Глухие и звонкие звуки
Оценка 4.8

Глухие и звонкие звуки

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология +1
1 кл—4 кл
17.05.2021
Глухие и звонкие звуки
Открытый урок для логопедов
Глухие и звонкие звуки..docx

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение  

« Чонтаульская СОШ №1»

 

Открытый логопедический урок: «Согласные. Парные. Глухие и звонкие звуки»

https://img2.freepng.ru/20190714/cbx/kisspng-portable-network-graphics-student-clip-art-cartoon-5d2bc8d125ee54.0664532115631505451554.jpg

                                                                            Учитель-логопед  Алидибирова Х.К.         

                                                              Чонтаул, 2020

Открытый классный час: «Согласные. Парные. Глухие и звонкие звуки»

Учитель-логопед Алидибирова Хатимат Касумовна

Цели: Образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой З ;  

 Научить правильно произносить  звук З; определять местонахождение звука З в словах; упражнять учащихся в чтении слогов и слов с буквой З.

           Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух учащихся; обогащать словарный запас, речь учащихся; развивать и корригировать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

            Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к чтению.

            Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки с изображением элементов букв; демонстрационная карточка; слоговая таблица; касса букв; предметные картинки; буквари.

Ребята давайте посмотрим следующий рисунок и назовем слова .

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3996859

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой мы должны запомнить очень важное правило:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,

Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.

Давайте повторим правило все вместе.

 

3. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмем зеркала. Я расскажу вам «Сказку о веселом язычке»

Жил – был веселый язычок в своем домике. Вокруг домика язычка стоял заборчик (упр. Заборчик). Слайд №1

Язычок пошел гулять “лопата” . Слайд№2

Вдруг подул ветер и язычок поежился (иголочка), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.Слайд №3

Язычок не скучал дома, потолок побелил “Маляр” Слайд №4

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так”– “часики”  Слайд №5

“Пора и мне отдохнуть”, - подумал Язычок. Слайд №6

-Ребята, когда нам нужен язык?

Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.

- А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике.

– Где находится этот домик? Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, давайте вместе послушаем: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».

Видео ролик «О дружбе языка и голоса»

 А когда просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика Голоска начинают дрожать: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! Дотрагиваемся ладонью до горлышка.

 

2. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, вы догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.) А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)

 

Логопед: Тема нашего занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».

-Ребята, посмотрите, кто пришел на наше занятие. Слайд №7

-Здравствуйте, ребята, я –Весна.

За окном веселых птичек стая,

Расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял,

Значит, к вам опять пришла весна.

 

Пока я шла, сочинила чистоговорки, давайте вместе их проговорим:

На — на — на — к нам пришла весна

Ло — ло — ло — всем на солнышке тепло

Чи — чи — чи — прилетели к нам грачи

Ра — ра — ра — веселится детвора

Ок — ок — ок — видим первый мы цветок

 

- Какие вы молодцы, ребята, а можно я останусь с вами и посмотрю, как вы занимаетесь?

- Хорошо, Весна, оставайся, а мы с ребятами продолжим.

 

Итак, ребята, вспомним с вами еще раз: пары звонких и глухих согласных

имеют определенную одинаковую артикуляцию.

Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата.

 

1. Я произнесу глухой согласный, а вы произнесите его звонкую пару, добавив голос: с, ш, ф, п, к, т.

2. Ребята, возьмите, пожалуйста, наши сигнальные карточки. Я буду произносить звуки, если вы услышите звонкий звук, то какую карточку вы поднимите? А если глухой?

2. Я раздам вам шнурки и буквы звонких и глухих согласных. Один из вас распределит на шнурок буквы звонких согласных, а другой – глухих. Хорошо, проверьте друг у друга получившееся. Проверим вместе.

-Послушайте внимательно, что вы слышите? (звукозапись шума ветра) - Какой весной бывает ветер? Как дует ветер? Как мы назовем ветер ласково?

- Весна принесла нам первые весенние цветы.

- Как они называются?

- Как вы думаете, почему?

