"Государства Востока"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке продолжается знакомство с удивительными странами нашего прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)Восток
Иконка файла материала Государства Востока.docx
Урок истории  в 7 «Д» классе  «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени». Учитель истории: Шикиева С.А. Урок№27                                                                             Дата 19.12.14 Класс – 7 «Д»Тема: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.  Цели:     углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.; сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских; убедиться в зависимом от государства положении личности в традиционном  обществе; развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, заочное путешествие Основные понятия и термины: традиционное общество ,монополия, сословие, каста,  ценности. Ход урока 1. Организационный момент 2. Изучение нового материала на основе имеющихся знаний. (К доске прикреплена карта: “Евразия” с обозначенной границей.) Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительными странами нашего  прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “Азия выступает по сравнению с  крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она  представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима,  мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно  движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс) – Ребята! Многие из вас, наверное, как и я, любят путешествовать. Но какое же  путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова Александра  Твардовского: “Есть два разряда путешествий Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать тихонько календарь…” – Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и в пространстве и во времени. При  помощи карт, учебника, слайдов нашего компьютера, мы переносимся в восточную и  южную часть материка – Евразия: в Китай, Японию, Индию периода 16–17 вв. Профессиональные путешественники обычно ведут наблюдения, путевые дневники, где  составляют описания увиденных земель, делают свои открытия. – Например, вспомните, тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие  (когда?,в каком году?)(куда?) и по итогам своего путешествия написал книгу (какую?)– Вот и вам сегодня в результате нашего путешествия предстоит составить путевой лист по странам Востока 16­17 веков. – В любом путешествии исследователи берут с собой проводников, показывающих дорогу,  рассказывающих о традициях, обычаях дальних стран. – Сегодня у нас на уроке проводниками будут специалисты по  Китаю – Тарамова Линда Японии – Гакаева Элина Индии – Терекбаев Малик И я вам помогу в нашем путешествии. Ваши знания мы будем оценивать жетонами. Итак, на нашем пути... 1­я остановка  “Государство” Работа по карте “Китай. Япония. Индия в XVI–XVII вв.” – Для успеха путешествия нам с вами предстоит взять карту. По ней мы определим  местонахождение Китая, Японии и Индии. (Специалисты­проводники выходят к доске с выступлениями.) а) Историко­географическая справка. (Демонстрация слайдов.) См. Приложение  1,Приложение 2 Китай Япония Индия Китай – страна загадок и  чудес с древней  историей, уникаль­ными  традициями и утончённой философией. Китай расположен в  Восточной и  Центральную части Азии. Китай – очень древнее  государство. Учёные  нашли в одной из его  пещер остатки предков  человека, обитавшего  несколько сотен тысяч  лет назад. Вопрос: – Вспомните, что  изобрели китайцы? Япония – это “игрушечная страна” с гейшами и  бумажными фонариками,  с цаплями, драконами и  многочисленными  старинными традициями,  страна самураев,  беспрекословного  повиновения и  дьявольской хитрости. К востоку от  тихоокеанского  побережья Азии  протянулась цепь  островов – Хоккайдо,  Хонсю, Сиккоку, Кюсю –  самые крупные из них.  Острова вытянуты с  севера на юг. Большая часть всей  площади японских  островов занята высокими Индия – родина  шахмат, родина  арифметических  чисел, которыми мы  привычно пользуемся сегодня. Индия отличается  причудливым  переплетением  различных народов,  языков, религий,  культурных и прочих традиций. С древности Индию  представляли  страной чудес,  несметных богатств. От Китая Индию  отделяет цепь  высочайших на Земле гор – Гималаев. Наи крутыми горами. Вопрос: – Кто знает, какая самая  высокая гора в Японии,  которая ещё является и  вулканом? склонах гор ещё  сохранились густые  вечно­зелёные леса –  джунгли. Вопрос: – Вспомните, за  какими индийскими  товарами приходили  корабли из других  стран? б) Определение древних и современных столиц стран. Работа с картой: – Обратимся к карте , определите столицы стран Китая, Японии, Индии. Работа в путевых листах – Назовите современные столицы стран Китая, Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели).  