".

IV. Работа по теме урока.

1.Беседа по вопросам  

 

- Кто комментирует  события, дает им основную оценку?

Ответы учащихся.

В центре повествования– Фома Пухов.

Фома Егорыч – из простых: рабочий – железнодорожник. Читатель знакомится с ним в момент драматический: у Пухова умерла жена, и остался он один на один с жизнью, без ответа и участия. Революционная же действительность такова, что "средств нету и харчи плохие". Усталость, физическая и духовная, ставят его в оппозицию ко всему миру.

"Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки".

Учитель:

- О чем нам говорят эти строки?

Ответы учащихся:

"Гроб" – один из страшных символов времени, исполненного глубокого горя, смерти, голода и боли за человека. С учетом жестокого колорита времени следует оценивать и механика Пухова, и всех других героев гражданской войны из произведений А.Платонова. Смерть стала скорее привычным состоянием, чувство самосохранения притупилось.

Учитель:

- Проанализируем эпизод из главы 1.

«Не доезжав станции Колодезной, снегоочиститель стал: два могучих паровоза, которые волокли его, как плуг, взлетели в сугроб и зарылись под трубу. Казачий офицер, видя спокойствие мастеровых, растерялся и охрип голосом.

- Граждане рабочие! – нарочито сказал офицер, ворочая полубезумными глазами. – Именем Великой Народной России приказываю вам доставить паровозы и снегоочистку на станцию Подгорное. За отказ – расстрел на месте!»

Учитель.

- Какова реакция Пухова на эти слова?

Ответы учащихся:

Пухов понимает, что в этой ситуации единственным спасением является защита своего профессионального достоинства. « Вот, сволочи, в механике не понимают, а командуют!» « Что ты, чертова кукла, пулей пугаешь, - закричал, забываясь, Пухов.  – Я сам тебя гайкой смажу!  Не видишь, что в перевал сели и люди побились! Фулюган, черт!»

Учитель.

- Каким автор рисует характер Пухова?

Ответы учащихся:

Пухов не героическая личность и не балаганный дед. Именно его взгляд и определяет своеобразие платоновского стиля. Характер и поведение героя определяется временем. А время суровое и сложное.

Он не рвется в труженики – "Хоть бы автомат выдумали какой – нибудь: до чего мне трудящимся быть надоело!" "Гада бестолковая!" – бросает Пухов в лицо снежной буре, "движущемуся пространству". "Именуя всю природу", - уточняет автор – повествователь. А читатель понимает, что герой готов именовать так всю жизнь.

Учитель:

На первый взгляд, кажется, что Пухов демонстративно отмахивается от серьезных вопросов жизни. Но постепенно мы обнаруживаем, что без него, "нечувствительного" Фомы Пухова, никакое серьезное дело в революции не обходится. Приведите пример из текста.

Ответы учащихся:

Приходит приказ комиссара путей сообщения Юго-Восточной дороги держать чистыми от снега путь от Козлова до Лисок, чтобы "не ослабла боеспособность Красной Армии", и Пухов садится на бессменную, опасную, под пулями работу – на снегоочиститель.

"К Пухову подошел начальник дистанции:

- Читай, Пухов, расписывайся, и – поехали! - и подал приказ…

Пухов расписался – в те годы попробуй не распишись!

- Опять неделю не спать! – сказал машинист паровоза, тоже расписавшись.

- Опять! – сказал Пухов, чувствуя странное удовлетворение от предстоящего трудного беспокойства: все жизнь как – то незаметнее и шибче идет".

Учитель:

- Платонов наделяет своего героя особым  ключом к разгадкам новейшей истории, её законов. Устами своего героя он вскрывает ложный смысл политики, когда она претендует стать историей.

- Каково отношение Пухова к революции?

Сообщения I группы

Выступающий 1:

Получив в Лисках трехдневный отпуск, Пухов посмотрел "для своего осведомления"  все газеты из агитпункта и "прошелся глазами по революционным плакатам, потому что хоть "мало был причастен к революции", "но ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую её глупость". Глупостей замечает Фома Пухов предостаточно, но особенно раздражают две: 1) стремление новой власти предлагать "массам" предельно простые решения далеко непростых вопросов и 2) устанавливать порядки без внимания к здравому смыслу тех самых пролетариев, которые и есть реальный "гегемон" всех преобразований.

