План-конспект урока истории в 7 классе
по теме «Государства Востока. Начало европейской колонизации»
Цель: узнать:, как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами.
-выявить , что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран
Государства Востока: начало европейской колонизации Индии
1.Империя Великих Моголов в Индии.
2.«Мир для всех».
3.Кризис и распад империи.
Ход урока
1.Организационный этап урока.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
2.1.Фронтальный опрос
-какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
-Каков был сословный строй в странах Востока?
-Расскажите об одной из восточных религий.
2.2 проверка синквейна по теме «Религии Востока»
3.Работа над новым материалом
3.1.Определение темы и целей урока.
«Эту страну греки называли волшебной. Она знаменита сокровищами и на протяжении многих лет была мечтой завоевателей, стремившихся покорить эти земли. Население страны делилось на касты.» О какой стране идет речь? (Индия)
Проблемный вопрос: Только сильное государство способно защитить народ от разоритель-ных войн и сохранить независимость.
Учитель: В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни. Почему? (предположительные ответы уч-ся). Нам предстоит узнать о колонизации Индии.
Запись темы урока.
3.2.Стадия вызова: прием «Знаю-хочу знать - узнал» Работа с маркировочной таблицей
-работа в парах: Составляется список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения (запись в 1 столбик (З))
-Прочтите проблемный вопрос. Что вы скажите? (предположительные ответы уч-ся)
Нам предстоит узнать, как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями.
-Запишем во 2 столбик (ХЗ)
3.3.Стадия осмысления ( реализация) - уч-ся при заполнении 3 столбика (У) маркировочной таблицы вступают в непосредственный контакт с текстом учебника и дополнительным материалом, который у них на партах. По ходу работы делается запись в тетрадь понятий: Могол, падишах, сипаи
Знаю (З) |
Хочу знать (ХЗ) |
Узнал (У) |
1.Местонахождение Индии. 2.сословия в Индии, религия. Изобретения. |
1.Как и почему возникла империя великих Моголов в Индии? (работа с текстом учебника п.1.стр.286-287) |
1.политическая раздробленность в этих землях, -из-за постоянных войн разорялось сельское хозяйство, вести торговлю становилось все труднее; · феодалы-мусульмане стремились к объединению, так как боялись усиления феодалов-индусов. 2. 1526 год- вторжение войск Бабу́ра, правителя Кабула. 3.Создание Бабуром империи Великих Моголов. |
Что такое реформы?(изменения) |
Кто провел реформы в империи? Какие были проведены реформы? (работа в парах: над текстом учебника п.2. и дополнительный материал) |
1.правитель Акбар (1556-1605) 2.Административная, налоговая, религиозная, военная реформы |
Междоусобные войны приводят к распаду страны |
Почему распалась империя Великих Моголов? (чтение текста учебника п.3 и дополнительного материала) |
1.Причины распада: -разобщение индийского общества; -бесконечные завоевательные войны; -ослабление центральной власти; реальная власть у князей -возврат к состоянию раздробленности. Распад |
Только сильное государство способно защитить народ от разорительных войн и сохранить независимость. |
1.Кто из европейских колонизаторов проник в Индию? 2.Кому досталась Индия? (работа в парах: чтение п.4 учебника и дополнительного материала) |
1.1.Португалия 1.2.Голландия 1.3.Франция и Англия 2.В XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии. |
3.4.Обогащение колонизаторов. Рассказ учителя. Составление схемы. Вывод
-Англия и Франция поддерживали феодальную раздробленность в Индии, так как это было им очень выгодно. Они оказывали помощь феодалам, а те становились им обязанными, часто феодалы содержали войска сипаев.
Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Началось создание Британской Индии. Генерал-губернатор Ост-Индской компании был объявлен генерал-губернатором всех английских владений в Индии.
Английские колонизаторы с захватом Бенгалии приступили к разграблению этих территорий. Обогащение происходило разными путями: (Составление схемы по рассказу учителя)
Ø первым делом англичанами была захвачена казна Бенгалии;
Ø важным источником дохода оставалась торговля. Представители компании запретили местным купцам вести внешнюю торговлю, это приводило к разорению торговцев. Также была установлена монополия на торговлю солью, что было существенным источником доходов индийцев;
Ø началась эксплуатация ремесленников. Они должны были за бесценок сдавать свою продукцию в фактории. Те, кто уклонялся от этого, подвергались избиениям или тюремному заключению;
Ø еще одним источником доходов стали крестьяне, для которых установили очень большие налоги;
Ø ·князья платили колонизаторам дань и обязаны были содержать войска сипаев.
Как результат английские колонизаторы нажили себе огромные состояния после захвата индийских территорий.
4.Итог урока. Делаем вывод. Рефлексия.
Таким образом, вы узнали, что: (обращаемся к 3 колонке маркировочной таблицы(У)
û в начале XVI века в Индии была создана империя Великих Моголов;
û ее основателем стал падишах Бабур;
û наибольшего расцвета империя достигла при Акбаре, который провел ряд реформ, способствовавших централизации государства;
û после смерти внука Акбара Аурангзеба в империи начались междоусобицы, что привело к ее распаду;
û в XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.
-как вы оцениваете свою работу на уроке (активен — не активен)
-Что было интересным на уроке?
-Какие трудности испытали при работе на уроке?
5.Домашнее задание: параграф 29 с.286-290, подготовить синквейн к параграфу
1.Индия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.