Государства Европы и Америки в XVIII в.: общее и особенное.
Оценка 5

Государства Европы и Америки в XVIII в.: общее и особенное.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
8 кл
19.06.2022
Государства Европы и Америки в XVIII в.: общее и особенное.
Конспект к уроку "Государства Европы и Америки в XVIII в. включает цели и задачи урока, основные положения темы, рабочие листы для групповой работы.
1.Государства Европы и Америки в 18 веке.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск

Раздел 2. Государства Европы и Америки в XVIII в. Урок 1. Европейские государства XVIIIвека: общее и особенное

История 8 класс. Учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г.

 

Гудзишевская Нина Валентиновна

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1640581/pub_5dd7523a8294e33d61ccd99b_5dd759d453711a3617e8a466/scale_1200

 

Конспект

 


 

Конспект

Цель: выяснить и характеризовать пути модернизации различных стран Европы и США в XVIII в.

Задачи:

·                    выяснить, каким образом сочетались традиции и новые веяния в различных сферах жизни европейских стран, причины преобразований, проводимых европейскими монархами;

·                    определить и оценить изменения в положении Церкви в политической и общественной жизни Европы;

·                    развивать навыки групповой работы, анализа различных исторических источников, систематизации выводов в таблицах и схемах, умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, представлять результаты групповой работы.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологий развития критического мышления и коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г.; рабочие листы.

 

Ход урока.

1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, распределение учащихся по группам.

 

2.Мотивационно-целевой этап.

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения или век Разума. Как вы думаете, какая проблема стояла перед европейскими обществами и правителями в связи с распространением идей просветителей? (подвести учащихся к выводу о проблеме перехода, выбора модели перехода в «царство разума»).

Формулировка цели и задач урока.

 

Слайд 1. Гипотеза:

·                    в XVIII  в. страны Западной Европы и США решали проблему выбора пути модернизации – перехода от аграрного, традиционного, общества к индустриальному;

·                    развитие европейских государств шло неравномерно, поэтому переход шел с учетом исторического пути и опыта каждой страны.

 

3.Изучение нового материала:

 

Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.

 

Слайд 3. План:

1.                  Монархии и республики в Европе XVIII в.

2.                  Старые порядки и новые веяния.

3.                  Государство и Церковь.

4.                  Экономическая и социальная политика европейских монархов.

Распределение заданий для групповой работы.

На работу каждой группы 10-15 минут, представление результатов работы – по 3 минуты.

 

Слайд 4. Монархии и республики в Европе XVIII в.

 «Господь создал царей не для того, чтобы они проводили время в наслаждениях, а для того, чтобы они управляли своей землёй. Государь существует для того, чтобы работать, и если он хочет царствовать честно, то должен сам управлять делами»,- считал  король Пруссии Фридрих-Вильгельм I.

О каком варианте монархической власти писал король Пруссии? (просвещенный абсолютизм).

Во всех ли странах Европы монархии соответствовали представлениям просветителей о характере монархической власти?

Презентация результатов работы группы № 1.

 

Слайд 5. Обобщение ответов учащихся. Комментарии к таблице:

Вид монархии

Страны

Обязанности монарха

Основа власти

Представитель-ные органы власти

Абсолют-ная

Франция, Испания, Португалия, монархия Габсбургов, Пруссия, Швеция, Дания

- уважение зако-нов и обычаев страны

- обеспечение привилегий высших сословий

- армия, чинов-ничий аппарат

- или не созывались вообще

- или созывались нерегулярно

 

 

Парламентская монархия

 

Англия, Ирландия, Швеция, Речь Посполитая

- соблюдение законов, благо широких слоев общества

Принцип разделения властей

- ограничивали власть короля

- выборы монарха

Обсуждение проблемы о соответствии политических режимов европейских государств идеям Просвещения.

 

Слайд 6. Старые порядки и новые веяния.

Вспомните правление французского короля Людовика XVI, известного как «король –солнце». При нем абсолютизм достиг своего апогея. В первую очередь это проявилось в создании огромного бюрократического аппарата, появилось громадное число придворных, чья должность была абсолютно бессмысленной, но высоко оплачиваемой.

А вот что писал в письме Марии – Терезии король Габсбургской династии Иосиф II о принципах своей внутренней политики:

« 2. Ограничить роскошь и уменьшить излишние расходы.

3. Реформировать бесполезные должности, чтобы 20 человек не делали работу, для которой хватит и восьми.

4. Не платить щедро людям за то, что они ничего не делают, и не компенсировать дурным должностным лицам их отстранение от службы, потому что мой принцип состоит в том, что всякий человек должен быть использован в обществе с пользой и платить следует за заработанное.

5. Навести порядок в финансах.

6. Создать менее дорогую дорогу и хорошо управляемую военную систему».

 

Почему меняется политика монархов в эпоху Просвещения, к каким последствиям это привело, расскажет группа № 2.

 

Слайд 7. Обобщение ответов учащихся. Комментарии к схеме:

 

Слайд 8. Государство и Церковь.

Отношения светской власти и церковной в европейских государствах во многом зависели от процессов Реформации, которые проходили в XVI XVII вв. Как вы думаете, в каких странах, католических или протестантских, правители более активно вмешивались во внутрицерковные дела? (обсуждение проблемы).

Презентация результатов работы группы № 3.

 

Слайд 9. Обобщение ответов учащихся. Вариант заполнения таблицы:

Характер политики в отношении Церкви:

·         подчинение Церкви светской власти

Мероприятия правителей

Результаты

- государственный контроль над инквизицией в Испании и Португалии

- конфискация церковных и монастырских земель в пользу государства

- государственный контроль образования

- изгнание ордена иезуитов из Португалии, Франции, Испании, конфискация имущества ордена.

