Годовая контрольная работа
для проведения промежуточной аттестации
обучающихся 10-х классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений
по английскому языку в 2024 году
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Назначение
Назначение годовой контрольной работы- оценить уровень языковой подготовки по английскому языку обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений в целях их промежуточной аттестации.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
Содержание контрольной работы по английскому языку определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089«Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») с учётом Примерных программ по иностранным языкам.
3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры контрольной работы.
Для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений в годовой контрольной работе предусмотрена 1 часть (письменная) и используются различные типы заданий на проверку коммуникативных умений и языковых навыков.
Выполнение обучающимися совокупности представленных заданий позволяет оценить уровень их иноязычной подготовки, достигнутого к концу обучения в 10 классе.
4. Структура и содержание контрольной работы.
Годовая контрольная работа состоит из письменной части, представленной 3 разделами и включающей задания по аудированию, чтению, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков обучающихся 10-х классов. В годовую контрольную работу по английскому языку включены задания с кратким ответом (КО), выбором ответов (ВО).
Распределение заданий годовой контрольной работы по проверяемым видам деятельности, умениям и навыкам
В контрольной работе проверяется иноязычная коммуникативная компетенция обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Контрольно-измерительные задания годовой контрольной работы нацелены на проверку речевых умений обучающихся 10-х классов в двух видах речевой деятельности (аудировании, чтении), а также некоторых языковых навыков. В частности, в контрольной работе проверяются:
• умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста (раздел 1);
• умение понимать основное содержание прочитанного текста (раздел 2);
• навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами (раздел 3).
В разделе 1 (задание по аудированию) проверяется сформированность умения понимания основного содержания прослушанного текста. Тип задания - задание с кратким ответом (КО).
Максимальный балл за выполнение задания – 6 баллов.
Раздел 2 (задания по чтению) содержит задание на контроль сформированности умений просмотрового чтения, направленного на понимание основного содержания прочитанного. Тип задания - задание с кратким ответом (задание на соответствие). В данном задании надо установить соответствие между заголовком и небольшим текстом.
Максимальный балл за выполнение задания – 7 баллов.
Раздел 3 (задания по лексике и грамматике) состоит из 12 заданий. В данном разделе проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов.
Максимальный балл за выполнение задания – 12 баллов.
5. Система оценивания
За верное выполнение каждого задания обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
За выполнение задания раздела 1 обучающийся может получить от 0 до 6 баллов; за задание раздела 2 – от 0 до 7 баллов; за задание раздела 3 – от 0 до 12 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся за выполнение контрольной работы, – 25.
Критерии определения оценки достижения предметных результатов
по итогам проведения годовой контрольной работы
Отметка по пятибалльной шкале |
Объем правильно выполненных заданий, % |
Объем правильно выполненных заданий в баллах |
5 |
90-100 |
23-25 |
4 |
66-89 |
17-22 |
3 |
50-65 |
13-16 |
2 |
менее 50 |
0-12 |
В Приложении приведён кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения итоговой контрольной работы по английскому языку.
6. Время выполнения работы
На выполнение заданий контрольной работы отводится 40 мин.
