Тема занятия внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс
Автор: Давыдова Людмила Петровна, учитель географии МОУ-СОШ села Прокудино Аткарского района Саратовской области.
Цель занятия: подготовить обучающихся 9 класса к сдаче ОГЭ по географии.
Планируемые результаты:
личностные: воспитывать географическую культуру, любовь к предмету;
метапредметные: проверить умение учащихся работать коллективно, в группе;
предметные: систематизировать знания учащихся по теме, формирование умения работы с источниками географической информации, закрепить умения и навыки учащихся в процессе выполнения разнообразных задач.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, дидактический материал, горные породы, компьютер или ноутбук.
Тип занятия: практикум.
Девиз урока: « Ваш успех идёт на пользу мне, а мой - на пользу вам, потому что он у нас общий!»
Ход занятия:
Психологический настрой на урок:
– Здравствуйте, ребята!
Скоро вам предстоит сдавать экзамены. Одни ждут экзаменов с нетерпением, другие – со страхом и обреченностью, третьи – с надеждой на везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.
«Хорошая подготовка – это половина победы», - говорил великий писатель Мигель де Сааведра.
Памятка «Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит?» - собирать и анализировать географическую информацию; - хорошо ориентироваться на карте; - читать климатограмму, графики, диаграммы; - пользоваться статистической информацией; - решать элементарные географические задачи; - делать прогнозы на основе исходной информации; - сопоставлять факты из разных курсов географии; - применять географические знания на практике, в разных обстоятельствах. |
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы сегодняшнее занятие помогло вам еще лучше подготовиться к сдаче ОГЭ по географии. Перед началом путешествия проведем разминку на знание терминов.
Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.
Урбанизация— процесс роста городов и распространения городского образа жизни на всю сеть населенных мест.
Агломерация - компактная пространственная группировка нескольких городов, объединенных тесными связями.
Антициклон– это крупный атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.
Иммиграция— въезд в страну на постоянное или временное проживание граждан других стран.
Естественный прирост населения— разница между величинами рождаемости и смертности в расчете на 1000 жителей в год.
Миграция - передвижение населения по территории (переселения, сезонные и маятниковые миграции и др.)
Эмиграция— выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на длительный срок.
Специализация производственная— выпуск предприятиями отдельных деталей и узлов, определенных видов изделий, выполнение одной или нескольких технологических операций.
Горы – обширные территории с абсолютными высотами до нескольких тысяч метров и резкими колебаниями высот в своих пределах.
Учитель: Молодцы!
Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит карта прохождения маршрута. (Приложение 1) Горные перевалы - это задания, которые вам предстоит выполнить и получать за это баллы. С каждым выполненным заданием вы подниметесь выше. Оценивать себя будете сами. Итак, в путь.
1 перевал: « Географический диктант»
по теме «Природопользование и геоэкология».
- Всем предлагается диктант по обобщению знаний по данной теме.
( Работа в течение 5 минут)
Вариант №1
1. Примером рационального природопользования является
1) использование в черной металлургии только обогащенной РУДЫ
2) перевод ТЭС с природного газа на уголь
3) осушение болот в верховьях малых рек
4) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
2. Примером рационального природопользования является
1) избыточное орошение в засушливых районах
2) комплексное использование добываемого сырья
3) перевод ТЭС с природного газа на уголь
4) сплав леса по реке отдельными бревнами
3. Примером рационального природопользования является
1) использование в черной металлургии только обогащенной руды
2) перевод ТЭС с природного газа на уголь
3) изготовление бумаги из макулатуры
4) осушение болот в верховьях малых рек
4. Примером рационального природопользования является
1) распашка склонов на возвышенностях
2) создание лесных полезащитных полос в степной зоне
3) захоронение токсичных отходов вблизи крупных городов
4) осушение болот в верховьях малых рек
5. Что является примером нерационального природопользования?
1) проведение снегозадержания в зимнее время
2) использование природного газа вместо угля на ТЭС
3) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
4) осушение болот в верховьях малых рек
Вариант №2
1. Наводнения — стихийные бедствия, от которых страдают люди, живущие на берегах рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?
1) Урал 2) Ока 3) Амур 4) Дон
2. Землетрясения — стихийные бедствия, от которых часто страдают люди, живущие в горной местности. Для какой из перечисленных территорий характерно это природное явление?
1) Вологодская область 3) Республика Дагестан
2) Ненецкий АО 4) Смоленская область
3. Сель — грязевой или грязекаменный поток, внезапно формирующийся в руслах горных рек в результате ливней, бурного таяния ледников и снега. В каком из перечисленных регионов существует наибольшая опасность для жизни людей при проявлении этого природного явления?
1) Кабардино-Балкарская Республика
2) Смоленская область
3) Республика Калмыкия
4) Оренбургская область
4. Многолетняя мерзлота оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека: разработку полезных ископаемых, прокладку дорог, строительство. В каком из перечисленных регионов России необходимо учитывать последствия оттаивания многолетней мерзлоты в результате потепления климата?
1) Чувашская Республика 3) Красноярский край
2) Тульская область 4) Челябинская область
5. Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури значительно затрудняют хозяйственное освоение территории. Для какой из перечисленных территорий они наиболее характерны?
