Тема: «Гостевой этикет».
Форма: Интегрированное занятие.
Дата: 13.03.2023
Возраст детей: 10-14 лет .
Цель: Закрепить представления внешнего вида и поведения детей дома и в гостях.
Проблема: Наши дети часто бывают приглашены в гости и сами часто принимают гостей, мы замечаем что дети часто не обращают внимания на свой внешний вид и поведение, в связи с этим выявилась проблема: "Проблема гостевого этикета" Наша цель привитие детям навыков гостевого этикета, воспитывать и прививать тактичность культуру поведения в обществе.
Для решения проблемы были поставлены задачи:
Ø продолжить работу по воспитанию детей этических норм поведения
Ø познакомить с требованиями современного гостевого этикета
Ø расширять запас знаний этикета
Ø формировать аналитическое мышление детей
Ø Обобщить материал по культуре поведения за столом воспитывать общую культуру поведения.
Думаю что мне удастся решить эту проблему в формате интегрированного занятия, т. е используя многообразие большого количества приемов.
Ход.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, и уважаемые гости. Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим об этикете. Все хотят дать самое лучшее детям и воспитать достойного человека. Но часто забывают о том, что немаловажную роль в воспитании ребенка занимает детский этикет. Необходимо помнить: дети не бывают слишком маленькими, чтобы учиться приветствовать семью, гостей. Независимо от возраста или пола дети должны соблюдать этикет в гостях. Зная основные правила этикета, ребенок будет достойно себя вести.
Что такое этикет?
Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах. «Этикет – это правила поведения человека среди других людей». Этикет – совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения. Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.
Я хочу остановиться на гостевом этикете. Гостевой этикет – это правила поведения в гостях и правила приема гостей.
Гостевой этикет включает в себя следующие правила:
· правила приема и встречи гостей;
· правила поведения в гостях;
· правила поведения за столом.
Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства?
– приветствие!
Предлагаю всем ребятам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом воспитатель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные воспитателем:
· в Казахстане принято пожимать друг другу руки;
· в Италии – горячо обниматься.
· в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
· в Зимбабве – трутся спинами;
· в Македонии – здороваются локтями;
· в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
· у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром
Дети приветствуют друг друга
Воспитатель:- А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?(Культурный,воспитанный)
Воспитанники высказывают свои объяснения.
Ребята, сегодня мы поговорим о том, как нужно правильно вести себя в гостях.Обычай ходить в гости - древний. Зачем же люди ходят в гости? Наверное, есть много причин. Во - первых, приятно, когда увидев тебя, кто- нибудь обрадуется и тепло улыбнётся. Во - вторых, собираются в гостях разные люди. Они поговорят о разном, и от этого мы все становимся богаче и умнее. В дом зовут гостей, чтобы разделить с ними какую - то радость. И само собой разумеется, выработались определённые представления о том, как вести себя хозяину и как гостю. Многие из вас скажут: «Мы об этом уже знаем». И верно: знают. Только же так часто знание и дело не совпадают?
-Куда мы ходили в гости?
-Кто приходил к нам?
Правила приема и встречи гостей:
· Хозяин дома встречает гостей на пороге квартиры, помогает им снять пальто и ведет их к хозяйке, которая представляет пришедших другим гостям.
· Если гости принесли какой-нибудь подарок, хозяева благодарят их и тут же разворачивают его.
· Не следует чрезмерно украшать квартиру цветами, в таком случае те, которые принесут гости, не вызовут желанного эффекта. Непременно оставьте одну или две вазы свободными, но наполненными водой, чтобы можно было без суеты и траты времени поставить в них принесенные цветы.
· Показывать альбомы с фотографиями можно только тогда, когда все этого желают.
Правила поведения в гостях:
· В гости ходить лучше всего по приглашению.
· Если вы приглашены на обед или ужин, будьте точны.
· Придя в гости, нужно обязательно поздороваться с хозяевами, а также поприветствовать всех присутствующих.
· Вежливый гость обычно преподносит хозяйке цветы.
· Гость должен стараться поддерживать разговор с остальными гостями.
Правила поведения за столом:
· Не принято ставить локти на стол и тем более подпирать щеки ладонями. Можно положить на край стола только кисть руки. Салфетку кладут на колени.
· За столом есть нужно спокойно, не торопясь, и никогда не следует разговаривать с полным ртом. Окончив приём пищи, нож и вилку нужно положить на тарелку параллельно друг другу (нож справа от вилки).
· Вставая из-за стола, необходимо поблагодарить хозяев.
Основной этап.
Вопрос №1
Тебе открыли дверь. Какие первые слова ты скажешь хозяину?
Или когда к вам пришли гости.
(ответы детей).
- Первые слова, которыми мы встречаем гостей: «Здравствуйте!» Это значит, мы желаем быть здоровыми. А когда мы встречаем словами «доброе утро»! «добрый день»! мы желаем гостям хорошего настроения, крепкого здоровья. Хотим, чтобы всё утро или весь день был у него радостный, светлый.
Вопрос №2. Как вести себя в гостях?
2).Просмотр видеоролика «Как Винни-Пух ходил в гости» правила этикета
3). Беседа по мультфильму.
-Назовите ошибки в поведении Винни-Пуха? (без приглашения пошел в гости; не вытер ноги; много ел; вел себя не скромно).
-Как повел себя Кролик с гостями?(вежливо, тактично, гостеприимно. Угощал вкушняшками, пока все не кончились . Даже ,когда Винни-Пух развалил ему домик, Кролик промолчал.)
Народом создано немало самых разных пословиц о поведении в гостях, в общественных местах.
4) Какие вы знаете пословицы о гостях? Ответы детей.
«Не дорог подарок, дорога любовь».
«Чай пить- не дрова рубить».
«Тогда пляши, когда играют».
«Умную речь хорошо и слушать».
«Не торопись отвечать, торопись слушать»
5). Описывание ситуации по картинке.
Детям раздаются картинки, они должны выписать как нельзя вести себя в гостях.
(выступление детей по картине).
- Время для обсуждения 2 минуты.
- 2 минуты вышло, кто готов начать? Какая у вас ситуация?
(Дети комментируют каждую ситуацию и делают общий вывод о том, как следует ходить в гости, а также как следует принимать гостей).
6) Игра «Речевой этикет»
1. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)
2. Выскажите просьбу. ( Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста… Разрешите попросить вас…Не могли бы вы?.. Будьте так любезны… Будьте добры!)
3. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)
4. Как принято извиняться в культурном обществе? ( Приношу вам свои извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)
5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе ? (Не огорчайтесь…Нет повода для беспокойства…Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо…Успокойтесь…)
6. Есть ли у тебя запас слов благодарности ?( Благодарю вас…Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.)
7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь увидеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
Молодцы, хорошо поработали! Я думаю, что после сегодняшнего занятия мы еще раз задумаемся о нашем отношении к людям, которые вас окружают.
«От теории к практике» (Сервировка стола)
Задание: за одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, салфетку.
(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола на 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).
Рефлексия:
Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.
И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Ещё расскажем всем.
– А
теперь подведем итог работы.
– Что из занятия пригодиться тебе в жизни?
– Какие слова услышал впервые сегодня?
– Оцените свою работу веселым или задумчивым смайликом. Если у вас не было
ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете
веселый, если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивый.
Дети помещают выбранные ими смайлики на доску. Воспитатель делает вывод. Если много веселых смайликов, значит можно двигаться дальше. Если больше задумчивых, то на следующем занятии необходимо будет вернуться к выполнению подобных заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.