Главные и второстепенные члены предложения, 3 класс
Оценка 4.7

Главные и второстепенные члены предложения, 3 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
19.06.2024
Главные и второстепенные члены предложения, 3 класс
Конструкт урока русского языка по разделу "Синтаксис"
5. Главные и второстепенные члены предложения.docx

Конструкт №5

Класс: 3

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения

УМК: Школа России

Цель: формирование умения различать главные члены предложения от второстепенных в процессе выполнения практических упражнений

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, умеют отличать главные члены предложения от второстепенных, выделять грамматическую основу.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций

Развивающие: развивать умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами

Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, научить отличать главные члены предложения от второстепенных, выделять грамматическую основу.

Принципы воспитания

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом

Принципы обучения

Принцип сознательной активности

Принцип наглядности

Принцип прочности

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование

Методы стимулирования и коррекции действий в отношении детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы обучения:

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства:

Демонстрационные: Мультимедийная презентация "Предложения с обращением"

Индивидуальные: учебник, тетрадь, пенал, рефлексия "Диаграмма", рабочий лист

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока:

1. Организационно-мотивационный этап(2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин.)

3. Решение проблемы (8 мин.)

4. Первичное закрепление (7 мин.)

5. Самостоятельная работа (10 мин.)

6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)

Итого: 40 мин.

Использованная литература:

1.                      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.

2.                      Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — Текст : электронный // РЕЕСТР : [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1.

3.                      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".

4.                      Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучающихся 1-4 классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20": рассмотрено на педагогическом совете / протокол № 12 от «30» 08   2023 г. – 157 с. – Текст: непосредственный

5.                      Канакина, В. П. Учебник. Русский язык. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 14-е изд. — Москва : Просвещение, 2023. — 165 c. — Текст : непосредственный

Макет доски

Мультимедийная презентация

Дата.

Классная работа.

 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Задача этапа урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап

 

Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность. Проверить готовность к уроку.

 

 

 

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна, сегодня урок русского языка проведу я.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Проверьте, чтобы в пенале у вас лежала линейка, простой карандаш, ручка и цветные карандаши. Уберите все лишнее с парты. У кого все готово садитесь на свои места.

- Урок я предлагаю начать с вопроса. Подумайте, какое у вас настроение?

- Посмотрите, на столах у вас лежат круги. Найдите сектор, где написано "Мотивация в начале урока".  Предлагаю взять карандаш любого цвета и закрасить цветом столько, насколько ваше настроение хорошее и вы готовы к работе на уроке.

- Кто закрасил, покажите мне. Вижу,  что большинство из вас готовы к работе и у вас хорошее настроение. Отложите на край парты круги. Мы к ним вернемся в конце урока.

Приветствуют учителя.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на опросы учителя.

Закрашивают необходимый сектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

-

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

2.         Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Актуализировать знания обучающихся по изученной теме.

Подвести детей к теме урока. Сформулировать цель урока.

 

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

- Прежде чем мы узнаем чем мы сегодня займемся, предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнюю дату и классная работа.

- Ниже под классной работой запишите следующее предложение: Под берёзкой белеет пушистый ландыш.

- О ком говорится в этом предложении? На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Предлагаю сверху указать это. Чем является в предложении? Как подчеркнем? Предлагаю подчеркнуть.

- Найдите сказуемое? Каким словом выражено? На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является это слово? Как подчеркиваем?

- Как мы можем назвать подлежащее и сказуемое? Верно, главные члены предложения. А какие еще бывают члены предложения?

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, какие еще бывают члены предложения.

- Для того чтобы узнать, как будет звучать тема сегодняшнего урока, предлагаю посмотреть на слайд.

- Тема написана зеркально. Кто хочет попробовать ее прочитать?

- Молодцы. Тема сегодняшнего урока: главные  и второстепенные члены предложения.

- Для того, чтобы повторить эту тему нам с вами нужно сформулировать цель урока.

- Для этого я предлагаю продолжить фразу "Научиться". Как вы думаете, чему мы будем с вами учиться? Вы были очень близки.

- Цель сегодняшнего урока: научиться отличать главные члены предложения от второстепенных.

- Мы с вами сформулировали цель урока. Предлагаю приступить к ее достижению.

 

Записывают дату и классная работа.