Приложение
Код требования |
Знания, умения, навыки проверяемые в контрольной |
|
1 |
|
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ: |
|
1.1 |
языковой лексический материал: |
|
|
значения лексических единиц, связанных с изученной тематикой и соответствующими ситуациями общения |
|
|
значения оценочной лексики |
|
|
значения реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка |
|
1.2 |
языковой грамматический материал: |
|
|
значение изученных грамматических явлений |
|
|
значение видовременных форм глагола |
|
|
значение неличных и неопределённо-личных форм глагола |
|
|
значение глагольных форм условного наклонения |
|
|
значение косвенной речи / косвенного вопроса |
|
|
значение согласования времён |
2 |
|
УМЕТЬ |
|
2.1 |
Аудирование |
|
|
Извлекать необходимую/запрашиваемую информацию из различных аудиотекстов соответствующей тематики |
|
2.2 |
Чтение |
|
|
Использовать ознакомительное чтение в целях понимания основного содержания сообщений, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы |
|
2.3 |
Компенсаторные умения |
|
|
Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании |
|
|
Игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста |
3 |
|
ВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОВЫМИ НАВЫКАМИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) |
|
3.1 |
Орфография |
|
|
Владеть орфографическими навыками в рамках лексико- грамматического минимума соответствующего уровня |
|
3.2 |
Грамматическая сторона речи |
|
|
Употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple, Present Perfect, Present Continuous), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах) |
|
|
Употреблять в речи распространённые и нераспространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке (We moved to a new house last year.) |
|
|
Употреблять в речи предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter.) |
|
|
Употреблять в речи предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park.) |
|
|
Употреблять в речи сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or |
|
|
Употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless |
|
|
Употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; Stop talking |
|
|
Употреблять в речи конструкции It takes me … to do some- thing; to look / feel / be happy |
|
|
Использовать в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect |
|
|
Употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive |
|
|
Употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous |
|
|
Употреблять в речи причастие I и причастие II |
|
|
Употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should, need, shall, could, might, would) |
|
|
Согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого |
|
|
Употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу и исключения |
|
|
Употреблять в речи определённый/неопределённый/нулевой артикль |
|
|
Употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения |
|
|
Употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения |
|
|
Употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many/much, few / a few, little / a little) |
|
|
Употреблять в речи количественные и порядковые числительные |
|
|
Употреблять предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия |
|
|
Употреблять в речи различные средства связи для обеспечения целостности высказывания (firstly, finally, at last, in the end, however и т.д.) |
|
3.3 |
Лексическая сторона речи |
|
|
Употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации в рамках тематики основной и старшей школы |
|
|
Употреблять в речи наиболее распространённые устойчивые словосочетания |
Предметное содержание речи |
||
|
А |
Повседневная жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки |
|
Б |
Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села |
|
В |
Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми |
|
Г |
Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни |
|
Д |
Роль молодёжи в современном обществе, её интересы и увлечения |
|
Е |
Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка |
|
Ж |
Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности |
|
З |
Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей |
|
И |
Природа и проблемы экологии |
|
К |
Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка |
|
Л |
Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры |
|
М |
Современный мир профессий, рынок труда |
|
Н |
Возможности продолжения образования в высшей школе |
|
О |
Планы на будущее, проблема выбора профессии |
|
П |
Роль владения иностранными языками в современном мире |
|
Р |
Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы |
|
С |
Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия |
|
Т |
Новые информационные технологии |
|
У |
Праздники и знаменательные даты в России и других странах мира |
Годовая контрольная работа по английскому языку
(промежуточная аттестация)
для обучающихся 10 класса
(базовый уровень)
Вариант 1
Раздел 1. Аудирование. .
Прослушайте шесть высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A–F и утверждениями, данными в списке 1–7. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Занесите свои ответы в таблицу.
1. TV may have a negative effect on learning.
2. TV should change in the future.
3. TV can teach a lot.
4. TV has many functions.
5. TV can ruin family life.
6. TV should be switched on and off in time.
7. TV can be a good friend.
Говорящий |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
Утверждение |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Чтение.
Установите соответствие между заголовками 1–8 и текстами A–G. Запишите свои ответы. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.
1. Education
2. Way of life
3. Public transport
4. Geography
5. Places to stay in
6. Favourite food
7. Hot spots for kids
8. Nightlife
A. Denmark, a small kingdom in northern Europe, has a lot of interesting places for tourists with children. For example, Legoland, a theme park, has become the largest tourist attraction in Denmark outside its capital Copenhagen. And Copenhagen itself is world famous for its Tivoli Gardens amusement park, which opened in 1843 in the heart of the city. The park offers ballet and circus performances, restaurants, concerts, and fireworks displays.