(Подснежники появляются на проталинках)

(Каждому ребёнку даётся цветок подснежника изображенный на листе бумаги)

- Давайте вдохнём их аромат. (Вдыхаем через нос – выдыхаем через рот) 5 раз.

- А сейчас подул лёгкий весенний ветерок.

- Подул ветерок сильнее.

- Дует сильный ветер. Он несёт нам весеннее тепло.

- Ветер стих и мы можем отправиться на прогулку.

Приготовили пальчики и повторяем за мной.

Пальчиковая гимнастика

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из под старой травки

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

- Понравилась вам прогулка?

А что вы делаете на прогулке весной?

3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску слайд 8. Перед вами таблица со слогами.

Ба .... Со .... Па

Да .... Зо .... Та

 

Прочитайте слог в верхнем левом углу, теперь две клеточки направо; одна клетка налево, одна клетка вниз; одна клетка налево, две клетки направо.

4. Теперь возьмите ручки и срисуйте с доски такие же точки. Я буду называть слоги, а вы на месте точек записывайте буквы, обозначающие звонкий или глухой согласный.

ВА .... БА

СО

ЖИ .... ДЫ

Соедините точки, на которых вы записали буквы звонких согласных. Какая геометрическая фигура у вас получилась? А какие еще геометрические фигуры вы уже знаете?

Теперь немного отдохнем. Вставайте около своих парт и повторяйте за мной.

Солнышко, солнышко, золотое донышко! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

-Ребята, покажите, без слов, как вы радуетесь весеннему солнышку.

- Удивляетесь появляющимся на деревьях листочкам.

- огорчаетесь, когда солнышко спряталось за тучку.

У вас есть карточки с буквами, а также колокольчики и наушники. Я буду загадывать загадки, если слово-отгадка начинается на звонкий согласный, то вы кладете на букву, с которой начинается данное слово - колокольчик, если на глухой согласный, то вы кладете на букву наушники. Начнем.

г .... д

к .... т

 

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей, ни окон в нем,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут…(Гнездо)

 

Из газет меня сложили

И на воду опустили.

По волне и на ветру

Я плыву себе, плыву.(кораблик)

 

Я под снегом сплю зимой,

Появляюсь к вам весной.

Солнышко меня пригреет,

Я проснусь, позеленею.

Там где снег лежал едва,

Потянулась вверх...

ТРАВА.

 

Льет повсюду проливной,

По следам бежит за мной.

От него не убежать,

Лучше где-то переждать.

(Дождь)

 

Проверим получившееся. Слайд 9

Ребята, перед вами картинки, (слайд 10) посмотрите на них, найдите предметы, названия которых начинаются со звонких или глухих согласных. Придумайте предложение со своими словами.

 

Итог занятия

Ребята, чем мы занимались на занятии? (учились различать звонкие и глухие согласные)

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

-А тебе, Весна, было интересно у нас?

Конечно, я сегодня узнала столько нового. И поняла:

Чтобы случаев не было таких неясных,

И ответов не было плохих.

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтоб не путать звонких и глухих! Спасибо вам, до свидания.

Инструкция: Я раздам вам цветочки, а вы нарисуйте и подарите им своё настроение слайд 11 .

Теперь пришло время прощаться. Давайте встанем в круг

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед правую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!” Спасибо, ребята, до свидания.

 


 

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение «

Открытый классный час: «Согласные

Открытый классный час: «Согласные

Логопед: Проведем артикуляционную гимнастику

Логопед: Проведем артикуляционную гимнастику

А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)

А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)

Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата

Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата

Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)

Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)

Теперь возьмите ручки и срисуйте с доски такие же точки

Теперь возьмите ручки и срисуйте с доски такие же точки

У вас есть карточки с буквами, а также колокольчики и наушники

У вас есть карточки с буквами, а также колокольчики и наушники

Льет повсюду проливной, По следам бежит за мной

Льет повсюду проливной, По следам бежит за мной

Инструкция: Я раздам вам цветочки, а вы нарисуйте и подарите им своё настроение слайд 11

Инструкция: Я раздам вам цветочки, а вы нарисуйте и подарите им своё настроение слайд 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021