Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск |
Раздел 2. Государства Европы и Америки в XVIII в. Урок 1. Европейские государства XVIIIвека: общее и особенное |
История 8 класс. Учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г. |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
|
Конспект |
Конспект
Цель: выяснить и характеризовать пути модернизации различных стран Европы и США в XVIII в.
Задачи:
· выяснить, каким образом сочетались традиции и новые веяния в различных сферах жизни европейских стран, причины преобразований, проводимых европейскими монархами;
· определить и оценить изменения в положении Церкви в политической и общественной жизни Европы;
· развивать навыки групповой работы, анализа различных исторических источников, систематизации выводов в таблицах и схемах, умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, представлять результаты групповой работы.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологий развития критического мышления и коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г.; рабочие листы.
Ход урока.
1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, распределение учащихся по группам.
2.Мотивационно-целевой этап.
XVIII в. вошел в историю как век Просвещения или век Разума. Как вы думаете, какая проблема стояла перед европейскими обществами и правителями в связи с распространением идей просветителей? (подвести учащихся к выводу о проблеме перехода, выбора модели перехода в «царство разума»).
Формулировка цели и задач урока.
Слайд 1. Гипотеза:
· в XVIII в. страны Западной Европы и США решали проблему выбора пути модернизации – перехода от аграрного, традиционного, общества к индустриальному;
· развитие европейских государств шло неравномерно, поэтому переход шел с учетом исторического пути и опыта каждой страны.
3.Изучение нового материала:
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 3. План:
1. Монархии и республики в Европе XVIII в.
2. Старые порядки и новые веяния.
3. Государство и Церковь.
4. Экономическая и социальная политика европейских монархов.
Распределение заданий для групповой работы.
На работу каждой группы 10-15 минут, представление результатов работы – по 3 минуты.
Слайд 4. Монархии и республики в Европе XVIII в.
«Господь создал царей не для того, чтобы они проводили время в наслаждениях, а для того, чтобы они управляли своей землёй. Государь существует для того, чтобы работать, и если он хочет царствовать честно, то должен сам управлять делами»,- считал король Пруссии Фридрих-Вильгельм I.
О каком варианте монархической власти писал король Пруссии? (просвещенный абсолютизм).
Во всех ли странах Европы монархии соответствовали представлениям просветителей о характере монархической власти?
Презентация результатов работы группы № 1.
Слайд 5. Обобщение ответов учащихся. Комментарии к таблице:
Вид монархии |
Страны |
Обязанности монарха |
Основа власти |
Представитель-ные органы власти |
Абсолют-ная |
Франция, Испания, Португалия, монархия Габсбургов, Пруссия, Швеция, Дания |
- уважение зако-нов и обычаев страны - обеспечение привилегий высших сословий |
- армия, чинов-ничий аппарат |
- или не созывались вообще - или созывались нерегулярно
|
Парламентская монархия
|
Англия, Ирландия, Швеция, Речь Посполитая |
- соблюдение законов, благо широких слоев общества |
Принцип разделения властей |
- ограничивали власть короля - выборы монарха |
Обсуждение проблемы о соответствии политических режимов европейских государств идеям Просвещения.
Слайд 6. Старые порядки и новые веяния.
Вспомните правление французского короля Людовика XVI, известного как «король –солнце». При нем абсолютизм достиг своего апогея. В первую очередь это проявилось в создании огромного бюрократического аппарата, появилось громадное число придворных, чья должность была абсолютно бессмысленной, но высоко оплачиваемой.
А вот что писал в письме Марии – Терезии король Габсбургской династии Иосиф II о принципах своей внутренней политики:
« 2. Ограничить роскошь и уменьшить излишние расходы.
3. Реформировать бесполезные должности, чтобы 20 человек не делали работу, для которой хватит и восьми.
4. Не платить щедро людям за то, что они ничего не делают, и не компенсировать дурным должностным лицам их отстранение от службы, потому что мой принцип состоит в том, что всякий человек должен быть использован в обществе с пользой и платить следует за заработанное.
5. Навести порядок в финансах.
6. Создать менее дорогую дорогу и хорошо управляемую военную систему».
Почему меняется политика монархов в эпоху Просвещения, к каким последствиям это привело, расскажет группа № 2.
Слайд 7. Обобщение ответов учащихся. Комментарии к схеме:
Слайд 8. Государство и Церковь.
Отношения светской власти и церковной в европейских государствах во многом зависели от процессов Реформации, которые проходили в XVI – XVII вв. Как вы думаете, в каких странах, католических или протестантских, правители более активно вмешивались во внутрицерковные дела? (обсуждение проблемы).
Презентация результатов работы группы № 3.
