Глагол как часть речи
Оценка 4.7

Глагол как часть речи

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.04.2023
Глагол как часть речи
Цель урока для учителя: формировать умения распознавать морфологические признаки глагола, синтаксическую роль, употреблять их в устной и письменной речи, формировать умение применять знание орфограмм на практике. Цель урока для учащихся: повторить морфологические признаки глагола, синтаксическую роль, употреблять их в устной и письменной речи, применять знание орфограмм на практике. Задачи урока для учителя: 1.Обеспечить усвоение знаний о морфологических признаках и синтаксической роли глагола. 2. Развивать коммуникативные умения обучающихся через работу в парах, группах: договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль. 3. Развивать умения объяснять условия выбора орфограммы. Задачи урока для учащихся: 1.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы. 2.Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 3.Применять приобретённые умения на практике и в жизни.
Жилина М.В. глагол.docx

 

Учитель Жилина М.В.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: Повторение по теме «Глагол» (повторение изученного в 5 классе).

Цель урока для учителя: формировать умения распознавать морфологические признаки глагола, синтаксическую роль, употреблять их в устной и письменной речи, формировать умение применять знание орфограмм на практике.

Цель урока для учащихся: повторить морфологические признаки глагола, синтаксическую роль, употреблять их в устной и письменной речи, применять знание орфограмм на практике.

Задачи урока для учителя:

 1.Обеспечить усвоение знаний  о морфологических признаках и синтаксической роли глагола.

2. Развивать коммуникативные умения обучающихся через  работу в парах, группах: договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

3. Развивать умения объяснять условия выбора орфограммы.

Задачи урока для учащихся:

1.      Уметь  преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы.

2.      Уметь осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме.

3.      Применять приобретённые умения на практике и в жизни.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование:  презентация, рабочий лист-афиша.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся  могут находить глаголы в тексте, знают их морфологические признаки,синтаксическую роль.

Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую, «развёртывать» информацию; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Понимают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развивают познавательные интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебная ситуация, учебная задача,  которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме.

Результат (продукт) каждого этапа учебной  деятельности учащихся

Создание учебно познавательных мотивов

Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Приветствие учащихся

-Доброе утро!

Слайд №1

-У каждого человека есть мечта, и у меня тоже. Я хотела научиться играть на гитаре. Но, к сожалению, пока мечта не сбылась. В мечту необходимо поверить и ясно ее представлять. Стоит приложить определенные усилия, постараться. И я хочу воплотить свою мечту в жизнь.

-А вы умеете играть на музыкальных инструментах?

--Я вам дам музыкальные инструменты, и мы создадим свой оркестр Научимся, поиграем, повторим!

Слайд №2

-Что делают на этом инструменте? Вы говорите и показываете.

По барабану – стучат.

По бубну – ударяют.

Колокольчиками – звенят.

Маракасами – трясут.

Ложками – стучат. (проговаривают и показывают)

-Это игра оркестра? (Нет)

-Надо учиться!

-Что надо делать, чтобы вы смогли играть на музыкальных инструментах? (учиться, трудиться)

-Да, терпение и труд всё перетрут. Слайд №3

Развитие словарного запаса.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Прогностическое оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие целеполагания

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

 

-Слова какой части речи вы назвали, когда показывали игру на музыкальных инструментах? (глагол)

-Как вы определили, что это глаголы? (задали вопрос)

-Я поняла, чтобы научиться, надо потрудиться. Какую часть речи сегодня повторим, чтобы наши музыкальные инструменты заиграли? (глагол)

-Изучали ли вы тему «Глагол» в 5 классе? (да)

-Значит, мы сегодня изучаем или повторяем? (повторяем)

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (Повторение по теме «Глагол») Слайд №4

- Какую цель перед собой мы можем поставить? (Повторить морфологические признаки глагола, синтаксическую роль.) Слайд №5

-Мы и повторяем тему «Глагол», и учимся играть на музыкальных инструментах. Работать сегодня мы будем на листах, которые лежат у вас на парте.

Оформление рабочих листов.

Развитие словарного запаса.

Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

 

Рефлексивное оценивание.

Цель учащиеся проговаривают во внешней речи.

 

 

Тема: Повторение по теме «Глагол».

Цель:

Повторить морфологические признаки глагола,синтаксическую роль.

Оформление рабочих листов.

5 минут

 

Планирование и организация деятельности

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Организовать и направить деятельность обучающихся на получение новых знаний.

-Чтобы получить результат, надо составить план.

