Рабочая программа по внеурочной деятельности "1.Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1 – 4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. – Краснодар: «Традиция», 2009 г.
История и культура кубанского казачества"Рабочая программа по внеурочной деятельности " История и культура кубанского казачества"
1программа История и культура кубанского казачества.docx
1.Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества»
1 – 4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного
образования детей «История и культура кубанского казачества». М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В.
Чуп. – Краснодар: «Традиция», 2009 г.
История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется.
История это фундамент, на котором мы с вами строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что
бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, он исчезает. Люди остаются,
но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно
растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько
сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины. У них до сих пор
сохранился боевой дух, и они готовы нести службу, жить и работать на земле одной семьей.
Казачество невозможно без России, как и Россия без казачества. И сегодня оно вновь становится
активным творцом одним из надежных гарантов национальных интересов России.
Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной
земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны.
Изменения в общественной жизни современной России повлекли за собой необходимость пересмотра
как самой структуры образования, так и тематики изучаемых проблем. В богатейшей истории нашей
Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само
слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков
вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют
казаком. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории
Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С.
Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает
фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как не
достаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества! Профессиональные историки спорят о том,
откуда взялся термин «казак». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма
фрагментарно. История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего
анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к
истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся
свидетелями того, как считавшееся давно похороненным кубанское казачество возрождается и крепнет.
Поэтому изучение истории кубанского казачества в школах представляется достаточно актуальным.
Учащиеся это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции
казачества. Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность
активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся
казачьей системы духовнонравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях
благоприятного развития нашего региона изучение истории и культуры казачества является важной
составляющей воспитания и образования молодежи: именно на здоровых и крепких традициях можно
построить и сформировать достойное современное общество.
.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителейорганизаторов учебного процесса к религиозно
познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в
жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость
оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях
глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей
негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и
межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и
передачи социальнокультурного опыта. Восприятие школьниками, например,
поэтического и
изобразительного языка всё более осложняется изза незнания происхождения и значения духовной, рели
гиознофилософской, культурологической лексики и символов.
Историкокультурологическое
образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С
двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового
образования. Эта проблема требует обновления содержания, образования путём включения и
систематизации знаний об основах, истоках и религиозноэстетических традициях отечественной и
мировой культуры.
Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском
казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций
кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными
особенностями, основными ремёслами, видами труда;
• ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества,
обрядам,
казачьим праздникам,
приобщение учащихся к кубанским
знаменательным датам;
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
• привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет
обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих
реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских
казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани»,
«Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества»,
«Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические
блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы
работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё
одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий
программу, вправе самостоятельно выбирать как последовательность изучения
блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока в
зависимости от: социально-культурных особенностей своего образовательного
учреждения; исторических, культурных событий, происходящих в Краснодарском
крае; собственных профессиональных интересов.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём
привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-
ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих
родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит
из 34 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 2 учебных часа можно использоватьдля проведения
вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным
мероприятиям. Занятия проводятся в течение Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы достижения цели: занятия первого года обучения нацелены на применение
более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия
второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер
(исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный
поиск знаний).
Сведения о сроках реализации программы.
Полный курс «История и культура кубанского казачества» рассчитан на 4 года
обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа
для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. В отличие от авторской образовательной
программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения,
данная рабочая программа содержит меньшее количество часов 34 часа (33 ч 1 класс)
за год обучения-го часа 1 раз в неделю.
Практическая часть направлена на проведение экскурсий по станицам, встречи с казаками, посещение
концертов с участием казачьего хора, изучение казачьих песен, танцев, участие в фестивалях,
концертных программах.
Особое внимание будет уделено организации и функционированию школьного музея, который
должен стать основной практической деятельностью учащихся, изучающих историю казачества.
Формы работы:
урокилекции;
встречи, беседы с представителями казачества;
просмотр фильмов о казаках, фотографий;
использование мультимедийных технологий, Интернетресурсов;
экскурсии;
участие в культурномассовых мероприятиях.
Принципы работы Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы:
1. Личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью
добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. Природосообразность воспитания:
обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников
3. Культуросообразность воспитания:
изучение и освоение культуры народа
4. Гуманизация межличностных отношений.
