ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция
Оценка 4.8

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
администрации +1
Взрослым
11.02.2019
ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция
Данный материал предназначен для учителей начальных классов и родителей. Педагоги могут использовать данный материал на родительских собраниях перед зачислением детей в первый класс. Раскрывает понятие готовность к обучению. Описывает критерии готовности к школьному обучению. Содержит рекомендации, советы, тесты для родителей
готовность к школе.docx
Готов ли ребенок к школе?                    До 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет во всю. Часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше ­   начать   школьную   жизнь   раньше   или   позже?   Одни   говорят   "чем   раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства".   Кто   же   прав?   Вообще   тут   нет   общих   правил   ­   все   зависит   от конкретного   ребенка,   от   его   желания   учиться   и   от   его   личной, индивидуальной готовности.                       При   переходе   из   детского   сада   в   школу   жизнь   ребенка   (а, следовательно, и Ваша) меняется кардинально. Во­первых,   до   этого   он   был   просто   ребенком,   обычным   дошкольником. Многое   в   его   поведении   списывалось   на   то,   что   он   еще   маленький,   наши требования были очень относительны и т.д. Теперь малыш­дошкольник будет учеником.   То   есть   меняется   его   статус,   а   значит   и   отношение   к   нему   со стороны окружающих. Во­вторых,   у   ребенка   полностью   изменится   окружающая   обстановка: свободное   групповое   помещение   детского   сада   теперь   сменит   класс   с партами,   учительским   столом,   доской.   И   уже   нельзя   будет   пропускать занятия, нельзя будет вставать во время урока и т.д. Меняется еще очень многое…          В связи с этим, уважаемые родители, хочется обратить Ваше внимание на всестороннюю подготовку ребенка к школе. Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Часто, оказывается, что ребенок, умеющий великолепно писать, читать и считать, при более детальной психологической диагностике, оказывается совершенно не готовым к обучению к школе. Итак,   под   готовностью   к   школе   понимается   тот   уровень   физического   и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.  Специалисты выделяют следующие критерии готовности ребёнка к школе: Критерии готовности к школе:  физическая,  нравственная,   психологическая,   мыслительная.                 Физическая готовность:            Согласно санитарно­эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178­ 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»                 В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого­медико­ педагогической   комиссии   о   готовности   ребенка   к   обучению.           Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста  не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в  условиях детского сада.                     Почему данный возраст является наиболее оптимальным для обучения: 1. В   должной   мере   сформирован   скелет   ребёнка,   готов   к   нагрузкам позвоночник. 2. В данном возрасте ученик способен без ущерба для здоровья длительное время просидеть за партой. 3. Организм готов к большим, нежели раньше, интеллектуальным нагрузкам. 4. Если   у   ребёнка   есть   какие   –   то   хронические   заболевания,   нужно проконсультироваться   с   лечащим   врачом.  Проверить   слух   и   зрение ребёнка Нравственная готовность:  ­ умение строить отношения с учителем;   ­ умение общаться со сверстниками;  (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из  проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); Приветливый, вежливый ребёнок приятен в общении, выгодно отличается от  грубых, невоспитанных сверстников. У него легко складываются отношения с  товарищами, старшими.  ­ вежливость, сдержанность, послушание. Если поручили ребёнку какое­то  дело, проверьте, как он его выполнил; если он начал рисовать или лепить,  пусть доведёт дело до конца; Если в игре его желания не совпали с желаниями товарищей, младшего  братишки или сестрёнки, пусть прислушается к их мнению, уступит в чём­то.  Пусть не шумит, если бабушка легла отдохнуть, не отвлекает старшего брата,  если тот делает уроки, то есть пусть ребёнок научиться уважать  окружающих людей.  ­ отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).   Психологическая готовность:  ­ это твердое желание учиться, получать знания;   ­ понимание важности и необходимости учения;   ­ проявление выраженного интереса к получению новых знаний;  ­ это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда  интересные); (произвольность) ­ умение выполнять указания учителя по первому его требованию. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Тест готовности ребёнка к школе (раздать) Развитие школьно­значимых    психологических функций: ­ развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно  владеет карандашом, ножницами); Развитию мелкой моторики способствуют: ­ рисование карандашами и красками; ­ лепка из пластилина; ­ работа с конструктором; ­ застёгивание пуговиц, завязывание шнурков; ­ сбор пазлов. ­ мазайка. ­ пространственная организация, координация движений (умение правильно  определять выше ­ ниже, вперед ­ назад, слева ­ справа); ­ координация в системе глаз ­ рука (ребенок может правильно перенести в  тетрадь простейший графический образ ­ узор, фигуру ­ зрительно  воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); ­ развитие логического мышления (способность находить сходства и различия  разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в  группы по общим существенным признакам); ­ развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на  выполняемой работе в течение 15­20 минут); ­ развитие произвольной памяти (способность к опосредованному  запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом  /слово ­ картинка либо слово ­ ситуация/). Под руководством психолога Д.Б.Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком ­ горка спичек. Экспериментатор просит брать по   одной   и   перекладывать   их   в   другое   место.   Правила   нарочно   сделаны бессмысленными.  Испытуемыми   были  дети 5, 6  и 7  лет.  Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что­то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Мыслительная готовность: Интеллектуальная готовность к школе означает: ­ к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о  них пойдет ниже); ­ он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в  школу и обратно, до магазина и так далее; ­ ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен  быть любознателен; ­ должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления. Таким образом,  ребенка считают неготовым к школе, если он: • настроен исключительно на игру; • недостаточно самостоятелен; • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не  может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; • имеет серьезные нарушения речевого развития; • не умеет общаться со сверстниками; • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан. Советы родителям:  Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело  до конца  Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность,  пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку  загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты.  Пусть ребёнок рассуждает вслух.  По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его  размышлять, исследовать  Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например,  предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную  бабу из снега, а сегодня нет.  Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок  понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий,  правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли  доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: 1. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать  условия для развития мелкой моторики руки.  2. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со  сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг,  рисовать, лепить, фантазировать. (посещение дошкольного учреждения) 3. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению  будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему  будет личностно в нее включиться. Есть ли у ребенка желание учиться? Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по­ своему объясняет свое желание учиться. Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь». А шестой:   «Я   хожу   в   школу,   потому   что   получаю   там   «пятерки».   А   потом спросите своего малыша, как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно­ познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все­таки тяжелой работой, как учеба. О социальной готовности ребенка к школе                                  Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка   к   школе,   родители   иногда   упускают   из   виду   эмоциональную   и социальную   готовность,   включающие   в   себя   такие   учебные   навыки,   от которых   существенно   зависят   будущие   школьные   успехи.   Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять   свое   поведение   законам   детских   групп,   способность   принимать роль   ученика,   умение   слушать   и   выполнять   инструкции   учителя,   а   также навыки   коммуникативной   инициативы   и   самопрезентации.   Сюда   можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов­психологов  "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой  деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии  дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики  активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте  ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей,  конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать  умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь  организовывать свою деятельность. Мотивационная готовность – по, сути, это наличие у детей желания  учиться. Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако  тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей  внешней стороной ­ новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь  все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к  школе должна привлекать возможность узнать что­то новое, что  предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы  можем говорить о полностью сформированной  мотивационной готовности. Эмоционально­волевая готовность важна для нормальной адаптации  детей к условиям школы. Речь идёт даже не об соблюдении дисциплины,  скорее о способности детей слушать то, то говорит учитель, вникать в суть сказанного им на занятиях. Ученику нужно уметь понять и принять  задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и  побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного  времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не  отвлекаясь на посторонние, пусть даже и более интересные предметы и  дела. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними,  умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии. Толерантность (терпимость) ­ ребенок должен адекватно реагировать  на конструктивные замечания взрослых и сверстников; Сформированность нравственных представлений (соответственно  возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; Способность ребенка принимать поставленную педагогом задачу, а  после выполнения умение адекватно оценивать свою работу, признавать  свои ошибки, если таковые имеются. Интеллектуальная готовность ­ многие родители считают, что именно  этот аспект готовности к школе является самым значимым. Основа  интеллектуальной готовности, по их мнению, это обучение детей навыкам  письма, чтения и счёта. Это закоренелое убеждение чаще всего и ведет родителей по ложному пути при подготовке детей к школе. Часто, оказывается, что ребенок,  умеющий великолепно писать, читать и считать, при более детальной  психологической диагностике, оказывается совершенно не готовым к  обучению к школе. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия  у ребёнка каких­то определённых сформированных знаний и умений  (например, письма, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка  присутствовать). Все­таки важнее чтобы развитие памяти, речи, мышления соответствовали возрасту ребенка. У него обязательно должно быть  стремление к получению новых знаний – любознательность. Важное значение здесь имеет речевая готовность к школе. В  нее входит: Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть  правильным, четким звукопроизношением, охватывающим все звуки; Сформированность фонематических процессов, умение слышать и  различать, дифференцировать (узнавать и выделять) звуки родного  языка; Владение разными способами словообразования, умение правильно  употреблять слова с уменьшительно­ласкательным значением, выделять  звуковые и смысловые различия между словами; образовывать  прилагательные от существительных и пр; Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться  развернутой фразовой речью; 1. Интеллектуальная готовность к школе означает: - к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); - он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; - ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; - должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления. 2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; - толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; - нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; -ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. 3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: - понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; - наличие интереса к учению и получению новых знаний; - способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; - усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. • Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе». Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают  подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в  детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в  школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает  задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую  жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к  школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до  школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным  исследованиям педагогов­психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена  на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии  дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять  композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно  вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь  организовывать свою деятельность. Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у  ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному,  значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным  предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к  систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны,  формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу,  приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие  любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к  окружающему, в стремлении узнавать новое. Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:  физический    нравственный психологический мыслительный Физическая готовность:  Согласно санитарно­эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178­02  «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных  учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года  жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико­психолого­ педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.  Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является  достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение  детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в  условиях детского сада. Нравственная готовность:   Умение строить отношения с взрослым человеком. Умение общаться со сверстниками.  Вежливость, сдержанность, послушание.  Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).  Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.  Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей,  даже за малейшие успехи. Психологическая готовность:  Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и  необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых  знаний;  Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда  интересные);  Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает  авторитет взрослых);  Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Мыслительная готовность:  Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.  Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из  прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»;  «поэтому».  Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с  вопроса.  Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно  владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте  ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в  первый класс должен:  Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.  Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.      Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь  уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно). Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения,  животные и т.д. Уметь находить в группе предметов «лишний», (н­р, из группы «одежда» убрать  цветок).  Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о  предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.  Иметь пространственные представления: право­лево; верх­низ; прямо, кругом, под­ над; из­за; из­под чего­либо.  Уметь доброжелательно общаться с другими детьми  Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.  Уметь обслуживать себя. Советы родителям: Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к  познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним,  проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять,  исследовать Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить,  почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание,  сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки  действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других  одобряет.

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? Лекция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2019