"На стенах вокзала висела мануфактура с агитационными словами:

В рабочие руки мы книги возьмем,

Учись, пролетарий, ты будешь умен!

- Тоже несладко! – заключил Пухов. – Надо так написать, чтоб все дураки заочно поумнели!"

Сам – то Фома знает, что чужим умом всего не поймешь, своим доходить надо.

Наблюдая, как с митинга командарм уезжает один с охраной в пустом составе, а на вокзале остается с узлами и чемоданами толпа народа, к которому только что обращался командарм со словами "граждане и товарищи", Пухов жалеет о даром потраченной технической силе. Как ни  велик сам себе начальник, рабочему человеку и "на глаз" ясно: "Маленькое тело на сорока осях везут". "На канате вошь тянут, -", согласен с Пуховым незнакомый ему стоящий рядом деповский слесарь.

Выступающий 2

Пухов стремится заявить себя как личность, противостоять обывательской "похожести". Однако отношение у него к революции еще не сформировалось окончательно. В целом он сочувствует ей. Но все то трагическое, что вошло в его жизнь с революцией (смерть жены, товарищей), порождает в нем другие ощущения. "Он тогда почуял, куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство". Мироощущение Пухова шире, гуманнее, чем у большевиков. Увидев на бараке объявление, призывающее рабочих "записываться в отряды  технических сил у уполномоченных  Реввоенсовета – IX"  для обслуживания фронтовых нужд Красных Армий, действующих на Северном Кавказе, Кубани и Черноморском побережье", Пухов обращается к своему другу Зворычному: "Едем, Петруш! Горные горизонты увидим; да и честней как-то станет! А то видал – тифозных эшелонами прут, а мы сидим – пайки получаем!... Революция – то пройдет, а нам ничего не останется! Ты, скажут, что делал? А ты что скажешь?"

Пухов и ему подобные – душа революции. Если они отойдут от неё в сторону, революция, наевшись живой народной веры, точнее, душевного доверия, потеряет смысл. Этим объясняется и тот вопрос, который почти всем встретившимся на его пути задает Фома Пухов: "Чему ты душевно сочувствуешь?" Это объясняется не только отношением автора к своему герою, но и возможностями самого героя: сердце Пухова "иногда тревожилось и трепетало от гибели родственного человека", а в минуты смертельной опасности его охватывало чувство "крепости и необходимости своей жизни".

Выступающий 3

Душевность, глубоко скрытое чувство причастности его ко всеобщей жизни проявились наиболее полно в эпизоде, где отряд десантников готовится к отплытию в Крым, что в тех условиях равно было решению добровольцев принять смерть. Платонов объясняет это двумя причинами. Первое: эти люди "из детства вышли в войну, не пережив ни любви, ни наслаждения мыслью, ни созерцания того неимоверного мира, где они находились", поэтому они не знают ценности ни себе, ни жизни Второе: не ценя личного, они живут "общей жизнью с природой и историей".

Говоря о народе в статье "Пушкин и Горький", А. Платонов отметил, что "все эти люди, оказывается, обнаруживают способность бесконечного жизненного развития. А по Платонову, бесконечному жизненному развитию подвержена прежде всего человеческая душа. Она же, душа, способна пожертвовать телом ради воссоединения с душами всех. Не случайно Пухов, наблюдая ночью за своими товарищами, вспоминает свое детство перед пасхальной заутренней. "Теперь Пухов снова пережил эту простую радость, как будто он стал нужен и дорог всем, - и за это всех хотел незаметно поцеловать".  Готовность молодых красноармейцев на смерть и страдание соотносимо для Пухова (и для автора) с подвигом Христа, потому что и первое, и второе раскрывает удивительную способность душ брать на себя боль мира, сострадать кому-то своим личным поступком. Прежнее неверие Фомы Пухова в то, что к воскрешению готова каждая душа, вызывает в этом эпизоде у него чувство стыда, "но чести своей уже не воротишь".