-По какому плану вы изучаете части речи? (план на доске)

-Составили план, попробуем ещё раз поиграть на музыкальных инструментах.

-Получилась у нас слаженная игра? (нет)

-Значит, надо ещё потрудиться!

Умение определять основные шаги своей деятельности.

Регулятивные УУД

1.

Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рефлексивное оценивание.

 

План вывешивается на доске (нотный стан)

1.      Что обозначает глагол.

2.      Морфологические признаки глагола.

3.      Синтаксическая роль глаголов.

4.      Орфограммы в глаголах.

3 минуты

 

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания

 

 

 

 

 

 

 

-Работать начинаем всем коллективом. Слайд №6

Игра «Верю – Не верю»

-Я вам задаю вопросы по теме «Глагол», а вы, если отвечаете

Да—играем на инструментах.

Нет – тишина.

(проверка знаний теоретического материала)

1. Глагол – это служебная часть речи? Нет

2. Глагол обозначает действие предмета? Да

3. Глаголы изменяются по лицам, числам и родам? Да

4. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да

5. Глагол – склоняемая часть речи? Нет

6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? Да

7. Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени? Да

8. Не с глаголами пишется всегда раздельно? Нет

 

Продолжаем
Задание 1.

1.Прочитайте начало предложения и продолжите его.

Глагол - …часть речи, которая обозначает … предмета и отвечает на вопросы…… В предложении является…..(обмен рабочими листами в группе) Проверка по эталону. Слайд №7

-Продолжаем дальше повторять тему «Глагол», ведь у нас есть цель.

Задание 2.

1.Составьте пословицы из левой и правой части
и соедините линиями.

2.Над глаголами напишите вид.
1. Полпесенки спела
2. Терпенье и труд
3. Хороша музыка 


половина дела
да не играет
все перетрут

-Какая пословица нам сегодня помогает работать? (Терпение и труд всё перетрут)

-Как вы её понимаете?(надо трудиться, всё получится)

-Как определяли вид глагола? (по вопросу)

Проверка по эталону.

Полпесенки спела – половина дела.

Терпенье и труд всё перетрут.

Хороша музыка, да не играет

Спела – сов.вид.

Перетрут – сов.вид.

Не играет – несов.вид. Слайд №8

-Какие постоянные морфологические признаки глагола вы знаете? (вид, переходность, спряжение)

- Какие непостоянные морфологические признаки глагола вы знаете? (время, число, лицо)

Задание 3.

1.Прочитайте предложения, найдите глаголы.

2. Подчеркните как член предложения.

Русский народный инструмент объединил позитивных и творческих людей.

Проверка по эталону. Слайд №9

Задание 4.

1.Выполните морфологический разбор глагола из предложения.

Слайд №10

Ценность знания. Внимательность  по отношению к другим.

Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 

 

Рефлексивное оценивание.

 

Проговаривание во внешней речи.

 

 

Читают задания в рабочем листе и выполняют.

Отвечают на вопросы.

20 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединил (инструмент) – глагол, т.к. обозначает действие предмета.

I.Инструмент (что сделал?) объединил, н.ф. – объединить.

II. Морф.призн.: пост.: сов.в., перех., II спр., непост.: в ед.ч., в пр.вр., в 3 л.

III.С.р. – сказуемое.

Рефлексивно оценочные действия

Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного  продукта

 

Подведение итогов.

-Какой урок был?

Какая была тема урока?

-Достигли ли мы цели по теме урока? Слайд №11

- Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших рабочих листах и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми заданиями, которые вызвали у вас затруднения. 

- Вы активно отвечали, повторили морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Вы трудились! Думаю, что сейчас вы готовы создать свой оркестр.

-Кого не хватает, чтобы оркестр играл слаженно? (дирижёра)
-А что делает дирижёр? (дирижирует, управляет)

Дирижёр управляет оркестром. –Дайте устную характеристику глагола по плану.

(глагол, т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Сов. Вид, неперех., I спр., в наст.вр., в 3 л., в ед.ч.. в предложении является сказуемым).

-Сейчас я буду вашим дирижёром! Послушайте музыку! Я буду помогать вам дирижёрской палочкой. Смотрите на меня внимательно. Я буду вам показывать, какая группа играет. (учитель дирижирует)

-Итак, получилась у нас слаженная игра?

-А сейчас выполните последнее задание на рабочих листах.

Задание 5.

Тест Слайд №12

Проверка по эталону. Слайд №13

-А теперь оцените свою работу. Посчитайте баллы. Каждый из вас получит отметку за урок на основании ваших баллов.

