Данный урок русского языка разработан по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., которая обеспечена учебником “Русский язык. 5 класс”.
Тема “Главные члены предложения. Подлежащее” рассчитана на 1 час, изучается в разделе “Синтаксис. Пунктуация”. Всего на изучение темы “Главные члены предложения” отводится 2 часа. Данный урок 1 по теме.
Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее».
Цели: 1) помочь обучающимся правильно определить грамматическую основу
предложения;
2) коррекция и развитие зрительнослухового восприятия на основе
упражнений на внимание;
3) формирование положительной учебной мотивации через совместную
работу учителя и обучающихся.
Ход урока.
Здравствуйте ребята, садитесь. Обратите внимание на ваши рабочие места.
Все ли приготовлено к уроку? (хорошо).
У вас открыты тетради с домашними заданиями. Но прежде чем проверить.
Но прежде чем проверить, как вы определили подлежащее и сказуемое,
посмотрите на доску. Какойто ученик вставил пропущенные буквы в слова.
Давайте его проверим. Кто проверит?
1. Поднилась – поднять
За рикой – реки
Бальшая – больше
Тучя – ча, ща – а
По лисным – лес
Тижелые – тяжесть
Проливной – пролить
2. Назовите подлежащее и сказуемое. Это и будет граммотическая основа
предложения.
Молодцы.
Собрать тетради.
Записываем число, классная работа.
На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться определять подлежащее и
сказуемое и рассмотрим, чем чаще всего бывает выражено подлежащее. Итакцель нашего урока – научиться правильно определять грамматическую основу
предложения: подлежащее и сказуемое. Но прежде чем перейти
непосредственно к теме сегодняшнего урока посмотрите на доску и найдите
лишнее слова:
Котенок, тигренок, утенок, котик, бельчонок, мышонок, зайчик, волчщнок,
зайчонок, слоненок.
Молодцы.
Составьте с любым словом предложение. Подчеркните подлежащее и
сказуемое.
Хорошо.
А теперь поработаем устно, с.65 № 156.
Индивидуальная работа по карточкам. Списать текст , вставить
пропущенные буквы и подчеркнуть подлежащее и сказуемое. (2 ученика)
Вывод: Чем чаще всего выражено подлежащее?
Физкультминутка, гимнастика для глаз.
А теперь поработаем самостоятельно, с.66 №157.
Проверка сразу после выполнения.
Следующее задание. Я читаю предложения, вы выписываете только
грамматическую основу, т. е. подлежащее и сказуемое:
1. Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.
2. Я козленка в сад зелёный рано утром отнесу.
3. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
4. В туманной дали сверкнула река.
А теперь обратите внимание на замечательную картину золотой осени. Как
прекрасна наша Родина в осеннем уборе. Осень очень любил А. С. Пушкин и
ей он посвящал многие свои строки. Например, хорошо вам знакомые:
Унылая пора! Очей очарованье!
…….. Составьте предложение по картине, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Подлежащее может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием
слов. Посмотрите на № 158.
Подлежащее:
три девицы
тридцать витязей
семь богатырей
три мудреца
Черное море.
Переставьте буквы в одном слове предложения «Кто сказал мяу?». Вы легко
найдете подлежащее.
Кот сказал «мяу».
Итог урока: 1) Что такое грамматическая основа предложения?
2) Чем чаще всего выражено подлежащее?
3) Что понравилось на уроке?
4) Что хотелось бы выполнить ещё раз?
Домашнее задание:
с. 66 № 157, 158.
Приложение.
Карточка.
Наступила поз…няя осень. Стоит ненас…ная погода. Вчера подул ре…кий
холодный ветер. Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья. Вот на
доро…ке лежат красные листья осинки, бурые листья ольхи. Улетают
последние перелетные птицы.