Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
образовательная: выработать умение выбирать и обосновывать написание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных, научиться определять значение существительных с суффиксами на данную орфограмму;
развивающая: развивать умение делать выводы на основе сравнения написаний орфограмм в разных морфемах слова;
воспитательная: воспитание активности, самостоятельности, интереса к предмету.
учитель русского языка и литературы
Русский язык
6
«Гласные о-е после шипящих в
суффиксах
имён
существительных»
М.Баранов,
Тростенцова
Русский язык.
«Просвещение», 2013 г.
Ладыженская,
Москва.
Л.
Т.
-
1. ФИО (полностью):
2. Место работы:
3. Должность:
4. Предмет:
5. Класс:
6. Тема и номер урока в
теме:
7. Базовый учебник:
Приложение 5
Конспект урока по русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
образовательная: выработать умение выбирать и
обосновывать написание гласных о-е после шипящих в
суффиксах существительных, научиться определять
значение существительных с суффиксами на данную
орфограмму;
развивающая: развивать умение делать выводы на
основе сравнения написаний орфограмм в разных
морфемах слова;
воспитательная: воспитание активности,
самостоятельности, интереса к предмету.
Оборудование: ПК, презентация Microsoft PowerPoint,
учебник.
Ход урока:
I.Организационный момент (приветствие учащихся,
посадка за партой, оформление рабочей тетради). (1
мин)
II. Проверка домашней работы (5 мин) – упр. 252, с.
105 (слайд 4)В углу стоял игрушечный стол.
На одном из них сидел пушистый заяц, на другом –
деревянный человек с длинным носом.
На столе стоял блестящий самовар, возле него
пристроился маленький чайник, их окружали беленькие
чашки.
Миниатюрная ваза наполнена сластями. (слайды 5-8)
Задание – проверьте, правильно ли вы заменили
выделенные слова однокоренными с уменьшительно-
ласкательным значением.
Какова роль прилагательных: игрушечный? Маленький?
Миниатюрная?
III. Сообщение темы и целей урока (1 мин)
IV. Изучение материала урока: (слайд 9)
1.)
работа по учебнику – чтение правила п. 46, с. 106
2.)
Задание – обратить внимание на условное обозначение
орфограммы (подчеркиваем шипящую, ставим ударение,
выделяем суффикс и гласную в нем).
От чего зависит выбор о-е в суффиксах существительных
после шипящих (от ударения: о – в ударной позиции, е – в
безударной).
Краткая беседа по правописанию орфограммы.
Комментированное письмо существительных (у
3.)
– вслух
доски и в тетради). (Слайд 10)
1.)
Самостоятельная работа
Сыноч..к, доч..нька, кусоч..к, руч..нка, руч..нька
Правило: после шипящих в суффиксах под ударением
пишется о, без ударения – е.
V. Физкультминутка
VI.Закрепление материала (25 мин)
Задание – вставить гласные в суффиксах
существительных на месте пропусков.
Проблемная ситуация – определить значения суффиксов.
Сыноч..к
Суч..к
Ложеч..ка
Ореш..к
Человеч..к
Уменьшительно-ласкательное
значение суффиксов в данных
словах2.)
11,12)
«Назвать детёнышей животных» (устно) (слайд
Задание – какое значение придают эти суффиксы словам?
Заяц + онок ---?
Волк + онок --- ?
Медведь + онок --- ?
Белка + онок --- ?
Какие согласные в корне слов чередуются? (ц//ч, к//ч, д//ж,
к//ч).
3.)
Проблема – какое значение суффиксы придают словам
ещё?
Книга + онк--- книжонка
Бумага + онк --- бумажонка
А) листочек, свёрточек, зайчик
Б) речонка, девчонка, чемпионка
В) ящичек, пучок, кулачок
Игра «Найди лишнее слово» (слайд 17)
Пренебрежительное
значение суффиксов
А всегда ли это так? (Слайд 13,14)
4.)
орфограммой. (Слайд 18)
5.)
Найти в предложениях слова с изучаемой
Из каких сказок А.С.Пушкина эти предложения?
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.
6.)
4 Найти в предложении
слово с изучаемой
орфограммой
5
В каком слове не
На нём была старая
одежонка.
Я рисую карандашом.
Мама любит своего
сыночка.
1. Подуш..чка
1
2
Тесты (слайд 19,20)
В каком слове гласная –
о- в суффиксе?
В каком слове в
суффиксе нельзя писать
-0-?
суффиксе
3 Найти ошибку в
1. Овраж..к
2. Жуч..к
3. Горош..к
1. Луж..к
2. Волч..нок
3. Ореш..к
1. Дружок
2. Жучёк
3. Пастушокпишутся о-е после
шипящих?
2. Крюч..к
3. Карандаш..к
Ответы: 1 - 2, 2 – 3, 3 -2, 4 -1, 5 – 3. (слайд 21)
VII. Рефлексия.
1. Что же нового узнали о гласных о-е после шипящих в
суффиксах имён существительных? (Правописание
гласных зависит от наличия шипящих перед
суффиксом и от правильного ударения в слове)
2. Когда же пишется о? е?
2. Оценки за работу на уроке.
3. Молодцы, ребята! Были активны, работали дружно.
VIII. Домашнее задание: п. 46, упр. 255