Конструкт №5
Класс: 3
Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения
УМК: Школа России
Цель: формирование умения различать главные члены предложения от второстепенных в процессе выполнения практических упражнений
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, умеют отличать главные члены предложения от второстепенных, выделять грамматическую основу.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций
Развивающие: развивать умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами
Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, научить отличать главные члены предложения от второстепенных, выделять грамматическую основу.
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Принципы обучения
Принцип сознательной активности
Принцип наглядности
Принцип прочности
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование
Методы стимулирования и коррекции действий в отношении детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы обучения:
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
Демонстрационные: Мультимедийная презентация "Предложения с обращением"
Индивидуальные: учебник, тетрадь, пенал, рефлексия "Диаграмма", рабочий лист
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап(2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин.)
3. Решение проблемы (8 мин.)
4. Первичное закрепление (7 мин.)
5. Самостоятельная работа (10 мин.)
6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Итого: 40 мин.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — Текст : электронный // РЕЕСТР : [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".
4. Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучающихся 1-4 классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20": рассмотрено на педагогическом совете / протокол № 12 от «30» 08 2023 г. – 157 с. – Текст: непосредственный
5. Канакина, В. П. Учебник. Русский язык. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 14-е изд. — Москва : Просвещение, 2023. — 165 c. — Текст : непосредственный
Макет доски
Мультимедийная презентация |
Дата. Классная работа. |
|
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Задача этапа урока |
Методы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||||
1. Организационно-мотивационный этап
|
Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность. Проверить готовность к уроку.
|
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна, сегодня урок русского языка проведу я. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Проверьте, чтобы в пенале у вас лежала линейка, простой карандаш, ручка и цветные карандаши. Уберите все лишнее с парты. У кого все готово садитесь на свои места. - Урок я предлагаю начать с вопроса. Подумайте, какое у вас настроение? - Посмотрите, на столах у вас лежат круги. Найдите сектор, где написано "Мотивация в начале урока". Предлагаю взять карандаш любого цвета и закрасить цветом столько, насколько ваше настроение хорошее и вы готовы к работе на уроке.
- Кто закрасил, покажите мне. Вижу, что большинство из вас готовы к работе и у вас хорошее настроение. Отложите на край парты круги. Мы к ним вернемся в конце урока. |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Отвечают на опросы учителя. Закрашивают необходимый сектор.
|
Ф |
- |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
||||
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Актуализировать знания обучающихся по изученной теме. Подвести детей к теме урока. Сформулировать цель урока.
|
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Прежде чем мы узнаем чем мы сегодня займемся, предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнюю дату и классная работа. - Ниже под классной работой запишите следующее предложение: Под берёзкой белеет пушистый ландыш. - О ком говорится в этом предложении? На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Предлагаю сверху указать это. Чем является в предложении? Как подчеркнем? Предлагаю подчеркнуть. - Найдите сказуемое? Каким словом выражено? На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является это слово? Как подчеркиваем? - Как мы можем назвать подлежащее и сказуемое? Верно, главные члены предложения. А какие еще бывают члены предложения? - Ребята, сегодня мы с вами узнаем, какие еще бывают члены предложения. - Для того чтобы узнать, как будет звучать тема сегодняшнего урока, предлагаю посмотреть на слайд. - Тема написана зеркально. Кто хочет попробовать ее прочитать? - Молодцы. Тема сегодняшнего урока: главные и второстепенные члены предложения. - Для того, чтобы повторить эту тему нам с вами нужно сформулировать цель урока. - Для этого я предлагаю продолжить фразу "Научиться". Как вы думаете, чему мы будем с вами учиться? Вы были очень близки. - Цель сегодняшнего урока: научиться отличать главные члены предложения от второстепенных. - Мы с вами сформулировали цель урока. Предлагаю приступить к ее достижению.
|
Записывают дату и классная работа.
Записывают предложение под диктовку.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока.
|
Ф |
Мультимедийная презентация
|
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, умеют выделять грамматическую основу. |
||||
3. Решение проблемы
|
Организовать деятельность, направленную на знакомство обучающихся с темой урока. |
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Для того, чтобы достичь цели, предлагаю ответить на такой вопрос. Что вообще такое главные члены предложения? Я вижу, что вы затрудняетесь, поэтому предлагаю поработать на карточках. - ..., прочитай 1 задание. Спасибо. Даю 30 секунд на то, чтобы вы вставили пропуски, выбрав из тех слов, которые предложены в словах для справок.
- Что получилось? - Молодцы. В правиле, которое вы составили говорится о том, что главные члены составляют основу предложения. Что это за основа? Грамматическая основа предложения, вы правы. А что в нее входит? - Все верно. Грамматическую основу предложения составляет подлежащее и сказуемое. Посмотрите, под правилом, куда вы вписали пропуски есть схема.
- Предлагаю заполнить ее. Еще раз скажите, что входит в грамматическую основу предложения? - Запишите в схему "подлежащее и сказуемое" - Ребята, скажите, что такое подлежащее? Ребята, Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?». - Что такое сказуемое? Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». -Ребята, мы с вами обсудили, что такое главные члены предложения. - Посмотрите на тему и скажите, какие еще бывают члены предложения? Все верно, второстепенные. - Ребята, второстепенные члены предложения, это все слова в предложении кроме главных членов. - Второстепенные члены предложения дополняют главные, поясняют их. - Предлагаю открыть учебник на 27 странице и найти там схему.