1) Республика Саха (Якутия) 3) Приморский край
2) Калининградская область 4) Республика Калмыкия
Учитель: Самопроверка по правильным ответам на доске.
Ребята, каждый правильный ответ оценивается в 1 бал. Проставьте баллы в маршрутном листе.
2 перевал: «Картографический»
- работа с топографической картой:
1)Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до
церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков.
Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде
числа
2)Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
-работа с климатической картой:
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Калининград
2) Екатеринбург
3) Москва
4) Хабаровск
Данное задание оценивается в 2 балла.
Проставьте баллы на этапе.
3 перевал: «Реши задачу»
1) Средняя солёность поверхностных вод Средиземного моря составляет 38‰. Определите, сколько граммов солей растворено в двух литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
2) Площадь территории Российской Федерации составляет 17 098,2 тыс. км2. Площадь территории Центрального ФО — 1687,0 тыс. км2. Определите удельный вес территории Центрального ФО в общей территории страны. Полученный результат округлите до целого числа.
Учитель: каждый правильный ответ оценивается в 1 бал. Проставьте баллы в маршрутном листе.
4 перевал: «Географические координаты»
1.Определите по географическим координатам вершины горных систем.
-27° с.ш. 86° в.д. - г. Джомолунгма 8848м
-63 ° с.ш. 151° з.д. - г.Мак- Кинли (6194м)
2. Определите, какой город имеет географические координаты
- 19° с.ш. и 73° в.д.
-59° с.ш. и 10° в.д.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Проставьте полученные баллы в своем маршруте.
5 перевал: «Горные породы»
Учитель: «Человека, - говорил академик А. Е. Ферсман, – всегда влечёт к камню». Первобытного человека привлекали особые свойства камня – прочность, твёрдость, способность высекать огонь. Современного человека камень привлекает как разнообразный по свойствам и красоте природный материал. Чем глубже мы его изучаем, тем больше нового и оригинального даёт нам каменный мир. Камни – немые свидетели прошлого. Изучая их, мы узнаём, как на протяжении многих миллионов лет менялся рельеф, климат, как образовались залежи полезных ископаемых. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык».
1)Ребята, у меня на столе лежат горные породы. Определите их названия.
(Кварцит, гранит, мрамор, известняк, бурый железняк и т.д. )
2)В коллекцию школьного музея попали образцы слоев горных пород земной коры. Для создания одного из экспонатов музея потребовалось разместить эти образцы в определенной последовательности.
1) гранитный слой
2) осадочный слой
3) базальтовый слой
Расположите слои горных пород континентальной земной коры от нижнего к верхнему.
Запишите цифры в правильной последовательности.
3)Изучая расположение горных пород в геологическом разрезе, сделанном на равнинной
территории, участники экспедиции сделали следующую зарисовку.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке
увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) известняк
2) суглинок с валунами
3) кварцит
Учитель: Проставляем 1 балл в маршрутный лист.
6 перевал: «Климатограмма»
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
1) A 2) В 3) C 4) D
К доске вызывается ученик и показывает правильный ответ.
Ответ оценивается в 1 балл.
7 перевал: «Народный»
1)Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Казань Б) Черкесск В) Владивосток
2)Какие два из перечисленных народов проживающих на территории России являются наиболее многочисленными? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти народы.
1) коми
2) карелы
3) татары
4) удмурты
5) башкиры
3)В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве населения?
1) В январе — октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.
2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского — 29%.
3) В 2009 г. число родившихся в Республике Бурятия составляло 16 729 человек, число умерших — 12 466 человек.
4) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.
5) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.
4)Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.
СЛОГАН |
|
СТРАНА |
А) Приезжайте к нам, в страну вечного праздника жизни, где правят яркое солнце и тёплое море! Ознакомьтесь с историей города Карфаген! Б) Добро пожаловать в страну, где можно насладиться великолепными видами белоснежных Альп! |
|
1)Австрия 2)Аргентина 3) Тунис 4)Финляндия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
5) Определите страну по её краткому описанию.
Территория этой европейской страны тянется узкой полосой (самая широкая часть — менее 420 км) вдоль побережья полуострова. Рельеф чрезвычайно горист. Большую часть территории занимает огромное нагорье, состоящее из гнейса, гранита и других образований архейского и палеозойского периодов. В восточной изрезана большими долинами, а в западной и северной — глубоко вдающимися в сушу морскими заливами или фьордами. Среди полезных ископаемых, которыми богата страна, следует отметить морские залежи нефти и природного газа.
Учитель:
Вот и подошло к концу наше восхождение на гору географических знаний.
Давайте посмотрим, на какой высоте вы оказались? – подсчёт баллов.
Ребята, оказались ли мы на вершине горы? (нет)
А чтобы добиться отличных результатов, нам необходимо набрать 31 балл. И у нас есть еще куда стремиться.
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
На этом наше занятие окончено. Успехов вам!
Приложение 1
Маршрутный лист
|
Восхождение к вершине географических знаний |
баллы |
№1 |
«Географический диктант» |
|
№2 |
«Картографический» |
|
№3 |
«Реши задачу» |
|
№4 |
«Географические координаты» |
|
№5 |
«Горные породы» |
|
№6 |
«Климатограмма» |
|
№7 |
«Народный» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.