Таблица распределения часов по годам обучения Разделы, темы
№
п/п
1. Вводное
занятие
Авто
рска
я
прог
рамм
а
8
2. Традиционная
16
культура
кубанских
казаков
3. История моей
16
кубанской
семьи
4. Труд и быт
казаков на
Кубани.
5. Декоративно
прикладное
искусство.
6. Памятники
истории
Кубанского
казачества.
16
16
16
Количество часов
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4кл.
ауд
.
вне
ауд
.
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
ауд
.
1
1
1
1
1
вне
ауд
.
1
3
3
3
3
3
ауд
.
1
1
1
1
1
вне
ауд
.
1
3
3
3
3
3
ауд
.
вне
ауд
.
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
Рабо
чая
прогр
амма
4
16
16
16
16
16
7. Основные
16
16
1
3
1
3
1
3
1
3
памятные даты
и
знаменательные
события из
истории
Кубанского
казачества.
8. Православие и
16
казачество.
9. Казак –
патриот.
16
16
16
10. Подведение
8
3
1
1
3
3
1
1
3
3
1
1
1
3
3
1
1
1
3
3
1
итогов,
подготовка и
проведение 2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Наименование разделов, блоков, тем
№
п/п
Количество часов
Всего
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков
История моей казачьей семьи
Труд и быт казаков на Кубани
Декоративно – прикладное искусство
Памятники истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества
Православие и казачество
Казак патриот
10 Подведение итогов,
подготовка и
проведение массовых воспитательных
мероприятий
Аудито
рные
1
2
2
1
3
2
2
2
1
1
4
4
4
4
4
4
4
3
1
Внеаудит
орные
2
2
3
1
2
2
2
2
1
Итого часов
33
16
17
Характеристика
деятельности обучающихся
Знать различные фольклорные
формы кубанского казачества;
особенности проведения
обрядовых праздников
кубанских казаков
Знать историю своей казачьей
семьи и /или истории семей
своих одноклассников.
Уметь выполнять домашние
обязанности в соответствии со
своим возрастом.
Принимать участие в выставке
работ кубанских умельцев.
Подготовить сообщения о
памятниках на Кубани.
Принимать участие в выставке
рисунков посвящённых памятным
датам истории кубанского
казачества.
Подготовить сообщения о
религиозных праздниках Кубани
Систематизировать и обобщить
знания учащихся о подвигах
кубанцев в годы войны.
Участвовать в массовых
общешкольных мероприятиях и
соревнованиях. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п Наименование разделов, блоков, тем
Всего
часов
Количество часов
Характеристика
деятельности обучающихся
Ауди
Внеауди
торные
торные
1
2
3
4
5
6
7
8
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков
1
4
1
2
История моей казачьей семьи
4
1
Труд и быт казаков на Кубани
Декоративно – прикладное искусство
Памятники истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества
Православие и казачество
4
4
4
4
4
2
2
1
2
1
2
3
2
2
3
2
3
Создавать презентации, выставки
рисунков.
Подбирать пословицы и
поговорки, сказки, легенды
кубанского народа,
презентации. Умение исполнять,
демонстрировать различные
фольклорные формы
кубанского казачества.
Знать и понимать уклад жизни,
особенности численного состава
и распределение обязанностей
традиционной казачьей
семьи.Уметь рассказывать о
своем казачьем роде.
Создавать презентации, мини
докладыо том, чем занимались
казаки. Изготавливать макеты
жилища казака.
Принимать участие в создании
презентаций, выставке работ
кубанских умельцев. Изготавливать
изделия декоративноприкладного
искусства своими руками.
Создавать презентации.
Подготовить рассказы детей о
герояхземляках, презентации,
выставки рисунков.
Принимать участие в создании
презентаций о религиозных
праздниках. Обобщить знания об
А.Невском, Святой Екатерине и
святом Георгии Победоносце. 9
10
Казак патриот
Подведение итогов,
подготовка и
проведение массовых воспитательных
мероприятий
Итого часов
3
4
1
1
1
34
15
19
Создавать презентации,
сообщения.
Подготовить участие в массовых
общешкольных мероприятиях и
соревнованиях.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п Наименование разделов, блоков, тем
Всего
часов
1
Количество часов
Характеристика
деятельности обучающихся
Аудито
рные
Внеаудит
орные
1
Принимать участие в создании
презентаций, выставке рисунков.