Это движение – через других к себе – свойственно всем лучшим героям Платонова.

Выступающий 4:

Революция для Платонова в "Сокровенном человеке" - тоже дорога (образ паровоза, излюбленный в кругу повторяющихся здесь деталей – символов), объединяющая энергию жизни и душ во имя пересоздания действительности.

Мотив дороги, движения, странничества – центральный в творчестве писателя. Это связано с тем, что и сам Платонов, немало побродивший по Черноморскому краю, в напряженное время "двадцатых" немало повидал народу и немало изъездил дорог своей страны. С другой стороны, его излюбленный герой – странник, идущий по бесконечным дорогам русской равнины не столько в поисках пристанища и средств к собственному существованию, сколько в поисках истины. Это традиционный образ в русской литературе: некрасовские странники – правдоискатели, герои М. Горького вплоть до Луки "На дне". У Горького три определения таких героев: неравнодушнопроходящий, внимательно вглядывающийся в жизнь, готовый вмешаться, посочувствовать, прийти на помощь, прохожий, непременно выбирающий себе дорогу "по обочине жизни", и проходимец. У Платонова герои проходящие, которых жизнь сталкивает с проходимцами. И хотя время здесь не некрасовское и не горьковское, но конфликт, подмеченный русской классикой, тот же: "Без истины стыдно жить" (Платонов).

Таков путь героя повести "Сокровенный человек" Фомы Пухова: "Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работавшим против вещества всего мира, прояснилось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция – как раз лучшая судьба для людей, вернее ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение". Логическое завершение "нарождения" героя – финальные фразы повести. Вначале, вспомним, собираясь на работу, Пухов выражает свое отношение к миру, жизни, природе – "гада бестолковая". А теперь он приходит на работу со словами, обращенными к напарнику – машинисту: "Хорошее утро!" В ответ он слышит: "Революционное вполне".

Учитель:

Если говорить о постановке главной проблемы советской литературы первого послереволюционного пятилетия "человек и революция", то в "Сокровенном человеке" завершается поиск А. Платоновым идеально – положительного решения: "Революция – как раз лучшая судьба для людей". Понимание и признание революции как цели остается для Платонова приоритетным до конца 20-х годов, но одновременно взгляд писателя все чаще обращается к вопросу о средствах, используемых для достижения "лучшей судьбы". Подобно своему герою Пухову, А Платонов все острее реагирует на глупости" революции. Почему герой Платонова кажется многим странным?

Сообщение II группы

 Выступающий 1:

Платонов соединил в характере  Пухова трагическое и смешное, что есть в национальной русской культуре. Пухову не свойственна идеализация "нового человека" и "нового времени", его смех традиционен. Платонов закрепляет за ним титул "природного дурака", встречающийся у Лескова, Салтыкова – Щедрина (сказка "Дурак").  Платонов говорил: «Кто умеет осмеять себя, тот не может быть смешным».

«Как  - то приехал Шариков и говорил сразу Пухову, как будто всю дорогу думал об этом:

- Пухов, хочешь коммунистом сделаться?

- А что такое коммунист?

- Сволочь ты! Коммунист – это умный, научный человек, а буржуй – исторический дурак!

- Тогда не хочу.

- Почему не хочешь?

- Я – природный дурак! – объявил Пухов, потому что знал особые ненарочитые способы очаровывать и привлекать к себе людей и всегда производил ответ без всякого размышления.

- Вот гад! – засмеялся Шариков и поехал начальствовать дальше».

Фома Пухов живет вместе со всей страной: вместе со всеми переносит тяготы гражданской войны, которая  разъединила людей; трудится, старается вникнуть в сущность мировых законов. Однако вместе со всеми для платоновского героя не значит «как все».

Вот как о нем говорят в повести: «Не враг, но какой –то ветер, дующий мимо корпуса революции».

«…ячейка решила, что Пухов – не вредитель, а просто придурковатый мужик, и поставили его на прежнее место».

«Чудак ты! – посмеялся Зворычный».

Он словно герой русских сказок, которого всерьез никто не принимает: "дурень", "дурачок".