B. Denmark is the smallest Scandinavian country, consisting of the Jutland peninsula, north of Germany, and over 400 islands of various sizes, some inhabited and linked to the mainland by ferry or bridge. Throughout the country, low hills provide a constant change of attractive views; there are also cool and shady forests of beech trees, large areas of open land covered with rough grass, a beautiful lake district, sand dunes and white cliffs on the coast.
C. More than four-fifths of all Danes live in towns. The main cities represent a combination of medieval buildings, such as castles and cathedrals, and modern office buildings and homes. Denmark’s high standard of living and wide-ranging social services guarantee that the cities have no poor districts. Most people in the cities live in flats. But in the suburbs many also live in single-family houses.
D. Denmark’s fine beaches attract many visitors, and there are hotels and pensions in all major seaside resorts. Besides, excellent inns are to be found all over the country. Some are small and only serve local travellers, but others are adapted to the tourist and have established reputations for both international dishes and local specialities. There are also private rooms to let, usually for one night, and chalets all over Denmark.
E. There is a wide selection of places to go out in the evening, particularly in Copenhagen. Jazz and dance clubs in the capital city are top quality and world-famous performers appear regularly. There are numerous cafes, beer gardens and speciality beer bars. Entertainment available includes opera at the recently opened opera house in Copenhagen, ballet and theatre at a number of places in the larger cities, and live music of all kinds.
F. Most Danes eat four meals a day — breakfast, lunch, dinner, and a late-evening supper. Breakfast generally consists of cereal, cheese, or eggs. Dinner, which includes fish or meat, is usually the only hot meal. A traditional Danish dinner consists of roast duckling stuffed with apples, served with red cabbage and boiled potatoes. The other Danish meals consist mostly of sandwiches.
G. Almost all adult Danes can read and write. Danish law requires children to attend nine years of school. Primary school consists of the first seven grades, and secondary school lasts from three to five years. A five-year secondary school student can enter a university. Denmark has three universities. The University of Copenhagen is the oldest and largest. It was founded in 1479 and has about 24,000 students.
Текст |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
Заголовок |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Грамматика и лексика.
Прочитайте приведённый ниже текст. Заполните пропуски словами, выбрав к каждому предложению по одному верному слову, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 1-8.
1 |
Some native words __________________, giving way to international terms. |
2 |
The legends of ancient Greece tell us about the half man-half bull called the Minotaur. People were afraid of this strange and terrible beast __________________ in a deep, dark Labyrinth on the island of Crete. |
3 |
The Labyrinth __________________ by the cunning and ingenious mind of Daedalus. |
4 |
Daedalus was a brilliant architect and inventor – in fact, he was so brilliant that King Minos of Crete __________________ to let him go back to his home in Athens. |
5 |
Instead, he __________________ him as a prisoner. |
6 |
Daedalus lived with his son Icarus in a tower of the palace, and King Minos made him invent weapons of war that would make his army and navy even __________________ than they already were. |
7 |
Although Daedalus and Icarus had every comfort that they __________________ ask for, the father longed to return home to Athens. Icarus hardly remembered his city, but he too wanted to leave, because he longed to run and play in the open, rather than be in a tower all day. |
8 |
Daedalus looked out over the waves of the sea, and he realised that even if they managed to slip out of the tower and find a little boat, they would not be able to sail far. One of King Minos’s __________________ would spot and catch them very soon. |
1. a) appear b) appeared c) have appeared d) disappear
2. a) live b) living c) lived d) had lived
3. a) design b) were designed c) designed d) was designed
4. a) didn`t want b) wanted c) want d) not want
5. a) kept b) keep c) keeps d) was kept
6. a) powerful b) more powerful c) the most powerful d) as powerful as
7. a) could b) can c) can`t
8. a) seaman b) seamens c) seamen
Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 9-12, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 4-7.