3
2
2
2
1
1
2
2
1
2
2
2
3
3
2
2
1
Научить подбирать пословицы и
поговорки,
легенды
кубанского народа.
сказки,
Систематизировать материал об
истории своей семьи.
Создавать
изготавливать своими руками.
макеты жилищ,
Принимать участие в создании
презентаций,
выставке работ
кубанских умельцев.
Создать сборник памятников
истории кубанского казачества.
Уметь создавать презентации;
принимать участие в выставке
рисунков.
Знать о религиозных праздниках.
Подготовить
сообщения об
А.Невском, Святой Екатерине и
святом Георгии Победоносце.
Создавать презентации, сообщения.
Подготовить участие в массовых
общешкольных мероприятиях и
соревнованиях.
4
4
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков 4
История моей казачьей семьи
Труд и быт казаков на Кубани
Декоративно – прикладное искусство
4
4
4
Памятники истории кубанского казачества 4
Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества
4
Православие и казачество
Казак патриот
10
подготовка и
Подведение итогов,
проведение массовых воспитательных
мероприятий Итого часов
34
15
19
Учебно-тематический план 4-го года обучения
Наименование разделов, блоков, тем
№
п/п
Всего
часов
Количество часов
Характеристика
Аудито
рные
Внеаудит
орные
деятельности обучающихся
1
2
3
4
5
6
7
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков
История моей казачьей семьи
Труд и быт казаков на Кубани
Декоративно – прикладное искусство
Памятники истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества
1
4
4
4
4
4
4
2
2
1
1
3
2
1
3
2
3
3
1
2
Принимать участие в создании
презентаций, выставке рисунков.
Подбирать пословицы и поговорки,
сказки, легенды кубанского народа,
диски с песнями.
Создавать презентации, мини
доклады.
Создаватьминидоклады
о
лекарственных
растениях,
макеты жилищ. Знать основные
виды ремёсел.
Знать основные виды ремёсел,
основные технологические
особенности изготовления
отдельных изделий.
Знать основные памятные
сооружения, связанные с
историей и культурой
кубанского казачества.
Знать памятные события и
даты, связанные с
историческими событиями
кубанского казачества.
Подготовить к выполнению
исследовательского проекта на
тему «История и культура
кубанского казачества» 8
9
Православие и казачество
Казак патриот
10 Подведение итогов,
подготовка и
проведение массовых воспитательных
мероприятий
Итого часов
1
1
4
4
1
3
3
1
Понимать основы духовной
жизни кубанских казаков.
Выполнить исследовательский
проект на тему «История и
культура кубанского
казачества»
Подготовить участие в массовых
общешкольных мероприятиях и
соревнованиях.
34
13
21
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы
православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предкиказаки. Семейный
фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративноприкладное искусство
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.).
Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или
культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для
современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество Православная вера основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества
Христова и Пасхи в казачьей семье.
Раздел 8. Казак патриот
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
2й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные
традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь.
Кубанская кухня. Конь верный друг казака.
Раздел 4. Декоративноприкладное искусство
Изготовление изделий декоративноприкладного искусства своими руками:
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
основные техники работы с материалом;
последовательность этапов изготовления изделия;
презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Памятники казакам защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии,
историческоеили культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного
события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Святой покровитель Кубанского казачьего войска благоверный князь Александр Невский. Святая
Екатерина и святой Георгий Победоносец особо почитаемые святые среди кубанских казаков.
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в
казачьей хате. Раздел 8. Казак патриот
Нравственные качества основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки будущие защитники
родной земли. Казачья честь.
Вводное занятие
3й год обучения (34 часа)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Казак труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских
казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
Раздел 4. Декоративноприкладное искусство
Изготовление изделий декоративноприкладного искусства своими руками:
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
основные техники работы с материалом;
последовательность этапов изготовления изделия;
презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.
Памятник Екатерине I в ЕкатеринодареКраснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии,
историческое или культурное событие», послужившее основанием для памятной даты. Значение данного
события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православный войсковой собор храм Святого благоверного князя Александра Невского в
ЕкатеринодареКраснодаре. Дом Кожи и православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме.
Молитва.