Слайд 9. Обобщение ответов учащихся. Вариант заполнения таблицы:
Характер политики в отношении Церкви: · подчинение Церкви светской власти |
|
Мероприятия правителей |
Результаты |
- государственный контроль над инквизицией в Испании и Португалии - конфискация церковных и монастырских земель в пользу государства - государственный контроль образования - изгнание ордена иезуитов из Португалии, Франции, Испании, конфискация имущества ордена. |
- открытие государственных начальных и средних школ - утверждение свободы веротерпимости - равенство гражданских прав католиков и протестантов во Франции
|
Можно ли утверждать, что политика европейских правителей была направлена не только против Церкви, но и против религии? (обсуждение проблемы)
Слайд 9. Экономическая и социальная политика европейских монархов.
Ведущими экономическими теориями, которые лежали в основе политики европейских монархов были меркантилизм и протекционизм. Эти теории были тесно связаны между собой. Комментарии к схеме:
Какие инструменты использовали европейские монархи в экономической и социальной политике в XVIII в. Презентация результатов работы группы № 4.
Слайд 10. Обобщение учителя. Вариант заполнения таблицы.
Модели экономической политики |
Изменения в социальной политике |
||
Причины |
Результаты |
||
Пруссия, Россия Португалия: - высокие ввозные пошлины на инозем-ные товары - превышение выво-за товаров - привилегии вла-дельцам промыш-ленных предприятий |
Испания, Франция, итальянские государства: - свобода предпри-нимательства: § отмена госконтроля над торговлей от-дельными товарами § упразднение ремесленных цехов |
- бесперебойное поступление налогов в казну |
- отмена личной зависимости крестьян - государственный контроль над раз-мерами наделов и повинностей
|
Слайд 11. Дополнительный материал. Комментарии к схеме:
4.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
5.Обсуждение домашнего задания.
Слайд 12. Домашнее задание:
§ 4, вопросы к параграфу.
Слайд 13. Источники
https://www.istmira.com/vsemirnaya-istoriya-s-drevnejshix-vremen-do-konca/1296-socialno-yekonomicheskoe-razvitie-evropy-v-xviii.html
https://studbooks.net/61868/istoriya/ekonomicheskoe_politicheskoe_razvitie_stran_evropy_v_xviii
https://bstudy.net/833072/istoriya/xviii_evropeyskoy_mirovoy_istorii
https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1475
http://religiocivilis.ru/rihc/chandst/19-cerkov-i-gosudarstvo-v-evrope-v-xviiixx-vv-.html
К. В. Рыжов. Все монархи мира. Западная Европа (Энциклопедия). М., 1999. С. 593
Ю. Е. Ивонин, Л. И. Ивонина. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI—XVIII вв. Смоленск, 2004. С. 455-456
Рабочий лист 1.
Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 4, п.1, стр. 23 – 25, дополнительный материал.
Выяснить виды монархий в Европе, оценить роль и место государя в системе государственной власти. Выводы зафиксируйте в таблице.
Можно ли считать, что в республиках XVIII века властные полномочия принадлежали всему обществу?(устно)
Дополнительные материалы
Само слово «республика» появилось в Древнем Риме в VI в. до н.э. и означало «общественное дело».
Близким к действительно республиканскому было в XVIII в. политическое устройство Венецианской республики (до 1797 г.), таких городов-государств как Генуя, Лукка и Женева, а также Республики Соединенных провинций (Нидерландов). В Венецианской республике и городах-государствах политический режим имел в значительной мере олигархический характер, т. е. реальная власть была сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств. Верховная власть в Республике Соединенных провинций принадле-жала Генеральным штатам, в которых были представлены депутаты всех семи провинций страны, а также Государственному совету. Наряду с этим сохранялись и должности провинциальных наместников - штатгальтеров (статхаудеров), которые занимали принцы Оранского дома.
Вид монархии |
Страны |
Обязанности монарха |
Властные полномочия |
Представитель-ные органы власти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочий лист 2.
Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 4, п.2, стр. 25 – 26. Выясните, с какими старыми порядками тормозили развитие европейских государств в XVIII в., какие способы решения проблем были использованы, к каким последствиям привела политика правителей. Выводы оформите в схеме.
Рабочий лист 3.
Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 4, п.3, стр. 26 – 28. Выясните характер политики в отношении Церкви, выделите мероприятия правителей по отношению к Церкви и их результаты. Выводы систематизируйте в таблице.
Характер политики в отношении Церкви:
|
|
Мероприятия правителей |
Результаты |
|
|
Рабочий лист 4.
Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 4, п.4, стр. 28 – 29. Выясните, какие варианты экономической политики использовали правители разных стран Европы в XVIII в. Какие изменения произошли в социальной политике отдельных государств? Выводы систематизируйте в таблице.
Модели экономической политики |
Изменения в социальной политике |
||
Причины |
Результаты |
||
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.