Готовность к школе старших дошкольников

  • Научные работы
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что такое готовность к школе, виды готовности к школе старших дошкольников, критерии определения готовности к школе ребенка 6-7 лет. Возникающие проблемы. Разница в отношении к данной проблеме ведущих педагогов и психологов. Разница в определении готовности к школе ребенка 6-7 лет у зарубежной и отечественной школ.
Иконка файла материала Определение понятия готовность к школе.docx
Определение понятия «готовность к школьному обучению» Критерии и виды готовности к школьному обучению. Поступление в школу влечет за собой смену социальной роли ребенка, изменение социального вектора его развития. Вопрос о готовности дошкольника к обучению в школе широко рассматривался и в отечественной, и в зарубежной психологии. Зарубежная психологическая школа, например, Я. Йирасек, А. Анастази, С. Штрембел, рассматривала этот вопрос в акценте школьной зрелости. Отечественные психологи, например, Л. С. Выготский, Л. Божович , Д. Б. Эльконин, акцентировали теоретическую разработку проблемы. Л.С. Выготский считал, что готовность к школе определяется умением ребенка дифференцировать и обобщать в заданных категориях предметы и явления окружающего мира. [2] Также, по его мнению, переход от дошкольного к младшему школьному возрасту определяется, прежде всего, утратой детской непосредственности. Л. С. Выготский считал, что это следствие начинающейся дифференциации внутренней и внешней жизни. Она становится возможной лишь при возникновении обобщения переживаний ребенка. Желания ребенка, его переживания и выражение желаний, его поведение и деятельность, являются единым целым. При этом переживания быстро проходят, они сиюминутны и недолговечны, существуют лишь как отдельные моменты жизни. В поведении появляется кривляние, капризы, манерничанье. Оно становится нарочитым, искусственным и нелепым, кажется, что он строит из себя шута. В этом возрасте возникает новая структура переживаний, ребенок начинает понимать, что у него есть переживания, он проживает их снова и снова, овладевая новым для себя инструментом. Именно из-за этого возникают основные особенности, характерные для кризиса 6-7 лет, у ребенка возникает, прежде всего, новое отношение к себе и своим переживаниям. Вследствие наступления кризиса 6-7 лет, непосредственность ребенка уходит, уступая место дифференциации внешнего и внутреннего, отсюда и происходят все внешние проявления, которые зачастую родители считают проявлением капризности и дурного характера. Но ребенок таким образом вступает в новый для себя период жизни, у него начинают формироваться первые моменты самосознания вследствие обобщения им своих переживаний и возникновения дифференциации, меняется отношения к среде. Психологу и педагогу возникновение данного кризиса говорит о проявлении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка начинается активное формирование его внутренней социальной позиции. Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем развития важных в учебном плане качеств и общим уровнем психического развития ребенка. Та самая «внутренняя позиция школьника» есть не что иное, как сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе. Социальная подготовка к школе должна включать развитие навыков общения с ровесниками и взрослыми в новых жизненных условиях. Ни в коем случае не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а скорее общий уровень социальной и психологической подготовки к обучению в новом для него качестве.Л. С. Выготский утверждал, что готовность к обучению в школе заключается в первую очередь в уровне развития психических, ориентированных действий, в ясной и развитой мотивации, а не в количественном представлении об окружающем мире. При этом подготовка должна исключать дублирование школьной программы, школьных методов, выравнивать уровень готовности к школе, охранять психическое и соматическое здоровье детей. При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходит смена ведущей деятельности, от игры к учебе. Эта смена определяется основными новообразованиями, которые возникают при переходе от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. [3] Л.И. Божович показывала готовность к школе как комплексную характеристику, включающую необходимый уровень развития познавательных интересов, мыслительной деятельности, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции ребенка. [4] Наиболее важной составляющей частью готовности считала мотивационную составляющую. Она выделяла два типа мотивов: - мотивы, связанные с потребностью в общении; - мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности. Только взаимодополнение этих двух типов создает, по мнению Л.И. Божович, «внутреннюю позицию школьника». [1] Запорожец А.И. тоже указывал на важность мотивации, степени сформированности механизмов волевой регуляции, уровня развития познавательной деятельности и умения анализировать и позиционировал как наиболее верную систему показателей готовности ребенка к школьному обучению. По Я.Л. Коломинскому, одной из важнейших особенностей развития ребенка 6-7 лет является его чувствительность и готовность к усвоению необходимых нравственных норм и правил и к систематизированию обучения доступными по возрасту способами и методами. В связи с этим целенаправленность и систематичность действий педагога дошкольного образования, родителей или руководителя группы подготовки к школе являются важным фактором, благодаря которому ускоряется психическое развитие ребенка. [5] Е. А. Панько и Я.Л. Коломинский показывают нам психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», то есть приемлемое овладение новыми социальными ролями и новыми для него видами деятельности. Развитие произвольности как закономерный результат или даже продолжение отказа от непосредственности, занимает особое место в комплексе психологической готовности к школе. Д. Б. Эльконин с коллегами выделили ряд параметров учебной деятельности, которые относятся к компонентам произвольности: [6] 1. умение на основе зрительного восприятия образца самостоятельно выполнить задание. 2. осознанное подчинение правилу;3. возможность ориентироваться на заданную систему требований; 3. навык внимательного выслушивания говорящего и воспроизведение без существенных ошибок задания, предлагаемого в устной форме; Итак, что же такое «готовность к школьному обучению»? Из вышесказанного выходит, что это сформированная психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе. Помимо указанных выше психологических и социальных критериев, хочу прояснить понятие физиологической готовности к школе. Физиологическая готовность к школе выражается в состоянии здоровья детей, достаточном уровне развития основных функциональных систем организма и соматического здоровья. Оценивают физиологическую готовность специалисты-медики в соответствии с установленными критериями. Эти критерии показывают способность дошкольника (будущего младшего школьника) переносить возрастающие нагрузки, связанные с появлением систематической учебной деятельности, возросшего интеллектуального и физического напряжения.

Посмотрите также