Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 36.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Главный герой сказки (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 6)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
а) творческие пересказы учащихся;
б) характеристика Алёши.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
2 4 2 3 1 2 3 4
1. Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
Беседа с учащимися.
– Итак, добрый, воспитанный, честный, немного ветреный Алёша получил в
награду за спасение Чернушки волшебное конопляное семечко.
– Что случится в его жизни дальше? Какие это будут события, волшебные или
реальные?
– Изменится ли, повашему, характер Алёши?
– Что подсказывают вам слова из сказки: «Не для того дан вам ум, чтобы вы во
зло его употребили»?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение 6й части.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Что вы сейчас чувствуете по отношению к Алёше (переживаете, жалеете,
осуждаете, верите в него и т.д.)?
2) Выборочное чтение 6й части.
– Что вы узнали об особенностях жизни в пансионе?
– Как сначала реагировал Алёша на незаслуженные похвалы?
– Почему Чернушка перестала являться Алёше?
– Почему Алёша долго горевал изза её отсутствия? Зачем ему нужны были
встречи с Чернушкой, ведь он уже получил подарок от короля? (Чернушка стала
его другом, встречи с ней превратили жизнь Алёши в сверкающую, яркую сказку
– не случайно в начале текста часто встречается серый цвет, а затем всё
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
меняется. Мальчику, оказавшемуся вдали от дома, так нужно было, чтобы кто
то о нём думал, его любил и чтобы это чувство было ответным.)
– Почему со временем он уже редко о ней вспоминал?
– Как изменился Алёша?
3) Составление характеристики Алёши (задание II.3 в тетради) – Алёша
после получения зёрнышка.
3. Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися:
– В ваших книгах сказка обрывается многоточием. Как вы думаете, каким будет
её конец? Встретится ли Алёша когданибудь со своей Чернушкой? При каком
условии это может произойти?
– Чем эта первая литературная сказка не похожа на другие волшебные сказки?
(В первую очередь – ярким присутствием реального мира в тексте.)
– Вопрос 3, с. 111 учебника.
2) Составление плана (задание 2, с. 111 учебника – задание II.4 в тетради).
3) – Почему Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) главного
героя сказки назвал именем Алёша? Значит ли, что его племянник «много стал о
себе думать, важничал»? (Вовсе нет, сказка – всего лишь предостережение для
каждого из нас, в том числе и для Алёши Толстого. А вот стать героем сказки –
это настоящий подарок, редкая возможность.)
Рассказ учителя об А. Погорельском и А.К. Толстом, их духовной близости.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
© ООО «Баласс», 2014
3IV. Домашнее
задание.
1) Прочитать сказку А. Погорельского целиком (по желанию).
2) Выучить наизусть стихотворение А.К. Толстого (учащиеся по желанию могут
выбрать стихотворение самостоятельно).
© ООО «Баласс», 2014
4