Запишите. – А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием и узнали о древних  столицах этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите. (Демонстрация слайдов.) – Наша разминка и знакомство со странами Востока закончилась. в) роль государства – регулятора хозяйственной жизни традиционных обществ  Востока – А теперь рассмотрим, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных  обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия? Работа в словарях – Но прежде, откроем словари, заглянем в лабиринт понятий и вспомним, что же такое  традиционное общество? – Молодцы! А теперь ответьте на следующий вопрос: – Какие черты хозяйственной жизни  были характерны для традиционных обществ Востока? Ответить на этот вопрос поможет  наш друг – учебник. Работа по учебнику “Новая история” (А.Я.Юдовская, П.А.Баранов). 7­й класс, с. 276  п.1 – Сделаем выводы. 1. 2. Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ,  проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель. Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары,  монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило налоги на  ремесленников и купцов.3. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их  соблюдением. Работа в словарях – Вспомним, что же такое монополия? 2­я остановка – “Сословный строй” – Итак, государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их  соблюдением. Работа в словарях – Заглянем в лабиринт понятий и вспомним что же такое сословие? – Рассмотрим сословный строй каждой из страны. Специалисты­проводники приглашаются  к доске. А все остальные будут работать в путевых листах. Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.) Китай Япония Индия Императорская  семья – проводила  время в развлечениях, “купалась” в роскоши, принимала участие в  оригинальных  церемониях Воины­самураи Принадлежность к этому  сословию передавалась  по наследству. Это – высшие  военачальники: – князья,  богатые феодалы, простые солдаты, высшие чиновники, низшие  чиновники. Носили два меча,  получали пайки риса. Самураи  разделялись на ранги.  Подчинялись кодексу  чести “бусидо” Чиновники  (мандарины) –умели  читать и писать. Вели  учёт населения,  собирали налоги,  следили за  исполнением законов,  организовывали  строительные работы Крестьяне – основная  масса населения, их  жизнь протекала в  тяжёлом труде и нищете.  Они выращивали рис,  сеяли пшеницу, ячмень,  просо, хлопок, табак,  чай, одевались в одежду,  сделанную из конопли и  Древние индусы  подразделяли людей на  четыре главные  социальные группы –  касты. КАСТА (в словарь!) –  обособленная  общественная группа,  связанная  происхождением,  правовым положением  своих членов. К наивысшей касте  относились учёные и  жрецы. За ними  следовалисановники,  воины (кшатрии)Крестьяне­  обрабатывали  вручную небольшие  наделы, занимались  сельским хозяйством Ремесленники  – трудились, не зная  отдыха, у них не было выходных.  Изготовляли оружие и кухонную утварь,  украшения из бронзы  и яшмы, керамику и  изящную мебель. За  свой труд они  получали одежду,  пищу или деньги Торговцы  – наживались на  торговле, ничего не  производя. В  обществе их не  уважали. шёлка Ремесленники Жили в городах. Сын  наследовал профессию  отца Купцы Их считали  “паразитами”, которые  сами ничего не  производят Затем купцы и  землевладельцы И к самой низшей касте  относилиськрестьяне  (вайшии) и слуги Ниже последней стояла  так называемая“каста  неприкасаемых” Это  неквалифицированные,  презиравшиеся  обществом профессии –  уборщики. Работники на кладбищах,  палачи Вопрос: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической  лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы? 3­я остановка – “Религии Востока” – Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ  Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями. Работа в словарях – Вспомним, что же такое ценности? Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.) Китай Япония Индия “Три направления человеческой  Религиозные  Религиозныемысли”: – конфуцианство; – даосизм; – буддизм верования: – синтоизм; – буддизм верования: – индуизм; – буддизм – Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран? – Если во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме? (Демонстрация слайдов.) Индия Япония Китай Буддизм возник в 6 веке  до н.э. в Индии.  Основателем буддизма  является Будда, т.е.  “просветлённый”или  посланник Бога Буддизм принесли на  японские острова  корейские монахи. В 538  году они передали в дар  императору статуи  Будды. С конца 6 века  буддизм превратился в  религию императорского  двора и богатых  сановников. В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили  китайцев с  буддизмом. Это  учение нашло много  сторонников.  Местные монахи  начали высекать в  скалах изображения  Будды. – О таких религиозных направлениях, как даосизм, синтоизм и индуизм вы познакомитесь в старших классах, а так же используя сведения учебника и дополнительной литературы. 4­я остановка – “В мире прекрасного” (Звучит китайская музыка.) – Устали? Предлагаю всем отдохнуть. (Демонстрация слайдов.) Индия Япония Китай – Вы знаете, к нам в гости из  далёкой Индии пожаловали  индийские купцы и привезли  разнообразные пряности. Ваша задача распознать эти  пряности. (в трёх блюдцах – молотая  гвоздика, корица, лавровый  лист) – Японцы создадут  красоту  недосказанного  (составление икебан) – А китайцы  приготовят  настоящий  китайский чай в  настоящем  китайском сервизе – Итак, какие пряности  привезли из далёкой Индии  купцы? Рассказ учащегося­ ­Посмотрим, какие  икебаны составила  команда “Япония” Рассказ учащегося­ – Угощайтесь  настоящим  китайским чаем Рассказспециалиста: Индийские блюда изобилуют  всевозможными пряностями. Учёные обнаружили, что после употребления большого  количества приправ, человек  чувствует себя счастливым учащегося­ специалиста: К распитию чая  китайцы относятся  очень серьёзно,  порой этот процесс  может длиться  несколько часов. Это занятие  называется чайной  церемонией,  которую проводят  специальные  обученные мастера. специалиста: Икебана –  самостоятельный вид  изобразительного  искусства, цель  которого выражать  красоту природы. Перевод слова  “икебана” может быть  разным:    аранжировка  цветов; искусство  составления  букетов; цветы, которые  живут Прелесть  недосказанности –  главное в этом  искусстве. – Отдохнули? Продолжаем наше путешествие. 5­я остановка – “Памятники культуры стран Востока” (Демонстрация слайдов.) – Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран Востока и пусть каждый  памятник архитектуры расскажет сам за себя. Китай Япония Индия Великая китайская  стена Построили более 2000 лет  назад для защиты от  захватчиков. Чтобы пройти  по ней понадобится не  менее 6 месяцев. На строительстве стены  трудились сотни тысяч  крестьян. Многие умирали  от непосильного труда,  Святилище Синто В нём японцы  совершают  религиозные обряды Тадж­Махал Сверкающий белый  дворец Тадж­Махал –  мавзолей в Агре.17 век. Он был возведён почти  четыре века назад  убитым горем шахом в  честь умершей молодой  красавицы жены.Храм Кантэйбо Джодхпур истощения, болезней.  Умерших замуровывали в  стену. Стена протянулась  на 3500 км, её высота­9 м,  25 000 сторожевых башен  были расположены через  равные интервалы. К сожалению, в  современное время Великая Китайская стена исчезает.  Резкое ухудшение  экологической обстановки,  возникновение песчаных  бурь ведут к разрушению  Великой Китайской стены. – Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит  итоги. Итогом нашего с вами путешествия является багаж знаний, накопленный на уроке.  Давайте проверим ваш багаж знаний. 3. Закрепление пройденного материала Отгадывание кроссворда – Если вы правильно заполните кроссворд, то сможете назвать слово, зашифрованное в  выделенном столбце. (Демонстрация слайдов.) 1. Национальная одежда японцев? 2. Моральный кодекс самураев? 3. 4. 5. 6. 7. Кто такой богдыхан? Выдающийся мыслитель и  мудрец Китая? Чем изобилуют индийские  блюда? Где впервые возник буддизм? Самая высокая гора в Японии? – Итак, какое слово получилось? “И как ни парадоксально, именно современность мнима, а история реальна” Л.Н.Гумилёв 4. Подведение итогов– Посчитаем жетоны. У кого – 10? 9? 8?...2? 1? – Как вы думаете, почему на жетоне каждой страны изображён тот или иной предмет? (Демонстрация слайдов.) Китай – панда? Япония – самурай? Индия – корова? Самурай – один из  самых колоритных  персонажей  всемирной истории,  это японский  рыцарь. Корова – священное  животное Индии. В корове  воплощаются все божества.  Есть мясо коровы –  кощунство, а вот кормить  корову – священное  занятие. Панда, или бамбуковый  медведь – национальное  достояние Китая, так  как это животное  находится под угрозой  исчезновения – На этом наш урок, собственно говоря, закончен. Но мы не прощаемся со странами  Востока и продолжим их изучение на следующем уроке. 5. Домашнее задание – А домашнее задание к следующему уроку я вам вручаю:    1­я группа – более подробно узнать о развитии сельского хозяйства в странах  Востока 2­я группа – найти материал о китайской, японской и индийской семьях 3­я группа – найти информацию о школах и развитии образования в странах Китая,  Японии и Индии.