На уроке продолжается знакомство с удивительными странами нашего прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)Восток
Урок истории в 7 «Д» классе
«Государства Востока: традиционное общество в эпоху
раннего Нового времени».
Учитель истории: Шикиева С.А.
Урок№27 Дата 19.12.14
Класс – 7 «Д»Тема: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Цели:
углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;
сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских;
убедиться в зависимом от государства положении личности в традиционном
обществе;
развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой
Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, заочное путешествие
Основные понятия и термины: традиционное общество ,монополия, сословие, каста,
ценности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала на основе имеющихся знаний.
(К доске прикреплена карта: “Евразия” с обозначенной границей.)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительными странами нашего
прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “Азия выступает по сравнению с
крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она
представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима,
мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно
движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)
– Ребята! Многие из вас, наверное, как и я, любят путешествовать. Но какое же
путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова Александра
Твардовского:
“Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь…”
– Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и в пространстве и во времени. При
помощи карт, учебника, слайдов нашего компьютера, мы переносимся в восточную и
южную часть материка – Евразия: в Китай, Японию, Индию периода 16–17 вв.
Профессиональные путешественники обычно ведут наблюдения, путевые дневники, где
составляют описания увиденных земель, делают свои открытия.
– Например, вспомните, тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие
(когда?,в каком году?)(куда?) и по итогам своего путешествия написал книгу (какую?)– Вот и вам сегодня в результате нашего путешествия предстоит составить путевой лист по
странам Востока 1617 веков.
– В любом путешествии исследователи берут с собой проводников, показывающих дорогу,
рассказывающих о традициях, обычаях дальних стран.
– Сегодня у нас на уроке проводниками будут специалисты по
Китаю – Тарамова Линда
Японии – Гакаева Элина
Индии – Терекбаев Малик
И я вам помогу в нашем путешествии. Ваши знания мы будем оценивать жетонами.
Итак, на нашем пути...
1я остановка “Государство”
Работа по карте “Китай. Япония. Индия в XVI–XVII вв.”
– Для успеха путешествия нам с вами предстоит взять карту. По ней мы определим
местонахождение Китая, Японии и Индии.
(Специалистыпроводники выходят к доске с выступлениями.)
а) Историкогеографическая справка. (Демонстрация слайдов.) См. Приложение
1,Приложение 2
Китай
Япония
Индия
Китай – страна загадок и
чудес с древней
историей, уникальными
традициями и утончённой
философией.
Китай расположен в
Восточной и
Центральную части Азии.
Китай – очень древнее
государство. Учёные
нашли в одной из его
пещер остатки предков
человека, обитавшего
несколько сотен тысяч
лет назад.
Вопрос:
– Вспомните, что
изобрели китайцы?
Япония – это “игрушечная
страна” с гейшами и
бумажными фонариками,
с цаплями, драконами и
многочисленными
старинными традициями,
страна самураев,
беспрекословного
повиновения и
дьявольской хитрости.
К востоку от
тихоокеанского
побережья Азии
протянулась цепь
островов – Хоккайдо,
Хонсю, Сиккоку, Кюсю –
самые крупные из них.
Острова вытянуты с
севера на юг.
Большая часть всей
площади японских
островов занята высокими
Индия – родина
шахмат, родина
арифметических
чисел, которыми мы
привычно пользуемся
сегодня.
Индия отличается
причудливым
переплетением
различных народов,
языков, религий,
культурных и прочих
традиций.
С древности Индию
представляли
страной чудес,
несметных богатств.
От Китая Индию
отделяет цепь
высочайших на Земле
гор – Гималаев. Наи крутыми горами.
Вопрос:
– Кто знает, какая самая
высокая гора в Японии,
которая ещё является и
вулканом?
склонах гор ещё
сохранились густые
вечнозелёные леса –
джунгли.
Вопрос:
– Вспомните, за
какими индийскими
товарами приходили
корабли из других
стран?
б) Определение древних и современных столиц стран.
Работа с картой:
– Обратимся к карте , определите столицы стран Китая, Японии, Индии.
Работа в путевых листах
– Назовите современные столицы стран Китая, Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели).
Запишите.
– А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием и узнали о древних
столицах этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите. (Демонстрация слайдов.)
– Наша разминка и знакомство со странами Востока закончилась.
в) роль государства – регулятора хозяйственной жизни традиционных обществ
Востока
– А теперь рассмотрим, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных
обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия?
