Глагол как часть речи
Оценка 4.7

Глагол как часть речи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл—10 кл
24.02.2020
Глагол как часть речи
знакомство с глаголом как частью речи, его признаки и синтаксической функцией
Глагол_как_часть_речи.doc

 

Урок русского языка в 7 классе

 

Тип урока: урок усвоения  знаний умений и навыков

 

Тема: Глагол как часть речи

 

Цели:  1) расширить знания о глаголе, его морфологических признаках и   синтаксической роли;

              2) развивать умения определять  вид, переходность, спряжение глаголов; обогащать словарный запас учащихся глаголами;

               3)  воспитывать интерес к знаниям, к учёбе.

 

Эпиграф:  Век живи – век учись

                                          Пословица

 

 

                                         Ход урока

1.     Организационный  этап

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, а теперь пожелайте друг другу успехов.

- Обратитесь к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Из каких частей речи состоит пословица?

2.     Этап сообщения темы

 Вывод учащимися задач:

1)    знать какая часть речи называется глаголом, какие морфологические признаки имеет глагол;

2)    уметь находить глаголы в тексте;

3)    научиться определять вид, переходность, спряжение, синтаксическую роль глаголов;

3.     Этап подготовки учащихся к усвоению  новых знаний.

Аналитическая работа (упр. 78)

- Вспомните, что такое глагол?

- Чем глаголы отличаются от существительных, прилагательных? Приведите свои примеры.

- Почему автор называет глагол великим тружеником?

- Какие богатства таятся в глагольном слове?

- Что нового вы узнали о глаголе?

        4. Этап усвоения новых знаний

           1) Изучение теоретического материала.

               - Прочитайте теоретический материал на с. 46, 49, 50, 65

- Сформулируйте правило и заполните таблицу « Грамматические           признаки глагола»

          ( Учащиеся на компьютерах, с помощью учителя заполняют таблицу)

 

 

Какие признаки

            Конкретное значение признаков

Общее лексическое

значение

Обозначает действие или состояние как процесс

Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Писать, написать, учиться, проснуться

Морфологические

     признаки

Постоянные:

1)           вид (совершенный, несовершенный): читать, прочитать

2)           переходность (переходные, непереходные): читать книгу, стоять

3)           спряжение (I- II, разноспрягаемые): читает, читают; сидит, сидят; хочет, хотят

Непостоянные:

1)               наклонение (изъявительное, условное, повелительное):

прочитал, прочитал бы, прочитай;

2)               время (прошедшее, настоящее, будущее) – у глаголов изъявительного наклонения:

читал, читаю, буду читать;

3)               формы лица и числа – 1, 2, 3 –го лица ед. и мн.ч. – у глаголов настоящего и будущего времени:

решает, решают; решит, решат;

4)               формы рода и числа – у глаголов прошедшего времени:

решал, решала, решало, решали

Синтаксическая  роль

1) спрягаемые формы, т. е. формы наклонений и времени, всегда простое глагольное сказуемое:

Ученик читает  и будет читать книгу.

Прочитал бы книгу. Читай книгу.

 

2)неопределённая форма:

а) подлежащее: Просыпаться на рассвете приятно.

б) составное глагольное сказуемое: Он может учиться.

в) определение: Желание путешествовать не покидало его.

г) дополнение: Врачи посоветовали ему лечиться.

д ) обстоятельство: Ушёл удить рыбу.

 

 

- Какие морфологические признаки имеет глагол?

- Какие постоянные признаки имеет глагол?

- Какие непостоянные признаки имеет глагол?

(После анализа составления таблицы, некоторые учащиеся получают оценки)

 

 5.Физминутка

 - Так как глагол обозначает действие, вы сейчас тоже выполните действия: встаньте, потянитесь, присядьте, помашите, улыбнитесь, сядьте.

6. Этап закрепления новых знаний.

1) Работа с текстом

 - Перед вами текст (текст даётся каждому ученику на карточках)

Вставьте пропущенные орфограммы в тексте, найдите и подчеркните глаголы.

  Ж…л на свете один мудрец и чел…век, к…торый очень завидовал его мудр…сти. И решил завистник прин…родно обмануть мудреца. А придумал он вот что: «Поймаю - ка  я баб…чку, сожму её в руках и спрошу  у мудреца: ж…вая у меня баб…чка в руках или мёртвая?Если он ответит, что она ж…вая, то я сожму л…дони покрепче, и она умрёт. Если же ответит, что мёртвая, то отпущу её на волю. В любом случае ему не угадать.»

  И вот в назначенный день на огромной площ…ди с…бралась толпа народа. Завис…ник с баб...чк…й в ладонях подош..л к мудрецу и спр…сил: « Какая баб…чка у меня в ладонях:  ж…ваяя или мёртвая?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках»

 - Действительно всё в наших руках. Желаю вам успехов в выполнении

задания.

2) Взаимоконтроль

(Ребята меняются текстами,  исправляют ошибки и сверяются с образцом на мониторе.)

Жил на свете один мудрец и человек, который очень завидовал его мудрости. И решил завистник принародно обмануть мудреца. А придумал он вот что: «Поймаю - ка я бабочку, сожму её в руках и спрошу  у мудреца: живая у меня бабочка в руках или мёртвая? Если он ответит, что она живаяя, то я сожму ладони покрепче, и она умрёт. Если же ответит, что мёртвая, то отпущу её на волю. В любом случае ему не угадать.»

 И вот в назначенный день на огромной  площади собралась толпа народа. Завистник с бабочкой в ладонях подошёл к мудрецу и спросил: « Какая бабочка у меня в ладонях:   живая или мёртвая?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках»

 3)Практическая работа

1-й вариант

Выпишите из первого абзаца текста глаголы,  определите их вид, переходность, время, спряжение.

2- вариант

Выпишите из второго абзаца глаголы, определите их вид, переходность, время, спряжение.

(Выполнение задания проверяется выборочно, выставляются оценки)

7. Этап информирования учащихся о домашнем задании комментирование порядка его выполнения.

Домашнее задание: Вопросы на с.48,  54,  62; упр.84, упр.94, упр.111.

 (по  выбору учащихся)

8. Этап обобщения изученного материала

- Какая часть речи называется глаголом?

- Что нового узнали о глаголе?

- Какие морфологические признаки имеет глагол?

- Каким членом предложения является?

( Подводятся итоги работы и выставляются оценки)

9. Рефлексия.

- Понравилось вам сегодня работать на уроке или нет? Почему?

- Какое задание было легко выполнить, какое сложно?

- Как вы думаете можно ли всё знать, всё уметь, всему научиться?

 - Мы с вами сегодня хорошо работали. Всем спасибо за работу, до новых встреч!

 

 

 

 

 


Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Какие признаки

Какие признаки

Физминутка - Так как глагол обозначает действие, вы сейчас тоже выполните действия: встаньте, потянитесь, присядьте, помашите, улыбнитесь, сядьте

Физминутка - Так как глагол обозначает действие, вы сейчас тоже выполните действия: встаньте, потянитесь, присядьте, помашите, улыбнитесь, сядьте

Этап обобщения изученного материала -

Этап обобщения изученного материала -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020