Выступающий 2:

Платонов наделил своего героя особым талантом – это любовь к своей работе. Он механик – самоучка.

"Пришел раз к Пухову на "Марс" морской комиссар и говорит:
    -  Если  ты  завтра  не  пустишь машину, я тебя в море без корабля пущу, копуша, черт!
    - Ладно, я пущу эту  сволочь,  только  в  море  остановлю, когда  ты  на  корабле  будешь!  Копайся  сам тогда, фулюган!- ответил как следует Пухов.
    Хотел тогда комиссар пристрелить Пухова, но сообразил,  что без механика плохая война.
    Всю  ночь  бился  Пухов.  Передумал  заново  всю затею этой  машины, переделал ее по  своему  пониманию  на  какую-то  новую машину,  удалил  зазорные  части и поставил простые - и к утру мотор бешено запыхал. Пухов тогда включил винт  -  мотор  винт потянул, но тяжело задышал.
    - Ишь,- сказал Пухов,- как черт на Афон взбирается!
    Днем пришел опять морской комиссар.
    - Ну что, пустил машину?- спрашивает.
    -  А  ты  думал, не пущу?- ответил Пухов.- Это только вы из-под Екатеринодара удрали, а я ни от чего  не  отступлю,  раз надо!
    -  Ну,  ладно, ладно,- сказал довольный комиссар.- Знай, что керосину у нас мало - береги!
    - Мне его  не  пить  -  сколько  есть,  столько  будет,- положительно заявил Пухов.
    - Ведь мотор с водой идет?- спросил комиссар.
    - Ну да, керосин топит, вода охлаждает!
    - А ты норови керосину поменьше, а воды побольше,- сделал открытие комиссар.
    Тут Пухов захохотал всем своим редким молчаливым голосом.
    - Что ты, дурак, радуешься?- спросил в досаде комиссар.
Пухов не мог остановиться и радостно закатывался.
    -  Тебе  бы  не  советскую власть, а всю природу учреждать надо,- ты б ее ловко обдумал! Эх ты, мехоноша!
    Услышав это, комиссар удалился,  потеряв  некую  внутреннюю честь".

Нестабильный склад ума позволяет Пухову предложить выход из безнадежной ситуации, в которую попали рабочие красного ополчения. И только неискушенность в военном деле не позволила герою осуществить свой план.

Ведущий 3:

Пухов понимает, что невозможно построить счастье в огромной стране, воплотить даже самую справедливую идею людьми полуграмотными, а тем более фанатиками, страшно, когда к идее примазываются люди, чуждые этой идее.

«Зворычный махнул рукой на дома и смачно сказал:

- Общность! Теперь идешь по городу, как по своему двору.

- Знаю, - не согласился Пухов, - твое – мое – богатство! Было у хозяина, а теперь ничьё!

- Чудак ты! – посмеялся Зворычный, - Общее – значит, твоё, но не хищнически, а благоразумно. Стоит дом – живи в нем и храни в целом, а не жги дверей по буржуазному самодурству. Революция, брат, забота!

- Какая там забота, когда всё общее, а по–моему – чужое! Буржуй ближе крови дом свой чувствовал, а мы что?»

Платонов – реалист, знаток жизни, понимает всю пагубность недоброго раздела и не оправдывает революционную деятельность своих героев, а саму идею "справедливого дележа" ставит под сомнение.

Учитель:

Фома Пухов из числа острохарактерных героев. Прихотливое соединение в повести героического и комического начал определяют тяготение её к произведениям авантюрного жанра.

-Как Платонов показывает духовный мир Пухова и где он ярче раскрывается?

Сообщение III группы

Выступающий 1:

"Каждый поворот судьбы, вынужденные переезды с одного места на другое, встречи с разными людьми при различных обстоятельствах – все это является как бы толчком для внутренней работы пуховской личности.

