Формировать умение выделять глаголы из группы слов;Развивать умение ставить вопросы к глаголам и другим частям речи.Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.Воспитывать умение работать в паре.Формировать умения работать с интерактивными средствами обучения.Познакомить учащихся со словами, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?Познакомить учащихся со словами, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?
глагол.docx
Цель: познакомить учащихся со словами, которые обозначают действие
предмета и отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?
Задачи:
формировать умение выделять глаголы из группы слов;
развивать умение ставить вопросы к глаголам и другим частям речи;
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
воспитывать умение работать в паре;
формировать умения работать с интерактивными средствами обучения.
Оборудование:
конверт со словами на каждой парте для парной работы;
изображение 3х домиков на доске;
карточки со словами и вопросами;
интерактивная доска Smart Boаrd, ПК, видеопроектор;
презентация к уроку;
электронное учебное пособие для начальной школы “Русский язык – 1”,
авторы Р.А. Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В. Самойленко, О.И. Шайдурова,
ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.
учебное пособие “Здравствуй, дядюшка Глагол”, автор Рик Т.Г.
Ход урока
I. Организационный момент.
1 ученик организует класс:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.
У: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. У нас сегодня
очень важная тема, поэтому давайте работать внимательно. А тем, кто будет
очень хорошо и активно работать, я поставлю пятерки.
II. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним, как надо
работать в парах?
Д: Нужно разговаривать тихо, внимательно выслушивать друг друга, уважать
чужую точку зрения.
У: У вас на партах лежат конверты, в которых вы найдете таблички со
словами. У детей на партах конверты со словами.
чёрная
трусливый
маленькая
девочка
рисует
прыгал
заяц
собака
убежала
У: Ваше задание: разделить данные слова на 3 группы. Даю вам 2 минуты на
это задание. Приступайте к работе.
Дети делят слова на 3 группы у себя на парте, работая парами. Учитель в это
время проверяет, как дети выполняют задание. Потом вывешивает на доску
слова, такие же как и в конвертах у детей и 3 домика для этих слов.
III. Актуализация знаний.
У: На доске 3 домика. Давайте проверим, как же вы разделили слова.
У: По какому признаку вы делили эти слова на группы? Д: По вопросам.
У: Какие слова вы поселили в 1й домик?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
Учитель прикрепляет на крышу первого домика табличку со словами
КТО?
ЧТО?
Дети поодному выходят к доске и расставляют карточки со словами
(девочка, заяц, собака).
У: А какие слова поселили во 2й домик?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
КАКИЕ?
Учитель прикрепляет на крышу второго домика табличку со словами:
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
Дети поодному выходят к доске и расставляют карточки со словами (чёрная,
трусливый, маленькая).
IV. Подводящий к проблеме диалог.
У: Теперь нам нужно оставшиеся слова поселить в 3й домик. Итак, давайте
повторим. В 1м домике слова, которые отвечают на вопросы…?
Во 2м домике живут слова, которые отвечают на вопросы…?
V. Решение проблемы.
У: Так какая у нас возникла проблема?
Д: Мы не знаем, на какой вопрос отвечает третья группа слов.
У: Давайте подумаем, а на какой вопрос отвечают слова третьего домика? Если учащиеся не могут определить вопрос, учитель подводящим диалогом
провоцирует их на правильный ответ, предлагая выполнить указанные
действия: рисует, прыгал, убежала.
Учащиеся высказывают предположения и коллективно выбирают правильный
ответ:
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель прикрепляет на крышу третьего домика табличку со словами
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Учащиеся также прикрепляют на 3 домик карточки со словами (рисует,
прыгал, убежала).
У: Итак, по какому признаку делили слова?
Д: По вопросам.
Повторяют вопросы к каждому слову из группы глаголов.
У: Посмотрите, у кого все правильно? Молодцы! Кто допустил ошибку,
переложите слова правильно. Учащиеся перекладывают слова на парте, если
допустили ошибку.
VI. Формулирование темы и целей урока.
У: Какие из 3х групп слов мы уже изучили?
Д: Группу слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? И группу слов,
которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
У: А третья группа слов нам знакома?
Д: Нет.
У: Так как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? Д: Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО
СДЕЛАЛ?
У: Эту группу слов еще называют глаголами.
На доске учитель вывешивает тему урока, название части речи и вопросы.
У: Ребята, мы сегодня будем учиться подбирать вопросы к словам данной
группы и выделять глаголы среди других слов. Откройте тетради, отступите 2
строки, запишите число.
В это время учитель убирает с доски 2 домика, оставляет 3й.
VII. Создание проблемной ситуации №2.
У: Ребята, запишите посередине вашей страницы вопросы новой группы слов,
которые мы сегодня начали изучать.