Раздел 8. Казак — патриот Переселение казаковчерноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар казачья
станица.
Вводное занятие
4й год обучения (34 часа)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки.
Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье.
Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица,
двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративноприкладное искусство
Изготовление изделий декоративноприкладного искусства своими руками:
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
основные техники работы с материалом;
последовательность этапов изготовления изделия;
презентация творческих работ.
С учётом усложнения задания по сравнению с 3м классом.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества.
Памятники и музеи.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии,
историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного
события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе». Православные праздники.
Раздел 8. Казак патриот Доблесть казаком. Кубанские» казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный
костюм. Оружие, награды.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи;
уклад жизни, особенности числового состава и распределения обязанностей традиционной
казачьей семьи;
основные ремёсла, технологические особенности изготовления отдельных изделий;
основные памятные сооружения, связанные с историческими событиями кубанского
казачества;
памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
основы духовной жизни кубанских казаков;
структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
использовать, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
реконструировать основные праздничные обряды;
рассказывать о своём казачьем роде;
выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями,
присущими кубанскому казачеству.
Личностные УУД:
Фрмирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности / неуспешности деятельности
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения программы ученик научится:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
принимать и сохранять учебную задачу.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
высказывать свою версию разрешения проблемы.
различать способ и результат действия.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных
достижений.
контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в
ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии,
справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе Интернете.
делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей
устанавливать аналогии. строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей в
изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
( в форме монолога или диалога).
слушать и понимать речь других людей.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
формулировать собственное мнение и позицию.
договариваться и приходить к общему мнению.
контролировать действия партнёра
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
5. Формы и виды контроля.
Примерные формы и виды контроля
№
Разделы
программ
Виды
контроля
Формы
контроля
Что контролируем
ы
1
Традицион
ная
культура
кубанских
казаков.
1.
Вводный,
текущий,
итоговый
Фольклорные
праздники,
викторины,
конкурс
инсценировок,
исследовательс
кий проект
«Моя семья»
Знание различных фольклорных
форм кубанского казачества;
знание особенностей проведения
обрядовых праздников кубанских
казаков;
умение исполнять, демонстрировать
различные фольклорные формы
кубанского казачества;
умение реконструировать основные
праздничные обряды. 2.
3.
4.
История
моей
казачьей
семьи.
Труд и быт
казаков на
Кубани.
Декоратив
но
прикладно
е
искусство.
Знание истории своей казачьей
семьи и/или истории семьи своих
одноклассников;
знание и понимание уклада жизни,
особенности численного состава и
распределения
обязанностей
традиционной казачьей семьи;
умение рассказать о своем казачьем
роде.
выполнять
Умение
домашние
обязанности в соответствии со своим
возрастом;
знание основных ремесел, видов ДПИ
основных
кубанского казачества,
технологических
особенностей
изготовления отдельных изделий
Семейные
праздники,
выставка
«Семейные
реликвии»,
выпуск
стенгазет
«Кубанская
семья»,
творческий
проект
«Родословная
моей семьи»
(либо
Выставка
творческих
работ
изделий)
«Традиционные
ремёсла
и
промыслы»,
«кубанская
старина»,
проект
«Занятия
кубанских
казаков»
Знание основных ремесел, видов
ДПИ кубанского казачества, основных
технологических
особенностей
изготовления отдельных изделий;
выполнение некоторых изделий,
поделок в
с
технологическими особенностями,
присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества.
соответствии
и
и
Викторина,
тестирование
«Ремёсла
виды
декоративно
прикладного
искусства»,
выставка
анализ
творческих 5.
6.
7.
8.
Памятники
истории
Кубанског
о
казачества.
Основные
памятные
даты и
знаменател
ьные
события из
истории
Кубанског
о
казачества.
Православ
ие
и
казачество
.
Казак
патриот.
работ учащихся
Видео, слайд
викторина,
акция «Во имя
России,
во
славу Кубани»,
творческий
проект
«История
памятника» (по
выбору
учащегося)
Викторина,
тестирование,
праздники,
связанны
памятными
датами,
исследовательс
кий проект.
с
Исследовательс
кий проект,
православные
праздники.
Исследовательс
кий проект
«Казакивойны
моей семьи»,
тестирование,
фронтальная
беседа.
