Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс
Оценка 5

Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс

Оценка 5
docx
03.12.2021
Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс
конспект занятия- Давыдова ЛП.docx

Тема занятия внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс

 

Автор: Давыдова Людмила Петровна, учитель географии МОУ-СОШ села Прокудино  Аткарского района Саратовской области.

 

Цель занятия: подготовить обучающихся 9 класса  к сдаче ОГЭ по географии. 

Планируемые результаты:

 

личностные: воспитывать географическую культуру, любовь к предмету;

 

метапредметные: проверить умение учащихся работать коллективно, в группе;

 

предметные: систематизировать знания учащихся по теме, формирование умения работы с источниками географической информации, закрепить умения и навыки учащихся  в процессе выполнения разнообразных задач.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, дидактический материал, горные породы, компьютер или ноутбук.

Тип занятия:  практикум.

 

Девиз урока: « Ваш успех идёт на пользу мне, а мой  - на пользу вам, потому что он у нас общий!»

                                                

                                               Ход занятия:

Психологический настрой на урок:

 

Здравствуйте, ребята!

Скоро вам предстоит сдавать экзамены. Одни ждут экзаменов с нетерпением, другие – со страхом и обреченностью, третьи – с надеждой на везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.

 

«Хорошая подготовка – это половина победы», - говорил великий писатель Мигель де Сааведра.

 

 

 

Памятка «Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит?»

    -  собирать и анализировать географическую информацию;

     - хорошо ориентироваться на карте;

- читать климатограмму, графики, диаграммы;

- пользоваться статистической информацией;

- решать элементарные географические задачи;

     - делать прогнозы на основе исходной информации;

- сопоставлять факты из разных курсов географии;

- применять географические знания на практике, в разных обстоятельствах.

 

 

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы сегодняшнее занятие помогло вам еще лучше подготовиться к сдаче ОГЭ по географии. Перед началом путешествия проведем разминку  на знание терминов.

Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.

Урбанизация— процесс роста городов и распространения городского образа жизни на всю сеть населенных мест.

 Агломерация - компактная пространственная группировка нескольких городов, объединенных тесными связями.

Антициклонэто крупный атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.

Иммиграция— въезд в страну на постоянное или временное проживание граждан других стран.

Естественный прирост населения— разница между величинами рождаемости и смертности в расчете на 1000 жителей в год.

Миграция - передвижение населения по территории (переселения, сезонные и маятниковые миграции и др.)

Эмиграция— выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на длительный срок.

Специализация производственная— выпуск предприятиями отдельных деталей и узлов, определенных видов изделий, выполнение одной или нескольких технологических операций.

Горы – обширные территории с абсолютными высотами до нескольких тысяч метров и резкими колебаниями высот в своих пределах.

Учитель: Молодцы!

Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит карта прохождения маршрута. (Приложение 1)  Горные перевалы - это задания, которые вам предстоит выполнить и получать за это баллы. С каждым выполненным заданием вы подниметесь  выше. Оценивать себя будете сами.  Итак, в путь.

 

1 перевал: « Географический диктант»

по теме  «Природопользование и геоэкология».

- Всем предлагается  диктант по обобщению знаний по данной теме.

 ( Работа в течение 5 минут)

                                            Вариант №1

1.  Примером рационального природопользования является

1) использование в черной металлургии только обогащенной РУДЫ

2)  перевод ТЭС с природного газа на уголь

3) осушение болот в верховьях малых рек

4) создание системы оборотного водоснабжения на промыш­ленных предприятиях

 

2.  Примером рационального природопользования является

1) избыточное орошение в засушливых районах

2) комплексное использование добываемого сырья

3) перевод ТЭС с природного газа на уголь

4) сплав леса по реке отдельными бревнами

 

3.  Примером рационального природопользования является

1) использование в черной металлургии только обогащенной руды

2) перевод ТЭС с природного газа на уголь

3)  изготовление бумаги из макулатуры

4) осушение болот в верховьях малых рек

 

4.  Примером рационального природопользования является

1) распашка склонов на возвышенностях

2) создание лесных полезащитных полос в степной зоне

3) захоронение токсичных отходов вблизи крупных городов

4) осушение болот в верховьях малых рек

 

5.  Что является примером нерационального природопользо­вания?

1) проведение снегозадержания в зимнее время

2) использование природного газа вместо угля на ТЭС

3) создание системы оборотного водоснабжения на промыш­ленных предприятиях

4) осушение болот в верховьях малых рек

 

Вариант №2

1. Наводнения — стихийные бедствия, от которых страдают люди, живущие на берегах рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?

