Список использованных интернет - источников:
1. Обществознание. Учебник для 5 класса. Кравченко А.И. 9-е изд. - М.: 2011
2. http://ru.wikipedia.org/
3. http://arhiv.oodvrs.ru /
4. http://www.constitution.ru
5. http://www.rfdeti.ru
Тема: Государственная поддержка семьи.
Цель: Объяснить учащимся почему государство поддерживает семью.
Задачи:
1. Рассказать о материнском капитале, охарактеризовать, что такое «государственная социальная помощь», какой деятельностью занимаются социальные службы, центры социальной помощи семье и детям.
2. Развивать аналитическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы;
3. Воспитывать толерантные отношения в классе, патриотические чувства долга и ответственности перед Родиной, семьей.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание для 5 класса
Используемая методическая литература: Примерная образовательная программа образовательного учреждения (ФГОС основная школа)
Используемое оборудование: раздаточный материал
Используемые ЦОР: тесты, иллюстрации.
Основные понятия: Материнский капитал, государственная социальная помощь.
Дидактические единицы урока: забота, воспитание, социальная служба, социальный работник, цент семейного досуга.
Виды учебной деятельности: Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Объяснение и конкретизация примерами смысла понятиий «воспитание», «забота». Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).
Планируемый результаты в соответствии с ФГОС:
Предметные:
Учащиеся смогут объяснить, почему государство должно поддерживать семью? Как российское государство поддерживает семью?
Метапредметные:
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Знакомясь со значениями понятий материнский капитал, государственная социальная помощь, учащиеся смогут осознать важную одну из важных ролей государства при помощи семьям и детям.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
На основе парной работы учащийся научится задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер, исполнитель)
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Организация пространства:
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, деятельностная дискуссия.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I.Организационный этап Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Мотивирует учащихся на работу. Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями. Желаю вам, чтобы ваше хорошее настроение не зависело от погоды. И не смотря ни на дождь, ни на снег, у вас в душе всегда было бы безоблачно! |
Приветствуют учителя. |
Что мы можем извлечь из услышанного? |
|
Внутренняя позиция школьника. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель. Формулирование темы урока.
|
Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. На прошлом уроке мы узнали о значение семейной заботы и воспитания, сегодня на уроке мы постараемся узнать для чего государство поддерживает семью.
Семья – наиважнейшая ценность общества. Поэтому государство во все времена поддерживало семью и помогало ей.
Как вы считаете, почему государство должно поддерживать семью? А как Российское государство поддерживает семью? Из истории нам известно, что ещё в Древнем Китае местные власти, прводя налоговую политику, старались не обидеть вдов и сирот. Специальные дома для престарелых впервые появились на Древнем Востоке. Как вы думаете, о чем это говорит?
Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы? Проблемный вопрос? |
Анализируют стих. Формулируют тему урока. Ставят проблемный вопрос
|
О том, что государство поддерживает семью
Государственная поддержка семьи. Почему государство должно поддерживать семью? Как российское государство поддерживает семью?
|
Знать ранее изученный материал |
Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Актуализация знаний Цель. «Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала. |
Организует повторение изученного и изучение нового материала. - Ребята, что является главной ценностью семьи? Конечно же, вы – дети. - Прежде, чем перейти к новой теме, докажите используя три слова забота, воспитание, ценность (из прошлой темы), что вы являетесь главной ценностью семьи. - Объясните смысл понятия «воспитание». - Поведайте, из личного опыта как приучают вас родители к дисциплине и послушанию. - А как, вас родители обучают элементарным навыкам повседневной жизни и личной гигиены? - В чем проявляется ваших родителей о вас? Как вы заботитесь о членах вашей семьи.
Молодцы, а теперь вернемся к теме нашего урока и давайте подумаем, как же наше государство заботится о нас?
Да, действительно, в России уже несколько лет действует новая мера поощрения рождаемости – материнский капитал. - А, что такое материнский капитал?
