Грамматические упражнения по лексической теме "Перелетные птицы"
Оценка 5

Грамматические упражнения по лексической теме "Перелетные птицы"

Оценка 5
docx
19.03.2021
Грамматические упражнения по лексической теме "Перелетные птицы"
Грамматические упражнения.docx

Перелётные птицы.  Грамматические упражнения 

(грамматический строй речи).

 

1. «Назови детёныша  птицы»

1 вариант:

грач                  –   грачонок      –          грачата

аист                  -    аистёнок       -           аистята

стриж                -                        -           …  

журавль            -    журавлёнок  -           журавлята

кукушка            -    кукушонок    -           кукушата

лебедь              -            …          -           лебедята

скворец             -    скворчонок   -           скворчата

утка                  —    утенок          -           утята

гусь                  -    гусёнок        -           гусята

 

2 вариант: “У кого кто” с перекидыванием мяча.

У кукушки –      кукушонок
У журавля -       журавлёнок 
У скворца -       скворчонок
У лебедя    -       лебеденок 
У утки       -       утенок 

У аиста      –      аистенок

У дрозда    –      дрозденок

У щегла     –      щеглёнок

У гуся       -             гусёнок

У дрозда    -       дрозденок

 

2. Д/игра “Кто с кем улетает осенью на юг?”

Летят журавли на юг (со своими) ... журавлятами.

Летят утки на юг (со своими) ... утятами.

Летят гуси на юг (со своими) ... гусятами.

Летят аисты на юг (со своими) ... аистятами.

Летят лебеди на юг (со своими) ... лебедятами.

 

3. «Чьи крылья?»

у журавля – журавлиные

у гуся - …

у грача - …

у соловья - …

 

4. Образуй признак (от предметов):

лебедь – лебединая …        соловей — …                      журавль — …    

утка — …                           птица — ….

Стая уток (какая стая?) - утиная,         журавлей - ...,   лебедей - ..., гусей - ...

 

5. Упражнение  «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?

крыло – крылышко              крылья – крылышки          птенец – птенчик

перо – перышко                  голова – головка              шея – шейка    

ноги – ножки                      лапы – лапки                   клюв – клювик 

глаз – глазик                      глаза – глазки,                 птенец – птенчик

хвост – хвостик                   гнездо – гнездышко          кукушка – кукушечка

журавль - журавлик

 

6.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже

 

1 вариант:

он  грач –              они грачи             -                       много грачей

он  стриж –            они …                   -                       много …

он  аист –               они …                   -                       много  аистов

он скворец             они…                    -                      много…

она ласточка –        они  ласточки        -                       много  … ласточек

она кукушка –        они  …                  -                       много  … кукушек

 

2 вариант:  “Один - много” с перекидыванием мяча.

Кукушка – кукушки,         журавль - журавли,             скворец - скворцы,

соловей - соловьи,            жаворонок – жаворонки,      лебедь - лебеди, 
утка - утки,                      ласточка – ласточки,           дрозд - дрозды,

аист – аисты                                        цапля – цапли,                    грач - грачи

 

3 вариант

Одна птица, а много…  (птиц).                     Один птенец, а много (птенцов).

Одно гнездо, а много (гнёзд).                     Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей).                Одна утка, а много…(уток).

Один жаворонок, а много… (жаворонков).    Один гусь, а много…(гусей).

Один скворец, а много… (скворцов).

(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).

 

4 вариант

лебедь – лебеди               скворечник — …         птица — …           грач — … журавль — …                    соловей — …              перо – …             аист — … клюв — …

 

5 вариант «Кого много в лесу?» (словоизменение)
В лесу много 
скворцов 

(ласточка, соловей, аист, грач, журавль, жаворонок,  кукушка)

 

7. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

лебедь – нет лебедя           скворечник — …         птица — …         грач — … журавль — …                     соловей — …              перо – …           аист — … клюв — …

 

8. Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

1 вариант:

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

(аист, грач, журавль)

 

2вариант: Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Посчитайте с ребенком до 5:

Один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.

1 грач, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
одна утка, две…, три…, четыре…, пять…

Один гусь, два…, три…, четыре…, пять…

 

3 вариант: Д/игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 2, 5)

Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько птиц улетело? » Ответь полным предложением.

Образец:   Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.

Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей.  

 

4 вариант «Один – два - пять» (игра с мячом)

Одна ласточка, две ласточки, пять…

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица, две птицы, пять птиц.

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

 

9.«Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):

Птица улетает, а птицы ... (улетаЮТ)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

 

10. «Гнездо и птица» (изображение гнезда и птицы)

– Что это? (Гнездо).

– А это? (Птица).

– Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде).

– Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).

– Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда).

 

11. «Из двух – одно» Образование сложных прилагательных.

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся, у него длинная шея. Значит, какой гусь?  (Длинношеей.)

Если у утки, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

......у нее лапы с перепонками. Значит они.... (Перепончатые)

Если у грача, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.


 

Перелётные птицы . Грамматические упражнения (грамматический строй речи)

Перелётные птицы . Грамматические упражнения (грамматический строй речи)

Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже 1 вариант: он грач – они грачи - много грачей он стриж –…

Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже 1 вариант: он грач – они грачи - много грачей он стриж –…

Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже): 1 вариант:

Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже): 1 вариант:

Если у аиста красный клюв – красноклювый

Если у аиста красный клюв – красноклювый
Скачать файл