- Посмотрите. как мы с вами уже сказали, члены предложения бывают главными и второстепенными. - ..., прочитай по схеме, что такое подлежащее? ..., прочитай по схеме, что такое сказуемое? ..., расскажи при помощи схемы что такое второстепенные члены предложения. - Отлично. Мы с вами узнали, что такое главные и что такое второстепенные члены предложения. |
Слушают инструкцию учителя.
Заполняют пропуски в рабочем листе.
Заполняют схему.
Отвечают на вопросы учителя
Знакомятся со схемой предложения.
Работают со схемой. |
Ф П |
Мультимедийная презентация Тетрадь, учебник, рабочий лист. |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, умеют отличать главные члены предложения от второстепенных |
||||
4. Первичное закрепление |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе.Способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. |
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
|
- Для того, чтобы научиться их различать, предлагаю выполнить упражнение 40 на 27 странице.
- ..., прочитай задание. ..., прочитай 1 предложение. ..., прочитай 2 предложение. Чем отличаются эти предложения? - Скажите, какое предложение является распространенным, а какое нераспространенным? Вы правы. 1 - нераспространенное, 2 - распространенное. - Придвиньте к себе тетради, запишите по центру в новой строке "Упражнение 40" - С новой строки спишите 2 предложение. Возьмите простой карандаш и линейку и подчеркните в них подлежащее и сказуемое. - Посмотрите на предложение и скажите, какие из второстепенных членов поясняют подлежащее? Сказуемое? Попробуйте задать вопрос от подлежащего к второстепенному члену и от сказуемого. |
Слушают инструкцию учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Соотносят предложение и схему.
Записывают упражнение. Подчеркивают главные члены предложения.
|
Ф |
Учебник, тетрадь. |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, умеют отличать главные члены предложения от второстепенных, выделять грамматическую основу. |
||||
5. Самостоятельная работа. |
Организовать самостоятельную работу, направленную на отработку полученных умений. |
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
|
- Ребята, в начале урока мы с вами вспомнили как выделяются в предложении подлежащее и сказуемое. - Предлагаю выполнить задание. - Задание, которое мы с вами выполним - разбор предложений. - Придвиньте к себе тетради и запишите следующий текст: На крыльце сидит пушистый кот. Теплые лучи согрели котика. Он заснул. Во сне кот видит мышку. - ..., прочитай 1 предложение. О ком в нем говорится? На какой вопрос отвечает слово "кот"? Напишите сверху над словом Каким членом предложения будет являться слово "кот"? Как подчеркнем? Подчеркните. - А где в этом предложении сказуемое? Как вы это поняли? На какой вопрос отвечает слово "сидит"? Напишите над словом карандашом вопрос. Как подчеркнем сказуемое? Подчеркните. - Ребята, у нас с вами осталось 3 предложения. Я предлагаю сейчас каждому самостоятельно разобрать предложения: выделить в них подлежащее и сказуемое и написать над ними вопрос, на который оно отвечает. - На работу я вам даю 3 минуты. Время пошло. - Время вышло. Я вижу, что все справились. Для того, чтобы проверить, как вы выполнили работу, предлагаю обменяться тетрадями с соседом по парте. - Сейчас на слайде будет показан правильный разбор предложений. Тот, кто проверяет, должен сравнить с правильным ответом работу соседа по парте и на полях красным карандашом поставить "+", если предложение разобрано правильно, и "-", если не правильно. У вас должно получиться 3 знака. 1 знак - 1 предложение. Кто понял, что мы сейчас будем делать? Отлично, предлагаю начать проверку. На это я вам даю 1 минуту. - Я вижу, что все проверили. Верните тетради своим соседям по парте. - Посмотрите какие получились результаты. У кого нет ни одного минуса? Поднимите руку. У кого 1 минус? 2? - Ребята, вы большие молодцы. Я рада, что вы справились с этим заданием. - ..., прочитай 2 задачу. Спасибо. Поднимите руку те, кто считает, что мы решили задачу. Отлично. |
Слушают инструкцию учителя.
Записывают под диктовку текст.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют работу самостоятельно.
Выполняют взаимопроверку.
Сигнализируют.
|
Ф И |
Тетрадь, пенал. |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся умеют выделять грамматическую основу |
||||
6. Рефлексия учебной деятельности |
Организовать самооценку результатов деятельности.
|
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
|
- Наш урок подходит к концу. Кто помнит, как звучала тема сегодняшнего урока? Цель? Достигли ли мы ее? - Предлагаю вернуться к кругу, с которым мы работали в начале урока.
- Какие секторы остались не закрашенными? - Сейчас даю вам одну минуту для того, чтобы вы закрасили все сектора, можно использовать разные цвета. - Посмотрите, у каждого из вас получилась диаграмма того, насколько для вас продуктивно прошел урок. У каждого получилось по-разному, но я хочу сказать, что вы большие молодцы. Я благодарю вас за урок, вы большие молодцы. Урок окончен. До свидания. |
Вспоминают тему и цель урока.
Делают вывод по уроку
Закрашивают секции круга.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя и прощаются с ним. |
Ф И |
Рефлексия "Диаграмма" |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.