Грамматическая основа предложения

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Тема урока: Грамматическая основа предложения 2. Класс 5 3. УМК Бунеев Р.М. 4. Тип урока Урок открытия нового знания 5. Технологии Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, РКМЧП и ИКТ 6. Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения1. Тема урока: Грамматическая основа предложения 2. Класс 5 3. УМК Бунеев Р.М. 4. Тип урока Урок открытия нового знания 5. Технологии Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, РКМЧП и ИКТ 6. Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения
Иконка файла материала Урок.doc
Конспект  урока русского языка в 5 классе  в соответствии с требованиями ФГОС 1. Тема урока:     Грамматическая основа предложения 2. Класс               5  3. УМК                Бунеев Р.М. 4. Тип урока        Урок открытия нового знания 5. Технологии     Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, РКМЧП и  ИКТ 6. Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что   ? такое сказуемое? Каковы способы его выражения        7. Цели урока:          содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения;   познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;              деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок общеметодической направленности).   Предметные: • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»; • усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами; • сделать первые шаги по применению  алгоритма при выполнении предложенных заданий; • научиться находить грамматическую основу предложения. Личностные: • формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы; • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. УУД Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные:  проектировать   маршрут   преодоления   затруднений   в   обучении   через   включение   в   новые   виды   деятельности   и   формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения. Содержание учебного материала (СУМ): определение «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание». Единица содержания образования (СО) : способ нахождения подлежащего и сказуемого.Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Подготовительный этап.  I. Организационный  момент. (1­2 минуты) Мотивация к учебной деятельности. Приветствие, проверка готовности к уроку. Высказывание добрых пожеланий.      Организация самопроверки д /з. (Слайд №1) Запись числа и «Классной работы». Цель этапа: включение учащихся  в деятельность на личностно­значимом  уровне «Хочу, потому что могу». ­ Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! ­ Пожелаем удачи друг другу, ведь с малой удачи  начинается большой успех. ­ Давайте подумаем, что нам пригодится для  успешной работы на уроке? II. Актуализация знаний. (4­5 минут)   в затруднений   Цель   этапа:   повторение   изученного   материала, необходимого   для   открытия   нового   знания,   и выявление   индивидуальной деятельности каждого учащегося. Организует   работу     по   повторению,   подводит   итог беседы. Использует ИКТ. ­  Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который   называется   синтаксис.   В   начале   урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, ­ выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы   читаете   данные   на   слайде   утверждения,   в тетрадях ставите номер и слово «ДА» или «НЕТ». Желают удачи соседу по парте. Проводят самопроверку д/з по эталону (упр. 159).  Сколько ошибок? Выставляют баллы в лист  контроля. Делают записи в тетради. Высказываются. Обучающиеся   выполняют   задания,   отвечая   на вопросы. Затем проверяют по эталону. За верный ответ выставляют 1 балл. Отвечают на вопросы: ­ Почему последнее утверждение неверно? Проговаривают   ответ,   опираясь   на   утверждения теста. ­   Чем   является   сочетание   слов   «ПРИШЛИ ГОСТИ»?  Отвечают, вспоминая изученное ранее. Определяют тему урока. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с  заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий  от эталона. (Р) Оценка выполнения д/з:  Выполнено в соответствии с  эталоном (1 недочёт) – 3 балла;   выполнено с небольшим  отклонением (2­3 недочёта) – 2  балла; выполнено с существенным  отклонением – 1 балл. (Р) Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками (К). Выдвижение гипотез и их  обоснование (П). Поиск и выделение информации (П) Подведение под понятие (П) Выражение собственного мнения (К) Аргументация (К) Выполнение пробного учебного  действия, вычленение, что туже  усвоено, а что подлежит усвоению  (Р)Затем проверим. (Слайд 2) Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. (4­5 минут) Цель   этапа:   обсуждение   затруднений   (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). ­ Запись темы урока.  ­ Ведение «Бортового журнала». Заполнение таблицы (слайд 3): ­  Начертите   в   тетради   таблицу.   Заполните   1­ю графу. Можно взять  примеры из упр. 159.  ­   Обсудите   свои   записи   с   соседом   по   парте. Дополните их, если считаете это необходимым. ­ Упр.160 (устно). Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.  (Образец ответа ­ слайд №5) Заполняют таблицу примерами из упражнения. Отвечают на вопросы, записывают ответы в  «Бортовой журнал»:  На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой  частью речи выражается? В каком падеже стоит  подлежащее? Как графически выделяется?  На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой  частью речи выражается? Как графически  выделяется? Почему возникли затруднения при выполнении  упр. 160? Всё ли мы знаем о подлежащем и  сказуемом? Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, чем ещё может выражаться подлежащее и сказуемое?     Самостоятельное выделение  познавательной цели (П)  Формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р) Оценка (Р) Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками (К) Умение строить речевое  высказывание (К) Выражение своих мыслей с  достаточной полнотолй и точностью (К) Учёт разных мнений,  координирование в сотрудничестве  разных позиций (К) IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) ( 7­8 мин.) Проводят самостоятельное наблюдение, делают  выводы. Цель этапа : решение устной задачи и обсуждение  проекта её решения. Организует   учебное   исследование.   Работа   с   флеш­ анимацией «Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?» (Слайд №6):  ­  Будут   ли   у   вас   какие­нибудь   дополнения   к записанному в первую графу? ­ Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 7­8). Что нового вы узнали из этого материала?  ­ Чтение правила на стр.76,77. V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап закрепления знаний и способов действий. (4­5 минут) Анализ с целью выделения общих  признаков, сравнение, подведение  под понятие, построение  логического рассуждения (П) Планирование (Р) Инициативное сотрудничество в  поиске информации (К)Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради.  Организует проговаривание, отслеживает комментарий, организует самоконтроль уч­ся. ­  Заполните 2­ю  графу  таблицы –  запишите  в  неё способы   выражения   подлежащего   и   сказуемого   и предложения,   в   которых   подлежащее   выражено словосочетанием, а сказуемое  – прилагательным  и существительным. (Слайды 7­8). ­   Выполните   упражнение   164,   проговаривая   вслух вопросы к подлежащему и сказуемому. Проговаривают правило в громкой речи;  заполняют 2­ю графу таблицы; комментируют  выполнение упр. 164; самостоятельно  контролируют себя. Выставляют максимально 2 балла за работу. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4­5 минут) Выполняют задание самостоятельно.  Взаимопроверка орфографии (работа в парах). Проверяют  по эталону выделение  грамматической основы. Выставляют максимально 3 балла за работу. Цель этапа: каждый для себя должен сделать  вывод о том, что он уже умеет Организует работу с текстом (слайд 9). ­  Прочитайте   текст.   Определите   его   тему   и основную мысль. Озаглавьте. Спишите, подчеркните грамматические   основы   предложений,   укажите, чем   выражены   подлежащее   и   сказуемое. Охарактеризуйте   последнее   предложение   по   цели высказывания   и   эмоциональной   окраске.   Укажите сложное предложение. Физминутка Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. VII. Включение в систему знаний и повторение. ( 7­8 минут) Извлечение из текста необходимой  информации (П). Выполнение действия по алгоритму  (П) Контроль  (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью  (К) Выбор наиболее эффективных  способов решения задач (П) Выполнение действия по алгоритму  (П) Контроль (Р) Коррекция (Р) Оценка (Р) Волевая регуляция в ситуации  затруднения (Р) Самостоятельное решение задачи  (П)Выполняют задание, предложенное учителем. Упр.166  – используют новые знания с ранее  изученными. Самопроверка выполненной работы. Выставляют максимально 2 балла за работу. Действие по алгоритму (П) Осознанное и произвольное  построение высказывания (П) Контроль (Р) Коррекция (Р) Оценка (Р) Волевая регуляция в ситуации  затруднения (Р) Преобразование модели (П) Цель этапа: включить полученные знания в  систему знаний о правописании гласных в корнях  слов, не подчиняющихся главному правилу написания  безударных гласных в корнях слов. Организует выполнение  задания «Лови ошибку!»,  повторение изученного ранее, включает новый  материал в систему знаний (слайд 10). ­ Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические, но и синтаксические,  связанные с нарушением норм построения  предложений. Помогите ему исправить ошибки.  Запишите отредактированные предложения.  Подчеркните главные члены. ­ Самостоятельное выполнение упр. 166 (слайд  11). VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2­3 минуты) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной  деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса. Организует рефлексию и самооценку учениками  собственной учебной деятельности на уроке. Отвечают на вопросы: 1. Сегодня мы узнали о … 2. Теперь я могу… 3. Я научился… 4. Мне было трудно… 5. Своей работой я … Рефлексия способов и условий  действия (П) Контроль и оценка процесса и  результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности   (Л)  Адекватное понимание причин  успехе/неуспеха в учебной  деятельности (Л) Выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью  (К) Следование в поведении моральным  нормам и этическим требованиям  (Л)Домашнее задание Оценки за урок: Обязательное для всех: выучить  определения с.76,77; рабочая тетрадь с.21,  упр.38. • Домашнее задание ­ максимум 3 балла. • Тест «верные ­ неверные утверждения»  1­2 балла • Самостоятельная работа с текстом   ­  максимум 3 балла. • «Лови ошибку!» ­ 1 балл. • Упр. 166 ­  максимум 2 балла. •  Итого: максимум ­ 10 баллов. Ключ к оценке: • 9­10  баллов ­ оценка  "5"; • 7­8  баллов – оценка  "4"; • 5­6  баллов ­ оценка  "3".Рефлексия 1. Сегодня мы узнали о … 2. Теперь я могу… 3. Я научился… 4. Мне было трудно… 5. Своей работой я …Лист контроля 1. Проверка домашнего упражнения 2. Тест «Верные – неверные утверждения» 3. Работа с текстом 4. «Лови ошибку!» 6. Составление текста (упр. 166)