1) Урал            2) Ока             3) Амур    4) Дон

 

2. Землетрясения — стихийные бедствия, от которых часто страдают люди, живущие в горной местности. Для какой из пе­речисленных территорий характерно это природное явление?

1)  Вологодская область               3) Республика Дагестан

2)  Ненецкий АО                          4) Смоленская область

 

3. Сель — грязевой или грязекаменный поток, внезапно формирующийся в руслах горных рек в результате ливней, бур­ного таяния ледников и снега. В каком из перечисленных ре­гионов существует наибольшая опасность для жизни людей при проявлении этого природного явления?

1)  Кабардино-Балкарская Республика

2) Смоленская область

3)  Республика Калмыкия

4) Оренбургская область

 

4. Многолетняя мерзлота оказывает влияние на хозяйствен­ную деятельность человека: разработку полезных ископаемых,             прокладку дорог, строительство. В каком из перечисленных ре­гионов России необходимо учитывать последствия оттаивания многолетней мерзлоты в результате потепления климата?

1) Чувашская Республика            3) Красноярский край

2) Тульская область                     4) Челябинская область

 

5. Такие неблагоприятные климатические явления, как засу­хи, суховеи и пыльные бури значительно затрудняют хозяйст­венное освоение территории. Для какой из перечисленных тер­риторий они наиболее характерны?

1)  Республика Саха (Якутия)       3) Приморский край

2) Калининградская область        4) Республика Калмыкия

 

Учитель: Самопроверка по правильным ответам  на доске.

Ребята, каждый правильный ответ оценивается  в 1 бал. Проставьте баллы в маршрутном листе.

 

2 перевал: «Картографический»

- работа с топографической картой:

 

1)Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до

церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков.

Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде

числа

 

2)Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.

 

 

 

 

-работа с климатической картой:

get_file?id=258

 

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

1) Калининград

2) Екатеринбург

3) Москва

4) Хабаровск

 

Данное задание оценивается в 2 балла.

Проставьте баллы на  этапе.

 

3 перевал: «Реши задачу»

 

1) Средняя солёность поверхностных вод Средиземного моря составляет 38‰. Определите, сколько граммов солей растворено в двух литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.

 

2) Площадь территории Российской Федерации составляет 17 098,2 тыс. км2. Площадь территории Центрального ФО — 1687,0 тыс. км2. Определите удельный вес территории Центрального ФО в общей территории страны. Полученный результат округлите до целого числа.

 

Учитель: каждый правильный ответ оценивается  в 1 бал. Проставьте баллы в маршрутном листе.

 

 

4 перевал: «Географические координаты»

 

1.Определите по географическим координатам вершины  горных систем.

-27°  с.ш.   86° в.д.  -   г. Джомолунгма   8848м

-63 ° с.ш. 151° з.д.  -   г.Мак- Кинли   (6194м)

 

2. Определите, какой город имеет географические координаты

- 19° с.ш. и 73° в.д.

-59° с.ш. и 10° в.д.

 

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Проставьте полученные баллы в своем маршруте.

 

 

5 перевал: «Горные породы»

 

Учитель: «Человека, - говорил академик А. Е. Ферсман, – всегда влечёт к камню». Первобытного человека привлекали особые свойства камня – прочность, твёрдость, способность высекать огонь. Современного человека камень привлекает как разнообразный по свойствам и красоте природный материал. Чем глубже мы его изучаем, тем больше нового и оригинального даёт нам каменный мир. Камни – немые свидетели прошлого. Изучая их, мы узнаём, как на протяжении многих миллионов лет менялся рельеф, климат, как образовались залежи полезных ископаемых. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык».

 

1)Ребята, у меня на столе лежат горные породы. Определите их названия.

(Кварцит, гранит,  мрамор, известняк, бурый железняк и т.д. )

 

2)В коллекцию школьного музея попали образцы слоев горных пород земной коры. Для создания одного из экспонатов музея потребовалось разместить эти образцы в определенной последовательности.

1) гранитный слой

2) осадочный слой

3) базальтовый слой

Расположите слои горных пород континентальной земной коры от нижнего к верхнему.

Запишите цифры в правильной последовательности.

 

3)Изучая расположение горных пород в геологическом разрезе, сделанном на равнинной

территории, участники экспедиции сделали следующую зарисовку.

 

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке

увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) известняк

2) суглинок с валунами

3) кварцит

 

Учитель: Проставляем 1 балл  в маршрутный лист.