-Записываем домашнее задание. 

Домашнее задание:

Сформулируйте вывод о роли глагола в речи и запишите его в тетрадь. 

 

Рефлексия Слайд №14

Сегодня на уроке _____________________________

Мне _____________________________

Теперь я _____________________________

Моё настроение _____________________________

Музыка «Комаринская»

-Сдайте, пожалуйста, ваши рабочие листы.

-Спасибо за урок! Слайд №15

Ценность знания.

Созидание.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности.

 

Ретроспективное оценивание.

 

Тема: Повторение по теме «Глагол».

Цель:

Повторить морфологические признаки глагола,синтаксическую роль.

 

10 минут

 

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета

2) признак предмета

3) предмет.

2. Укажите глагол II спряжения

1)сыграть                      2) заигрывать

3)разыграть                  4) держать

3. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу       

2) строить         

3) кушаю                 

4) сжевал

4. Найдите глагол совершенного вида

1) идти      

2) учиться         

3) отдыхаю                 

4) перетрут

5. В предложении глагол обычно бывает:

1) подлежащим

2) дополнением

3) сказуемым

 

Ответ

1

1

2

4

3

3

4

4

5

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценивания       Ф. И._________________________________________________

 

баллы

1

Прогностическое оценивание.

Я назвал все глаголы, используемые для игры на инструменте  (3 балла)

Я не смог назвать 1 глагол  (2 балл)

Я не смог назвать 2 глагола  (1 балл)

Я не смог назвать  глаголы  (0 балл)

 

2

Рефлексивное оценивание

Тема, которую я сформулировал, совпала с темой урока (1 балл)

Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов)

 

3

Рефлексивное оценивание

Я смог сформулировать цель (1 балл)

Я не смог сформулировать цель урока (0 баллов)

 

4

Рефлексивное оценивание

Я определил план работы с глаголом (1 балла)

Я не понял, что надо делать(0 баллов)

 

5

Рефлексивное оценивание

Я смог продолжить предложение в задании 1(2 балла)

Я выполнил задание 1 с 1-2 неточностью (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 баллов)

 

6

Рефлексивное оценивание.

Я составил пословицы из левой и правой части, над глаголами написал вид (3 балла)

Допустил 1 ошибку (2 балл)

Допустил  2 ошибки (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 балл)

 

7

Рефлексивное оценивание.

Я подчеркнул глагол как член предложения (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 балл)

 

8

Рефлексивное оценивание

Я смог выполнить морфологический разбор  верно (3 балл)

Допустил 1 ошибку в морфологическом разборе (2 балл)

Допустил  2 ошибки в морфологическом разборе (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 балл)

 

9

Ретроспективное оценивание

Я без ошибок выполнил тест (3 балла)

Допустил 1 ошибку в выполнении теста (2 балл)

Допустил  2 ошибки в выполнении теста (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 балл)

 

10

Ретроспективное оценивание

Я повторил тему «Глагол» (1 балл)

Я не понял тему урока (0 баллов)

 

 

Итого

 

19 - 18 баллов – уровень А  17 - 15 баллов – уровень В 14 - 9  баллов – уровень С

 

 

 

 


 

Учитель Жилина М.В. Класс: 5

Учитель Жилина М.В. Класс: 5

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Ложками – стучат. (проговаривают и показывают) -Это игра оркестра? (Нет) -Надо учиться! -Что надо делать, чтобы вы смогли играть на музыкальных инструментах? (учиться, трудиться) -Да,…

Ложками – стучат. (проговаривают и показывают) -Это игра оркестра? (Нет) -Надо учиться! -Что надо делать, чтобы вы смогли играть на музыкальных инструментах? (учиться, трудиться) -Да,…

Оформление рабочих листов. Развитие словарного запаса

Оформление рабочих листов. Развитие словарного запаса

Да 8. Не с глаголами пишется всегда раздельно?

Да 8. Не с глаголами пишется всегда раздельно?

Полпесенки спела – половина дела

Полпесенки спела – половина дела

Подведение итогов. -Какой урок был?

Подведение итогов. -Какой урок был?

Записываем домашнее задание.

Записываем домашнее задание.

Я не смог назвать 1 глагол (2 балл)

Я не смог назвать 1 глагол (2 балл)

А 17 - 15 баллов – уровень В 14 - 9 баллов – уровень

А 17 - 15 баллов – уровень В 14 - 9 баллов – уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023