Урок русского языка в 7 классе
Тип урока: урок усвоения знаний умений и навыков
Тема: Глагол как часть речи
Цели: 1) расширить знания о глаголе, его морфологических признаках и синтаксической роли;
2) развивать умения определять вид, переходность, спряжение глаголов; обогащать словарный запас учащихся глаголами;
3) воспитывать интерес к знаниям, к учёбе.
Эпиграф: Век живи – век учись
Пословица
Ход урока
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, а теперь пожелайте друг другу успехов.
- Обратитесь к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Из каких частей речи состоит пословица?
2. Этап сообщения темы
Вывод учащимися задач:
1) знать какая часть речи называется глаголом, какие морфологические признаки имеет глагол;
2) уметь находить глаголы в тексте;
3) научиться определять вид, переходность, спряжение, синтаксическую роль глаголов;
3. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.
Аналитическая работа (упр. 78)
- Вспомните, что такое глагол?
- Чем глаголы отличаются от существительных, прилагательных? Приведите свои примеры.
- Почему автор называет глагол великим тружеником?
- Какие богатства таятся в глагольном слове?
- Что нового вы узнали о глаголе?
4. Этап усвоения новых знаний
1) Изучение теоретического материала.
- Прочитайте теоретический материал на с. 46, 49, 50, 65
- Сформулируйте правило и заполните таблицу « Грамматические признаки глагола»
( Учащиеся на компьютерах, с помощью учителя заполняют таблицу)
Какие признаки |
Конкретное значение признаков |
Общее лексическое значение |
Обозначает действие или состояние как процесс Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Писать, написать, учиться, проснуться |
Морфологические признаки |
Постоянные: 1) вид (совершенный, несовершенный): читать, прочитать 2) переходность (переходные, непереходные): читать книгу, стоять 3) спряжение (I- II, разноспрягаемые): читает, читают; сидит, сидят; хочет, хотят Непостоянные: 1) наклонение (изъявительное, условное, повелительное): прочитал, прочитал бы, прочитай; 2) время (прошедшее, настоящее, будущее) – у глаголов изъявительного наклонения: читал, читаю, буду читать; 3) формы лица и числа – 1, 2, 3 –го лица ед. и мн.ч. – у глаголов настоящего и будущего времени: решает, решают; решит, решат; 4) формы рода и числа – у глаголов прошедшего времени: решал, решала, решало, решали |
Синтаксическая роль |
1) спрягаемые формы, т. е. формы наклонений и времени, всегда простое глагольное сказуемое: Ученик читает и будет читать книгу. Прочитал бы книгу. Читай книгу.
2)неопределённая форма: а) подлежащее: Просыпаться на рассвете приятно. б) составное глагольное сказуемое: Он может учиться. в) определение: Желание путешествовать не покидало его. г) дополнение: Врачи посоветовали ему лечиться. д ) обстоятельство: Ушёл удить рыбу.
|
- Какие морфологические признаки имеет глагол?
- Какие постоянные признаки имеет глагол?
- Какие непостоянные признаки имеет глагол?
(После анализа составления таблицы, некоторые учащиеся получают оценки)
5.Физминутка
- Так как глагол обозначает действие, вы сейчас тоже выполните действия: встаньте, потянитесь, присядьте, помашите, улыбнитесь, сядьте.
6. Этап закрепления новых знаний.
1) Работа с текстом
- Перед вами текст (текст даётся каждому ученику на карточках)
Вставьте пропущенные орфограммы в тексте, найдите и подчеркните глаголы.
Ж…л на свете один мудрец и чел…век, к…торый очень завидовал его мудр…сти. И решил завистник прин…родно обмануть мудреца. А придумал он вот что: «Поймаю - ка я баб…чку, сожму её в руках и спрошу у мудреца: ж…вая у меня баб…чка в руках или мёртвая?Если он ответит, что она ж…вая, то я сожму л…дони покрепче, и она умрёт. Если же ответит, что мёртвая, то отпущу её на волю. В любом случае ему не угадать.»
И вот в назначенный день на огромной площ…ди с…бралась толпа народа. Завис…ник с баб...чк…й в ладонях подош..л к мудрецу и спр…сил: « Какая баб…чка у меня в ладонях: ж…ваяя или мёртвая?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках»
- Действительно всё в наших руках. Желаю вам успехов в выполнении
задания.
2) Взаимоконтроль
(Ребята меняются текстами, исправляют ошибки и сверяются с образцом на мониторе.)
Жил на свете один мудрец и человек, который очень завидовал его мудрости. И решил завистник принародно обмануть мудреца. А придумал он вот что: «Поймаю - ка я бабочку, сожму её в руках и спрошу у мудреца: живая у меня бабочка в руках или мёртвая? Если он ответит, что она живаяя, то я сожму ладони покрепче, и она умрёт. Если же ответит, что мёртвая, то отпущу её на волю. В любом случае ему не угадать.»
И вот в назначенный день на огромной площади собралась толпа народа. Завистник с бабочкой в ладонях подошёл к мудрецу и спросил: « Какая бабочка у меня в ладонях: живая или мёртвая?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках»
3)Практическая работа
1-й вариант
Выпишите из первого абзаца текста глаголы, определите их вид, переходность, время, спряжение.
2- вариант
Выпишите из второго абзаца глаголы, определите их вид, переходность, время, спряжение.
(Выполнение задания проверяется выборочно, выставляются оценки)
7. Этап информирования учащихся о домашнем задании комментирование порядка его выполнения.
Домашнее задание: Вопросы на с.48, 54, 62; упр.84, упр.94, упр.111.
(по выбору учащихся)
8. Этап обобщения изученного материала
- Какая часть речи называется глаголом?
- Что нового узнали о глаголе?
- Какие морфологические признаки имеет глагол?
- Каким членом предложения является?
( Подводятся итоги работы и выставляются оценки)
9. Рефлексия.
- Понравилось вам сегодня работать на уроке или нет? Почему?
- Какое задание было легко выполнить, какое сложно?
- Как вы думаете можно ли всё знать, всё уметь, всему научиться?
- Мы с вами сегодня хорошо работали. Всем спасибо за работу, до новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.