 

 

6 перевал: «Климатограмма»

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

get_file?id=253

 

1) A              2) В                   3) C              4) D

 

К доске вызывается ученик и показывает правильный ответ.

Ответ  оценивается в 1 балл.

 

7 перевал: «Народный»

 

1)Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Казань              Б) Черкесск         В) Владивосток

 

2)Какие два из перечисленных народов проживающих на территории России являются наиболее многочисленными? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти народы.

 

1) коми

2) карелы

3) татары

4) удмурты

5) башкиры

 

 

3)В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве населения?

 

1) В январе — октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского — 29%.

3) В 2009 г. число родившихся в Республике Бурятия составляло 16 729 человек, число умерших — 12 466 человек.

4) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

5) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

 

4)Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.

 

СЛОГАН

 

СТРАНА

А) Приезжайте к нам, в страну вечного праздника жизни, где правят яркое солнце и тёплое море! Ознакомьтесь с историей города Карфаген!

Б) Добро пожаловать в страну, где можно насладиться великолепными видами белоснежных Альп!

 

1)Австрия

2)Аргентина

3) Тунис

4)Финляндия

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

 

5) Определите страну по её краткому описанию.

Территория этой европейской страны тянется узкой полосой (самая широкая часть — менее 420 км) вдоль побережья полуострова. Рельеф чрезвычайно горист. Большую часть территории занимает огромное нагорье, состоящее из гнейса, гранита и других  образований архейского и палеозойского периодов. В восточной   изрезана большими долинами, а в западной и северной — глубоко вдающимися в сушу морскими заливами или фьордами. Среди полезных ископаемых, которыми богата страна, следует отметить морские залежи нефти и природного газа.

 

Учитель:

Вот и подошло к концу наше восхождение на гору географических  знаний.

Давайте посмотрим, на какой высоте вы оказались? – подсчёт баллов.

 

 

Ребята, оказались ли мы на вершине горы? (нет)

А чтобы  добиться отличных результатов,  нам необходимо набрать 31 балл. И у нас есть еще куда стремиться.

 

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

 

На этом наше занятие окончено. Успехов вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Приложение 1

 

 

 

Маршрутный лист

 

 

 

 

 

Восхождение к вершине географических знаний

баллы

№1

«Географический диктант»

 

№2

«Картографический»

 

№3

«Реши задачу»

 

№4

«Географические координаты»

 

№5

«Горные породы»

 

№6

«Климатограмма»

 

№7

«Народный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a9b8e5ed7f42c9e5d44ed016a80a2767&n=13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овал: 31 бОвал: 21бОвал: 12бhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a9b8e5ed7f42c9e5d44ed016a80a2767&n=13


 

Тема занятия внеурочной деятельности «Готовимся к

Тема занятия внеурочной деятельности «Готовимся к

Памятка « Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит? » - собирать и анализировать географическую информацию; - хорошо ориентироваться на карте; - читать климатограмму,…

Памятка « Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит? » - собирать и анализировать географическую информацию; - хорошо ориентироваться на карте; - читать климатограмму,…

Специализация производственная — выпуск предприятиями отдельных деталей и узлов, определенных видов изделий, выполнение одной или нескольких технологических операций

Специализация производственная — выпуск предприятиями отдельных деталей и узлов, определенных видов изделий, выполнение одной или нескольких технологических операций

Что является примером нерационального природопользо­вания? 1) проведение снегозадержания в зимнее время 2) использование природного газа вместо угля на

Что является примером нерационального природопользо­вания? 1) проведение снегозадержания в зимнее время 2) использование природного газа вместо угля на

Ребята, каждый правильный ответ оценивается в 1 бал

Ребята, каждый правильный ответ оценивается в 1 бал

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона? 1)

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона? 1)

Географические координаты» 1

Географические координаты» 1

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего)

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего)

A 2) В 3)

A 2) В 3)

Какие два из перечисленных народов проживающих на территории

Какие два из перечисленных народов проживающих на территории

Большую часть территории занимает огромное нагорье, состоящее из гнейса, гранита и других образований архейского и палеозойского периодов

Большую часть территории занимает огромное нагорье, состоящее из гнейса, гранита и других образований архейского и палеозойского периодов

Приложение 1 Маршрутный лист

Приложение 1 Маршрутный лист

Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс

Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс

Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс

Готовимся к ОГЭ по географии» -консультации: «Восхождение к вершине географических знаний» -9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2021