МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Общеобразовательной дисциплины Химия
По теме «Гидролиз солей»
Разработчик: Богачева Е.В.
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1-го курса СПО, изучающих химию на базовом уровне.
Для того, чтобы вызвать интерес к сложной теме «Гидролиз солей» и к сухому и скучному составлению схем гидролиза, учебная задача ставится так, чтобы обучающиеся смотрели на традиционное задание (записывание уравнений реакций), с другой стороны – с точки зрения исследователя, что позволяет обучающимся увидеть проблему, на которую они раньше и не обратили бы внимание, сделать работу не для себя, а для других (одногруппников и преподавателя). На основе эксперимента обучающиеся выясняют причину неоднозначного действия солей на индикаторы.
Учебное занятие построено с позиции деятельностного подхода к обучению химии с элементами исследовательской деятельности.
Актуальность изучаемого материала заключается в его связи с повседневной жизнью человека. На уроке раскрывается причина слабощелочной реакции используемых в повседневной жизни моющих средств. Эти сведения в дальнейшем используются в жизни в целях личной гигиены и профессиональной значимости. Реализация межпредметных связей прослеживается в познавательном материале о роли гидролиза солей в жизнедеятельности человека и в промышленности. Наличие познавательных вопросов в домашнем задании способствуют повышению мотивации к учению.
Введение
Данное учебное занятие по теме «Гидролиз солей» продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов.
Процессы гидролиза происходят в любых живых системах. Гидролиз играет важную роль в природных явлениях (разрушение горных пород, формирование структур почв, осахаривание крахмала). В промышленности многие производства основаны на гидролизе – это производство мыла и моющих средств, получение лекарств и бумаги на основе древесины, пищевые производства и т.д., в военном деле и спасательных работах гидролиз используется при дегазации отравляющих веществ.
При изучении данной темы студентам важно научиться умению объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе. Также важно узнать о практическом значении гидролиза не только солей, но и других соединений. Умение экспериментально подтверждать основные случаи гидролиза солей также является одним из ведущих умений при изучении химии как науки.
Предлагаемое учебное занятие содержит теоретический, экспериментальный и контрольно-оценочный блоки, что отвечает принципу системности в изучении темы «Гидролиз солей».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»
Тема занятия |
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место занятия в теме |
Первое занятие |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип занятия |
Изучение нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид занятия |
Комбинированный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели занятия: Образовательные
|
Сформировать представление о процессе гидролиза солей, о его сущности. Научить обучающихся составлять уравнения гидролиза солей. Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов. Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
развивающие |
Развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов; учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
воспитательные |
Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи |
1. Закрепить знания по таким понятиям как «электролитическая диссоциация», «сильные и слабые электролиты». 2. Закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с таблицами. 3. Развивать мышление и умения делать логические выводы из наблюдений по химическому эксперименту. 4. Научить составлять ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии. 5. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание занятия |
Механизм гидролиза солей различного состава, суть процесса гидролиза, роль гидролиза в природе и жизни человека. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к знаниям и умениям обучающихся: |
Должны знать: понятие «гидролиз солей», его сущность, зависимость среды раствора и продуктов гидролиза от состава исходной соли; значение гидролиза в природе и жизни человека |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Должны уметь: объяснять процессы, протекающие в растворах солей, предсказывать реакцию раствора в зависимости от состава соли, подвергающейся гидролизу, образование кислых и основных солей в реакциях гидролиза записывать сокращенные ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы |
Организационный этап – 1 мин Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 5 мин Усвоение новых знаний и способов действия – 20 мин Первичная проверка степени усвоения материала – 10 мин Контроль и самопроверка знаний – 5 мин. Подведение итогов – 2 мин Домашнее задание – 2 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства обучения |
Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для эксперимента обучающихся (мыло: камей, палмолив, дав, индикаторы, NaCl, K2SO4, BaCl2, K2CO3, Na2SO3, BaSO3, ZnCl2, CuSO4, Al(NO3)3, памятка по составлению уравнений реакций гидролиза, сопроводительная карта для эксперимента (№1,2), карточки для оформления доски, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот, солей в воде», ватман, маркеры.
