Учитель Жилина М.В.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: Повторение по теме «Глагол» (повторение изученного в 5 классе).
Цель урока для учителя: формировать умения распознавать морфологические признаки глагола, синтаксическую роль, употреблять их в устной и письменной речи, формировать умение применять знание орфограмм на практике.
Цель урока для учащихся: повторить морфологические признаки глагола, синтаксическую роль, употреблять их в устной и письменной речи, применять знание орфограмм на практике.
Задачи урока для учителя:
1.Обеспечить усвоение знаний о морфологических признаках и синтаксической роли глагола.
2. Развивать коммуникативные умения обучающихся через работу в парах, группах: договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.
3. Развивать умения объяснять условия выбора орфограммы.
Задачи урока для учащихся:
1. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
3. Применять приобретённые умения на практике и в жизни.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: презентация, рабочий лист-афиша.
Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Обучающиеся могут находить глаголы в тексте, знают их морфологические признаки,синтаксическую роль. |
Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую, «развёртывать» информацию; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. |
Понимают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развивают познавательные интересы. |
Технологическая карта урока
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. |
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
||||||||||||||
Создание учебно познавательных мотивов |
Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). |
Приветствие учащихся -Доброе утро! Слайд №1 -У каждого человека есть мечта, и у меня тоже. Я хотела научиться играть на гитаре. Но, к сожалению, пока мечта не сбылась. В мечту необходимо поверить и ясно ее представлять. Стоит приложить определенные усилия, постараться. И я хочу воплотить свою мечту в жизнь. -А вы умеете играть на музыкальных инструментах? --Я вам дам музыкальные инструменты, и мы создадим свой оркестр Научимся, поиграем, повторим! Слайд №2 -Что делают на этом инструменте? Вы говорите и показываете. По барабану – стучат. По бубну – ударяют. Колокольчиками – звенят. Маракасами – трясут. Ложками – стучат. (проговаривают и показывают) -Это игра оркестра? (Нет) -Надо учиться! -Что надо делать, чтобы вы смогли играть на музыкальных инструментах? (учиться, трудиться) -Да, терпение и труд всё перетрут. Слайд №3 |
Развитие словарного запаса. |
Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Прогностическое оценивание.
|
Отвечают на вопросы. 5 минут
|
||||||||||||
Действие целеполагания |
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
|
-Слова какой части речи вы назвали, когда показывали игру на музыкальных инструментах? (глагол) -Как вы определили, что это глаголы? (задали вопрос) -Я поняла, чтобы научиться, надо потрудиться. Какую часть речи сегодня повторим, чтобы наши музыкальные инструменты заиграли? (глагол) -Изучали ли вы тему «Глагол» в 5 классе? (да) -Значит, мы сегодня изучаем или повторяем? (повторяем) - Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (Повторение по теме «Глагол») Слайд №4 - Какую цель перед собой мы можем поставить? (Повторить морфологические признаки глагола, синтаксическую роль.) Слайд №5 -Мы и повторяем тему «Глагол», и учимся играть на музыкальных инструментах. Работать сегодня мы будем на листах, которые лежат у вас на парте. Оформление рабочих листов. |
Развитие словарного запаса. |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока.
|
Рефлексивное оценивание. Цель учащиеся проговаривают во внешней речи.
|
Тема: Повторение по теме «Глагол». Цель: Повторить морфологические признаки глагола,синтаксическую роль. Оформление рабочих листов. 5 минут
|
||||||||||||
Планирование и организация деятельности
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Организовать и направить деятельность обучающихся на получение новых знаний. |
-Чтобы получить результат, надо составить план. -По какому плану вы изучаете части речи? (план на доске) -Составили план, попробуем ещё раз поиграть на музыкальных инструментах. -Получилась у нас слаженная игра? (нет) -Значит, надо ещё потрудиться! |
Умение определять основные шаги своей деятельности. |
Регулятивные УУД 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Рефлексивное оценивание.
|
План вывешивается на доске (нотный стан) 1. Что обозначает глагол. 2. Морфологические признаки глагола. 3. Синтаксическая роль глаголов. 4. Орфограммы в глаголах. 3 минуты
|
||||||||||||
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели |
Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания
|
-Работать начинаем всем коллективом. Слайд №6 Игра «Верю – Не верю» -Я вам задаю вопросы по теме «Глагол», а вы, если отвечаете Да—играем на инструментах. Нет – тишина. (проверка знаний теоретического материала) 1. Глагол – это служебная часть речи? Нет 2. Глагол обозначает действие предмета? Да 3. Глаголы изменяются по лицам, числам и родам? Да 4. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да 5. Глагол – склоняемая часть речи? Нет 6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? Да 7. Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени? Да 8. Не с глаголами пишется всегда раздельно? Нет
Продолжаем
1.Прочитайте начало предложения и продолжите его. Глагол - …часть речи, которая обозначает … предмета и отвечает на вопросы…… В предложении является…..(обмен рабочими листами в группе) Проверка по эталону. Слайд №7 -Продолжаем дальше повторять тему «Глагол», ведь у нас есть цель. Задание 2. 1.Составьте пословицы из левой и
правой части 2.Над
глаголами напишите вид.
