Гидролиз солей
Оценка 5

Гидролиз солей

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия +1
11 кл +1
23.03.2017
Гидролиз солей
Гидролиз, одна из сложных тем в курсе химии. В этой разработке дан материал, который может заинтересовать ученика. Урок предполагает на ряду с теоретический материалом практикум. Практическая часть способна привлечь внимание ученика к проблеме гидролиза и к лучшему восприятию материала урока.
Тема урока Гидролиз.doc

Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ»

с использованием информационно-коммуникационных технологий

(презентация прилагается)

УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень».  – М.: Дрофа, 2007.

Цели урока:

1.      Образовательная

Ø Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ;

Ø Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов

Ø Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, Слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием

Ø Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов

2.     Воспитательная

Ø Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью

Задачи урока:

1.учебные:

Ø Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.

Ø Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии

Ø Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека

Ø Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.

2.развивающие: 

Ø развивать способность к догадке, творческие способности;

Ø развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,

3.воспитательные

Ø содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

Ø Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Тип урока. Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент

 Вид урока. Проблемно-исследовательский

Место урока в программной теме. Тема 2. Химические реакции. Урок № 22

Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки.

Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.

Пояснительная записка: Данный урок является 22 уроком 2 раздела «Химические реакции» УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень».  – М.: Дрофа, 2007.

 Урок разработан с применением технологии критического мышления. 

Ход урока.

I.Организационный этап (1 минута.)

Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели.

Единственный путь,

Ведущий к знанию,-

Это деятельность.

«Шоу»

II Этап проверки домашнего задания (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию лекции.

Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так поговорим о классах веществ.

1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований . (NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2)

3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;

слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2

 (Слайд №3)

5.Что показывает степень электролитической диссоциации?

6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?

Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4)

Что представляют собой соли? (производные кислот и осноаний0

III. .Этап изучения новых знаний и способов деятельности (30 минут)

 

Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. А основания и кислоты как вы заметили, имеют разную степень диссоциации, следовательно, может образоваться четыре типа солей. (Слайд №5,6). Мы только что выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если мы проверим растворы солей на индикатор?

Учащимся предлагается экспериментально исследовать среду четырёх выданных растворов (NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3)/

Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?

(Учащиеся предполагают среду раствора)

Давайте попробуем разобраться с этим в месте.

Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе?

-Совершенно верно, вода.

Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает.

Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме Гидролиз

Ø Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. (Слайд № 7)

Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.

I.Рассмотрим примеры, когда соль образованна одноосновной кислотой и однокислотным основанием.

1.     Пример: (слабая кислота и сильное основание). (Слайд № 8,9)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.  

    NaCN + НОНà НCN + NaOH

Полное ионно–молекулярное уравнение

Н+ + CN-   +  Na+ + HOHà НCN  + Na+ + OH-

Краткое ионно–молекулярное уравнение

 CN-  + НОН à НCN + ОН- ; ОН- > Н+=> среда щелочная

          Рн > 7.

Сила побеждает!

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

Ø Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-). Реакция идёт по аниону

2)Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-) и кислые соли.  (Слайд № 10,11)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионно–молекулярное уравнение

2Na+ + СO32– + Н2O 2Na+ + HCO3 + ОН

Краткое ионно-молекулярное уравнение

СO32– + Н2O ↔ НСO3 + ОНОН- > Н+ среда щелочная,  Рн > 7.

Молекулярное уравнение.

Na2CO3+ Н2O NaHCO3 + NaОН.

При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3).

 

3) Пример: (сильная кислота и слабое основание). (Слайд №12,13)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

NH4Cl à NH4+ + Cl-

Полное молекулярно-ионное уравнение

NH4+ + Cl- + НОН à NH4 ОН +Н+Cl-

Краткое ионно-молекулярное уравнение

NH4+ + НОН à NH4 ОН +Н+;  Н+ > ОН- => среда кислая,  Рн < 7

 По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

Ø Вывод: При гидролизе соли образованного слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая, в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.

4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода;

(Слайд № 14,15)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

            АlCl3à Аl+3 + 3Cl

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионно–молекулярное уравнение

Аl+3 + 3Cl - + НОН à 3Cl -+ + Аl ОН +2

Краткое ионно-молекулярное уравнение

Аl+3 + НОН à  Н+ + Аl ОН +2;  Н+ > ОН- => среда кислая,  Рн < 7.

Молекулярное уравнение.

 АlCl3 + НОН à Аl (ОН)Cl2Cl

Вторая ступень:

Аl(ОН)Cl2 àАl ОН +2 + 2Cl

Полное ионно–молекулярное уравнение

АlОН +2 + 2Cl - + НОН à 2Cl -+ + Аl(ОН)2+

Краткое ионно-молекулярное уравнение

АlОН +2+ НОН à Н+ + Аl(ОН)2+; Н+ > ОН- => среда кислая,  Рн < 7.

Молекулярное уравнение.

Аl(ОН)Cl2 + НОН à НCl + Аl(ОН)2Cl

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

До конца гидролиз не идёт, так как  накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону.

Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью.  

5)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.

(Слайд № 16,17)

Al2S3 + 6H2O-->2Al(OH)3 + 3H2S

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются в растворе до свободной кислоты и свободного основания.. Гидролиз по катиону и аниону.

