Министерство образования и науки хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО МДК 01.02 РУССКИЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
для обучающихся 3 курса
специальности «Преподавание в начальных классах»
Подготовила: Попова С.В.,
преподаватель филологических дисциплин
г. Николаевск-на-Амуре
2023 г.
Тема: Глагол как часть речи
Цели и задачи учебного занятия:
1) систематизировать знания обучающихся о глаголе и его морфологических признаках; показать разнообразие стилистической и синтаксической функций глагола;
2) развивать и совершенствовать навык аналитического мышления, орфографической зоркости, умение определять синтаксическую роль инфинитива в предложении; умение редактировать текст;
3) воспитывать культуру речи, стремление расширять речевую компетентность, интерес к чтению художественных произведений казахской литературы.
Оборудование: презентация «Глагол и его морфологические признаки»; фрагменты текста романа «Кровь и пот» писателя-прозаика А. Нурпеисова.
Ход урока
I. Определение целей урока. Распределение по 4 –м группам.
II. Лингвистическая разминка «Одним словом» (коллективная работа). Задание: найти синоним-глагол к фразеологизму (группы задают друг другу вопросы).
Сесть в калошу, бежать сломя голову, плакаться в жилетку, прирасти корнями, на мякине не провести, язык проглотить, голову повесить, мороз по коже, пробрать с песком, не ударить в грязь лицом, набрать в рот воды, взять на буксир, держать нос по ветру, задирать нос.
Ответы: не оплошать, мчаться, жаловаться, привыкнуть, не обмануть, замолчать, унывать, испугаться, раскритиковать, не опозориться, молчать, помогать, приспосабливаться или быть в курсе событий, зазнаваться.
III. Проверка домашнего задания. 1.Экспресс-опрос по теме «Глагол».
а) Глагол-это часть речи…(продолжите).
Б) Назовите постоянные морфологические признаки глагола.
в) Спряжение –это… Что вы знаете о разноспрягаемых глаголах?
Г) Какие глаголы на –ить относятся к 1 спряжению?
д) Перечислите семь глаголов на –еть 2 спряжения?
е) Какой суффикс является показателем возвратности?
2. Выполнение мини-теста «Проверь себя!» (работа в парах)
1 вариант. 1.Найдите глагол: а) напевно; б) напевать; в) пение; г) напевающий.
2.Найдите глагол II спряжения: а) стелить; б) лететь; в) брить; г) купать.
3.Определите строку с неверно указанными морфологическими признаками: а) поведут - глаг., сов. вид,1-е спр., буд. вр., мн. ч., 3-е лицо ; б) зашли – глаг., сов. вид, прош. вр., мн. ч; в) читала – глаг., несов. вид, ж. р., прош. вр., ед. ч.; г) держать– глаг., несов. вид, 1-е спр., прош. вр., мн. ч.
4. Найдите непереходный глагол: а) рубить; б) держать; в) рассматривать; г) мечтать.
5.Найти возвратный глагол: а) обливаться; б) мерить; в) отводить; г) жалеть. 6.Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении: На следующее утро рыбаки стали проверить поставленные с вечера сети: а) подлежащее; б) сказуемое; в) обстоятельство; г) дополнение. 7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом: а) напрыгаться; б) пробежать; в) умываться; г) договориться.
Ключ: 1- б 2- б 3-г 4- г 5- а 6- б 7-а
2 вариант. 1.Найдите глагол: а) оглушение; б) оглушающе; в) оглушить; г) оглушённый.
2.Найдите глагол I спряжения: а) видеть; б) смотреть; в) сидеть; г) мыть. 3.Определите строку с неверно указанными морфологическими признаками: а) поведут - глаг., несов. вид,2-е спр., наст. вр., мн. ч., 3-е лиц ; б) зашли – глаг., сов. вид, прош. вр., мн. ч; в) читала – глаг., несов. вид, ж. р., прош. вр., ед. ч.; г) держали – глаг., несов. вид, прош. вр., мн. ч.
4. Найдите переходный глагол: а) признаться; б) вскочить; в) прочитать; г) радоваться.
5.Найти возвратный глагол: а) поливать; б) мериться; в) подметать; г) вытирать.
6.Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении: Мороз заставил рыбаков вернуться домой: а) подлежащее; б) сказуемое; в) обстоятельство; г) дополнение.
7.Найдите глагол, образованный приставочным способом: а) завраться; б) разогнать; в) негодовать; г) просить.
Ключ: 1- в 2-г 3- а 4- в 5-б 6- г 7-б
IV. Составление схемы «Глагол как часть речи»
Задание: изобразить глагол и его морфологические признаки с точки зрения «физиков», «химиков», «биологов», «историков» и т. д. в виде рисунка.
V. Работа с морфологическими признаками глагола.
1 группа. Дать теоретическую справку о переходности-непереходности и временах глаголов. Выполнить практическое задание.
Теоретическая справка. Переходность – непереходность - это свойство глагола иметь при себе прямое дополнение. Действие, обозначаемое переходными глаголами, переходит на другой предмет. Прямое дополнение может быть выражено существительным или местоимением, стоящим в форме: а) винительного падежа без предлога; б) родительного падежа со значением части от целого: выпить воды; в) родительного падежа при отрицании: не писать письма.
Задание: Определить переходность-непереходность глаголов.
Недалеко от моря, на самой круче, на ветреном холме сиротливо приютился небольшой рыбацкий аул. Зимой и летом жили здесь рыбаки в своих сырых землянках, словно кроты в норах, ловили рыбу, растили детей, вели незамысловатое хозяйство. Бедняки привыкли к тому, что так было с незапамятных времён, так будет всегда, покуда стоит свет. Что поделаешь, если счастье и горе их зависят от моря! Они знали его суровый нрав и терпеливо покорялись судьбе, добывая свой хлеб нелёгким трудом.
Ответ. Переходные глаголы- ловили, растили, вели, знали. Непереходные глаголы – приютился, жили, привыкли, было, будет, стоит, зависели, покорялись.
Задание: указать время глаголов.
Теоретическая справка. По отношению к моменту речи выделяются три формы времени: прошедшее, настоящее, будущее. По временам изменяются глаголы в изъявительном наклонении. Форма прошедшего времени обозначает действие, происходившее до момента речи. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (ед. и мн.) и родам. Форма настоящего времени обозначает действие, происходящее в момент речи. Форма будущего времени обозначает действие, которое будет происходить после момента речи.
Ответ: глаголы прошедшего времени - приютился, жили, ловили, растили, вели, привыкли, было, знали, покорялись. - глаголы настоящего времени - стоит, зависят. –глаголы будущего времени - поделаешь, будет.
2 группа. Дать теоретическую справку о видах и наклонениях глагола. Выполнить практическое задание.
Теоретическая справка. Вид глагола - постоянный морфологический признак, обозначает характер протекания действия (продолжение или завершённость). Вид бывает совершенным и несовершенным. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» и обозначают действие без указания на предел его протекания. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают действие с указанием на предел его протекания (начало и конец, однократность действия). Образуются от глаголов несовершенного вида при помощи: а) суффиксов: шагать - шагнуть; запирать - запереть; б) приставок: делать – сделать; в) перемещения ударения: рассыпать - рассыпать; г) разных слов: ловить – поймать.
Задание: указать вид глаголов, составить видовые пары, преобразовав в инфинитив.
Вот и теперь оно словно испытывало рыбаков, их семьи на прочность. Зима по срокам наступила давно, но не по времени стояли тёплые дни, и море всё не замерзало, приводя рыбаков в отчаяние. Если бы только укрепился лёд, тогда мужчины аула вышли бы на лов! Только со вчерашней ночи наконец-то хватил сильный мороз, и утром весь широкий залив Тущибас затянуло льдом. Люди с надеждой смотрели на багровый закат: пусть ещё подморозит! Да поможет Всевышний!
Ответ: испытывать - испытать; наступить - наступать; стоять – постоять; не замерзать – не замёрзнуть; укрепиться - укрепляться; выйти – выходить; хватить – хватать; затянуть – затягивать; смотреть – посмотреть; подморозить – подмораживать.
Теоретическая справка. Наклонение - морфологический признак, показывающий отношение действия к действительности, которое может быть реальным и нереальным. Реальное действие обозначает глагол, стоящий в форме изъявительного наклонения. Действие происходит во времени, поэтому глагол изменяется по временам. Нереальное действие (т. е. на самом деле не происходящее) обозначают глаголы в форме условного или повелительного наклонения. Здесь глаголы не могут изменяться по временам. Условное наклонение глагола обозначает, что действие мыслится как возможное при определённом условии. Показателем условного наклонения служит суффикс –л - и частица бы/б. Повелительное наклонение глагола обозначает действие - просьбу, приказ, пожелание. Сопровождается особой интонацией. Грамматическим показателем обычно выступает суффикс – и - .
Задание: определить наклонение глаголов. Испытывало – изъявительное, прошедшего времени, ед. ч., ср. р.; наступила - изъявительное, прошедшего времени, ед. ч., ж. р.; стояли - изъявительное, прошедшего времени, мн. ч.; не замерзало - изъявительное, прошедшего времени, ед. ч., ср. р.; укрепился бы - условное, ед. ч., м. р.; вышли бы - условное, мн. ч.; хватил - изъявительное, прошедшего времени, ед. ч., м. р.; пусть подморозит - повелительное, ед. ч.; да поможет – повелительное, ед. ч.
3 группа. Дать теоретическую справку о спряжении глагола и лицах глагола. Выполнить практическое задание.
Теоретическая справка. Спряжение глагола – это изменение его по лицам и числам, постоянный морфологический признак. Большинство глаголов в настоящем и будущем времени, в зависимости от окончания, можно отнести к 1 или 2 спряжению. Спряжение глагола можно определить по его ударному личному окончанию или по инфинитиву. Ко 2 спряжению относятся: а) все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, зиждиться; б) 4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть. Все остальные относятся к 1 спряжению. Лишь несколько глаголов относятся к разноспрягаемым, т. к. могут иметь личные окончания 1 и 2 спряжения. Это глаголы: есть, хотеть, бежать, дать, чтить.
Теоретическая справка. Лицо - морфологический непостоянный признак глагола, содержит указание на говорящего и показывает, является ли он участником сообщения. В зависимости глаголы делятся на личные 1,2, 3 лица, обозначающие действие, совершаемое конкретным лицом в форме настоящего и будущего времени, и безличные, обозначающие действие, происходящее само по себе, без участия конкретного лица. Безличные глаголы обозначают либо состояние человека, либо состояние окружающей среды.
Задание: определить спряжение и лицо глаголов, найти безличные глаголы.
Рыбаки мечтали поскорей выйти на лов: в казанах и желудках давно уж пустовало. Еламан вместе с Мунке, Досом и Раем ступает на тонкий, мягко колышущийся под ногами лёд и, держась ближе к берегу, тянет свою сеть по мелководью. Иногда друзья останавливаются, греют замёрзшие руки. К полудню подморозило, завьюжило. Еламан смотрит на то, как ветер гонит по льду снежную крупу, а сам радостно думает: «Вот принесу я домой мешок рыбы. Какое у тебя счастливое лицо, Акбала-жан! Разведёшь ты огонь пожарче, позовём соседей и устроим настоящий пир. Приходите к нам, люди, сегодня всем хватит еды и тепла!» И от этих мыслей Еламану хочется птицей лететь над заливом.
Ответ : мечтали (мечтать) – 1 спр., выйти – ( выйдут) - 1 спр.; ступает(ступать) - 1 спр.; тянет(тянуть) – 1 спр.; останавливаются (останавливаться) – 1спр.; греют(греть) – 1 спр.; подморозило (подморозить) – 2 спр.; завьюжило (завьюжить) – 2 спр.; смотрит (смотреть), гонит (гнать) – 2 спр.; думает (думать) -1 спр.; принес у(принести) -1 спр.; разведёшь (развести) – 1 спр.; позовём ( позвать) -1 спр.; устроим (устроить) -2 спр.; приходите (приходить) – 2 спр.; хватит (хватить) – 2 спр.; хочется (хотеться) –разноспрягаемый; лететь – 2 спр.
Безличные глаголы: подморозило, завьюжило; хватит – состояние окружающей среды; не терпелось, пустовало, хочется лететь – состояние человека.