 

Записывают предложение под диктовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

Ф

Мультимедийная презентация

 

ОК СК

ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, умеют выделять грамматическую основу.

3.        Решение проблемы

 

 

Организовать деятельность, направленную на знакомство обучающихся с темой урока.

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

- Для того, чтобы достичь цели, предлагаю ответить на такой вопрос. Что вообще такое главные члены предложения? Я вижу, что вы затрудняетесь, поэтому предлагаю поработать на карточках.

- ..., прочитай 1 задание. Спасибо. Даю 30 секунд на то, чтобы вы вставили пропуски, выбрав из тех слов, которые предложены в словах для справок.

- Что получилось?

- Молодцы. В правиле, которое вы составили говорится о том, что главные члены составляют основу предложения. Что это за основа? Грамматическая основа предложения, вы правы. А что в нее входит?

- Все верно. Грамматическую основу предложения составляет подлежащее и сказуемое. Посмотрите, под правилом, куда вы вписали пропуски есть схема.

- Предлагаю заполнить ее. Еще раз скажите, что входит в грамматическую основу предложения?

- Запишите в схему "подлежащее и сказуемое"

- Ребята, скажите, что такое подлежащее? Ребята,  Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

- Что такое сказуемое?  Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

-Ребята, мы с вами обсудили, что такое главные члены предложения.

- Посмотрите на тему и скажите, какие еще бывают члены предложения? Все верно, второстепенные.

- Ребята, второстепенные члены предложения, это все слова в предложении кроме главных членов.

- Второстепенные члены предложения дополняют главные, поясняют их.

- Предлагаю открыть учебник на 27 странице и найти там схему.

- Посмотрите. как мы с вами уже сказали, члены предложения бывают главными и второстепенными.

- ..., прочитай по схеме, что такое подлежащее? ..., прочитай по схеме, что такое сказуемое? ..., расскажи при помощи схемы что такое второстепенные члены предложения.

- Отлично. Мы с вами узнали, что такое главные и что такое второстепенные члены предложения.

Слушают инструкцию учителя.

 

 

Заполняют пропуски в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся со схемой предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со схемой.

Ф

П

Мультимедийная презентация

Тетрадь, учебник, рабочий лист.

ОК

СК

ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, умеют отличать главные члены предложения от второстепенных

4. Первичное закрепление

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе.Способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

 

- Для того, чтобы научиться их различать, предлагаю выполнить упражнение 40 на 27 странице.

- ..., прочитай задание. ..., прочитай 1 предложение. ..., прочитай 2 предложение. Чем отличаются эти предложения?

- Скажите, какое предложение является распространенным, а какое нераспространенным? Вы правы. 1 - нераспространенное, 2 - распространенное.

- Придвиньте к себе тетради, запишите по центру в новой строке "Упражнение 40"

- С новой строки спишите 2 предложение. Возьмите простой карандаш и линейку и подчеркните в них подлежащее и сказуемое.

- Посмотрите на предложение и скажите, какие из второстепенных членов поясняют подлежащее? Сказуемое? Попробуйте задать вопрос от подлежащего к второстепенному члену и от сказуемого.

 

 

 

 

 

Слушают инструкцию учителя.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят предложение и схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают упражнение.

Подчеркивают главные члены предложения.

 

 

 

 

 

 

Ф

Учебник, тетрадь.

ОК

СК

ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные: обучающиеся знают что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, умеют отличать главные члены предложения от второстепенных, выделять грамматическую основу.

5. Самостоятельная работа.

Организовать самостоятельную работу, направленную на отработку полученных умений.

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

 

- Ребята, в начале урока мы с вами вспомнили как выделяются в предложении подлежащее и сказуемое.

- Предлагаю выполнить задание.

- Задание, которое мы с вами выполним - разбор предложений.

- Придвиньте к себе тетради и запишите следующий текст: На крыльце сидит пушистый кот. Теплые лучи согрели котика. Он заснул. Во сне кот видит мышку.

- ..., прочитай 1 предложение. О ком в нем говорится? На какой вопрос отвечает слово "кот"? Напишите сверху над словом  Каким членом предложения будет являться слово "кот"? Как подчеркнем? Подчеркните.

- А где в этом предложении сказуемое? Как вы это поняли? На какой вопрос отвечает слово "сидит"? Напишите над словом карандашом вопрос. Как подчеркнем сказуемое? Подчеркните.