- открытие государственных начальных и средних школ

- утверждение свободы веротерпимости

- равенство гражданских прав католиков и протестантов во Франции

 

 

 

Можно ли утверждать, что политика европейских правителей была направлена не только против Церкви, но и против религии? (обсуждение проблемы)

 

Слайд 9. Экономическая и социальная политика европейских монархов.

Ведущими экономическими теориями, которые лежали в основе политики европейских монархов были меркантилизм и протекционизм. Эти теории были тесно связаны между собой. Комментарии к схеме:

 

Какие инструменты использовали европейские монархи в экономической и социальной политике в XVIII в. Презентация результатов работы группы № 4.

 

Слайд 10. Обобщение учителя. Вариант заполнения таблицы.

Модели экономической политики

Изменения в социальной политике

Причины

Результаты

Пруссия, Россия Португалия:

- высокие ввозные пошлины на инозем-ные товары

- превышение выво-за товаров

- привилегии вла-дельцам промыш-ленных предприятий

Испания, Франция, итальянские государства:

- свобода предпри-нимательства:

§  отмена госконтроля над торговлей от-дельными товарами

§  упразднение ремесленных цехов

- бесперебойное поступление налогов в казну

- отмена личной зависимости крестьян

- государственный контроль над раз-мерами наделов и повинностей

 

 

 

 

Слайд 11. Дополнительный материал. Комментарии к схеме:

 

4.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

 

5.Обсуждение домашнего задания.

Слайд 12. Домашнее задание:

§ 4, вопросы к параграфу.

 

Слайд 13. Источники

https://www.istmira.com/vsemirnaya-istoriya-s-drevnejshix-vremen-do-konca/1296-socialno-yekonomicheskoe-razvitie-evropy-v-xviii.html

https://studbooks.net/61868/istoriya/ekonomicheskoe_politicheskoe_razvitie_stran_evropy_v_xviii

https://bstudy.net/833072/istoriya/xviii_evropeyskoy_mirovoy_istorii

https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1475

http://religiocivilis.ru/rihc/chandst/19-cerkov-i-gosudarstvo-v-evrope-v-xviiixx-vv-.html

К. В. Рыжов. Все монархи мира. Западная Европа (Энциклопедия). М., 1999. С. 593

Ю. Е. Ивонин, Л. И. Ивонина. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI—XVIII вв. Смоленск, 2004. С. 455-456

Рабочий лист 1.

Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 4, п.1, стр. 23 – 25, дополнительный материал.

Выяснить виды монархий в Европе, оценить роль и место государя в системе государственной власти. Выводы зафиксируйте в таблице.

Можно ли считать, что в республиках XVIII века властные полномочия принадлежали всему обществу?(устно)

Дополнительные материалы

Само слово «республика» появилось в Древнем Риме в VI в. до н.э. и означало «общественное дело».

Близким к действительно республиканскому было в XVIII в. политическое устройство Венецианской республики (до 1797 г.), таких городов-государств как Генуя, Лукка и Женева, а также Республики Соединенных провинций (Нидерландов). В Венецианской республике и городах-государствах политический режим имел в значительной мере олигархический характер, т. е. реальная власть была сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств. Верховная власть в Республике Соединенных провинций принадле-жала Генеральным штатам, в которых были представлены депутаты всех семи провинций страны, а также Государственному совету. Наряду с этим сохранялись и должности провинциальных наместников - штатгальтеров (статхаудеров), которые занимали принцы Оранского дома. 

 

Вид монархии

Страны

Обязанности монарха

Властные полномочия

Представитель-ные органы власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 2.

Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 4, п.2, стр. 25 – 26. Выясните, с какими старыми порядками тормозили развитие  европейских государств в XVIII в., какие способы решения проблем были использованы, к каким последствиям привела политика правителей. Выводы оформите в схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочий лист 3.

Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 4, п.3, стр. 26 – 28. Выясните характер политики в отношении Церкви, выделите мероприятия правителей по отношению к Церкви и их результаты. Выводы систематизируйте в таблице.

Характер политики в отношении Церкви:

 

 

 

 

Мероприятия правителей

Результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 4.

Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 4, п.4, стр. 28 – 29. Выясните, какие варианты экономической политики использовали правители разных стран Европы в XVIII в. Какие изменения произошли в социальной политике отдельных государств? Выводы систематизируйте в таблице.

 

Модели экономической политики

Изменения в социальной политике

Причины

Результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государства Европы и Америки в XVIII в.: общее и особенное.

Государства Европы и Америки в XVIII в.: общее и особенное.

Конспект Цель: выяснить и характеризовать пути модернизации различных стран

Конспект Цель: выяснить и характеризовать пути модернизации различных стран

Господь создал царей не для того, чтобы они проводили время в наслаждениях, а для того, чтобы они управляли своей землёй

Господь создал царей не для того, чтобы они проводили время в наслаждениях, а для того, чтобы они управляли своей землёй

Слайд 8. Государство и Церковь

Слайд 8. Государство и Церковь

Какие инструменты использовали европейские монархи в экономической и социальной политике в

Какие инструменты использовали европейские монархи в экономической и социальной политике в

Рабочий лист 1. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________

Рабочий лист 1. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________

Рабочий лист 2. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________

Рабочий лист 2. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________

Рабочий лист 3. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________

Рабочий лист 3. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________

Рабочий лист 4. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________

Рабочий лист 4. Дата:___________________Работу выполнили:____________________________________ _____________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2022