Готовность к школе и условия успешной работы
Оценка 5

Готовность к школе и условия успешной работы

Оценка 5
Работа с родителями
docx
дефектология
1 кл
05.03.2018
Готовность к школе и условия успешной работы
Как узнать родителям, готов ли их ребенок к обучению в школе, сможет ли он приспособиться к школьному распорядку. Это важный этап в жизни ребенка. И от того, насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения. В этой статье я постараюсь подробно ответить на интересующие вопросы родителей будущих первоклассников.Статья для родителей
Консультирование № 1.docx
Готовность к школе и условия успешной учебы Обученность и интеллектуальное развитие ­ это не одно и тоже. Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два­три месяца очень существенны   для   развития   детей.   Шестилетки   в   целом   принадлежат   еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это   ребенок   играющий.   Поэтому   обучение   шестилеток   изначально задумывалось как обучение игровое.  Девочки   по   всем   психофизиологическим   законам   созревают   раньше,   чем мальчики. Они более социально­адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть,   чем   девочкам.   Недоигравшие   мальчики   ­   это   горе   для   учителя   и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные   классы:   там   сидят   готовые   к   обучению   прилежные   девочки   и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.  Если   говорить   формально,   то   детские   психологи   выделяют   несколько критериев готовности детей к обучению в школе. 1.   Интеллектуальная   готовность   (способность   к   концентрации   внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика); 2. сосредоточиться, управление эмоциями); 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться). В   принципе,   то   интеллектуальное   развитие,   которое   получает   ребенок   с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые   он   черпает   из   окружающей   обстановки,  для   подготовки   к   началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой­то мере пользоваться логическим мышлением. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок,   и   не   отгораживать   его   от   вашей   окружающей   взрослой   жизни   ­ подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.  Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть­семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить ­ вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?…    Эмоциональная   готовность   (мотивация   к   обучению,   умение Таким   образом,  ребенок   научится   хотя   бы   в   первом   приближении   читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе ­ чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать. Поступление   в   первый   класс   вовсе   не   всегда   и   не   обязательно   связано   с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что­то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении. Первый класс ­ это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках ­ это смежные с письмом виды деятельности. Кроме   того,   надо   помнить,   что   детей,   поступивших   в   школу   раньше положенного   возраста,   подкарауливают   сложности   в   курсе   математики. Математика   обычно   меньше   всего   пугает   родителей   ­   что   там   такого,   в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.  Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там   он   столкнется   с   составными   задачами,   к   которым   не   будет   готов исключительно   в   силу   возраста:   эти   задачи   будут   казаться   слишком сложными. Если   ребенку   хорошо   в   детском   саду   и   проблема   его   недогрузки   ­ единственное,   что   беспокоит   родителей,   посоветуйте   им   не   торопиться   с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок ­ это не одно и то же. Обученность ­ это  те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение   писать,   читать,   считать.   Интеллектуальное   развитие   ­   это   некий умственный   потенциал,   к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие ­ это отнюдь не синонимы! Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или   тем   более   писал.   Их   больше   волновало,   как   бы   научить   его   играть   в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.    способность   ребенка   к   самодвижению, Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности   истощится   ­   на   старых   запасах   долго   не   проедешь.   Поэтому лучше   сосредоточить   свое   внимание   не  на   форсировании   учебных   умений, которыми   ребенок   должен,   по   идее,   овладеть   в   школе,   а   на   развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь   что   такое   школа   в   первую   очередь?   Вовсе   не   развивающая   среда,   а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок ­ это форма принуждения. В самой благополучной   и   доброжелательной   обучающей   среде   ребенок   не   сможет успешно   учиться,   если   ему   не   знакомо   слово   "нельзя".   Он   должен   уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме   того,   к   моменту   поступления   в   школу   ребенок   должен   обладать известной   долей   самостоятельности.   Если   он   умеет   бегло   читать,   но   не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Существует и еще одна проблема, о которой почему­то не принято говорить, ­ это проблема школьного туалета. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В   первую   очередь   надо   позаботиться   о   его   здоровье.   Плавание,   прогулки, велосипед ­ это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) ­ читать ребенку   книги.   Нужно   читать   (или   рассказывать)   детям   сказки   не   менее получаса в день.  Полезны   занятия,   которые   заставляют   работать   фантазию,   воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Бывает,   что   ребенок   по   одним   показателям   преуспевает   (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются   хронические   болезни,   которые   могут   сильно   сказаться   на   его возможности   посещать   школу.   Здесь   тоже   возможны   разные   варианты.   В Москве в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны   серьезные   основания)   могут   быть   зачислены   в   школу,   но   первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу. Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната   (это   форма   платного   обучения).   В   подобных   случаях   ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса   и   при   переходе   в   обычную   школу   должен   быть   зачислен   в   класс   в соответствии с выданным ему документом.  Если  у  ребенка   есть  особые   проблемы, связанные   с  ослабленным  зрением, слухом,   логопедией,   нарушением   моторики,   требуется   консультация специалиста,   которая   поможет   родителям   определиться   со   сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения. Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе   могут   следующие   критерии   из   адаптированного   для   России   теста, разработанного американскими психологами: Оценка развития познания. ­ Владеет ли ребенок основными понятиями: правый­левый, большой­малый, и т.