9 |
Bubble gum is a type of chewing gum that is especially designed for blowing bubbles. It is ______ pink in colour and has a particular flavour. |
USUAL |
10 |
His wardrobes contained clothes of ______ patterns and designs. |
DIFFER |
11 |
There is a deep contrast between the __________________ exterior of the church and its modest interior. |
COLOUR |
12 |
The camp ground within the park was closed in 1983 and the motels closed in late 1984, coinciding with the opening of the luxurious resort. In 1992, the majority interest in the Yulara resort held by the Northern Territory ______ was sold and the resort was renamed Ayers Rock Resort. |
GOVERN |
Годовая контрольная работа по английскому языку
(промежуточная аттестация)
для обучающихся 10 класса
(базовый уровень)
Вариант 2
Раздел 1. Аудирование.
Прослушайте шесть высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A–F и утверждениями, данными в списке 1–7. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Занесите свои ответы в таблицу.
1. TV may have a negative effect on learning.
2. TV should change in the future.
3. TV can teach a lot.
4. TV has many functions.
5. TV can ruin family life.
6. TV should be switched on and off in time.
7. TV can be a good friend.
Говорящий |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
Утверждение |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Чтение.
Установите соответствие между заголовками 1–8 и текстами A–G. Запишите свои ответы. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.
1. National language
2. Freedom of media
3. Customs and traditions
4. Public transport
5. Geography
6. Leisure and sport
7. Modern history
8. Economic outlook
A. Lithuania is situated on the eastern Baltic coast and borders Latvia in the north, the Kaliningrad region of the Russian Federation and Poland in the southwest, and Belarus in the southwest and east. The geometrical centre of Europe lies in eastern Lithuania 25km north of its capital Vilnius. The landscape varies between lowland plains and hilly uplands and has a complex network of rivers.
B. Lithuania has historically been the least developed of the Baltic republics, with a smaller industrial base and greater dependence on agriculture. Sugar beet, cereals, potatoes and vegetables are the main crops. Lithuania’s foreign trade was gradually changing during the 1990s, and now the European Union, not Russia, is its main trading partner.
C. Lithuanian is the mother tongue for 80% of the population. After the country joined the European Union in 2004 this language has become one of the EU official languages. Lithuania has a large number of dialects for such a small territory, including High Lithuanian and Low Lithuanian.
D. Lithuania offers different opportunities for a nice vacation. You can explore a range of large sand dunes and pine forests while hiking in the Curonian Spit National Park, take part in some action sports in Nida, a village that makes a true paradise for sailing, windsurfing, paragliding and kiting, or try out more extreme sports, such as hot-air ballooning and gliding.
E. Those who are interested in folklore may enjoy their stay in Lithuania in any season of the year. The Mardi Gras celebrations are held in various Lithuanian cities and small towns at the beginning of February. The Folklore Festival is held in Vilnius’ Old Town during in May. There you can see craft fairs, taste traditional dishes, join song and parties and listen to psalms.
F. Lithuania’s TV market is dominated by commercial channels. The radio market is similarly competitive. Lithuania’s media are free and operate independently of the state, and there are no government-owned newspapers. However, politicians do occasionally attempt to influence editorial policy.
G. In cities and towns there are buses and trolleybuses, which usually run from 05.00 to 23.00, but times do vary between routes. You can’t pay the fare to the driver in cash but you can buy coupons from him. Coupons can be also bought at news kiosks before boarding. Minibuses are less crowded but more expensive.
Текст |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
Заголовок |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Грамматика и лексика.
Прочитайте приведённый ниже текст. Заполните пропуски словами, выбрав к каждому предложению по одному верному слову, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 1-8.
Titanic
1 |
The film Titanic was directed by James Cameron. The script _____________ by him, too. |
2 |
The film first _________________ out at cinemas in 1997. |
3 |
It was an immediate success, _______ eleven Oscars in 1998. |
4 |
Since then, millions of people around the world_______ watching Jack and Rose's tragic love story on board the ship Titanic. |
5 |
Titanic _____________ a cheap film to make. |
6 |
In fact, the film ______ more money to make than the original ship did! |
7 |
Most people who watch the film ________ the last fifteen or twenty minutes crying. |
8 |
I think it's the ________ and most wonderful film I've ever seen! |
1. a) write b) wrote c) were written d) was written
2. a) came b) come c) was coming d) comes
3. a) winning b) win c) would win d) was winning
4. a) enjoys b) enjoying c) have enjoyed d) would enjoy
5. a) wasn`t b) not be c) weren`t d) aren`t
6. a) costs b) cost c) would cost d) costing
7. a) is spend b) is spending c)spends d) spend
8. a) sad b) sadder c) saddest d) as sad as
Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 9-12, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 4-7.