Дети пишут:
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
У: Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы КТО?
ЧТО?
Д: Предмет.
У: А слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
КАКИЕ?
Д: Признак предмета.
У: Так, что мы ещё не знаем о новой группе слов?
Д: Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО
ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Дети выполняют действия, которые обозначают слова 3го домика или
предложил учитель (помашите рукой, плывите, полетели).
VIII. Решение проблемы.
У: Что вы выполняли? Д: Разные действия.
У: Так что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Д: Действия.
На доске появляется запись:
ДЕЙСТВИЯ
IX. Первичное закрепление нового материала.
На интерактивной доске 3 группы слов.
У: Составьте предложения, используя слова 1, 2 и 3 столбиков. Один ученик
соединит слова, а второй запишет на доске предложение. Все остальные
ребята пишут в своих тетрадях.
Дети соединяют слова по смыслу, чтобы получились предложения.
Маленькая девочка рисует.
Чёрная собака убежала.
Трусливый заяц прыгал.
При выполнении данного задания учащиеся повторяют правила написания
предложения на письме: первое слово и имена собственные в предложении
пишутся с большой буквы, в конце ставим точку или соответствующий
интонационный знак.
X. Физминутка.
У: Вам задание на физминутку: запомнить, какие действия мы будем
выполнять.
Каждый день на уроках
Делаем зарядку.
(ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Приседать и вставать, (присесть) Прыгать и скакать. (прыжки)
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
У: Какие действия мы сейчас выполняли?
Д: Качались, кружились, шагали, садились, приседали, вставали, прыгали и
т.д.
XI. Обобщение нового материала.
У: Так с какой группой слов мы познакомились?
Д: Со словами, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ? Обозначают действия предмета.
У: Верно, но у этой группы слов есть еще и другие вопросы, например:
ЧТО ДЕЛАЛА?
ЧТО СДЕЛАЛА?
ЧТО ДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЕТ? и т.д.
XII. Продуктивное задание на рефлексию по новому материалу.
У: А теперь давайте мы попробуем подобрать вопрос к словам. Хотите
поиграть в игру?
Проводится работа с электронным учебным пособием для начальной школы
“Русский язык – 1”, авторы Р.А.Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В.Самойленко,
О.И.Шайдурова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.
Дети работают у доски. Подбирают правильный вопрос к глаголам. Авторы
пособия задействуют сюжеты и героев сказок, что особо нравится младшим
школьникам. У: Молодцы! А теперь вам нужно подобрать нужный глагол к вопросу, то
есть сделать задание, противоположное предыдущему. На экране появляется
слово и вопрос к нему. Нужно выбрать один из четырех глаголов, чтобы
правильно ответить на соответствующий вопрос. И если вы всё сделаете
правильно, то перед вами откроется мозаика!
В качестве электронного пособия для работы на интерактивной доске,
учитель может использовать любое, которым располагает. Важно,
чтобы при выполнении заданий учащиеся отрабатывали умения подбирать
вопрос к глаголам и глаголы к вопросам!
У: Посмотрите, как хорошо вы выполнили задание, но мы с вами все равно
будем продолжать изучать слова, которые отвечают на вопросы ЧТО
ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? Вот теперь я вижу, что вы
действительно многие поняли, как подбирать вопросы к глаголам.
Еще я хочу представить вашему вниманию замечательную книгу Татьяны
Геннадьевны Рик “Здравствуй, дядюшка Глагол!”. Она автор еще 2 книг:
“Здравствуйте, Имя существительное!” и “Доброе утро, Имя
прилагательное!”, с которыми мы уже знакомы. Надеюсь, и данная книга
вызовет у вас интерес.
Ребята, вы сегодня молодцы! Очень хорошо поработали!
Учитель выставляет отметки.
XIII. Домашнее задание.
У: Ребята, домашним заданием для вас будет творческое по желанию на
выбор:
1. Вспомните, какие прекрасные рисунки имени существительного и имени
прилагательного вы выполнили. Теперь нарисуйте глагол или какоенибудь
действие.
Посмотрите, как представляет себе Глагол Т.Г.Рик.
2. Придумайте сказку.
3. Сочините стихотворение о глаголе
Обязательное задание: упр. 83. учебника.
XIV. Рефлексия. На доске изображение дерева. Учащиеся прикрепляют листочки: зеленые – я
легко справился с заданиями, я понял новую тему; желтые – я испытывал
затруднения при выполнении заданий; красные – мне было трудно, нужно еще
поработать над темой.
Глагол.
Глагол.
Глагол.
Глагол.
Глагол.
Глагол.
Глагол.
Глагол.
Глагол.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.