п.? ­   Способен   ли   ребенок   понимать   простейшие   принципы   классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут? ­   Может   ли   малыш   удержать   в   памяти   и   выполнить   как   минимум   три указания? ­ Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита? Оценка базового опыта ребенка. ­ Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу? ­ Был ли он в библиотеке? ­   Была   ли   у   вас   возможность   регулярно   читать   малышу   или   рассказывать истории? ­ Проявляет ли ребенок интерес к чему­либо, есть ли у него хобби? Оценка языкового развития. ­   Может   ли   ребенок   назвать   и   обозначить   основные   окружающие   его предметы? ­ Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? ­ Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? ­ Может ли ребенок объяснить, где расположены какие­то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.? ­ Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай? ­ Четко ли ребенок выговаривает слова? ­ Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? ­ Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую­либо ситуацию? Оценка уровня эмоционального развития. ­ Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? ­   Сформировался   ли   у   ребенка   образ   себя   как   человека,   который   многое может? ­ Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? ­ Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми? Оценка умения общаться. ­ Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? ­ Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? ­ Способен ли ребенок слушать других не перебивая? Оценка физического развития. ­ Хорошо ли ребенок слышит? ­ Хорошо ли он видит? ­ Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? ­ Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? ­ Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? ­ Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим? Зрительное различение. ­ Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные? ­ Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б­п, кот­ год? Зрительная память. ­ Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? ­   Знает   ли   ребенок   собственное   имя   и   хотя   бы   шесть­восемь   названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни? Зрительное восприятие. ­   Способен   ли   ребенок   разложить   по   порядку   (в   заданной последовательности) серию картинок? ­ Понимает ли ребенок, что читают слева направо? Уровень слуховых способностей. ­ В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес­вес? ­ Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? ­   Способен   ли   ребенок   пересказать   историю,   сохранив   основную   мысль   и последовательность действий? Оценка отношения к книгам. ­ Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? ­ Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух? ­ Задает ли ребенок вопросы о словах ­ что они значат и т.п.? Общая и психологическая готовность. Может ли ваш ребенок: ­ Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет? пластилином,   цветными   карандашами, ­ Изъясняться связно, например, "покажи мне…" ­ Понимать смысл того, о чем ему читают? ­ Четко выговорить свое имя? ­ Запомнить свой адрес и номер телефона? ­ Писать карандашом или мелками на бумаге? ­   Пользоваться   красками, фломастерами? ­ Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? ­ Слушать и следовать полученным указаниям? ­ Быть внимательным, когда кто­то с ним разговаривает? ­   Сосредоточиться   хоть   на   десять   минут,   чтобы   выполнить   полученное задание? ­ Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? ­ Положительно оценивать: я ­ человек, который многое может? ­ "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора? ­ Проявлять интерес к окружающим его предметам? ­ Ладить с другими детьми? Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе. (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой) ­ Нравится ли вам ваш малыш? ­ Слушаете ли вы то, что ребенок говорит? ­ Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами? ­ Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? ­ Поправляете ли вы речь малыша? ­ Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? ­ Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? ­ Смеетесь ли вы вместе с ним? ­ Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? ­ Играете ли с малышом в какие­нибудь игры? ­ Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка? ­ Есть ли у малыша хотя бы одна­две собственные книги? ­ Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему? ­ Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями? ­   Обсуждаете   ли   вы   с   малышом   и   со   всей   семьей   что­то   интересное   из прочитанного или услышанного вами? ­ Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача? ­ Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? ­ Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? ­ Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? ­ Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки? ­ Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей? ...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии ­ тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати,  ориентируясь   по   этому   тесту,  не   обязательно   пользоваться   только оценками   "да"   или   "нет":   допускаются   и   варианты   "всегда,   иногда,   часто, редко, никогда". У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой   информации,   иными   словами   ­   к   обучению.   И   пресловутое   детское любопытство ­ тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка ­ один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.  Поэтому   опять   же,   отмахиваться   от   детских   вопросов  ­   значит   подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять. Вообще   в   процессе   той   же   подготовки   к   школе   включение   каких­то дидактических,   обучающих   элементов,   причем   повторяемых   в   нескольких вариантах, во всевозможные игры ­ тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.  Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда ­ вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий. То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку ­ тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.  Кстати,   в   таком   процессе   игры   удовольствие   от   обучения   развивается   и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов ­ причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких­то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни.  И потому еще одно из условий успешной учебы ­ явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет).  Когда   ребенок   чувствует,   что   получаемые   знания   не   лежат   мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, ­ это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать. Еще одно условие успешного обучения ­ так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс   ему   был   приятен),   вначале   научите   накрывать   на   стол,   подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом ­ помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом ­ наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…  Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать   фигурки   из   дерева,  то   начать   нужно   не  с  того,  что   подыскивать подходящий   корень   или   ветку,   а   с   полирования   готовой   фигурки…   И   те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу ­ дать   возможность   сразу   почувствовать   какие­то   успехи,   ведя   ученика   от конца   к   началу   ­   дают,   как   показывает   практика,   наиболее   успешные результаты. И главное условие успешной учебы ­ сформировать не потребность выучить от   сих   до   сих,   а   развитие   так   называемого   "пытливого   ума".   Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей ­ эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы

Готовность к школе и условия успешной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018