- Ребята, у нас с вами осталось 3 предложения. Я предлагаю сейчас каждому самостоятельно разобрать предложения: выделить в них подлежащее и сказуемое и написать над ними вопрос, на который оно отвечает.

- На работу я вам даю 3 минуты. Время пошло.

- Время вышло. Я вижу, что все справились. Для того, чтобы проверить, как вы выполнили работу, предлагаю обменяться тетрадями с соседом по парте.

- Сейчас на слайде будет показан правильный разбор предложений. Тот, кто проверяет, должен сравнить с правильным ответом работу соседа по парте и на полях красным карандашом поставить "+", если предложение разобрано правильно, и "-", если не правильно. У вас должно получиться 3 знака. 1 знак - 1 предложение. Кто понял, что мы сейчас будем делать? Отлично, предлагаю начать проверку. На это я вам даю 1 минуту.

- Я вижу, что все проверили. Верните тетради своим соседям по парте.

- Посмотрите какие получились результаты. У кого нет ни одного минуса? Поднимите руку. У кого 1 минус? 2?

- Ребята, вы большие молодцы. Я рада, что вы справились с этим заданием.

- ..., прочитай 2 задачу. Спасибо. Поднимите руку те, кто считает, что мы решили задачу. Отлично.

Слушают инструкцию учителя.

 

 

Записывают под диктовку текст.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнализируют.

 

Ф

И

Тетрадь, пенал.

ОК СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные: обучающиеся умеют выделять грамматическую основу

6. Рефлексия учебной деятельности

Организовать

самооценку результатов деятельности.

 

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

 

- Наш урок подходит к концу. Кто помнит, как звучала тема сегодняшнего урока? Цель? Достигли ли мы ее?

- Предлагаю вернуться к кругу, с которым мы работали в начале урока.

- Какие секторы остались не закрашенными?

- Сейчас даю вам одну минуту для того, чтобы вы закрасили все сектора, можно использовать разные цвета.

- Посмотрите, у  каждого из вас получилась диаграмма того, насколько для вас продуктивно прошел урок. У каждого получилось по-разному, но я хочу сказать, что вы большие молодцы. Я благодарю вас за урок, вы большие молодцы. Урок окончен. До свидания.

Вспоминают тему и цель урока.

 

 

Делают вывод по уроку

 

 

 

 

Закрашивают секции круга.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Слушают учителя и прощаются с ним.

Ф

И

Рефлексия "Диаграмма"

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 


 

Конструкт №5 Класс: 3 Тема урока:

Конструкт №5 Класс: 3 Тема урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, научить отличать главные члены предложения от второстепенных,…

Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое главные члены предложения, какие они бывают, что такое второстепенные члены предложения, научить отличать главные члены предложения от второстепенных,…

Структура урока: 1. Организационно-мотивационный этап (2 мин

Структура урока: 1. Организационно-мотивационный этап (2 мин

Задача этапа урокаМетоды обученияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФорма организации учебной деятельностиДидактические средства, интерактивное оборудованиеФорма контроля, взаимоконтроля и самоконтроляПланируемые результаты 1

Задача этапа урокаМетоды обученияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФорма организации учебной деятельностиДидактические средства, интерактивное оборудованиеФорма контроля, взаимоконтроля и самоконтроляПланируемые результаты 1

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Актуализировать знания обучающихся по изученной теме

Актуализировать знания обучающихся по изученной теме

Решение проблемы Организовать деятельность, направленную на знакомство обучающихся с темой урока

Решение проблемы Организовать деятельность, направленную на знакомство обучающихся с темой урока

Ребята, скажите, что такое подлежащее?

Ребята, скажите, что такое подлежащее?

Посмотрите. как мы с вами уже сказали, члены предложения бывают главными и второстепенными

Посмотрите. как мы с вами уже сказали, члены предложения бывают главными и второстепенными

Способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка

Способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка

Самостоятельная работа. Организовать самостоятельную работу, направленную на отработку полученных умений

Самостоятельная работа. Организовать самостоятельную работу, направленную на отработку полученных умений

Ребята, в начале урока мы с вами вспомнили как выделяются в предложении подлежащее и сказуемое

Ребята, в начале урока мы с вами вспомнили как выделяются в предложении подлежащее и сказуемое

Организовать самооценку результатов деятельности

Организовать самооценку результатов деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2024