Когда же Платонов завершает скитания своего героя, обозначается финал не только повести, но и переменам в душе Пухова. Оседлость дается вначале ценою утраты самого «сокровенного» в «сокровенности». «Жалел он об одном, что немного постарел», утратил «чего-то нечаянного в душе, что бывало раньше». «Нечаянное» - особое платоновское обозначение того постоянно совершающегося «открытия мира» в душе, которое не позволяет ни предвидеть, ни заранее оценить его слова и поступки. Не в миг, а с течением времени, «нечаянное в душе» возвратилось к Пухову. «Пухов сам не знал – не то он таял, не то рождался». Но «возвращение» - это и сохранение ранее добытого, и обретение нового; «душевная чужбина оставила Пухова  на том месте, где он стоял»,  «он узнал теплоту родины».

«Вдруг загремел мост, - и в вагон потянуло свежей проточной водой.

- Что это за река, ты не знаешь, как называется? – спросил Пухов одного черного мужика, похожего на колдуна.

- Нам неизвестно, - ответил мужик. – Как – нибудь называется!

Пухов вздохнул от голодного горя и после заметил, что это – родина. Речка называется Сухой Шошей, а деревня в сухой балке – Ясной Мечою; там жили староверы, под названием яйценосцы. От родины сразу понесло дымным запахом хлеба и нежной вонью остывающих трав".

Платоновский герой – «сокровенный человек», живущий всем своим сердцем со всем своим народом….

Учитель

- Почему Платонов назвал своего героя "сокровенный человек"?

Сообщение 2

"Сокровенный" - это сокрытый, скрытый, утаенный, схороненный от кого – то.

Сокровенность – состояние, свойство.

«Не копи сокровища в скрынях, копите же в сердце своем».

«Сокровенный – милый, дорогой, ненаглядный, желанный», - читаем мы у Даля.

Есть у Пухова богатый внутренний мир, мир, который не выставлен напоказ. Отсюда и появляется сокровенность, святохранимый, тайный.

Он – личность, «достаточно известен самому себе», давно осмыслил цели, которые приковали бы его внимание к своей личности». У него сформировались свои мечты о счастье бедных людей…. «Теперь Пухов пережил эту простую радость, как будто он стал нужен и дорог всем, и за это всех хотел незаметно поцеловать… Он в первый раз увидел настоящих людей».

Учитель

О герое Платонова и о самом Платонове можно сказать словами одного богослова: "Человек имеет две родины, два отечества. Одно отечество – это наша земля. И та точка земли, где ты родился и вырос. А второе отечество – это тот сокровенный мир духа, который око не может увидеть  и ухо не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей. Мы дети земли – и в тоже время гости в этом мире".

Образ Пухова – это платоновское откровение о трагической разрушенности целостности национальной жизни: дома, очага, связи времен, мысли и души человека. Пухову писатель отдал реалии своей биографии первого года московской жизни (безработный, выселенный из комнаты в Доме специалистов, чужой в московских литературных кругах).

Правда, в это время Платонов изобретает, и кому ж, как не Пухову, отдать размышления о моторах, чертежи, которые вместе с техническими записками направляются в1927 году в Комитет по изобретениям!

Отдал Платонов своему герою и свои мысли. «В отличие от других писателей, он подчинил себя языку эпохи, - писал Бродский. – Это способ постичь окружающую действительность и явить её в слове».

Учитель:

В чем особенность языка Платонова?

Сообщение 3

Самое непривычное в прозе Платонова – язык его произведений.          

Платонов как писатель формировался в атмосфере богатейшего художественного многоголосия, исканий, экспериментов. От 20-х годов он взял дерзость мысли, необычность образного языка, вызывающего у нынешних читателей порой непонимание и сопротивление.

Писатель передает вторжение в народную речь пропагандийских  понятий, газетный клише, канцелярских оборотов. Мудрец – правдоискатель Фома Пухов воплотился в языке Платонова – художника.

Попробуйте перевести Платонова на русский язык - и он исчезнет. Писатель находил, что «мысль не терпит ни многоголосия, ни словесных нарядов…»

Учитель:

Приведите из текста несколько афоризмов Фомы Пухова, В чем их смысл?

("Я всю тактику жизни чувствую"; "А вся революция – простота: перекрасьте белых – делай разнообразные вещи"; " Теперь наступила умственная жизнь" и т.д.)

