«Гласные о-е после шипящих в суффиксах имён существительных

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: образовательная: выработать умение выбирать и обосновывать написание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных, научиться определять значение существительных с суффиксами на данную орфограмму; развивающая: развивать умение делать выводы на основе сравнения написаний орфограмм в разных морфемах слова; воспитательная: воспитание активности, самостоятельности, интереса к предмету.
Иконка файла материала первый.docx
учитель русского языка и литературы Русский язык 6 «Гласные о-е после шипящих в суффиксах имён существительных» М.Баранов, Тростенцова Русский язык. «Просвещение», 2013 г. Ладыженская, Москва. Л. Т. - 1. ФИО (полностью): 2. Место работы: 3. Должность: 4. Предмет: 5. Класс: 6. Тема и номер урока в теме: 7. Базовый учебник: Приложение 5 Конспект урока по русскому языку. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: образовательная: выработать умение выбирать и обосновывать написание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных, научиться определять значение существительных с суффиксами на данную орфограмму; развивающая: развивать умение делать выводы на основе сравнения написаний орфограмм в разных морфемах слова; воспитательная: воспитание активности, самостоятельности, интереса к предмету. Оборудование: ПК, презентация Microsoft PowerPoint, учебник. Ход урока: I.Организационный момент (приветствие учащихся, посадка за партой, оформление рабочей тетради). (1 мин) II. Проверка домашней работы (5 мин) – упр. 252, с. 105 (слайд 4)В углу стоял игрушечный стол. На одном из них сидел пушистый заяц, на другом – деревянный человек с длинным носом. На столе стоял блестящий самовар, возле него пристроился маленький чайник, их окружали беленькие чашки. Миниатюрная ваза наполнена сластями. (слайды 5-8) Задание – проверьте, правильно ли вы заменили выделенные слова однокоренными с уменьшительно- ласкательным значением. Какова роль прилагательных: игрушечный? Маленький? Миниатюрная? III. Сообщение темы и целей урока (1 мин) IV. Изучение материала урока: (слайд 9) 1.) работа по учебнику – чтение правила п. 46, с. 106 2.) Задание – обратить внимание на условное обозначение орфограммы (подчеркиваем шипящую, ставим ударение, выделяем суффикс и гласную в нем). От чего зависит выбор о-е в суффиксах существительных после шипящих (от ударения: о – в ударной позиции, е – в безударной). Краткая беседа по правописанию орфограммы. Комментированное письмо существительных (у 3.) – вслух доски и в тетради). (Слайд 10) 1.) Самостоятельная работа Сыноч..к, доч..нька, кусоч..к, руч..нка, руч..нька Правило: после шипящих в суффиксах под ударением пишется о, без ударения – е. V. Физкультминутка VI.Закрепление материала (25 мин) Задание – вставить гласные в суффиксах существительных на месте пропусков. Проблемная ситуация – определить значения суффиксов. Сыноч..к Суч..к Ложеч..ка Ореш..к Человеч..к Уменьшительно-ласкательное значение суффиксов в данных словах2.) 11,12) «Назвать детёнышей животных» (устно) (слайд Задание – какое значение придают эти суффиксы словам? Заяц + онок ---? Волк + онок --- ? Медведь + онок --- ? Белка + онок --- ? Какие согласные в корне слов чередуются? (ц//ч, к//ч, д//ж, к//ч). 3.) Проблема – какое значение суффиксы придают словам ещё? Книга + онк--- книжонка Бумага + онк --- бумажонка А) листочек, свёрточек, зайчик Б) речонка, девчонка, чемпионка В) ящичек, пучок, кулачок Игра «Найди лишнее слово» (слайд 17) Пренебрежительное значение суффиксов А всегда ли это так? (Слайд 13,14) 4.) орфограммой. (Слайд 18) 5.) Найти в предложениях слова с изучаемой Из каких сказок А.С.Пушкина эти предложения? Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила. 6.) 4 Найти в предложении слово с изучаемой орфограммой 5 В каком слове не На нём была старая одежонка. Я рисую карандашом. Мама любит своего сыночка. 1. Подуш..чка 1 2 Тесты (слайд 19,20) В каком слове гласная – о- в суффиксе? В каком слове в суффиксе нельзя писать -0-? суффиксе 3 Найти ошибку в 1. Овраж..к 2. Жуч..к 3. Горош..к 1. Луж..к 2. Волч..нок 3. Ореш..к 1. Дружок 2. Жучёк 3. Пастушокпишутся о-е после шипящих? 2. Крюч..к 3. Карандаш..к Ответы: 1 - 2, 2 – 3, 3 -2, 4 -1, 5 – 3. (слайд 21) VII. Рефлексия. 1. Что же нового узнали о гласных о-е после шипящих в суффиксах имён существительных? (Правописание гласных зависит от наличия шипящих перед суффиксом и от правильного ударения в слове) 2. Когда же пишется о? е? 2. Оценки за работу на уроке. 3. Молодцы, ребята! Были активны, работали дружно. VIII. Домашнее задание: п. 46, упр. 255

Посмотрите также