Работа в словарях
– Но прежде, откроем словари, заглянем в лабиринт понятий и вспомним, что же такое
традиционное общество?
– Молодцы! А теперь ответьте на следующий вопрос: – Какие черты хозяйственной жизни
были характерны для традиционных обществ Востока? Ответить на этот вопрос поможет
наш друг – учебник.
Работа по учебнику “Новая история” (А.Я.Юдовская, П.А.Баранов). 7й класс, с. 276
п.1
– Сделаем выводы.
1.
2.
Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ,
проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель.
Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары,
монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило налоги на
ремесленников и купцов.3.
Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их
соблюдением.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое монополия?
2я остановка – “Сословный строй”
– Итак, государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их
соблюдением.
Работа в словарях
– Заглянем в лабиринт понятий и вспомним что же такое сословие?
– Рассмотрим сословный строй каждой из страны. Специалистыпроводники приглашаются
к доске. А все остальные будут работать в путевых листах.
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай
Япония
Индия
Императорская
семья – проводила
время в развлечениях,
“купалась” в роскоши,
принимала участие в
оригинальных
церемониях
Воинысамураи
Принадлежность к этому
сословию передавалась
по наследству.
Это – высшие
военачальники: – князья,
богатые феодалы,
простые солдаты, высшие
чиновники, низшие
чиновники.
Носили два меча,
получали
пайки риса. Самураи
разделялись на ранги.
Подчинялись кодексу
чести “бусидо”
Чиновники
(мандарины) –умели
читать и писать. Вели
учёт населения,
собирали налоги,
следили за
исполнением законов,
организовывали
строительные работы
Крестьяне – основная
масса населения, их
жизнь протекала в
тяжёлом труде и нищете.
Они выращивали рис,
сеяли пшеницу, ячмень,
просо, хлопок, табак,
чай, одевались в одежду,
сделанную из конопли и
Древние индусы
подразделяли людей на
четыре главные
социальные группы –
касты.
КАСТА (в словарь!) –
обособленная
общественная группа,
связанная
происхождением,
правовым положением
своих членов.
К наивысшей касте
относились учёные и
жрецы.
За ними
следовалисановники,
воины (кшатрии)Крестьяне
обрабатывали
вручную небольшие
наделы, занимались
сельским хозяйством
Ремесленники
– трудились, не зная
отдыха, у них не было
выходных.
Изготовляли оружие и
кухонную утварь,
украшения из бронзы
и яшмы, керамику и
изящную мебель. За
свой труд они
получали одежду,
пищу или деньги
Торговцы
– наживались на
торговле, ничего не
производя. В
обществе их не
уважали.
шёлка
Ремесленники
Жили в городах. Сын
наследовал профессию
отца
Купцы
Их считали
“паразитами”, которые
сами ничего не
производят
Затем купцы и
землевладельцы
И к самой низшей касте
относилиськрестьяне
(вайшии) и слуги
Ниже последней стояла
так называемая“каста
неприкасаемых”
Это
неквалифицированные,
презиравшиеся
обществом профессии –
уборщики.
Работники на кладбищах,
палачи
Вопрос: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической
лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы?
3я остановка – “Религии Востока”
– Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ
Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое ценности?
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай
Япония
Индия
“Три направления человеческой Религиозные
Религиозныемысли”:
– конфуцианство;
– даосизм;
– буддизм
верования:
– синтоизм;
– буддизм
верования:
– индуизм;
– буддизм
– Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран?
– Если во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме?
(Демонстрация слайдов.)
Индия
Япония
Китай
Буддизм возник в 6 веке
до н.э. в Индии.
Основателем буддизма
является Будда, т.е.
“просветлённый”или
посланник Бога
Буддизм принесли на
японские острова
корейские монахи. В 538
году они передали в дар
императору статуи
Будды. С конца 6 века
буддизм превратился в
религию императорского
двора и богатых
сановников.
В 1 в.н.э. чужеземные
купцы познакомили
китайцев с
буддизмом. Это
учение нашло много
сторонников.
Местные монахи
начали высекать в
скалах изображения
Будды.
– О таких религиозных направлениях, как даосизм, синтоизм и индуизм вы познакомитесь в
старших классах, а так же используя сведения учебника и дополнительной литературы.
4я остановка – “В мире прекрасного”
(Звучит китайская музыка.)
– Устали? Предлагаю всем отдохнуть. (Демонстрация слайдов.)