Учитель

Говоря о повести  Платонова «Сокровенный человек», мы имеем в виду и другие произведения Платонова, в которых выразилась главная мысль писателя: «В каждом человеке есть обольщение собственной жизнью, и поэтому каждый день для него сотворение мира».

Платонов и его герои разговаривают простым языком. И в то же время – не простым. Писатель исповедует не социалистический, а человеческий реализм – будьте людьми, думайте, делайте, живите по-людски, и его язык станет вам ближе. Эта установка верна не только для актеров, сценаристов, режиссеров, композиторов. Она – для всех, кому еще предстоит открыть для себя и понять Андрея Платонова.

Домашнее задание:

Написать сочинение: «Размышления над прочитанной книгой» (по одному эпизоду повести А. Платонова «Сокровенный человек»). Озаглавьте этот эпизод.

 

 

 

Приложение 1. Раздаточный материал.

 

 

Фома Пухов

План

 

 

  1. Фома Пухов – центральный герой повести "Сокровенный человек".

   Черты характера героя, привлекающие читателя:

·         любовь к механике;

·         любовь к путешествиям;

·         трогательное отношение к родине;

·         готовность на самопожертвование во имя спасения людей;

·         искренность, смелость в суждениях;

·         поиски правды.

 

  1.  Как Пухов относится к революции: что ценит в ней и что отрицает?

 

  1. Пухов и гражданская война:

·         Осуждение насилия, смерти, одиночества, ненависти, которые несет война.

·         Необходимое зло, оправданное природой и историей: через смерть к счастью людей.

 

  1. Отношение Пухова к власти большевиков. Почему герой остается чужим для советской власти?

 

  1. Язык Пухова.

Через речь героя мы видим мир в самых разнообразных формах. Афоризмы Пухова свидетельствуют о том, что герой – философ, мудро и трепетно относится к жизни и человеку, критически оценивает ошибки и глупости людей.

 

  1. Почему в образе героя автор соединил комическое и трагическое?

Фоме Пухову помогает выжить в это трагическое время чувство юмора. Его откровенные, а порой неожиданные ответы ставят в тупик комиссаров. Чтобы не казаться глупыми, они называют героя "дураком" и отпускают. В этом трагизм положения героя. Он чужой для революции.

 

  1. Почему же герои А. Платонова "сокровенные люди"?

Они открывают важные законы и ценности жизни: дом, родина, любимая работа, внимание к человеку.

 

 

Приложение 2

 

 

Афоризмы

"Надо так писать, чтоб все дураки заочно поумнели!"

"Вождей и так много, а паровозов нету"

"А революция простота: перекрасьте белых – делай разнообразные вещи".

"Я всю тактику жизни чувствую".

"Теперь наступила умственная жизнь".

"Все свершается по законам природы".

"В каждом человеке есть обольщение собственной жизнью, и поэтому каждый день для него – сотворение мира".

……………………………………………………………………………………………………...

Примеры вторжения в народную речь газетных клише, пропагандийских понятий, канцелярских оборотов.

"твердые слова", красноармейская масса", "…хлопать в ладоши тут не по существу", "порция пищи", "всякий человеческий промысел", "Вследствие тяжелой медицинской усталости ораторов, никаких митингов на этой неделе не будет", "мужественная отвага", "пожертвовать достоинством жизни", "время шло без тормозов".

 

О каких понятиях шла речь сегодня?

Составьте сиквейн с этими словами.

 

 Гражданская война

Кровопролитная, бесчеловечная

Воевать, захватывать

Война между организованными группами внутри одного государства

Террор с двух сторон

 

Смерть

Трагическая, бессмысленная

Понять, оплакивать

Ничто не бывает вечным

Забытие (небытие)

 

Правда

Народная, большевистская

Отстаивать, искать

Стоять за правду

Истина

 

Дом

Отчий, чужой, пустой

Потерять, обрести

В гостях хорошо, а дома лучше

Очаг

 

Душа

"Сокровенная", бессмертная

Плачет, тоскует (мается), ликует

1в) болеть душой за что-то (кого – то)

2в) положить за кого – то душу (пожертвовать)

3в) быть душой общества

Совесть

 

 

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"

Герои и проблематика прозы А. Платонова. "Сокровенный человек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019