Окружающий мир (2-й класс)
Урок 8.
Тема: Глобус – модель Земли (практическая работа).
Цели:
1) Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
2) Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
Оборудование: глобус, мяч, плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», клейкие метки для каждой группы.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
|
3 – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Мы ознакомились с доказательствами шарообразности Земли и проводили наблюдения.) – Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели? Почему? (Мяч всё время падает, его неудобно держать.) – Как вы думаете, придумали ли люди модель Земли? (Мы думаем, что модель Земли существует. Это глобус. Мы его уже видели в классе.) Учитель даёт каждой группе рассмотреть глобус и рассказать о своих наблюдениях.
(Глобус – это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой цвет. Встречается ещё жёлтый, зелёный, коричневый цвет. Глобус стоит на ножке, и его можно вращать.) – Я хочу напомнить вам, какой увидели нашу Землю космонавты. Похож ли глобус на Землю? Показать плакат или видеофрагмент. (Раскраска похожа, но видно, что на глобусе какая-то сеточка нарисована.) – Какие вопросы у вас возникают? (Чем модель Земли – глобус – отличается от планеты Земля?) – Попробуйте вращать глобус. – Что помогает совершать это движение? – А как при этом расположен глобус? Вопрос урока: Что люди обозначают на глобусе?
План (примерный) 3 3 1. Глобус – модель Земли. 2. На глобусе два полюса. 3. Глобус вращается вокруг оси. 4. Что обозначают на глобусе линии? 5. Что обозначают на глобусе цветом? – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
|
1 4 3 3 4 3 Работа в группах. Каждая группа получает своё задание. Задание 1-й группе: – Посмотрите, как вращаются мяч, глобус. Сравните с изображением планеты Земля. Понаблюдайте: – есть ли ось вращения; – наклонна ли ось вращения. – Подготовьте ответ. (Мяч может вращаться во всех направлениях вокруг воображаемой оси. Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонна. Мы думаем, что и Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она также наклонна. Ведь глобус – это уменьшенная копия Земли.) Задание всему классу: – Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это самая верхняя и самая нижняя точки.) – Кто знает их названия? (Они называются полюса. Вверху Северный полюс, а внизу Южный полюс. А ещё они называются Антарктида и Арктика.) Задание 2-й группе: – Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой. – Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Понаблюдайте их путь вращения. Сравните. – Найдите такое место на глобусе, где метка совершает самый большой путь вращения. Найдите на глобусе название этой линии. Подготовьте ответ. (Красной меткой отмечена Москва. При вращении она совершает вот такой путь. А белыми метками на глобусе отмечены точки, которые при вращении совершают самый большой путь. Мы прочитали, что эта линия на глобусе называется экватор.) – Как вы думаете, почему модель Земли – глобус – сделали вращающимся? Предположение детей.
– Нам кажется, что вращаются Солнце, звёзды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а вместе с ней и мы. Вы наверняка тоже замечали, медленно отъезжая от станции на поезде, что это не вы едете, а деревья, дома и люди проносятся мимо вас за окном. – Но на глобусе есть и другие линии. Есть ли они на Земле? – Какие же это линии? – А кто знает, как они называются и что обозначают? Ответы детей. – Давайте найдём в учебнике их название на с. 34. – На какие части делит экватор глобус? (На полушария.) – И у Земли есть Северное и Южное полушарие. Задание 3-й группе. – Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет. Подготовьте ответ. – А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть коричневый цвет бледный и тёмно-коричневый? Есть даже белый цвет. Какая поверхность Земли может быть белого цвета? (Мы думаем, что тёмно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А тёмно-коричневым – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лёд. Если этот ответ не могут дать дети – учитель может сам рассказать об этом либо дать задание самым любознательным. – Молодцы, вы помогли ответить на очень трудные вопросы. И помогли нам в этом самые любознательные. – А сейчас попробуйте применить полученные знания. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
– Глобус показывает нам вращение Земли вокруг своей оси. Поставьте, пожалуйста, человечка на него. Что происходит с человечком во время вращения? (Человечек тоже вращается вместе с Землёй.) – А чувствует ли он это вращение? Вы ощущаете вращение Земли? Почему? (Мы почему-то не чувствуем этого вращения.) Выслушиваются мнения детей, их предположения. – Подумайте, как коротко сказать о том, что мы сегодня узнали. |
|
ΙV. Итог урока. |
– Какие знания помогли вам сегодня? – Кто из ребят больше всех помог в нахождении верных ответов?
– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой?
|
|
Деятельность учеников:
- уметь объяснять раскраску глобуса;
- знать, что такое экватор, полюсы, полушария, и уметь их показывать;
- понимать, что такое воображаемые линии;
– знать о вращении Земли вокруг воображаемой оси.
Дополнительные сведения (максимальный уровень)
Это интересно (максимум) Известно ли вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру I. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой – 319 см. Оба они приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь глобуса вела дверца, посреди него стояли стол и скамейки, за которыми могли разместиться 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звёзд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях, на них может посмотреть любой желающий. Если хочешь подробнее узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта +» в томе «География». |
Энциклопедическая справка (из учебника «Природоведение» для 5-го класса «Земля и люди» [1]).
При вращении Земли две её противоположенные точки – Северный и Южный полюса – остаются неподвижными. Через центр Земли, Северный и Южный полюса проходит условная ось Земли. На равном расстоянии от полюсов земной шар опоясывает линия экватора. Она делит земной шар на две половины: Северное полушарие и Южное полушарие. Форма Земли несколько отличается от формы шара. Расстояние от центра Земли до полюса – её полярный радиус равен 6356 км, расстояние от центра Земли до экватора – её экваториальный радиус равен 6378 км. Длина экватора составляет 40 тыс. км. Площадь поверхности нашей планеты 510 млн кв. км.
Глобус
Круглую Землю видят летающие вокруг неё космонавты. Мы можем увидеть наш земной шар на космических снимках, рассмотреть его на глобусе. «Глобус» в переводе с латинского означает «шар». Глобус – это уменьшенное изображение земного шара, модель Земли. Глобусы существовали уже в античное время, но, к сожалению, они не сохранились. В 1492 году, в год открытия Колумбом Америки, немецкий географ Бехайм создал первый из сохранившихся до наших дней глобус. На нём ещё не показана Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем.
Глобус позволяет увидеть всю нашу Землю как бы со стороны, понять, как она вращается. На глобусе хорошо видно расположение материков и океанов, их форма. Глобус – изображение земного шара, уменьшенное в миллионы раз. Поэтому на глобусе поверхность Земли нельзя показать подробно.
Параллели и меридианы
На глобусе показаны Северный и Южный полюса, линия экватора. Кроме того, на глобусе проведены линии меридианов и параллелей. Меридианы – линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса. Параллели – линии, огибающие земной шар параллельно экватору.
Каждый меридиан идёт с севера на юг. На глобусе видно, что меридианы – это половинки окружности, и все они равны между собой. Параллели образуют окружности, кольца, которые так же, как и экватор, охватывают нашу планету. Но размеры этих колец уменьшаются к полюсам. Вдоль параллелей можно двигаться на запад и на восток. Параллели и меридианы располагаются перпендикулярно друг другу.
Это интересно. В Антарктиде, на Южном полюсе, есть американская научная станция Амундсен-Скотт. Всех гостей, которые посещают станцию, американцы ведут к памятному знаку, который установлен в географической точке полюса. Гость обходит вокруг него кругом, и ему выдаётся свидетельство, что он обогнул земной шар по параллели.
Параллели и меридианы – условные линии. В природе их нет. На карте и на глобусе их проводят для того, чтобы можно было точно указать, где находится любой географический объект, где находятся путешественники. Меридианы и параллели помогают ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте.
Поскольку Земля – шар, все расстояния на её поверхности можно измерять в градусах. Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы, называют градусной сеткой. Отсчёт градусов по параллелям начинают с самой длинной параллели – с экватора. Его значение – 0 градусов. Экватор – нулевая, начальная параллель.
Длина всех меридианов одинаковая. Условились начальным нулевым меридианом считать меридиан г. Лондона. Его называют Гринвичским меридианом. В Гринвиче, пригороде Лондона, находится крупная астрономическая обсерватория. Нулевой меридиан и лежащий напротив него на противоположенной стороне Земли 180-й меридиан делят Землю на Восточное и Западное полушария. Каждая точка Земли находится одновременно в двух полушариях: в Северном или Южном, Западном или Восточном.
Длина окружности земного шара – 40 тыс. километров. Меридиан – половина окружности, значит, его длина – 20 тыс. км. Половина окружности составляет 180 градусов. Если разделить 20 тыс. км на 180, то получится, что длина 1 градуса примерно равна 111 км.
[1] Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Вахрушев А.А. Природоведение. Земля и люди. Учебник для 5-го класса. / Под редакцией А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2008. – С. 174–177.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.