Знание основных памятных
сооружений, связанных с историей и
культурой кубанского казачества;
выполнение исследовательского
проекта на тему «История и культура
кубанского казачества».
Знание памятных событий и дат,
связанных с историческими событиями
кубанского казачества;
выполнение исследовательского
проекта на тему «История и культура
кубанского казачества».
Понимание основ духовной жизни
кубанских казаков.
выполнение исследовательского
проекта на тему «История и культура
кубанского казачества».
Структура
и направления
деятельности кубанского казачьего
войска;
выполнение исследовательского
проекта на тему «История и культура
кубанского казачества» 6. Методические рекомендации.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятиевстреча,
занятиеэкскурсия, занятиегостиная, занятиеэкспедиция, занятиетворческий портрет, занятие
праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов,
и др. Занятия по данной программе носят практикоориентированный, творческий, игровой
характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных
методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвёртого года
обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель
ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
Смена различных видов деятельности является необходимым условиемработы с младшими
школьниками.Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
В творческом уровне можно дать разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по
учебным темам. Составить кроссворды, чайнворды, ребусы, словоловы, загадки, тематические
сборники интересных фактов, примеров, задач. Разработать плакаты опорных конспектов; сочинить
стихотворные формулировки.
Кроссворды, тесты можно также применять на любых этапах проверки знаний. Учащиеся, хорошо
освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды,
тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более
высокого уровня образования и развития.
Применение данных методических рекомендаций,
позволяет наиболееоптимально
активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.При работе с
учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и
репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
Более глубокому, сознательному и активному отношению к практическим занятиям помогает
наглядный материал. При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную
формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей
в команде, работать дружно и быстро.
Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес
к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Если в 12 классах занятия носят более
пассивный характер, учащиеся готовят только сообщения, рассказы, то к концу 34 классов необходимо
сформировать у учащихся навыки исследовательской работы, разработка и защита проектов. Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти
вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться
перед каждым выходом, во время практических занятий.
7.Описание материальнотехнического обеспечения образовательного
процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально
Количество
технического обеспечения
Печатные пособия
Список литературы для педагога:
1. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.1993.
3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной
обрядности казачеств России: конфессиональные осо
бенности и функции // Православие, традиционная
культура, просвещение. Краснодар, 2000.
4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992
Т. 12
5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и вре
мени. Краснодар, 2006.
6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал //
Дикаревские чтения
Итоги фольклорно
этнографических исследований этнических культур
Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.
(4).
7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты
мужской субкультуры кубанского казачества)
//
Православие, традиционная культура, просвещение.
Краснодар, 2000.
8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе цен
ностей кубанских казаков // Из культурного наследия
славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды ку
банского казачества. Краснодар, 2003.
10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество.
1998. № 2.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 11. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского ка
зачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.
12. Бондарь Н.И.Что мы знаем друг о друге? Этногра
фический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед'
90. Ежегодник. Краснодар, 1990.
13. Борисова О.Г. Кубанские говоры: материалы к слова
рю. Краснодар, 2005.
14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966.
15. Волкострел Т.М. Отражение православия в послови
цах восточнославянского населения Кубани // Право
славие, традиционная культура, просвещение. Краснодар,
2000.
16. Волкоспгрел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани
(исторический и этнический аспекты) // Освоение Кубани
казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар,
2002.
17. Воронин В. В. Повседневный застольный этикет ку
банских казаков // Сбережение народа: традиционная
народная культура. Краснодар, 2007.
18. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в
традиционной кубанской казачьей культуре: Первый
выход в поле // Мир славян Северного Кавказа.
Краснодар, 2005. Вып. 2.
19. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского
населения Кубани. Краснодар, 1999.
20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых
источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы
истории и культуры. Краснодар, 2002.
21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем
свадьбу. М., 1987.
22. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Краснодар,
1997. Т. 12.
23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Красно
дар, 2002. Вып. 1.
24.
Капышкина (Хачашрян) С.Ю.
Декоративно
прикладное искусство в контексте изучения
предметного кода традиционной. Итоги фольклорно
этнографических исследований этнических культур
Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.
25. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.
Краснодар, 2006.
26. Колесников В.А. Однодворцыказаки. СПб.2000.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 27. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель
В. В. Воронин. Краснодар. 2001.