Карточка №1 (1 группа)
Карточка №1 (2 группа)
Карточка №1 (3 группа)
Карточка №2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
Репродуктивный, проблемно-поисковый, практический |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы мотивации учения |
Связь темы с повседневной жизнью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации учебной деятельности |
Коллективная, групповая, самостоятельная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды познавательной деятельности |
Эксперимент, наблюдение за демонстрационным экспериментом, участие в проблемной беседе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы управления познавательной деятельностью |
Мотивация учащихся на самостоятельную постановку цели и формирование задач занятия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы отслеживания результатов |
Составление схемы гидролиза. Графический диктант (10 мин)1. составление кластера по теме «Гидролиз» 2. Задание – умение составлять уравнения гидролиза, верно записывать ионы, определять их заряд, пользоваться таблицей растворимости. 3. Задание - умение предсказывать среду раствора соли по ее составу
1. Составьте схему гидролиза Н2О С17Н35СООК
Ключ к взаимопроверке качества Без исправлений – 5балла 1 – 3 исправлений – 4 балла 4 – 5 исправлений – 3 балл Более 5 исправлений – см.
Ответ.
2. Проверь себя! Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в соответствующую клетку.
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3 №6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3 Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№1-7), затем нижнего (№8-10), потом точки №1 и №8, №7 и №10. Ответы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература |
1. А.А. Каверина, Д. Ю. Добротин, А.С. Корощенко, Ю.Н. Медведев.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Химия. М. Интеллект – центр. 2016. 2. Г. М. Можаев «Гидролиз солей» , http//www.1september.ru 3. Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков «Современные открытые уроки химии», Ростов-на –Дону, «Феникс», 2014г;4. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, «Химия. 10 класс», Москва, «Оникс 21 век», 2016г 5. Л.М. Четверова «Гидролиз солей», «Химия», № 8, 2004г 6. Н.Е. Кузьменко. В.В. Ерёмин. В.А.Попков.Пособие по химии для старших классов. 8-11 классы. М. Оникс 21 век. 2014. 7. О.С. Габриэлян, Г.Г. Лысова, Химия-11 Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., Дрофа. 2016. 8. https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/urok-himii-v-11-klasse-po-teme-quot-gidroliz-soley-quot-s-primeneniem-ikt-868770 9. https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/urok-po-tiemie-gidroliz-soliei 10. http://www.uchportal.ru/load/59-1-0-15811 11. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/10/29/prezentatsiya-k-uroku-gidroliz-soley |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробный конспект занятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация |
Мотивация учащихся при изучении нового материала в начале занятия осуществляется с помощью педагога и видеофрагмента. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание занятия
Слайд 2 – 5
Слайд 6-9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 25
Слайд 26
|
I. Организационный момент II. Подготовка к основному этапу усвоения нового учебного материала Всем нам известен слогон «Реклама – двигатель торговли». Предлагаю ещё раз обратиться к рекламе для выбора гигиенических средств для чувствительной кожи. (видео) рН-раствора – это водородный показатель, который является единицей измерения реакции среды и если рН < 7 Þ среда кислая рН > 7 Þ среда щелочная (выписано на доске) рН = 7 Þ среда нейтральная по принципу «Доверяй, но проверяй», предлагаю вам проделать тоже самое со своими образцами мыла. (эксперимент, работа в группах) Вывод: мыло Дав имеет нейтральную среду, остальные образцы мыла имеют щелочную среду. Вопрос: Наличием каких ионов обусловлена кислая, щелочная и нейтральная среда? Ответ: кислая среда – катионы водорода, щелочная среда – гидроксид-анионы, нейтральная среда – равное количество катиона водорода и гидроксид-ионов.