- А давайте сравним ваше предположение с текстом учебника на стр.168. - Что означает данное определение? - Если вы заметили то после слова материнский в скобках стоит слово семейный капитал, что это значит, и как вы это понимаете?
Право на материнский капитал имеет мать при рождении (или усыновлении) второго или последующего ребенка, имеющего российское гражданство. - прежде, чем перейти к следующему этапу, давайте вспомним, сто такое ГРАЖДАНСТВО? На доске записывается схема, которую дети заполняют с помощью учебника на стр.168. - А для чего нужен материнский капитал? - На какие определенные цели может быть потрачен капитал? (Ученики сначала предполагают, на что может быть потрачен МК, затем выполняют письменно в тетрадях (индивидуально). После выполнения задания в тетрадях три ученика поочередно выходят к доске и заполняют пустые стрелочки. Остальные ребята проверяют)
Необходимо знать, что денежный размер материнского капитала постоянно увеличивается. Распоряжаться средствами материнского капитала можно только по истечению трех лет со дня рождения (усыновления) ребёнка.
Но прежде, чем перейти к следующему этапу урока, немного отдохнем. |
Работа с карточками (разноуровневые) *Карточка№1 Дайте определение Карточка №2 Выбор правильного ответа
Фронтальный опрос. Оформляют работу, выступают перед классом Формулируют понятие, сравнивают ответы и оценивают правильность выполнения работы.
МК (материнский капитал)
Получение ребенком образование; Улучшение жилищных условий; Будущая трудовая пенсия мамы.
|
Ответы учащихся
Запись в тетради (Пометьте карандашом, дома запишите в тетрадь.)
Зарплата, пенсия, материнский капитал
Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки семей, имеющих детей.
Предполагают,на что может быть потрачен материнский капитал. Стр. 168.
Ответы учащихся |
Уметь думать и размышлять.
Предполагают, что такое материнский капитал.
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
Физминутка |
Физминутка Упражнение для глаз (т.к. основная работа с учебником) и для поднятия настроения Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли! - Я тебе его дал? - Дал! - Ты его взял? - Взял! - А где же он? - Кто? - Да не кто, а что! - Что? - Сапог! - Какой? - Ну такой! Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли (и опять всё с начала - до тех пор, пока не надоест. Вместо "сапога" может быть мешок, кошелёк или др.). |
Физминутка |
Физминутка |
Физминутка |
Физминутка |
IV. «Открытие»учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний Цель. Познакомить с понятиями, что такое знание и познание. Какие бывают способы. Проверить знания в полученном материале.
|
В форме поводящего диалога организует наблюдение за работой учащихся. - Вернемся к дискуссии. Но разве государство помогает только матерям? Правильно государство оказывает и социальную помощь семьям. На стр. 169 давайте найдем ответ на вопрос, что такое государственная социальная помощь и запишем его в тетрадь.
Для поддержки семьи и детей, попавших в трудную жизненную ситуации, государство создало специальные учреждения – социальные службы, в том числе центры социальной помощи семья и детям. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ. - А об этом нам расскажет (Иванова Юля) - Недавно у нас в школе проходила ежегодная акция «Помоги ребенку» принимали ли вы в ней участие? - Какую помощь вы оказали детям сиротам, малоимущим? - В нашем районе действует волонтерская организация из числа учащихся и работающей молодежи. - Хотели бы вы туда вступить, чтобы оказывать помощь людям? Социальную помощь получают и семьи ветеранов Великой Отечественной войны. Обрати внимание на иллюстрацию. (см. приложение илл. 1.) - А чем, мы им помогаем? - А необходима ли им наша помощь, забота и внимание? (Да) Молодцы!
|
Работают в группах по учебнику.
Ответы учащихся.
Записывают за докладчиком основные моменты
|
Заполнют таблицы
- Проверка заполнения схемы. - работа ученика с оборудованием.
Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам денежных выплат, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Дети должны рассказать о ветеранской помощи которую они оказывают ветерану ВОВ или труженику тыла, ветерану труда.(В нашей школе за каждым классом закреплен ветеран, которому дети оказывают помощь) |
Уметь определять, охарактеризовывать.Личностное самоопределение сотрудничества, самоконтроль Уметь выделять главную мысль. |
познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний; подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
|
V. Первичная проверка понимания Цель. Проверить умения в определении главной мысли Самоконтроль усвоения знаний.
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. Итак, напомните, мне, пожалуйста, кто такие социальные работники? Специальность социального работника можно получить в средне специальных (профессиональных) или высших учебных заведениях. На стр. 172 Петров Вася зачитает интересный факт, связанный с нашей темой. Молодцы!
|
Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. |
|
Уметь выделять главное по тексту. Умение работы в коллективе |
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; рефлексия способов и условий действия |
VII. Первичное закрепление. Цель. Включение нового |
- Вернемся к проблеме нашего урока. Охарактеризуйте, почему государство должно поддерживать семью? Как российское государство поддерживает семью?
|
Семья – одна из важнейших ценностей общества, поэтому государство помогает семье. В России осуществляется государственная политика по повышению рождаемости. Социальные службы помогают малоимущим и многодетным семьям, семьям, имеющим тяжелобольных детей и детей – инвалидов, а также детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. |
|
Уметь применять изученные |
Извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение итога урока |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Давайте посмотрим, на ваше настроение. А теперь постараемся оценить всех кто активно работал.
|
|
|
|
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Параграф 23, термины учить *в.1, стр. 173 практикум письменно. Урок закончен. Встали все. Спасибо за работу. |
* Написать мини сочинение «Я горжусь, что моя мама (тетя, дядя, папа) – социальный работник, потому что…» |
|
|
|
Если останется время.
|
|
|
|
|
|
Приложение.
Карточка №1
Фамилия, имя __________________________
Дайте определение…
Воспитание-
Забота –
Гражданство –
Семейные роли –
Семейные ценности -
Карточка № 2
Фамилия, имя_____________________________
Необходимо выбрать правильный ответ, и обвести в кружок. На 4 вопрос ответить письменно.
1. При воспитании детей японцы предпочитают своих детей
А) поощрять
Б) наказывать
2. Является ли твой день рождение семейной ценностью
А) да
Б) нет
3. Происходит ли в процессе воспитания передача культурных ценностей?
А) да
В) нет
4. При воспитании нельзя …. (продолжи предложение)
Опережающее задания, для изучения новой темы.
Социальные службы помощи семье.
Задача и цель социальной службы состоит в том, что они помогают семьям, имеющим тяжелобольный детей и детей – инвалидов; детям сиротам; детям, оставшимися без попечения родителей; семьям и гражданам, которые с трудом передвигаются , нуждаются в постоянном уходе, кому нужно купить лекарства или продукты питания. Социальные службы организуют благотворительные обеды, летний отдых санаторно – курортное лечение детей; помогают в организации быта(ремонт жилья, обеспечение топливом, доставка воды, оплата коммунальных услуг, помощь на земельном участке). Социальные службы оказывают помощь молодой семье, помогают молодым людям в трудоустройстве. Особое внимание уделяется семьям, где есть дети – инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социальные службы оказывают им различную помощь, в том числе их прикрепляют к магазинам, мастерским. Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Здесь работаю игровые, тренажёрные площадки, проводят педагогические и психологические консультации. Для детей сирот, оставшихся без попечения родителей, и детей нуждающихся в помощи, создаются специальные приюты для детей и подростков. Здесь ребята проживают, получают бесплатное питание, врачебную помощь, посещают школы, кружки и спортивные секции. Люди, которые оказывают социальную помощь, получают профессиональную подготовку и называются социальными работниками
http://images.yandex.ru
Иллюстрация 1 .
http://images.yandex.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.