6)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.

 СН3СОО NH4  à СН3СОО- + NH4+

Полное ионно-молекулярное уравнение

                   СН3СОО- + NH4+ + НОН à СН3СООН + NH4 ОН

Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике).

Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная.

NH4CN  à NH4+ + CN-

NH4+ + CN- + НОН à NH4ОН + НCN

К(НCN) = 7,2×10-10  => среда щелочная.

Гидролиз формиата аммония:

         НСОО NH4  à НСОО- + NH4+

         НСОО- + NH4+ + НОН à НСООН + NH4 ОН

К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая.

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

Ø Итак, при гидролизе солей, образованных одноосновными кислотами и однокислотными основаниями, единственными продуктами гидролиза будут кислота и основание.

7). Пример:  Рассмотрим гидролиз соли образованной  сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).(Слайд № 19,20)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются

IV.этап первичной проверки понимания изученного

Учитель проверяет понимание ключевых моментов урока таких, как: Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз?

V этап закрепление изученного материала  (работа в группах-6 групп) (5минут)

. Задание: ( Слайд № 20)

1•        Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:

1 вариант                                                   2 вариант

а)  нитрата цинка (II)                                 а) хлорид меди (II)

б) сульфата калия                                          б) сульфита натрия

в)  сульфида натрия                                      в) нитрата бария

  Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.

  Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.

2.              учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).

. Ответы на вопросы (Слайд № 22-24)

VI.этап обобщения и систематизации(работа в группах-4 группы, обмениваются результатами),  (2 минуты)

1.     Кислую среду имеет водный раствор:

1)    Na3PO4

2)    KCl

3)    Na2CO3

4)    ZnSO4

2.     Щелочную среду имеет водный раствор:

1)    FeCl3

2)    K2SO4

3)    Na2CO3

4)    BaCl2

3.     Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и

1)     нитрата бария

2)     силиката калия

3)     сульфата натрия

4)     хлорида алюминия

4.     Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,

1)    Гидролизуется по катиону

2)    Гидролизуется по аниону

3)    Не подвергается гидролизу

4)    Полностью разлагается водой

 

 

VII этап информации о домашнем задании  (1 минута)

1. § 18, № 1-11.

2. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. (Приложение 2)

3.Выполните задания которае опубликованы на сайте «В контакте. Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить (Приложение 1)

VIII.   Заключительный этап урока(1 мин.)

РЕФЛЕКСИЯ

1)Рефлексия

T.: Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Возьмите ручки и поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей?

2)Подведение итогов (1 мин.)

Беседа учителя с учащимися.

Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе.

Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.) 

Спасибо за урок, до свидания.

 

.

 

 

 

 

 

Разработка

Конспект урока по химии в 11 классе

 «Гидролиз в неорганической химии».

 

 УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень».  – М.: Дрофа, 2007.

 

 

План-конспект урока по химии разработан

 учителем высшей квалификационной категории

 МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Громовой Ольгой Ильиничной

(педагогический стаж -31 год)

 

Дополнительная учебная литература для учащихся:

1.О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г.Введенская. «Общая химия  в тестах, задачах и упражнениях. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа, 2008.

2. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Материалы для подготовки к ЕГЭ. », М.: Дрофа, 2008.

3. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, П.В.Решетов Задачи по химии и способы их решения 10-11 классы. М.: Дрофа, 2006.

 

Учебно- методическое обеспечение

 

1.            поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян, Г.Г. Лысовой./ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2005

2.           Методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.-3-е изд. Стереотип., Москва Дрофа. 2004, химия 11 класс:

 

- оборудование и приборы:

1.                            Компьютер

2.                            Интерактивная доска

3.                            Мультимедийный проектор

 

- электронные пособия:

Электронные диски «Кирилл и Мифодий» 

1.             http://festival.1september.ru

2.              http://www.xumuk.ru/

3.             Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru  (рубрика «Химия»).

4.     Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»

5.       Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

6.       СD «1С- репетитор Химия».

7.       Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др.    (www.ihternet-school.ru)

8.       .«1С:Образовательная коллекция.Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без»

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Школьный практикум. Химия 10-11 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, Химия.

2. Тесты для повторения и подготовки.-Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумова И.Г./Саратов: Лицей, 2006,

3. http://interneturok.ru/

4. http://www.shishlena.ru/

5. http://school-collection.edu.ru/

6. http://nigma.ru

7. http://www.xumuk.ru/

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ» с использованием информационно-коммуникационных технологий (презентация прилагается)

Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ» с использованием информационно-коммуникационных технологий (презентация прилагается)

Тип урока . Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент

Тип урока . Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент

Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты

Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты

Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН - ) и кислые соли

Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН - ) и кислые соли

Полное ионно–молекулярное уравнение

Полное ионно–молекулярное уравнение

К(НСООН) = 1,8×10 -4 а К( NH 4

К(НСООН) = 1,8×10 -4 а К( NH 4

Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, 1)

Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, 1)

Разработка Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз в неорганической химии»

Разработка Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз в неорганической химии»

С D «1С- репетитор Химия». 2

С D «1С- репетитор Химия». 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017
Посмотрите также: