Что такое готовность к школе, виды готовности к школе старших дошкольников, критерии определения готовности к школе ребенка 6-7 лет. Возникающие проблемы. Разница в отношении к данной проблеме ведущих педагогов и психологов. Разница в определении готовности к школе ребенка 6-7 лет у зарубежной и отечественной школ.
Определение понятия «готовность к школьному обучению»
Критерии и виды готовности к школьному обучению.
Поступление в школу влечет за собой смену социальной роли ребенка,
изменение социального вектора его развития.
Вопрос о готовности дошкольника к обучению в школе широко
рассматривался и в отечественной, и в зарубежной психологии. Зарубежная
психологическая школа, например, Я. Йирасек, А. Анастази, С. Штрембел,
рассматривала этот вопрос в акценте школьной зрелости. Отечественные
психологи, например, Л. С. Выготский, Л. Божович , Д. Б. Эльконин,
акцентировали теоретическую разработку проблемы.
Л.С. Выготский считал, что готовность к школе определяется умением
ребенка дифференцировать и обобщать в заданных категориях предметы и
явления окружающего мира. [2] Также, по его мнению, переход от
дошкольного к младшему школьному возрасту определяется, прежде всего,
утратой детской непосредственности. Л. С. Выготский считал, что это
следствие начинающейся дифференциации внутренней и внешней жизни. Она
становится возможной лишь при возникновении обобщения переживаний
ребенка. Желания ребенка, его переживания и выражение желаний, его
поведение и деятельность, являются единым целым. При этом переживания
быстро проходят, они сиюминутны и недолговечны, существуют лишь как
отдельные моменты жизни. В поведении появляется кривляние, капризы,
манерничанье. Оно становится нарочитым, искусственным и нелепым,
кажется, что он строит из себя шута. В этом возрасте возникает новая
структура переживаний, ребенок начинает понимать, что у него есть
переживания, он проживает их снова и снова, овладевая новым для себя
инструментом. Именно из-за этого возникают основные особенности,
характерные для кризиса 6-7 лет, у ребенка возникает, прежде всего, новое
отношение к себе и своим переживаниям.
Вследствие наступления кризиса 6-7 лет, непосредственность ребенка
уходит, уступая место дифференциации внешнего и внутреннего, отсюда и
происходят все внешние проявления, которые зачастую родители считают
проявлением капризности и дурного характера. Но ребенок таким образом
вступает в новый для себя период жизни, у него начинают формироваться
первые моменты самосознания вследствие обобщения им своих переживаний
и возникновения дифференциации, меняется отношения к среде.
Психологу и педагогу возникновение данного кризиса говорит о проявлении
социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка
начинается активное формирование его внутренней социальной позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем
развития важных в учебном плане качеств и общим уровнем психического
развития ребенка.
Та самая «внутренняя позиция школьника» есть не что иное, как
сформированность личностной и социально-психологической готовности
ребенка к школе. Социальная подготовка к школе должна включать развитие
навыков общения с ровесниками и взрослыми в новых жизненных условиях.
Ни в коем случае не создание каких-либо конкретных элементов учебной
деятельности, а скорее общий уровень социальной и психологической
подготовки к обучению в новом для него качестве.Л. С. Выготский утверждал, что готовность к обучению в школе заключается в
первую очередь в уровне развития психических, ориентированных действий, в
ясной и развитой мотивации, а не в количественном представлении об
окружающем мире. При этом подготовка должна исключать дублирование
школьной программы, школьных методов, выравнивать уровень готовности к
школе, охранять психическое и соматическое здоровье детей.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходит смена
ведущей деятельности, от игры к учебе. Эта смена определяется основными
новообразованиями, которые возникают при переходе от старшего
дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. [3]
Л.И. Божович показывала готовность к школе как комплексную
характеристику, включающую необходимый уровень развития
познавательных интересов, мыслительной деятельности, готовности к
произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции
ребенка. [4] Наиболее важной составляющей частью готовности считала
мотивационную составляющую. Она выделяла два типа мотивов:
- мотивы, связанные с потребностью в общении;
- мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Только взаимодополнение этих двух типов создает, по мнению Л.И. Божович,
«внутреннюю позицию школьника». [1]
Запорожец А.И. тоже указывал на важность мотивации, степени
сформированности механизмов волевой регуляции, уровня развития
познавательной деятельности и умения анализировать и позиционировал как
наиболее верную систему показателей готовности ребенка к школьному
обучению.
По Я.Л. Коломинскому, одной из важнейших особенностей развития ребенка
6-7 лет является его чувствительность и готовность к усвоению необходимых
нравственных норм и правил и к систематизированию обучения доступными
по возрасту способами и методами. В связи с этим целенаправленность и
систематичность действий педагога дошкольного образования, родителей
или руководителя группы подготовки к школе являются важным фактором,
благодаря которому ускоряется психическое развитие ребенка. [5]
Е. А. Панько и Я.Л. Коломинский показывают нам психологическую
готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка,
обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых
школой», то есть приемлемое овладение новыми социальными ролями и
новыми для него видами деятельности.
Развитие произвольности как закономерный результат или даже
продолжение отказа от непосредственности, занимает особое место в
комплексе психологической готовности к школе. Д. Б. Эльконин с коллегами
выделили ряд параметров учебной деятельности, которые относятся к
компонентам произвольности: [6]
1. умение на основе зрительного восприятия образца самостоятельно
выполнить задание.
2. осознанное подчинение правилу;3. возможность ориентироваться на заданную систему требований;
3. навык внимательного выслушивания говорящего и воспроизведение без
существенных ошибок задания, предлагаемого в устной форме;
Итак, что же такое «готовность к школьному обучению»? Из вышесказанного
выходит, что это сформированная психологическая, физиологическая и
социальная готовность к обучению в школе.
Помимо указанных выше психологических и социальных критериев, хочу
прояснить понятие физиологической готовности к школе.
Физиологическая готовность к школе выражается в состоянии здоровья
детей, достаточном уровне развития основных функциональных систем
организма и соматического здоровья. Оценивают физиологическую
готовность специалисты-медики в соответствии с установленными
критериями. Эти критерии показывают способность дошкольника (будущего
младшего школьника) переносить возрастающие нагрузки, связанные с
появлением систематической учебной деятельности, возросшего
интеллектуального и физического напряжения.