Личные глаголы: ступает, тянет, смотрит, думает – (он) 3 лицо, ед. ч.; останавливаются, греют – 3 лицо, мн. ч.; принесу -1 лицо, ед. ч., разведёшь - 2 лицо, ед. ч.; позовём, устроим – 1 лицо, мн. ч.; приходите – 2 лицо, мн ч.,повел. наклонение.
4 группа. Дать теоретическую справку о возвратности, роде и числе глагола. Выполнить практическое задание.
Теоретическая справка. Возвратными называются глаголы, имеющие суффикс –ся, сь. Действие направлено на самого деятеля. Значение рода проявляется у глагола в форме прошедшего времени изъявительного и условного наклонения, причём только в ед. числе. Род глагола зависит от существительного, с которым согласуется в предложении. Значение числа присутствует во всех спрягаемых формах глагола: в изъявительном, условном и повелительном наклонении.
Задание: определить возвратность, род, число глаголов.
Опускается вечер на залив Тущибас, окрасилось стынущее небо в багровый закат. Ни на час не останавливались рыбаки. Довольные лица у друзей Еламана: случится нынче праздник в ауле. Ещё бы! Все наедятся до отвала, снова засмеются дети, заулыбаются ласково жёны. Уставшие и промёрзшие до костей, но довольные, идут Мунке, Дос и Рай домой, с трудом волочат на себе огромные мешки с рыбой.
Ответ: Возвратные глаголы: опускается (опускаться), окрасилось (окраситься), не останавливались (не останавливаться), случиться ( случиться), наедятся (наесться), засмеются (засмеяться), заулыбаются (заулыбаться).
VI. Определение синтаксической роли инфинитива.
Задание: определить, каким членом предложения является глагол.
1. К вечеру погода на море стала портиться: потемнело небо, задул низовой ветер.
2. Пора уже было собираться домой.
3. Но рыбаки всё ещё продолжали тянуть свои сети, полные рыбы.
4. Иногда они останавливались погреть руки и отдышаться.
5. Еламан, уже беспокоясь, просил друзей поторопиться.
6. Он посоветовал Мунке оставить дальние сети в море.
7. Успеть до начала шторма - вот что главное сейчас.
8. Судьба подарила им сегодня счастье иметь хороший улов
9. В душах рыбаков жила надежда выйти и завтра на лов.
10. Пока что холодная позёмка заставляла их побыстрей выбирать сети.
11. На берег высыпали ребятишки встречать отцов с добычей.
12. Женщины аула спешили подготовиться к празднику.
13. Акбала попросила сынишку Доса принести ей охапку дров.
14. Жамал захотелось встретить мужа в новом платке - единственном её наряде.
15. Ждать мужей на берегу – такова судьба жён рыбаков.
16. Жамал стала просить Акбалу посидеть с ней ещё немного.
Ответы: 1.Составное глагольное сказуемое.
2. Составное глагольное сказуемое.
3. Составное глагольное сказуемое.
4. Обстоятельство цели.
5.Дополнение
6.Дополнение.
7.Подлежащее.
8.Определение.
9.Определение.
10.Дополнение.
11.Обстоятельство цели.
12. Составное глагольное сказуемое.
13.Дополнение.
14. Составное глагольное сказуемое.
15. Подлежащее.
16.Дополнение.
VII. Редактирование текста. Задание: исправить ошибки в употреблении глагольных форм. Объяснить свои исправления.
Историко-революционная трилогия видного казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот» охватывает события, которые произойдут (происходили) в Казахстане во время первой мировой войны и гражданской войны 1918-1920 годов. Автор расскажет (рассказывает) о нелёгкой жизни рыбаков-казахов на берегу Аральского моря, о беспощадной эксплуатации их труда. Такое отношение к простым людям труда привелось (привело) к социальному конфликту, перешлось (перешло)в открытую борьбу казахских бедняков против угнетателей. Прозу Нурпеисова будет отличать (отличает) широта обобщений, яркость самобытных национальных характеров, тонкость психологического анализа.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать 1 часть романа А. Нурпеисова «Кровь и пот», выписать по пять ССП, СПП, БСП с объяснением.
IХ. Обобщение материала урока. Комментирование оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.