Когда мы выступаем с подготовленной или неподготовленной речью, нам необходимо задуматься о том, насколько подробно мы будем говорить. Вы иногда слышите: «Ты ответил на вопрос слишком кратко»; или «Надо было рассказать подробнее»; или «Ты говорил так сжато, что многие тебя не поняли». Значит, общение было неуспешным. Почему это произошло?
– Рассмотрим примеры ситуаций, когда нам надо говорить подробно или, наоборот, кратко.
Риторика
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Урок 9.
Тема: Говорим подробно, кратко
Цель:
– знакомим детей с тем, что в зависимости от ситуации мы можем говорить подробно или кратко;
– формируем установку на учёт ситуации для определения степени подробности высказывания.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
– Когда мы выступаем с подготовленной или неподготовленной
речью, нам необходимо задуматься о том, насколько подробно мы
будем говорить. Вы иногда слышите: «Ты ответил на вопрос слишком
кратко»; или «Надо было рассказать подробнее»; или «Ты говорил
так сжато, что многие тебя не поняли». Значит, общение было
неуспешным. Почему это произошло?
– Рассмотрим примеры ситуаций, когда нам надо говорить подробно
или, наоборот, кратко.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
© ООО «Баласс», 2013признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
ΙI. Открытие
новых знаний.
58.
Работа в учебнике. 3 4 2 2
Задание
На рис. 1 прохожий записывает твоё объяснение, поэтому ты будешь
говорить подробно, не спеша. На рис. 2 мальчик, вероятно, оставит
краткую записку, например: «Получил пятёрку по математике, ура!»
Задание 56.
В ситуации на рис. 3 можно рассказать о содержании серии кратко, в
частности, если мало времени. А можно более подробно, если твой
товарищ тебя об этом попросит.
Диктор на рис. 4 ограничен временем, и поэтому он кратко
перескажет содержание предыдущих серий.
Задание 59.
Ты должен извиниться за опоздание, объяснить его причину. Поэтому
ты кратко расскажешь ребятам об этой встрече. Если вы не
торопитесь успеть на сеанс и твоих друзей заинтересовала эта
встреча, ты расскажешь о ней подробнее.
Задание 60.
Плутарх и А.П. Чехов говорят о значении краткости речи, а Цицерон
– об умении сказать только то, что нужно, и не говорить лишнего,
неуместного.
© ООО «Баласс», 2013III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
Эти высказывания можно объединить темой: «Значение краткой
речи».
61.
Работа по учебнику. 1 2 2
Задание
Первая реплика младшего брата краткая, вторая – более подробная.
В данной ситуации надо было сразу говорить подробнее.
Задание 62.
В изображённой ситуации на вопрос Кати надо было ответить кратко
– назвать счёт матча.
Задание 63.
Вариант ответа:
– Ваня, мы с тобой должны встретиться в 17 часов у выхода из метро
«Школьная», около театральной кассы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013ΙV. Итог урока.
– Предположим, что экскурсовод рассказывает о
достопримечательностях приезжим в течение трёх часов. Подробно
это будет или кратко?
– А теперь представим себе, что экскурсовод приглашает приезжих
посетить эти памятные места. Его речь будет подробной или
краткой?
– Представьте себе, что вы приглашаете вашего ровесника – дальнего
родственника приехать к вам на каникулы. Подробно или кратко вы
напишете ему о своём доме (квартире, комнате), если хотите, чтобы
он действительно остановился у вас?
– А если твой товарищ живёт неподалеку и скоро придёт к тебе в
гости, будешь ли ты подробно рассказывать о своём доме?
V. Домашнее
задание.
Задание 64.
Учитель предлагает на выбор несколько тем:
∙ достопримечательности нашего города (посёлка);
∙ памятные места нашего города (посёлка) и т.д.;
∙ дом (квартира, комната), в котором я живу и т.д.
© ООО «Баласс», 2013