Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Руслан»
Городское методическое объединение воспитателей ОУ
Тема: «Профессиональное взаимодействие педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей как способ повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
КУМУКОВА К.М. – педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Руслан»
ИХСАНОВА Н.А. – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Руслан»
г.Новый Уренгой,2017
Профессиональное взаимодействие педагога-психолога, учителя-логопеда и
воспитателей как способ повышения эффективности воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом.
Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь учителю-логопеду и наоборот, а они, в свою очередь, помогут воспитателям максимально эффективно организовать коррекционно-развивающую работу с нуждающимися детьми в группе. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании и апробации модели взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, личностное и познавательное развитие ребенка
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Ø Создать модель коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, как условие речевого и личностного развития ребенка.
Ø Создать модель коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и воспитателей, как условие личностного и познавательного развития ребенка.
Ø Создать модель коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей, как условие речевого и познавательного развития ребенка.
Обозначить основные направления взаимодействия в коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
Ø Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
v Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну фуекцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
v Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
v Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возростного развития, с учетом факторов риска.
v Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитарных функций.
v Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
v Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Направления совместной работы:
1. Диагностическое.
Задачи:
- изучение психических, речевых и познавательных особенностей развития ребенка;
- выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
2. Коррекционно-развивающее.
Задачи:
- разработка перспективных планов интегрированных коррекционно-развивающих занятий;
- составление индивидуальных планов занятий с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.
3. Аналитическое.
Задачи:
- анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы;
- отслеживание эффективности коррекционно-разивающей работы.
4. Экспертное.
Задачи:
- анализ эффективности коррекционно-развивающей работы.
5. Индивидуальная и групповая работа с родителями.
Задача:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Индивидуальная и групповая работа с педагогами.
Задача:
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
Коррекционно-развивающий процесс не возможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, тренингов, мастер-классов, деловых игр, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторов риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними.
Разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в познавательном, речевом и личностном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

Совместное проведение деловой игры для родитей подготовительных групп


Совместное проведение открытого занятия для педагогов ДОУ

Совместное проведение викторины «Умники и умницы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.