9 |
Highways have changed the way Americans live. While highways may have improved travel in some ways, they have also caused many problems. Highways are bad for the environment. Today, more than 244 million cars travel on highways and burn gasoline, which creates air pollution. Highways are always _________________. Cars often travel at high speeds on highways. It is easy for accidents to happen. |
DANGER |
10 |
Today children love to buy pens and pencils which come in all shapes and colours in stationary shops. But in early_______________ schools students used a quill pen and ink to write. Since these schools did not have many supplies, children often had to make their own ink at home. |
AMERICA |
11 |
Britain is often represented by national symbols. There are two personifications of Britain: John Bull and Britannia. John Bull represents the typical Englishman, supposed to have a ‘bullish’ _________ and characteristics. |
APPEAR |
12 |
Auckland is the largest and most populous city in New Zealand. The __________________ of Auckland is getting close to 1.4 million residents. |
POPULATE |
Ключ к контрольной работе
Вариант 1
Раздел 1. Аудирование
Говорящий |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
Утверждение |
4 |
1 |
5 |
7 |
3 |
6 |
Раздел 2. Чтение
Текст |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
Заголовок |
7 |
4 |
2 |
5 |
8 |
6 |
1 |
Раздел 3. Грамматика и лексика
1- d
2- с
3- d
4- a
5- a
6- b
7- a
8- c
9- usually
10- different
11- colourful
12- government
Вариант 2
Раздел 1. Аудирование
Говорящий |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
Утверждение |
4 |
1 |
5 |
7 |
3 |
6 |
Раздел 2. Чтение
Текст |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
Заголовок |
5 |
8 |
1 |
6 |
3 |
2 |
4 |
Раздел 3. Грамматика и лексика
1- d
2- a
3- a
4- c
5- a
6- b
7- d
8- c
9- dangerous
10- american
11- appearance
12-population
Your Score
«5» |
23-25 |
«4» |
17-22 |
«3» |
13-16 |
«2» |
0-12 |
Текст для аудирования
Speaker A. Ninety-eight per cent of us in Britain have a TV set in our homes and, according to the experts, we rarely turn it off. In fact, the average viewer watches as much as 25 hours a week. Television informs, educates and entertains people. It also influences the way people look at the world and makes them change their views.
Speaker B. Primary school teachers are complaining of youngsters’ inability to concentrate and their need to be constantly entertained. Some students do their homework in front of the television set. Others rush through their homework so they can watch television. It would seem that too much TV is to blame.
Speaker C. Watching too much TV can lead to the ‘lodger’ syndrome. Some husbands come home, sit in front of the TV and simply don’t communicate with their families at all. Even when programmes contain nothing negative, it’s not really a good thing for so many families to spend whole evenings glued to the box.
Speaker D. However, there is another side to the picture. For the lonely, elderly or housebound, television can be a good thing, being a cheap and convenient form of entertainment and a ‘friendly face’ in the house. It can be an ideal way to relax, without necessarily turning you into a TV addict.
Speaker E. Television doesn’t just entertain, of course. There are times when it can be informative and can provide a source of good family conversation, e. g. TV programmes featuring various cultural, historical, political and artistic issues. For example, The National Geographic documentaries have recently become very popular.
Speaker F. Informative, useful, entertaining and relaxing — and yes, banal and boring — television is all of these. But if we’re not selective, surely we have only ourselves to blame. TV can be a part of family life, but when it becomes all of it, maybe that’s the time to reach for the ‘off’ switch.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.