-Какая пословица нам сегодня помогает работать? (Терпение и труд всё перетрут) -Как вы её понимаете?(надо трудиться, всё получится) -Как определяли вид глагола? (по вопросу) Проверка по эталону. Полпесенки спела – половина дела. Терпенье и труд всё перетрут. Хороша музыка, да не играет Спела – сов.вид. Перетрут – сов.вид. Не играет – несов.вид. Слайд №8 -Какие постоянные морфологические признаки глагола вы знаете? (вид, переходность, спряжение) - Какие непостоянные морфологические признаки глагола вы знаете? (время, число, лицо) Задание 3. 1.Прочитайте предложения, найдите глаголы. 2. Подчеркните как член предложения. Русский народный инструмент объединил позитивных и творческих людей. Проверка по эталону. Слайд №9 Задание 4. 1.Выполните морфологический разбор глагола из предложения. Слайд №10 |
Ценность знания. Внимательность по отношению к другим. |
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
|
Рефлексивное оценивание.
Проговаривание во внешней речи.
|
Читают задания в рабочем листе и выполняют. Отвечают на вопросы. 20 минут
Объединил (инструмент) – глагол, т.к. обозначает действие предмета. I.Инструмент (что сделал?) объединил, н.ф. – объединить. II. Морф.призн.: пост.: сов.в., перех., II спр., непост.: в ед.ч., в пр.вр., в 3 л. III.С.р. – сказуемое. |
||||||||||||
Рефлексивно оценочные действия |
Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта
|
Подведение итогов. -Какой урок был? Какая была тема урока? -Достигли ли мы цели по теме урока? Слайд №11 - Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших рабочих листах и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми заданиями, которые вызвали у вас затруднения. - Вы активно отвечали, повторили морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Вы трудились! Думаю, что сейчас вы готовы создать свой оркестр. -Кого не хватает, чтобы оркестр играл слаженно? (дирижёра) Дирижёр управляет оркестром. –Дайте устную характеристику глагола по плану. (глагол, т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Сов. Вид, неперех., I спр., в наст.вр., в 3 л., в ед.ч.. в предложении является сказуемым). -Сейчас я буду вашим дирижёром! Послушайте музыку! Я буду помогать вам дирижёрской палочкой. Смотрите на меня внимательно. Я буду вам показывать, какая группа играет. (учитель дирижирует) -Итак, получилась у нас слаженная игра? -А сейчас выполните последнее задание на рабочих листах. Задание 5. Тест Слайд №12 Проверка по эталону. Слайд №13 -А теперь оцените свою работу. Посчитайте баллы. Каждый из вас получит отметку за урок на основании ваших баллов. -Записываем домашнее задание. Домашнее задание: Сформулируйте вывод о роли глагола в речи и запишите его в тетрадь.
Рефлексия Слайд №14 Сегодня на уроке _____________________________ Мне _____________________________ Теперь я _____________________________ Моё настроение _____________________________ Музыка «Комаринская» -Сдайте, пожалуйста, ваши рабочие листы. -Спасибо за урок! Слайд №15 |
Ценность знания. Созидание. |
Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
Ретроспективное оценивание.
|
Тема: Повторение по теме «Глагол». Цель: Повторить морфологические признаки глагола,синтаксическую роль.
10 минут
1. Глагол - это часть речи, которая обозначает: 1) действие предмета 2) признак предмета 3) предмет. 2. Укажите глагол II спряжения 1)сыграть 2) заигрывать 3)разыграть 4) держать 3. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени: 1) разожгу 2) строить 3) кушаю 4) сжевал 4. Найдите глагол совершенного вида 1) идти 2) учиться 3) отдыхаю 4) перетрут 5. В предложении глагол обычно бывает: 1) подлежащим 2) дополнением 3) сказуемым
|
Лист оценивания Ф. И._________________________________________________
№ |
|
баллы |
1 |
Прогностическое оценивание. Я назвал все глаголы, используемые для игры на инструменте (3 балла) Я не смог назвать 1 глагол (2 балл) Я не смог назвать 2 глагола (1 балл) Я не смог назвать глаголы (0 балл) |
|
2 |
Рефлексивное оценивание Тема, которую я сформулировал, совпала с темой урока (1 балл) Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов) |
|
3 |
Рефлексивное оценивание Я смог сформулировать цель (1 балл) Я не смог сформулировать цель урока (0 баллов) |
|
4 |
Рефлексивное оценивание Я определил план работы с глаголом (1 балла) Я не понял, что надо делать(0 баллов) |
|
5 |
Рефлексивное оценивание Я смог продолжить предложение в задании 1(2 балла) Я выполнил задание 1 с 1-2 неточностью (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) |
|
6 |
Рефлексивное оценивание. Я составил пословицы из левой и правой части, над глаголами написал вид (3 балла) Допустил 1 ошибку (2 балл) Допустил 2 ошибки (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) |
|
7 |
Рефлексивное оценивание. Я подчеркнул глагол как член предложения (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) |
|
8 |
Рефлексивное оценивание Я смог выполнить морфологический разбор верно (3 балл) Допустил 1 ошибку в морфологическом разборе (2 балл) Допустил 2 ошибки в морфологическом разборе (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) |
|
9 |
Ретроспективное оценивание Я без ошибок выполнил тест (3 балла) Допустил 1 ошибку в выполнении теста (2 балл) Допустил 2 ошибки в выполнении теста (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) |
|
10 |
Ретроспективное оценивание Я повторил тему «Глагол» (1 балл) Я не понял тему урока (0 баллов) |
|
|
Итого |
|
19 - 18 баллов – уровень А 17 - 15 баллов – уровень В 14 - 9 баллов – уровень С
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.