28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор.
М., 1995.
29. Кукушкин Б. С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогикаи
этнопсихология. РостовнаДону, 2000 (В т.ч. народные
воспитательные традиции).
30. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Красно
дар, 1995.
31. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Очерки истории формен
ной одежды кубанских казаков (конец XVIII 1917
г.). Краснодар, 2000.
32. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Страницы военной исто
рии кубанского казачества. Краснодар, 2007.
33. Мир детства и традиционная культура. М., 1996.
34. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской тради
ционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия.
СПб., 2005.
35. Народная проза Кубани / Авторысост.: Л.Б. Марты
ненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и
легенды, анекдоты, былички, сказки)
36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве
мира взрослых. СПб.2000.
37. Ткач си ко//. Кубанский говор. Опыт авторского слова
ря. М., 1998.
38. Попова О.С. Традиционная культура и православие
(И. А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) //
Сбережение народа: традиционная народная культура.
Краснодар, 2007.
39. Пословицы, поговорки и загадки Кубани /Сост.: Л.Б.
Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар. 1993.
40. Пословицы, поговорки и загадки Кубани/Сост.: Л. Б.
Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000.
41. Семенцов М.В. Народная медицина кубанских каза
ков. Краснодар, 1993.
42. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной
культуры восточнославянского населения Кубани (К
вопросу о возникновении святых источников) //
Православие, традиционная культура, просвещение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Краснодар, 2000.
43. Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей се
мье //Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно
этнографических исследований этнических культур
Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999.
44. Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар,
2002.
45.
Чучмай
Г.Т.
Тайна
географических
названий.Краснодар, 2000.
46. Бардадым В. Священные камни. Краснодар, 2008.
47. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего поиски.
Краснодар, 2007. Т. 12.
48.
Сень Д. В.
Кубанское Игнатове Кавказское:
исторические пути казаковнекрасовцев (1708 конец
1920х гг.). Краснодар, 2002.
49. Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Историкокраеведческий
словарь школьника. Краснодар, 2008. Ч. П.
50. Попко И.Д. Черноморские казаки. Краснодар, 1992.
51. Куценко И.Я. История кубанского казачества. Красно
дар, 1990; 1994.
Список литературы для учащихся
1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар,
2002.
2. Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В.В.
Воронин. Краснодар, 2001.
3. Народная проза Кубани/ Авторысост.: Л.Б. Мар
тыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и
легенды, анекдоты, былички, сказки).
4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.
5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б.
Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 1993.
6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б.
Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000.
3. Технические средства обучения
Компьютер
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 4. Экраннозвуковые пособия
Интерактивная доска
1
6. Оборудование кабинета (ов)
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
УУД
Всего
часов
Ауди
Внеауди
торные
торные
1
2
3
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков
1
4
1
2
История моей казачьей семьи
4
1
2
3
Создавать презентации, выставки
рисунков.
Подбирать пословицы и
поговорки, сказки, легенды
кубанского народа,
презентации. Умение исполнять,
демонстрировать различные
фольклорные формы
кубанского казачества.
Знать и понимать уклад жизни,
особенности численного состава
и распределение обязанностей
традиционной казачьей
семьи.Уметь рассказывать о
своем казачьем роде. 4
5
6
7
8
9
10
Труд и быт казаков на Кубани
Декоративно – прикладное искусство
Памятники истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества
Православие и казачество
Казак патриот
Подведение итогов,
подготовка и
проведение массовых воспитательных
мероприятий
Итого часов
2
2
1
2
1
3
4
4
4
4
4
4
1
2
2
3
2
3
1
1
Создавать презентации, мини
докладыо том, чем занимались
казаки. Изготавливать макеты
жилища казака.
Принимать участие в создании
презентаций, выставке работ
кубанских умельцев. Изготавливать
изделия декоративноприкладного
искусства своими руками.
Создавать презентации.
Подготовить рассказы детей о
герояхземляках, презентации,
выставки рисунков.
Принимать участие в создании
презентаций о религиозных
праздниках. Обобщить знания об
А.Невском, Святой Екатерине и
святом Георгии Победоносце.
Создавать презентации,
сообщения.
Подготовить участие в массовых
общешкольных мероприятиях и
соревнованиях.
34
15
19
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Горб Ирина Павловна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.