Щелочная среда – на доске прикрепить
Нейтральная среда – Вопрос: из курса органической химии назовите, что является основой мыла? Ответ: мыло – это соли высших карбоновых кислот, то есть органических кислот. Проверим как растворы солей неорганических кислот влияют на индикатор. (эксперимент, работа в группах, заполнение карты №1, озвучивание полученных результатов) Вопрос: назовите состав солей Ответ: соли состоят из катионов металла и анионов кислотного остатка МехАу (запись на доске) Но в составе солей нет ни катионов водорода, ни гидроксид-ионов, а индикаторы нам говорят о противоположном, показывая разные реультаты. Предположите, в чём может быть дело. Ответ: так как соли находятся в виде водных растворов, следовательно на изменение окраски индикатора влияют молекулы воды. Сформулируйте цель занятия. Отвтет: выяснить какие процессы происходят с солями при растворении в воде, которые способны повлиять на реакцию среды. Вопрос: что нам в первую очередь необходимо сделать? Ответ: рассмотреть состав солей. Соли рассматривают, в основном, как продукты реакции нейтрализации между основанием и кислотой. В результате в состав солей входят катионы металлов из основания и анионы кислотных остатков из кислот. Из курса 9-го класса вы знаете, что растворы кислот и оснований являются электролитами, то есть веществами, растворы, которых проводят электрический ток. Но электролиты бывают разные по своей силе. У вас на столах подготовлены карточки №2, в которых записаны формулы оснований и кислот, причём, обратите внимание, сильные основания те, которые растворимы в воде. Нерастворимые, а также гидроксид аммония относятся к слабым электролитам. В таблице также приведены формулы самых основных кислот – сильных и слабых электролитов. Пользуясь формулами кислот и оснований, впишите формулы исследуемых вами солей в соответствующие квадраты, указав реакцию среды. (работа в группах, озвучивание результатов) Дополните свои таблицы результатами других групп. III. Усвоение новых знаний и способов действий Следующий этап я хотела бы начать со слов В.И. Вернадского «… Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных процессов.» Для объяснения наблюдаемых процессов введём понятие «Гидролиз солей» Записывает тему занятия Проведём анализ данного термина с точки зрения языка. Слово «Гидролиз» происходит от греческого «hydor» - вода, «lisis» - разложение, распад. Что касается научного понятия, то Гидролиз солей – это реакция ионного обмена между ионами соли и молекулами воды. При составлении схем гидролиза необходимо пользоваться следующими правилами: 1. Гидролиз обратимый процесс ( ) 2. В гидролизе участвует только одна молекула Н2О 3. Гидролиз протекает по слабому катиону или аниону, сильный – определяет реакцию среды. Объясним результаты наших экспериментов с теоретической точки зрения, записывая выводы в карту № 2. 1) H2O NaCl « Na⁺ + Cl¯ ¯ ¯ NaOH HCl Сильные электоролиты Na⁺ + Cl¯ + HOH Þ гидролиз не идёт, реакция среды нейтральная [H⁺] = [OH¯] X
2) H2O K2CO3 « 2K⁺ + CO3 2¯ ¯ ¯ KOH [H2CO3]
CO32¯ + HOH « HCO32¯ + OH¯ гидролиз идёт по аниону, реакция среды щелочная pH > 7 [OH¯] > [H⁺] K2CO3 + HOH « KHCO3 + KOH 2K⁺ +CO32¯ + H2O « K⁺ + HCO3¯ + K⁺ + OH¯
3) H2O ZnCl2 « Zn2⁺ + 2Cl¯ ¯ ¯ [Zn(OH)2] HCl
Zn2⁺ + HOH « ZnOH⁺ + H⁺ гидролиз идёт по катиону, реакция среды кислая pH < 7 [H⁺] > [OH¯] ZnCl2 + HOH « ZnOHCl + HCl Zn2⁺ +2Cl¯ + H2O « ZnOH⁺ + Cl¯ + H⁺ + Cl¯ Но у нас остался ещё один пустой квадрат. Составьте и впишите формулы солей, образованных слабым основание и слабой кислотой (работа в группах, озвучивание результатов) Вопрос: предположите какая может быть реакция среды в растворах данных солей? Ответ: так как оба электролита слабые, то гидролиз будет идти как по катиону, так и по аниону. Следовательно происходит связывание всех катионов водорода и гидроксид-ионов воды. Реакция среды нейтральная. В результате такие соли при растворении в воде полностью гидролизуются с выпадением осадка и выделением газа. IV Первичная проверка степени усвоения материала Задание: на основе проделанной работы, составьте кластер по теме «Гидролиз». Вернёмся к видеоролику, просмотренному в начале занятия. Вы сказали, что основа мыла – это соли высших карбоновых кислот. Вопрос: почему все образцы мыла, кроме Дав, показали щелочную реакцию среды? Овет: мыло образовано сильным основанием и слабой кислотой. Нейтральная среда мыла Дав обусловлена наличием нейтрализующих добавок. Задание: закончите схему гидролиза стеарата калия. (работа в группах, задание 1, взаимопроверка) В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с процессами гидролиза – стирка белья, мытьё посуды, использование мыла при умывании, даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекает благодаря гидролизу. Очистка промышленных стоков и питьевой воды, производство бумаги, мыла, спирта. А вот нефтяникам гидролиз доставляет немало хлопот. При нагревании нефти при переработке до 250°С происходит взаимодействие примесей в виде хлорида магния и хлорида кальция с парами воды, образующийся при этом хлороводород интенсивно вступает в реакцию с металлическим конструкциями оборудования, разрушая его, что резко увеличивает стоимость нефтепродуктов. Кроме того, процесс гидролиза следует учитывать и при подборе ПАВ, используемых для создания пены при тушении пожаров. При соприкосновении с водой такие вещества подвергаются гидролизу, а при высоких температурах могут улетучиваться в виде высокотоксичных газообразных веществ. V. Контроль, самопроверка знаний с элементом рефлексии
В заключении проведём самостоятельную работу в виде графического диктанта. Вам необходимо определить реакцию среды предложенных формул солей, которые пронумерованы и поставить точку в соответствующую клетку, затем соединить точки в той последовательности, которая у вас указана на карточках плавными линиями. (самостоятельная работа, самопроверка)