Индия
Япония
Китай
– Вы знаете, к нам в гости из
далёкой Индии пожаловали
индийские купцы и привезли
разнообразные пряности. Ваша
задача распознать эти
пряности.
(в трёх блюдцах – молотая
гвоздика, корица, лавровый
лист)
– Японцы создадут
красоту
недосказанного
(составление икебан)
– А китайцы
приготовят
настоящий
китайский чай в
настоящем
китайском сервизе
– Итак, какие пряности
привезли из далёкой Индии
купцы?
Рассказ учащегося
Посмотрим, какие
икебаны составила
команда “Япония”
Рассказ учащегося
– Угощайтесь
настоящим
китайским чаем
Рассказспециалиста:
Индийские блюда изобилуют
всевозможными пряностями.
Учёные обнаружили, что после
употребления большого
количества приправ, человек
чувствует себя счастливым
учащегося
специалиста:
К распитию чая
китайцы относятся
очень серьёзно,
порой этот процесс
может длиться
несколько часов.
Это занятие
называется чайной
церемонией,
которую проводят
специальные
обученные мастера.
специалиста:
Икебана –
самостоятельный вид
изобразительного
искусства, цель
которого выражать
красоту природы.
Перевод слова
“икебана” может быть
разным:
аранжировка
цветов;
искусство
составления
букетов;
цветы, которые
живут
Прелесть
недосказанности –
главное в этом
искусстве.
– Отдохнули? Продолжаем наше путешествие.
5я остановка – “Памятники культуры стран Востока”
(Демонстрация слайдов.)
– Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран Востока и пусть каждый
памятник архитектуры расскажет сам за себя.
Китай
Япония
Индия
Великая китайская
стена
Построили более 2000 лет
назад для защиты от
захватчиков. Чтобы пройти
по ней понадобится не
менее 6 месяцев.
На строительстве стены
трудились сотни тысяч
крестьян. Многие умирали
от непосильного труда,
Святилище Синто
В нём японцы
совершают
религиозные обряды
ТаджМахал
Сверкающий белый
дворец ТаджМахал –
мавзолей в Агре.17 век.
Он был возведён почти
четыре века назад
убитым горем шахом в
честь умершей молодой
красавицы жены.Храм Кантэйбо
Джодхпур
истощения, болезней.
Умерших замуровывали в
стену. Стена протянулась
на 3500 км, её высота9 м,
25 000 сторожевых башен
были расположены через
равные интервалы.
К сожалению, в
современное время Великая
Китайская стена исчезает.
Резкое ухудшение
экологической обстановки,
возникновение песчаных
бурь ведут к разрушению
Великой Китайской стены.
– Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит
итоги. Итогом нашего с вами путешествия является багаж знаний, накопленный на уроке.
Давайте проверим ваш багаж знаний.
3. Закрепление пройденного материала
Отгадывание кроссворда
– Если вы правильно заполните кроссворд, то сможете назвать слово, зашифрованное в
выделенном столбце.
(Демонстрация слайдов.)
1.
Национальная одежда японцев?
2. Моральный кодекс самураев?
3.
4.
5.
6.
7.
Кто такой богдыхан?
Выдающийся мыслитель и
мудрец Китая?
Чем изобилуют индийские
блюда?
Где впервые возник буддизм?
Самая высокая гора в Японии?
– Итак, какое слово получилось?
“И как ни парадоксально, именно современность мнима, а история реальна” Л.Н.Гумилёв
4. Подведение итогов– Посчитаем жетоны. У кого – 10? 9? 8?...2? 1?
– Как вы думаете, почему на жетоне каждой страны изображён тот или иной предмет?
(Демонстрация слайдов.)
Китай – панда?
Япония – самурай?
Индия – корова?
Самурай – один из
самых колоритных
персонажей
всемирной истории,
это японский
рыцарь.
Корова – священное
животное Индии. В корове
воплощаются все божества.
Есть мясо коровы –
кощунство, а вот кормить
корову – священное
занятие.
Панда, или бамбуковый
медведь – национальное
достояние Китая, так
как это животное
находится под угрозой
исчезновения
– На этом наш урок, собственно говоря, закончен. Но мы не прощаемся со странами
Востока и продолжим их изучение на следующем уроке.
5. Домашнее задание
– А домашнее задание к следующему уроку я вам вручаю:
1я группа – более подробно узнать о развитии сельского хозяйства в странах
Востока
2я группа – найти материал о китайской, японской и индийской семьях
3я группа – найти информацию о школах и развитии образования в странах Китая,
Японии и Индии.