ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Г.В. Зайцева, МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
С. А. Танасова, ЧОУ ВО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», г. Челябинск, руководитель Суслова О.В., преподаватель
Поддержка малого бизнеса в России уделяется многое внимания в связи с устойчивыми социально-экономическими условиями и требует пересмотра подходов и способов государственной поддержки малых предприятий. Это значит, что большая часть факторов малого бизнеса обеспечивают высокую динамику экономического роста, способствуют решению проблемы реструктуризации экономики, не требуют большого количества затрат, приводит к формированию конкурентной среды и устанавливают рыночное равновесие. Благодаря меньшему масштабу, предприятия малого бизнеса более гибко реагируют на изменения экономических условий, потребительского спроса, изменения конъюнктуры рынка, что придает экономике дополнительную стабильность. Поддержка и регулирование малого бизнеса выраженs в стимулировании предпринимательской активности общества государством с установленными определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и формирование малого предпринимательства должно ориентироваться на сочетание интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны. Значимую роль в системе поддержки малого бизнеса играют регионы.
В Челябинской области государственная поддержка малого бизнеса регулируется несколькими программами.
Федеральная программа, как вид поддержки бизнеса можно разделена на программы:
1. Минэкономразвития России
Область интересов данного ведомства распространяется на предоставление субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам. Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство. Объем финансирования Программы в 2016 году составляет 12,3 млрд. рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе:
10,2 млрд. рублей на предоставление прямых субсидий предпринимателям;
1,66 млрд. рублей на софинансирование объектов капитального строительства.
2. АО «МСП Банк» занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства (кредит банка, микрозайм, получение основных средств в лизинг, финансирование под уступку денежных средств к дебиторам). Общая сумма вознаграждений, выплаченная юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и заинтересованных в получении независимой гарантии Банка, на 21.04.2017 составляет 6,5 млн.рублей
В регионах областной целевой программой создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами. Подпрограмма "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2016 год областной бюджет составляет 60 975,20 тыс.рублей [5].
Отраслевые программы государственной поддержки малого предпринимательства направленные на помощь отдельным сферам экономики.
Программы отраслей разработаны в установленном действующим законодательством порядке.
Государственная поддержка малого предпринимательства значимое направление экономической политики. По состоянию на 1 января 2016 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 6,55 млн. субъектов малого предпринимательства [4].
Основные направления государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе представлены на рисунке 1
Рисунок 1. Направления поддержки малого бизнеса в России Государство поддерживает малый бизнес в соответствии с разработанной стратегией. Для формирования благоприятной среды для малого бизнеса органы государственной власти и местного самоуправления должны реализовать следующие задачи:
формирование конкурентной среды в экономике региона для малого и среднего бизнеса;
увеличение мероприятий по проведению «протекционизма» для малого и среднего бизнеса в регионе;
усиление проведения антимонопольной политики.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, и крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях возмещения расходов либо не полностью полученных доходов, связанных с производством (реализацией) товаров, оказанием услуг установленных Правительством Челябинской области.
Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие возможности малого предпринимательства:
повышение качества товаров (работ, услуг) и увеличение ассортимента;
понижение социальной напряженности на рынке труда;
увеличение общего уровня доходов населения;
создание конкурентной среды, цивилизованных рыночных отношений;
влияние всех уровней на формирование бюджетов предпринимательской деятельности;
формирование положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности.
Не смотря на необходимость финансирования малого и среднего бизнеса, снижено финансирование Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства: субсидии субъектам Российской Федерации значительно сокращены по сравнению с 2015 годом (на 30%)
Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на уровне региона, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, увеличение вклада в решение социально-экономических задач, способствует стабильному формированию субъектов малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что определенный выбор механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в том или другом случае определяется состоянием и структурой изготовления, наличием ресурсов в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.
Помимо перечисленных программ, в развитых странах применяются самые различные механизмы, стимулирующие развитие малого и среднего бизнеса. Россия, перенимая опыт, применяет опробованные за рубежом и хорошо зарекомендовавшие себя программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако столь положительного эффекта, как за рубежом, достичь не всегда удается. Представляется, что сами программы поддержки бизнеса не гарантируют активного и быстрого развития предпринимательства в стране. Исследование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса за рубежом показало, что приоритетные направления в этой области для каждого государства индивидуальны, в зависимости от места и роли для каждой из национальных экономик, однако они могут только в некоторой степени улучшить положение части предпринимателей. Главное достоинство систем поддержки бизнеса в таких странах это формирование институциональной среды. Среда, создающая благоприятные условия для развития действующих промыслов и создания новых предприятий, в которой одновременно сочетается и финансовая и ресурсная поддержка, и налоговые льготы, и поддержка инновационных предприятий, и преференции при заключении государственных и муниципальных контрактов, и заинтересованность крупного бизнеса в среднем и малом предпринимательстве. В целом создание соответствующей среды, дает стремление граждан к созданию бизнеса и его продвижению.
Малый и средний бизнес — это движущая сила любой экономики, способствующая к привлечению и перераспределению инвестиций в наиболее эффективные и, что наиболее важно, в социально-значимые сферы. Развитие различных форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет надеяться, что в перспективе сектор малого бизнеса экономики будет развиваться в России. Для развития малого предпринимательства в России необходима активность граждан и четкая и эффективная государственная политика, направленная на поддержку и развитие предприятий малого и среднего бизнеса.
Список литературы
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 24 июля 2007 г. № 207-ФЗ по состоянию на 02 мая 2017 г.] : [Электронный ресурс] : СПС «Консультант Плюс», 2017 г.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области : [федер. закон принят Гос. Думой 27.03.2008 г. № 250-ЗО по состоянию на 02 мая 2017 г.] : [Электронный ресурс] : СПС «Консультант Плюс», 2017 г.
3. Карташова, Е.И. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник академии. – 2015. № 1. с. 41 – 42.
4. Статистика МПС: [Электронный ресурс] // Ресурсный центр малого бизнеса статистики : URL: http://rcsme.ru/ru/statistics. ; дата обращения: 02.05.2017.
5. Программы поддержки малого бизнеса: [Электронный ресурс] // Правительство Челябинской области : URL: http://pravmin74.ru/podderzhka-malogobiznesa , дата обращения 02.05.2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.