VI. Подведение итогов. Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель? Что вы узнали, чему научились?
Домашнее задание. 1. Заполните таблицу:
2. Вспомните, какие соли входят в состав крови человека. Используя знания о гидролизе, объясните, почему среда плазмы слабощелочная. Составьте уравнения соответствующих реакций гидролиза. 3. Почему при изжоге желудка рекомендуют пить водный раствор питьевой соды? |
Заключение
В результате изучения темы «Гидролиз солей» у обучающихся будет сформировано представление о процессе гидролиза солей, о его сущности. Обучающиеся научатся составлять уравнения гидролиза солей, объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов, будут иметь представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
В процессе работы обучающиеся совершенствуют свои умения извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий, организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений. В ходе коллективного обсуждения у обучающихся развивается умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
Кроме того, знания гидролиза важны для целостного представления природы человеческого организма и формирования осознанной здоровьесберегающей позиции обучающихся.
Приложение 1
Проверь себя!
Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в соответствующую клетку.
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
pН < 7 кислая среда |
|
|
|
|
|
|
|
pН > 7 щелочная среда |
|
|
|
|
|
|
|
pН = 7 нейтральная среда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№8 |
№9 |
№10 |
|
|
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3
№6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3
Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№1-7), затем нижнего (№8-10), потом точки №1 и №8, №7 и №10.
Проверь себя!
Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в соответствующую клетку.
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
pН < 7 кислая среда |
|
|
|
|
|
|
|
pН > 7 щелочная среда |
|
|
|
|
|
|
|
pН = 7 нейтральная среда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№8 |
№9 |
№10 |
|
|
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3
№6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3
Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№1-7), затем нижнего (№8-10), потом точки №1 и №8, №7 и №10.
Проверь себя!
Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в соответствующую клетку.
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
pН < 7 кислая среда |
|
|
|
|
|
|
|
pН > 7 щелочная среда |
|
|
|
|
|
|
|
pН = 7 нейтральная среда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№8 |
№9 |
№10 |
|
|
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3
№6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3
Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№1-7), затем нижнего (№8-10), потом точки №1 и №8, №7 и №10.
Ответы
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
pН < 7 кислая среда |
|
|
х |
|
х |
|
|
pН > 7 щелочная среда |
х |
х |
|
х |
|
х |
х |
pН = 7 нейтральная среда |
|
|
х |
х |
х |
|
|
|
|
|
№8 |
№9 |
№10 |
|
|
Приложение 2
Карточка №1 (1 группа)
|
NaCl |
K2SO4 |
BaCl2 |
Реакция среды |
|
|
|
Карточка №1 (2 группа)
|
K2CO3 |
Na2SO3 |
BaSO3 |
Реакция среды |
|
|
|
Карточка №1 (3 группа)
|
ZnCl2 |
CuSO4 |
Al(NO3)3 |
Реакция среды |
|
|
|
Приложение 3
Карточка №2
кислоты |
основания |
|
Сильные электролиты NaOH, KOH, LiOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2… т.е. растворимые в Н2О |
Слабые электролиты Cu(OH)2, NH4OH, Zn(OH)2, Al(OH)3, Pb(OH)2… т.е. нерастворимые в Н2О, кроме NH4OH |
|
Сильные электролиты HCl, HI, HBr, H2SO4, HNO3, HClO4, HclO3, HmnO4…
|
|
|
Слабые электролиты HF, H3PO4, H2SiO3, H2CO3, H2S, H2SO3, HNO2, CH3COOH, HCOOH…
|
|
|
Приложение 4
|
|
|
||||||
|
||||||
|
Приложение 5
Н2О
С17Н35СООК
Ключ к проверке качества
Без исправлений – 3балла
1 – 3 исправлений – 2 балла
4 – 5 исправлений – 1 балл
Более 5 исправлений – см.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.